Презентация на тему: М. М. Антокольский, А. М. Опекушин

М. М. Антокольский, А. М. Опекушин
Марк Матвеевич Антокольский
М. М. Антокольский, А. М. Опекушин
М. М. Антокольский, А. М. Опекушин
М. М. Антокольский, А. М. Опекушин
М. М. Антокольский, А. М. Опекушин
М. М. Антокольский, А. М. Опекушин
М. М. Антокольский, А. М. Опекушин
М. М. Антокольский, А. М. Опекушин
М. М. Антокольский, А. М. Опекушин
При всем различии характеров в героях произведений Антокольского есть нечто общее – это стремление к истине и утверждение ее, подчас ценою собственной жизни.
М. М. Антокольский, А. М. Опекушин
М. М. Антокольский, А. М. Опекушин
М. М. Антокольский, А. М. Опекушин
М. М. Антокольский, А. М. Опекушин
М. М. Антокольский, А. М. Опекушин
Александр Михайлович Опекушин
М. М. Антокольский, А. М. Опекушин
М. М. Антокольский, А. М. Опекушин
М. М. Антокольский, А. М. Опекушин
М. М. Антокольский, А. М. Опекушин
М. М. Антокольский, А. М. Опекушин
М. М. Антокольский, А. М. Опекушин
М. М. Антокольский, А. М. Опекушин
М. М. Антокольский, А. М. Опекушин
М. М. Антокольский, А. М. Опекушин
М. М. Антокольский, А. М. Опекушин
М. М. Антокольский, А. М. Опекушин
1/28
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 7)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (3407 Кб)
1

Первый слайд презентации: М. М. Антокольский, А. М. Опекушин

Изображение слайда
2

Слайд 2: Марк Матвеевич Антокольский

Выдающийся скульптор М.М. Антокольский (настоящее имя – Мордух Матысович ) родился 21 октября (2 ноября) 1843 года в Вильно (Вильнюс) в бедной еврейской семье. Его фамилия происходит от названия пригорода Антоколь ( Antakalnis, ныне один из районов города). Марк был младшим, седьмым ребенком в семье. Его родители содержали в Вильне небольшой трактир, но были людьми небогатыми и очень религиозными.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Ещё мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог – на столе, на стенах, хотя его никто не обучал рисованию. Вскоре он начал лепить фигурки людей и животных из глины. Ночами, вместо отдыха после изнурительной работы в трактире, где он помогал отцу, тайком от окружающих мальчик отдавался любимому занятию – лепил или вырезал небольшие фигурки из дерева. Случайно увидев репродукцию картины Ван Дейка "Христос и Богоматерь", Марк повторил ее, вырезав фигуры из дерева. Его работа стала известна в городе. О талантливом подмастерье узнала жена виленского генерал-губернатора Владимира Ивановича Назимова – А.А. Назимова, известная покровительница искусств. Ей удалось добиться согласия родителей Антокольского на переезд сына в Петербург. По ходатайству А.А. Назимовой свои работы из дерева и кости юноша показал профессору Петербургской Академии художеств Н.С. Пименову. Они понравились, и с 1862 года Антокольскому было дозволено посещать вольнослушателем скульптурный класс. При этом его обязали заниматься рисунком, так как художественная подготовка провинциала была крайне слабой.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Формированию мировоззрения молодого скульптора, его художественных взглядов способствовали встречи с талантливыми и образованными людьми: К.А. Савицким, В.М. Васнецовым, И.И. Шишкиным, А.Н. Серовым, М.П. Мусоргским. Он стал другом И.Е. Репина, близко сошелся с членами Артели художников, возглавляемой И.Н. Крамским. Чрезвычайно важным стало для Антокольского личное знакомство с В.В. Стасовым  в 1869 году. В течение всей своей творческой жизни скульптор ощущал его доброту, чуткость и неизменную поддержку. Учился Антокольский в классе Н.С. Пименова, а после его смерти – с 1863 по 1868 год – у гравера и скульптора И.И. Реймерса. В 1864 году М.М. Антокольскому была присвоена серебряная медаль за горельеф "Еврей-портной. Вечерний труд старика" (дерево, ГРМ), В 1865 году – серебряная медаль и стипендия Его Императорского Величества за горельеф "Еврей скупой" (слоновая кость, дерево, ГРМ). Скупой

Изображение слайда
5

Слайд 5

Уже первые горельефы Антокольского показали жизненность и реалистичность произведений художника. "Таких вещей, - писал В.Стасов, - у нас еще, кажется, никто до сих пор не пробовал делать: нашим скульпторам все некогда было заниматься такими пустяками как жизнь и правда, им надо было парить в заоблачных пространствах, в аллегориях... Но теперь большое было бы счастье для нашей скульптуры, если бы пример г. Антокольского не замер в пустыне". В 1868 году М.М. Антокольский сделал из воска и дерева эскиз "Спор о Талмуде", в продолжение 6 лет (1863-1869) лепил из воска композицию по историческому сюжету "Нападение инквизиции на евреев, тайно справляющих Пасху" (ГТГ) и к ней этюд-голову под названием "Натан Мудрый".

Изображение слайда
6

Слайд 6

Значительную роль в судьбе скульптора сыграла великая княгиня Мария Николаевна, покровительствовавшая Академии Художеств. Она пришла в восторг от скульптуры «Иван Грозный» и рассказала о работе молодого художника своему брату, императору Александру II. Император лично посетил мастерскую Антокольского. Статуя произвела на царя огромное впечатление, и он приобрел ее для Эрмитажа за 8 тысяч рублей (по тем временам – огромная сумма). Тогда же гипсовая копия с "Ивана Грозного" была приобретена Кенсингтонским музеем в Лондоне. Иван Грозный

Изображение слайда
7

Слайд 7

М.М. Антокольский давно болел, и в конце марта 1871 года по совету врачей покинул Петербург, переехав в Италию – сначала в Неаполь, а потом в Рим. Также это была обычная для выпускников Академии Художеств практика. Считалось, что будущие скульпторы и живописцы должны окунуться в культурную атмосферу и увидеть работы классиков в оригинале. В Риме Антокольский встречался с В.Д. Поленовым, совершил вместе с ним увлекательное путешествие по итальянским городам. Подружился скульптор и с семьёй известного мецената С.И. Мамонтова, став активным участником "мамонтовского кружка ". В Риме Антокольский начал работать над статуей Петра I, задуманной ещё в России. Решение создать статую Петра Великого возникло у скульптора почти одновременно с замыслом "Ивана Грозного". Работа проходила за границей, в Риме, но основное содержание образа и идейная трактовка определились еще в России. Антокольский писал, что беспристрастных суждений о Петре пока нет (имея в виду различие взглядов на петровское время у западников и славянофилов). Скульптор не мыслил раскрытия образа своего героя вне конкретного содержания его личности, психики и эстетического склада.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Одновременно с работой над статуей Петра I М.М. Антокольский выполнил для Александровского моста через Неву эскизы конных статуй Ярослава Мудрого, Дмитрия Донского, Ивана III (все 1872), которые должны были стать своеобразной "скульптурной галереей" крупнейших русских исторических деятелей. Претворить этот замысел в жизнь, однако, не удалось, так как архитектурный проект не утвердили. Эта работа словно подводила итог первому периоду деятельности скульптора. Теперь Антокольского влекли новые герои, новые характеры. "Сильный драматизм, кипучесть, волнение и порыв отныне не принадлежат более к числу мотивов его произведений, - писал В.В. Стасов. - Прежняя бурная активность его героев исчезла, она сменяется благодушной пассивностью, впрочем, полной поэзии, человечности, светлой душевности, негодования к злу и неправде". АЛЕКСАНДР III. 1897 – 1899

Изображение слайда
9

Слайд 9

В 1870-е годы происходит углубление и окончательное формирование творческих взглядов М.М. Антокольского. Он находит своих исторических героев среди людей, которых объединяло бескорыстное служение истине, добру, неприятие зла и насилия. В творчестве Антокольского усиливаются черты философского раздумья. Следуя типичной для европейской скульптуры того времени тенденции к максимально "живой" форме, он создает произведения обобщенно -символического характера, стремясь изобразить не столько конкретных исторических персонажей, сколько пластические примеры нравственных поисков, сомнений и озарений духа. Они в значительной мере предваряют скульптуру символизма. Первым в ряду новых образов предстает "Христос перед судом народа" в сложной станковой композиции (1874, бронза, ГРМ; 1876, мрамор, ГТГ). По словам скульптора, его Христос дан таким, каким он "представляется в XIX веке". Не случайно к этому образу обратились Крамской, Ге, Поленов и другие. В образе, созданном Антокольским, - трагизм "реформатора, восставшего против фарисеев и саддукеев", который стоит перед судом тех, кого он защищал и кто его не смог понять. Как антитеза, противопоставление, у скульптора еще в 1874 году возникает замысел создать образ Мефистофеля. ХРИСТОС ПЕРЕД СУДОМ НАРОДА. 1876

Изображение слайда
10

Слайд 10

Его "Мефистофель", названный ранее "XIX век" (1883, мрамор, ГРМ; уменьшенное повторение – мрамор, ГТГ), - не столько воплощение всеобщего зла, сколько олицетворение мучительного сомнения и неверия; угловатые, резкие формы, полное сарказма лицо придают образу особую выразительность. В "Мефистофеле" стремление одухотворить материал, сделав мрамор "мыслящим", претворяется в драматическую иронию. В 1875 году М.М. Антокольский, находясь в Риме, составил проект (оставшийся неосуществленным ) памятника А.С. Пушкину в Москве. Мефистофель

Изображение слайда
11

Слайд 11: При всем различии характеров в героях произведений Антокольского есть нечто общее – это стремление к истине и утверждение ее, подчас ценою собственной жизни. Таковы "Смерть Сократа" (1875, мрамор, ГРМ) и "Спиноза" (1882, мрамор, ГРМ)

Спиноза Нестор Летописец При всем различии характеров в героях произведений Антокольского есть нечто общее – это стремление к истине и утверждение ее, подчас ценою собственной жизни. Таковы "Смерть Сократа" (1875, мрамор, ГРМ) и "Спиноза" (1882, мрамор, ГРМ).

Изображение слайда
12

Слайд 12

Как жертва за идею трактован скульптором образ греческого философа Сократа. Отречься от своих убеждений или уйти из жизни, приняв яд? Сократ выбрал второй путь. Запечатлев физическое угасание жизни, М.М. Антокольский пытался показать в пластике силу и высоту духа, красоту нравственного подвига. Глубокого психологизма достиг скульптор и в образе нидерландского ученого -мыслителя Спинозы. Сознание своей правоты и вместе с тем скорбная покорность судьбе читаются в выражении задумчиво- одухотворенного лица, в чуть тронувшей губы улыбке. Смерть Сократа

Изображение слайда
13

Слайд 13

В этот период Антокольский работает и в жанре мемориальной скульптуры. Одно из его наиболее проникновенных произведений – надгробие княгини М.А. Оболенской на кладбище Монте Тестаччо в Риме (1875-1877, гипс). Скульптор был потрясен кончиной девушки, ум и добродетель которой он высоко ценил; в памятнике выражено сильное и искреннее чувство. Большое значение скульптор придавал портрету. В июне 1873 года он писал Стасову из Рима : АНГЕЛ ДЛЯ НАДГРОБИЯ КНЯГИНИ З.Н. ЮСУПОВОЙ "У меня явилась мысль сделать бюсты всех замечательных людей, которые есть у нас на Руси... А, право, я убежден, что подобные бюсты гораздо большее значение могут иметь для потомства, чем разные памятники, которые ставят у нас на площадях. Все они ложны и вычурны..."

Изображение слайда
14

Слайд 14

Антокольским выполнены портреты В.В. Стасова (1873, мрамор, ГПБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина), с которым его связывала многолетняя дружба, С.П. Боткина(1874 ), С.С. Полякова (1877), барона М.Г. Гинцбурга (1878), М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.Н. Половцева, С.И. Мамонтова и других. Лучшее произведение Антокольского в этом жанре – портрет И.С. Тургенева (1880, гипс, ГРМ), выполненный им незадолго до смерти писателя. Начальное, задумчивое, измученное болезнью лицо Тургенева прекрасно своей одухотворенностью. Тонкая моделировка лица, мягкая, кажущаяся чуть небрежной лепка одежды – все объединено пластически и способствует цельности образа. Последними крупными работами скульптора были портрет императрицы Александры Федоровны (1896), статуя императора Александра II (1896), памятник императрице Екатерине II для Вильно (1897, открыт уже после смерти автора в 1902 году). Портрет неизвестной из семьи Поляковых 1877-8. ГТГ. Бронза

Изображение слайда
15

Слайд 15

Вследствие все усиливающейся болезни Антокольский был вынужден с 1897 года часть времени проводить в Италии на Лаго-Маджоре, но все же, главным образом, работал в Париже. В последние годы жизни он участвовал во многих международных выставках – в Мюнхене (1892), Берлине (1896), Вене (1898), Париже (1900) и других. Провел персональные выставки в Петербурге (1893) и Париже (начало 1890-х). С 1893 года Антокольский был действительным членом Императорской Академии Художеств, Института искусства в Урбино. Был он и Кавалером ордена Почетного Легиона. Умер скульптор 26 июня (9 июля) 1902 года во Франкфурте-на-Майне (по некоторым источникам – в городе Бад-Хомбург ). М.М. Антокольский был похоронен в Санкт-Петербурге, на Еврейском Преображенском кладбище.Похороны выдающегося скульптора стали поистине всенародной манифестацией любви и скорби. Вагон с телом Антокольского встречали траурные депутации во всех крупных городах по пути следования, особенно многочисленными они были в Ковно и Вильно. После панихиды на Варшавском вокзале Петербурга гроб в сопровождении нескольких десятков тысяч человек был доставлен в Хоральную синагогу.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Двадцать семь лет прожил он вдали от родины, лишь изредка приезжая в Россию, но остался истинно русским художником, до конца своих дней сохранившим преданность отечеству. "Вся душа моя принадлежит той стране, где я родился и с которой свыкся. На севере сердце мое бьется сильнее. Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит. Вот почему, что бы я ни сделал, будет всегда результатом тех задушевных впечатлений, которыми матушка-Русь вскормила меня", - писал Антокольский В.В. Стасову. Творчество Марка Матвеевича Антокольского, крупнейшего мастера русской скульптурной школы второй половины XIX века – яркая страница в истории отечественного искусства. Созданные им произведения вошли в сокровищницу мировой художественной культуры. Великие люди близки к сумасшествию. Только из натянутой струны мы можем извлекать чудные, гармоничные звуки, но вместе с тем, ежечасно, ежеминутно рискуем, что струна порвется.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Александр Михайлович Опекушин

28 ноября 1838 года в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии в крепостной крестьянской семье лепщика родился Александр Михайлович Опекушин. Он своим трудом смог выбиться в люди и стать всемирно известным скульптором - Император Николай II пожаловал Александру Михайловичу чин действительного статского советника и пожизненную пенсию в размере трех тысяч рублей... и... умер 4 марта 1923 года совершенно забытый всеми в ужасающей нищете.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Заметив рано проявившиеся творческие способности сына, отец получил у своей помещицы Е.В.Ольхиной разрешение на его учебу в Петербурге. В сопровождении двоюродного дедушки Луки Афанасьевича Саша в 1850 году отправился в российскую столицу. В Петербурге отец устроил Сашу в рисовальную школу при Обществе поощрения художеств. Вместо положенных трех лет он блестяще оканчивает школу в два года. Потом за три года вместо пяти он заканчивает известную мастерскую Д.И.Иенсена, ученика датского скульптора Б.Торвальдсена, где его обучают искусству орнамента, и переходит к изучению скульптуры. В то время Опекушину было 17 лет. По окончании мастерской Александр Михайлович оставлен Иенсеном в качестве помощника для работы по скульптурному оформлению петербургских дворцов и особняков. При содействии учителя Александр на скопленные с большим тщанием 500 руб. 20 марта 1859 получает от помещицы Е. В. Ольхиной вольную. Как ученик академика Д. И. Иенсена в 1859—62 продолжил обучение в скульптурном классе при Императорской Академии художеств, руководимом Давидом Ивановичем. 1862 стал поворотным в жизни молодого скульптора. Ученый совет Академии художеств неожиданно присуждает Опекушину малую серебряную медаль за барельеф «Ангелы, возвещавшие пастухам Рождество Христово». В этом же году заметивший его талант художник и скульптор М. О. Микешин приглашает никому не известного молодого ваятеля принять участие в сооружении грандиозного памятника «Тысячелетие России» в Новгороде.

Изображение слайда
19

Слайд 19

Фрагмент памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. Фигура Петра I выполнена скульптором Опекушиным А.М.

Изображение слайда
20

Слайд 20

В 1869 ему присуждается звание классного художника 2-й степени, а в 1870 - классного художника 1-й степени. В 1872 Александр Михайлович получает диплом академика скульптуры за бюст цесаревича Николая Александровича и статую Петра Великого. В этом же году за бюст Петра I и скульптурную группу русских моряков Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии наградило его большой золотой медалью. В соавторстве с М. О. Микешиным Опекушиным создается известный дореволюционный памятник русскому флотоводцу-адмиралу А. С. Грейгу в Николаеве. памятник русскому флотоводцу-адмиралу А. С. Грейгу в Николаеве.

Изображение слайда
21

Слайд 21

Талант скульптора был многообразен. Им выполнено великое множество мраморных и бронзовых бюстов: Аристотеля, Платона, Жуковского, Вяземского, Шуваловых, Микешина, Ламанского и других. Александру Михайловичу и его помощникам принадлежит скульптурная отделка многих московских особняков, зданий государственных учреждений и магазинов. Он также был автором многих изумительных ювелирных изделий: украшений для светильников, ваз, ларцов, декоративных скульптурных композиций из серебра, статуэток, больших серебряных блюд с чеканными изображениями и так далее. По церковным заказам он выполнял скульптурные Распятия и киоты для монастырей и храмов. 1875 год. Оглушительный успех молодого ваятеля в конкурсе на сооружение памятника А.С.Пушкину в Москве – первого в России памятника великому русскому поэту – вызвал бурю злословия среди тогдашних знаменитостей. Особенно возмущался побежденный Опекушиным в конкурсном состязании прославленный Марк Антокольский. Не понравилась опекушинская модель и Павлу Третьякову. "Это не фигура поэта, но приличный статский человек – вот и все", – писал Иван Крамской Третьякову. Последствия не замедлили сказаться: руководство Академии художеств в резкой форме потребовало от скульптура-победителя немедленно освободить мастерскую.

