Презентация на тему: АРХЕОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИСТОРИИ

Реклама. Продолжение ниже
АРХЕОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИСТОРИИ
Место археологии в системе наук
Зарождение археологии как науки (по Глину Дэниэлу )
Направления в истории археологии
Дидактическое направление
Популяризаторство археологии
История идей
Археология как иллюстратор социальной истории и истории классов
Археология в контексте господствующих общекультурных парадигм
«История школ»
Археология и общество: этапы взаимодействия
«Народная археология»
«Народная археология»
«Народная археология»: примеры интерпретаций
«Громовые камни»
«Домики фей»
«Вавилоны», «Девичьи пляски», «Троянские городки» и т.д.
« Следовики »
«Пропавшие города»
«Самородные горшки»
Благодарю за внимание!
1/21
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 46)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2588 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: АРХЕОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИСТОРИИ

Григорий Петрович Головчанский

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2: Место археологии в системе наук

Археология – естественнонаучная дисциплина? Археология – искусствоведческая дисциплина? Археология – историческая дисциплина? Археология – источниковедческая дисциплина?

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3: Зарождение археологии как науки (по Глину Дэниэлу )

Классическая основа Антикварии и геологи Рождение археологии - середина-вторая половина XIX в.: эволюционизм в биологии и геологии (Дарвин и Лайелл ) Становление археологии – каменный век, классификации, мировые открытыия Мировая археология (первая половина ХХ в.) Послевоенное время.

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4: Направления в истории археологии

По Л.Клейну (Россия) Дидактические истории – описательные историографические обзоры. Сенсационные истории – популяризация археологии Истории археологических идей Социальные истории – определение этапов в развитии археологии с классовых позиций Культурные истории – определение места археологии в сети культурных интересов общества История школ Про Брюсу Триггеру (Канада) Дидактические (ранние) истории Популярные истории Интеллектуальные истории Социальные истории Постмодернистские истории

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5: Дидактическое направление

Главная задача – передача знаний. Швейцария, 1861. Шарь Адольф Морло, «Общие взгляды на археологию». Германия, 1880. Карл Штарк. «Систематика и история археологии искусства» 1913, Генрих Булле, Бруно Зауэр. «История археологии ». 1960. Герберт Кюн. «История исследований по преисторической археологии». 1963. Ганс Кайзер. «Малая история археологии».

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6: Популяризаторство археологии

70-80-е гг. XIX в. Генрих Шлиман. « Илион : город и страна троянцев», «Микены» и т.д. Начало ХХ в.: А.Михаэлис. «Художественно-археологические открытия за сто лет» (1906, 1913); Середина – вторая половина ХХ в.: К.Керам (Курт Марек). «Боги, гробницы, ученые» (1951); З.Косидовский. «Когда солнце было богом» (1968). В.Ларичев. «Охотники за мамонтами» и др.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
7

Слайд 7: История идей

Стейв Кэссон. «Прогресс археологии» (1934) и «Открытие человека» (1939) Глин Дэниэл. «Три века» (1942), «Сто пятьдесят лет археологии» (1975); «Короткая история археологии» (1975) Л.Клейн. «История археологической мысли» (2005)

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: Археология как иллюстратор социальной истории и истории классов

Археология в контексте марксисткой концепции истории ( раннесоветская школа: Равдоникас, Худяков; позднесоветская – Генинг, Пряхин) Феодально-помещичья археология Буржуазная археология «Пролетарская археология» Археология в контексте господствующих социальных отношений ( Р.Сильверберг, Нил Сильберман и др.)

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9: Археология в контексте господствующих общекультурных парадигм

Анализ отношения общества к археологической науке и открытиям: А.Формозов. «Очерки истории российской археологии» (1961) А.Шнапп. «Открытие прошлого. Происхождение археологии» (1993)

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10: История школ»

Развитие археологии – конкуренция школ и борьба направлений ( Л.С.Клейн )

Изображение слайда
1/1
11

Слайд 11: Археология и общество: этапы взаимодействия

«Мифологический период»: археологический артефакт в системе мифологического мировоззрения «Религиозный период»: археологический артефакт как свидетельство религиозной истории «Научный» период: археологический артефакт как таковой; археологический артефакт как исторический источник « Внеконцептуальный подход » (характерен для всех этапов): археологический артефакт как материальная ценность « Контрнаучный подход»: археологический артефакт как имитация реальности прошлого

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12: Народная археология»

По Л.Клейну : «Народная археология» – попытки народного объяснения природы археологических артефактов. Процесс вписывания археологического артефакта в религиозно-мифологическую картину мира. Зарождается задолго до появления научных дисциплин (в том числе истории и археологии) Существует до настоящего момента. ХХ – начал XXI вв. – реинкарнация «народной археологии» как реакция на бурное развитие науки в рамках развития лженаучных направлений

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13: Народная археология»

По Л.Клейну : «Народная археология» – попытки народного объяснения природы археологических артефактов. Процесс вписывания археологического артефакта в религиозно-мифологическую картину мира. Ненанаучность (« донаучность ») в древности и псевдонаучность (лженаучность) ныне; Объяснение (вписывание) любого явления в рамках (в рамки) традиционного религиозно-мифологического представления о мире и месте человека в этом мире Не привязана к какому-то конкретному периоду существования человечества; характерно для любого уровня развития культуры человеческого общества, но занимает разное положение в системе ценностей общества в разные эпохи

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14: Народная археология»: примеры интерпретаций

«Громовые камни» «Домики фей» «Заколдованные клады» «Вавилоны» « Следовики » Невидимые города «Самородные горшки» «Волшебные монеты» («Ивановы головки») Кости гигантов, петроглифы, круги фей, бронзовые треножники и сосуды и т.д.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15: Громовые камни»

«Громовые стрелы» и «Громовые топоры»: Связь с молнией и богами войны/огня Фигурирую во всей Е вразии

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
16

Слайд 16: Домики фей»

Дольмены, менгиры, кромлехи, круглые ограды («Стоунхендж») «Могилы предков» «Дома сарацинов » (Французы); «Дома мавров» (Португальцы); дома фей и великанов (Западная Европа); «богатырские хатки», « дидовы хатки» (Украина), «места силы» (неоязычество)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/5
17

Слайд 17: Вавилоны», «Девичьи пляски», «Троянские городки» и т.д

Лабиринты из камней, относящиеся к неолиту

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
18

Слайд 18: Следовики »

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
19

Слайд 19: Пропавшие города»

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
20

Слайд 20: Самородные горшки»

«На полях деревни Нохов, лежащей около города Срема в познанском епископстве… роядтся под землей сами себе и единственно силой природы без какого-нибудь участия человека сосуды всякого рода… Они тонкие и рыхлые, пока находятся под землей в родном гнезде, зато становятся крепкими, будучи вынуты из земли». Ян Долгуш. «Польская история» (XV в.)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
21

Последний слайд презентации: АРХЕОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИСТОРИИ: Благодарю за внимание!

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже