Презентация на тему: Архитектура России II половины XIX века (эклектика)

Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
1/81
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 49)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (28728 Кб)
1

Первый слайд презентации

Архитектура России II половины XIX века (эклектика)

Изображение слайда
2

Слайд 2

Исторические события В середине XIX в. Россия пережила сильные потрясения Поражение в Крымской войне 1853-1856 гг Смерть Николая I Отмена крепостного права и другие реформы Александра II => потребность в переменах

Изображение слайда
3

Слайд 3

Новые типы зданий Доходные дома Банки Конторские постройки Пассажи (универсальные магазины)

Изображение слайда
4

Слайд 4

Доходные дома Пик строительства – вторая половина XIX века Нередко занимали целые кварталы Существовали дома и квартиры для жильцов практически всех классов и уровней достатка

Изображение слайда
5

Слайд 5

Доходные дома Корпус доходного дома занимал всю доступную на участке землю, сада нет (экономия) украшался обычно только уличный фасад здания, куда выходили окна дорогих квартир Доходный дом Н. Б. Юсупова 1886 г. - арх. Х. И. Грейфан

Изображение слайда
6

Слайд 6

Доходные дома в Москве В 1875 г. Троице-Сергиева лавра воздвигнула первый пятиэтажный доходный дом с башенкой, долгое время остававшийся самым большим гражданским зданием Москвы. К началу XX столетия в Москве 5-8 этажных доходных домов насчитывалось около 800. 1874-1876, арх. П.П.Скоморошенко Ул.Ильинка, 5

Изображение слайда
7

Слайд 7

Пассажи (торговые дома) Пассаж на Невском пр. 1846-1848 гг. - арх. Р. А.Желязевич

Изображение слайда
8

Слайд 8

Прототипом здания послужила Голицинская галерея в Москве. На первом этаже Пассажа были размещены склады, на втором –помещения для торговых заведений, на третьем – жилые помещения.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Здание представляло собой длинную крытую улицу – галерею протяженностью около 180 метров, освещенную верхним светом через стеклянные фонари, устроенные в кровле. Это был первый в Петербурге пример столь протяженного светового покрытия.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Фасады «Пассажа», выходящие на Невский проспект, Желязевич скомпоновал в приемах итальянского ренессанса. Но эти фасады не сохранились: при перестройке «Пассажа», осуществленной в 1899 – 1900 годах по заказу тогдашней его владелицы, княгини Н.А.Барятинской архитектором С.С.Козловым, здание было надстроено, а фасады переделаны. Тогда же в первом и втором этажах появились большие стеклянные витрины.

Изображение слайда
11

Слайд 11

В революцию "Пассаж" закрыли, а в 1904 году театральный зал «Пассажа» сняла В.Ф.Комиссаржевская. Ее драматический театр давал здесь спектакли в течение двух сезонов, а в 1906 году переехал на Офицерскую ул.( Ул.Декабристов).

Изображение слайда
12

Слайд 12

Банки Русский для внешней торговли банк, Пб 1871-1888 гг. архитектор Шретер В.А. Большая Морская ул., 32

Изображение слайда
13

Слайд 13

Конторские постройки Дом Общества для заклада движимых имуществ - Здание ломбарда. 1853 г., арх. Желязевич Р. А

Изображение слайда
14

Слайд 14

Особняки Особняк А. В. Каншина, 1868 г., арх. Винтергальтер Г. И.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Экле́ктика ( эклектизм, историзм ) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1850-е-1890-е гг. Использование элементов архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль, индо-сарацинский стиль) называют эклектикой. Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Неоренессанс Дворец великого князя Владимира Александровича, архитектор Резанов

Изображение слайда
17

Слайд 17

Дворец Белосельских-Белозерских, архитектор Штакеншнейдер необарокко

Изображение слайда
18

Слайд 18

Неоготика Ласточкино гнездо 1911-1912, Л.В.Шервуд

Изображение слайда
19

Слайд 19

Новопетергофский вокзал 1855-1857, Н.Л.Бенуа

Изображение слайда
20

Слайд 20

Церковь во имя св. Александра Невского, 1831-1834 гг, К.Ф.Шинкель

Изображение слайда
21

Слайд 21

Белая башня 1821-1827 гг, арх А.А. Менелас

Изображение слайда
22

Слайд 22

Дворец строился с 1830 по 1848 гг., как летняя резиденция видного государственного деятеля России, генерал-губернатора Новороссийского края графа М. С. Воронцова. Дворец был построен по проекту английского архитектора Эдварда Блора. Неомавританский стиль

Изображение слайда
23

Слайд 23

Северный фасад дворца Воронцовых в Крыму

Изображение слайда
24

Слайд 24

Особня́к Арсе́ния Моро́зова (ныне Дом приёмов Правительства РФ ; с 1959 года до конца 1990-х — Дом дружбы с народами зарубежных стран ) — особняк в центре Москвы, на улице Воздвиженке (дом №16), построенный в 1895 — 1896 годах архитектором Виктором Мазыриным.

Изображение слайда
25

Слайд 25

Русско-византийский стиль Во время царствования Николая I (30-50 гг) в архитектурных кругах появилось сомнение в современности классицизма и соответствии его русским художественным традициям, обычаям и условиям жизни. Возникшее в это время идеологическое течение - так называемое славянофильство, объявившее Древнюю Русь истинной носительницей национальной самобытности и наследницей Византии, поддержало теорию "официальной народности" и насаждавшийся сверху, в противовес классицизму, русско-византийский стиль, идеологом которого стал архитектор К. А. Тон. Зачатки этого направления в архитектуре появились в двух произведениях архитектора-классициста В. П. Стасова: в церкви Александра Невского в русской колонии в Потсдаме (близ Берлина) и в Десятинной церкви в Киеве.

Изображение слайда
26

Слайд 26

Формальная сущность русско-византийского стиля заключалась в использовании архитектурных образов и форм средневекового культового русского зодчества в эклектическом сочетании их с элементами византийской архитектуры. Обычно это были крестообразные в плане церкви с большим центральным куполом на четырех внутренних опорах и колокольнями с малыми куполами на углах здания. Этот прием позволял удовлетворять требованию Синода об обязательности пятиглавия. К.А. Тон, обосновывая свои проекты, писал, что " стиль Византийский, сроднившийся с давних времен с элементами нашей народности, образовал церковную нашу архитектуру".

Изображение слайда
27

Слайд 27

Неовизантийский стиль Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца. Построен в 1913 году архитектором Василием Косяковым

Изображение слайда
28

Слайд 28

Архитектор К. А. Тон в своих проектах церквей, из которых самым значительным был храм Христа Спасителя в Москве, шел по пути, проложенному В. П. Стасовым и им же оставленному. Этот храм явился завершением драматической истории с созданием храма-памятника славы русского народа и его героических войск, спасших Родину от наполеоновского нашествия в 1812 г. Первоначально храм этот был заложен на Воробьевых горах по проекту архитектора А. Л. Витберга, но достроен не был. Произведение же К. А. Тона, созданное близ Кремля на левом берегу Москвы-реки, служило средством прославления самодержавия и его незыблемости.

Изображение слайда
29

Слайд 29

Кафедра́льный Собо́рный храм Христа́ Спаси́теля (собор Рождества Христова) в Москве, архитектор К. Тон, храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. 5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1994-1997 гг.

Изображение слайда
30

Слайд 30

Храм в 1881 г. Внутренний вид храма(1883 г.)

Изображение слайда
31

Слайд 31

Фрагменты первого Храма, сохранившиеся в Донском монастыре.

Изображение слайда
32

Слайд 32

В светском зодчестве русско-византийский стиль проявился мало, хотя архитектор К. А. Тон и попытался его использовать в Большом Кремлевском дворце (1839- 1849 гг.). Он отличается очень высоким техническим уровнем строительства, а также качеством отделочных материалов и работ. В архитектуре его фасадов К. А. Тон воспроизвел черты русско-византийского стиля, использовав для этого некоторые формы соседнего Теремного дворца (XVII в.), в частности обрамления его окон, многократно повторив их в сильно увеличенных размерах. В огромном дворце торжественные залы разных стилевых характеристик названы именами святых покровителей российских орденов: Георгиевский, Владимирский, Андреевский, Александровский и др. Это должно было символизировать незыблемость императорской власти, в то время как грандиозный дворец олицетворял величие Российской империи.

Изображение слайда
33

Слайд 33

Большой Кремлевский дворец (1839- 1849 гг.)

Изображение слайда
34

Слайд 34

Большой Кремлевский дворец (1839- 1849 гг.)

Изображение слайда
35

Слайд 35

Большой Кремлевский дворец отличается очень высоким техническим уровнем строительства, а также качеством отделочных материалов и работ. В архитектуре его фасадов К. А. Тон воспроизвел черты русско-византийского стиля, использовав для этого некоторые формы соседнего Теремного дворца (XVII в.), в частности обрамления его окон, многократно повторив их в сильно увеличенных размерах. В огромном дворце торжественные залы разных стилевых характеристик названы именами святых покровителей российских орденов: Георгиевский, Владимирский, Андреевский, Александровский и др. Это должно было символизировать незыблемость императорской власти, в то время как грандиозный дворец олицетворял величие Российской империи.

Изображение слайда
36

Слайд 36

Георгиевский зал.

Изображение слайда
37

Слайд 37

Андреевский парадный зал один из парадных (тронный) зал Большого Кремлёвского дворца в Московском Кремле. Назван в честь ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Десять золоченых пилонов зала и позолоченные двери украшают цепи и кресты из символики ордена ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Над окнами располагаются гербы титулярных земель, входивших в состав Российской империи. В конце зала находится престол, представляющий собой реплику трёх тронов — императора Николая II, императрицы Александры Фёдоровны и вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, и сени с горностаевым подлогом. Подлинные троны и сень хранятся в Оружейной палате. Над престолом расположено лучащееся Всевидящее око из золота.

Изображение слайда
38

Слайд 38

Андреевский парадный зал

Изображение слайда
39

Слайд 39

Изображение слайда
40

Слайд 40

Здание возведено в 1843—1851 годах по проекту архитектора К. А. Тона, при участии Р. А. Желязевича, является «близнецом» построенного им же Николаевского вокзала в 1844—1849 в Москве. Московский вокзал

Изображение слайда
41

Слайд 41

Следуя художественным вкусам 1840-1850-х годов, К. А. Тон решил фасады вокзала в формах ренессанса. Его прототипом послужили ратуши западноевропейских городов. В композицию включена высокая башня, центрирующая фасад, указывающая на местоположение главного входа и в то же время являющаяся часовой башней.

Изображение слайда
42

Слайд 42

Изображение слайда
43

Слайд 43

Стилизаторство. Ретроспективизм. Эклектика. Лозунги эпохи

Изображение слайда
44

Слайд 44

Стилизаторство.Ретроспективизм.Эклектика готический ансамбль усадьбы Марфино, арх. М.Д. Быковский лютеранской церкви св. Петра в стиле английской готики, арх.А.П.Брюллов Дворец Белосельских-Белозерских стиле нового барокко, арх. А. И. Штакеншнейдер

Изображение слайда
45

Слайд 45

Неорусский (псевдорусский) стиль Важные идеи того времени – ИСТОРИЗМ и ПАТРИОТИЗМ В архитектуре: - Черты древнерусского зодчества - Орнаменты, заимствованные из народной вышивки или воспроизводящие резьбу по дереву доходный дом Н. Н. Никонова, 1894, Пб

Изображение слайда
46

Слайд 46

Неорусский (псевдопрусский) стиль возник под влиянием романтизма и славянофильства, для него были характерны постройки, использующие произвольно истолкованные мотивы древнерусской архитектуры. В рамках данного направления были возведены многие постройки Алексея Гороностаева. Неорусский (Псевдорусский) стиль Православный Успенский собор в Хельсинки

Изображение слайда
47

Слайд 47

Псевдорусский стиль Погодинская изба.1856 г. арх. Н. В. Никитин Историческое здание на Девичьем поле в Москве, деревянный сруб, построенный в традициях русского народного деревянного зодчества для историка и коллекционера М. П. Погодина.

Изображение слайда
48

Слайд 48

В начале 1870-х гг. под воздействием народнических идей, охвативших широкие слои демократически настроенной интеллигенции, особенно молодежи, возник новый демократический вариант псевдорусского стиля, который сводился к обильному декорированию зданий узорами, типичных для русского народного зодчества, прежде всего, вышивки и резьбы по дереву. Идеологические основы народничества обусловили резкую критику западного ретроспективизма и пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI—XVII вв. Одними из самых ярких представителей псевдорусского стиля 1870-х гг. стали Иван Ропет («Терем» в Абрамцеве под Москвой, 1873 г.) и Виктор Гартман (типография Мамонтова, ныне № 16 Главполиграфпрома в Москве, 1872 г.).

Изображение слайда
49

Слайд 49

Иван Ропет («Терем» в Абрамцеве под Москвой, 1873 г.)

Изображение слайда
50

Слайд 50

Громкой работой Ропета (он победил в конкурсе архитекторов в 1877 году) стал резной деревянный дворец в виде терема XVII века для российского павильона на Всемирной выставке в Париже. У российского павильона, отмечали французские газеты, больше всего посетителей, и это неудивительно: такой красоты еще здесь не видали.

Изображение слайда
51

Слайд 51

Виктор Гартман (типография Мамонтова, ныне № 16 Главполиграфпрома в Москве, 1872 г.). Это направление (известное также как «ропетовщина» ), активно пропагандировавшееся известным художественным критиком того времени, Владимиром Стасовым, распространилось вначале в архитектуре деревянных выставочных павильонов и небольших городских домов, а затем в монументальном каменном зодчестве.

Изображение слайда
52

Слайд 52

БАСИНА ДОМ (пл. Островского, 5), пам. архитектуры неорус. стиля", доходный дом арх. Н. П. Басина (сооружен по его проекту в 1878-79). Дом, окружённый зданиями в стиле ампир, будто является вызовом зодчего архитектору Росси, который задолго до него украсил площадь зданиями в духе прошлой эпохи. Дом Басина словно стремится выбиться из общего ряда и громко заявить о себе при помощи ярких украшений на фасадах дома — рельефных изображений петухов, словно сошедших со стен русских теремов и другим декоративным элементам.

Изображение слайда
53

Слайд 53

На откровенную «русскость» в отделке также намекают различные детали: кокошники, столбики-кубышки, лепнина, напоминающая резьбу по дереву или традиционную вышивку на скатертях в барском деревенском доме.

Изображение слайда
54

Слайд 54

По случаю возникновения в городе этого дома сложилась интересная петербургская легенда, связанная с именем императора Александра III. Якобы, увидев по завершении строительства шедевр Басина, царь решил продолжить возрождение национальных традиций, и отрастил бороду, а вслед за этим переодел армию в шаровары и высокие сапоги. На самом ли деле именно это событие послужило резоном для царского указа, мы судить не берёмся, однако сама история заслуживает внимания хотя бы потому, что в ней в очередной раз подчеркивается любовь императора к Родине и его стремление сохранить национальный колорит, не в угоду аристократии, которая стремилась европеизировать страну. Когда в 1879 году дом был построен, в него заселились зажиточные купцы и люди с прочным финансовым положением. После революции в доме неоднократно сменялись жильцы, впрочем, как и история за его окнами. Сейчас здесь живут представители интеллигенции: работники театра, режиссёры и артисты.

Изображение слайда
55

Слайд 55

К началу 1880-х гг. «ропетовщину» сменило новое официальное направление псевдорусского стиля, почти буквально копировавшее декоративные мотивы русской архитектуры XVII в. Здания строились, как правило, из кирпича или белого камня, стали обильно декорироваться в традициях русского народного зодчества. Для этой архитектуры характерны «пузатые» колонны, низкие сводчатые потолки, узкие окна-бойницы, теремообразные крыши, фрески с растительными орнаментами, использование многоцветных изразцов и массивной ковки.

Изображение слайда
56

Слайд 56

ГУМ («Верхние торговые ряды») — пример псевдорусского стиля конца XIX в.

Изображение слайда
57

Слайд 57

Шестнадцать отдельных зданий с застекленными улицами между ними, аркадами-галереями. Большой центральный терем с парадным входом, воротами и башенками. Новое здание на Красной площади вышло торжественным и гармонично вписалось в исторический ландшафт. Верхние торговые ряды стали самым большим пассажем в Европе — по длине галерей и площади «стеклянного неба». «Верхние торговые ряды»: «Город в городе» архитектора Александра Померанцева. Над входами в ГУМ размещались иконы с особо почитаемыми святыми: образами Николая Чудотворца, Спаса Нерукотворного, Ильи-Пророка, Сергия Радонежского.

Изображение слайда
58

Слайд 58

Государственный Исторический музей ( Исторический музей ); до 1917 года Императорский Российский Исторический музей имени Императора Александра III, арх. Шервуд В.О.,1875-1881

Изображение слайда
59

Слайд 59

Д.Н.Чичагов. Городская дума. 1892

Изображение слайда
60

Слайд 60

Н.И.Поздеев. Дом Игумнова.1893

Изображение слайда
61

Слайд 61

Фарфоровые изразцы на фасаде здания Н.И.Поздеев. Дом Игумнова.1893

Изображение слайда
62

Слайд 62

А.А.Парланд. Храм Воскресения Христова. Спас - на -Крови.1883-1907. Храм-памятник.

Изображение слайда
63

Слайд 63

Собо́р Воскресе́ния Христо́ва на Крови́ Архитектор Парланд А.А. 1883-1907

Изображение слайда
64

Слайд 64

Сообор сооружён в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России. Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры. Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года.

Изображение слайда
65

Слайд 65

Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков. С внешней стороны на храме сделаны надписи, где подчёркиваются достижения России в период правления Александра II. В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

Изображение слайда
66

Слайд 66

Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7065 квадратных метров. Мозаика создавалась в мастерской В. А. Фролова по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как В. М. Васнецов, Ф. С. Журавлёв, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.

Изображение слайда
67

Слайд 67

Идея украсить храм мозаикой родилась не сразу. В начале Парланд планировал доверить роспись стен художникам. Но вспомнился печальный опыт сооружения Исаакиевского собора. В нем часть живописи начала портиться еще до окончания строительства. И вот, спустя 11 лет после закладки Спаса, в 1894 году по авторским эскизам русских художников стали набирать мозаику, а затем переносить её на стены храма. По сравнению с росписями, мозаика более дорогой, но и более долговечный вид искусства. Как показала история, применение таких прочных материалов, как мозаика и камень, помогло храму выдержать тяжелые годы испытаний.

Изображение слайда
68

Слайд 68

На создание храмовой мозаики ушло 12 лет. Над ней трудились 40 мозаичистов, а её эскизы создавали 32 русских художника. Среди них такие громкие имена, как Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин, Василий Беляев, Николай Харламов. Мастера принадлежали к разным школам живописи и творили в разных стилях. Часть мозаик была выполнена в традиции академизма – это работы по эскизам Рябушкина, Кошелева, Бодаревского. Художники Васнецов и Харламов работали в стиле византийской иконописи. Стиля модерн придерживались Нестеров и Беляев. Несколько мозаичных орнаментов выполнил сам Парланд. В технике русской мозаики были задуманы и расположенные на фасаде гербы русских городов и уездов. Гербы стали данью благодарности жителям России, передавшим на возведения храма свои личные сбережения.

Изображение слайда
69

Слайд 69

Изображение слайда
70

Слайд 70

Скульптура 2 половины XIX века Характерно: - Сюжетность - Историческая и бытовая правдоподобность - Большое количество деталей, подробностей - Станковая жанровая скульптура, обратившаяся к крестьянской теме

Изображение слайда
71

Слайд 71

Марк Антокольский «Иван Грозный», 1875 Скульптура Ионна Грозного выполнена с необычным вниманием к малейшим деталям. Скульптор изобразил Грозного в момент предельного эмоционального напряжения, внутренней борьбы. Это настроение передают и склоненная голова, и суровое лицо, испещрённое морщинами, и пронизывающий, упорный взгляд. Общему состоянию отвечают и судорожное движение пальцев правой руки, сжимающей подлокотник кресла, и даже резко выдвинутая вперед нога с острым носком сапога. Тяжёлая книга, соскальзывающая с правого колена царя, создает убедительное ощущение неустойчивости. Левая же часть фигуры, наоборот, статична. Почти бессильно повисла рука Грозного, перебирающая чётки, а крупные складки собольей шубы усиливают ощущение тяжёлой скованности. Рядом с троном вонзившийся острием в пол жезл − символ власти и непреклонной воли. Необычны для скульптуры того времени сложность и противоречивость внутреннего состояния образа, в котором переданы и суровость власти и слабость старого человека. За время своего правления царю пришлось совершить множество ошибок, отчего тот испытывает тягчайшие душёвные муки.

Изображение слайда
72

Слайд 72

М.М.Антокольский Мефистофель.1883 Нестор-летописец.1890

Изображение слайда
73

Слайд 73

Изображение слайда
74

Слайд 74

Памятник «Тысячелетие России»  — монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 г. в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Авторами проекта памятника являются скульпторы М. Микешин, И. Шредер и архитектор В. Гартман.

Изображение слайда
75

Слайд 75

Высота монумента - 15,7 м, диаметр постамента — 9 м. Он имеет форму колокола (или «шапки Мономаха»). Всего изображено 129 фигур. Скульптурные изображения делятся на три уровня.

Изображение слайда
76

Слайд 76

Средняя часть - шесть скульптурных групп, символизирующих различные периоды истории Русского государства: - призвание варягов на Русь (862г) - крещение Руси - начало изгнания татар - образование единой Руси - начало династии Романовых - образование Российской империи (1721 год).

Изображение слайда
77

Слайд 77

В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических деятелей. Фриз делится на четыре раздела: «Военные люди и герои» «Просветители» «Государственные люди» «Писатели и художники»

Изображение слайда
78

Слайд 78

Венчает монумент фигура стоящей на коленях перед ангелом женщины, олицетворяющей Россию

Изображение слайда
79

Слайд 79

А.М.Опекушин. Памятник Александру Сергеевичу Пушкину. 1880 г., бронза Высота памятника вместе с фигурой составила около 11 м. Пьедестал – изящные ступени, чуть идущий вверх цоколь, 18 низких гранитных тумб вокруг основания памятника с бронзовым венком на каждой, а между ними – гирлянды литых лавровых листьев.

Изображение слайда
80

Слайд 80

Р.Р.Бах.Памятник Пушкину-лицеисту в ЦарскомСеле.1900

Изображение слайда
81

Последний слайд презентации: Архитектура России II половины XIX века (эклектика)

В.А.Беклемишев. Деревенская любовь М.А.Чижов. Крестьянин в беде.

Изображение слайда