Изображение слайда
22

Слайд 22

Александр Михайлович вспоминал: "В течение ряда лет ночи не спались как следует. Было три лихорадочных конкурса. В двух из них участвовали все скульпторы того времени. Ах, какая жара была! Ах, какая суматоха! Сколько зависти было друг к другу; каждый хотел быть ваятелем, по выражению Белинского, "вековечного памятника ". Памятник А. С. Пушкину в Москве - первый в России памятник великому русскому поэту. Многократно воспетый в литературных произведениях, запечатленный на репродукциях, почтовых открытках, календарях и др. опекушинский бронзовый Пушкин стал неотъемлемым символом Москвы. По заказам городских властей пушкинские памятники и бюсты были созданы Александром Михайловичем и для других городов Российской Империи – Петербурга (1884 г.), Кишинева (1885 г.), Остафьево (1913 г.). 16 августа 1889 года был открыт памятник М.Ю.Лермонтову, первый в России. Этому событию предшествовали долгие 18 лет, в течение которых по всей стране продолжался сбор средств для его создания. Статуя отлита в Петербурге из бронзы. Памятник А.С. Пушкину в Москве

Изображение слайда
23

Слайд 23

Но наиболее важна для скульптора монархическая тема, что тщательно замалчивалось в советской искусствоведческой литературе.  «Величайшими в России памятниками» называли московские монументы Александру II в Кремле (открыт 16 авг. 1898, создан в соавторстве с П. В. Жуковским и Н. В. Султановым ) и Александру III около Храма Христа Спасителя (открыт 30 мая 1912), олицетворявшие, по замыслу скульптора, особую историческую миссию русского Самодержавия. Эти памятники стали местами всеобщего паломничества москвичей и гостей столицы. Газета «Московские Ведомости» отмечала: «Уже прошло более месяца со дня открытия памятника Императору Александру II, а между тем каждый день видишь около него все те же вереницы, почти толпы народа. Поучительно наблюдать настроение толпы. Это не простой осмотр, публика ходит тихо, с каким-то благоговением, разговор происходит чуть не вполголоса ». Он поставил памятники Александру II в Москве (1898 г.), Пскове (1886 г.), Кишиневе (1886 г.), Астрахани (1884 г.), Ченстохове (Польша, 1899 г.), Владимире (1913 г.), Бутурлиновке (1912 г.), Рыбинске (1914 г.) и в других городах Империи. Каждый из них был неповторим; очень красив и изящен, например, был ченстоховский памятник, созданный на пожертвования польского населения.

Изображение слайда
24

Слайд 24

Опекушин А.М. Памятник Александру III

Изображение слайда
25

Слайд 25

С сентября 1894 года Опекушин становится действительным членом Академии художеств. Только за московский памятник Александру III Император Николай II пожаловал Александру Михайловичу чин действительного статского советника и пожизненную пенсию в размере трех тысяч рублей. "Лучшим русским скульптором" называют его газеты. 1917 год… Заработанные многолетним честным трудом деньги Александра Михайловича, хранившиеся в Государственном банке, были аннулированы. Собственный дом Опекушиных в Петербурге экспроприировали. Потерял скульптор и персональную мастерскую. Под видом обысков семью Опекушина неоднократно грабили. Много унижений пережил и Владимир Александрович Опекушин, сын скульптора, чиновник при канцелярии московского генерал-губернатора. Все опекушинские памятники Русским Царям, государственным деятелям, известным промышленникам были снесены после специального ленинского декрета от 12 апреля 1918 года "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции".

Изображение слайда
26

Слайд 26

Уцелел лишь московский памятник Екатерине II, установленный в ноябре 1896 года в Московской городской думе. Сданный в запасники музея изящных искусств, памятник этот был в 1952 году тайно переправлен в Берлин, где и находится по сей день.

Изображение слайда
27

Слайд 27

Под угрозой голодной смерти Опекушин обращается с заявлениями к советскому правительству и председателю секции художников: "Я, чтобы не умереть с голоду, вместе с моей семьей принужден продавать все, что только возможно, включительно до носильного белья, теперь уже и этот источник прекращается, и я 80-ти лет, больной, слабый, с пороком сердца, с распухшими от недоедания ногами, принужден вместе с тремя дочерями, также больными (у одной болезнь почек, у другой туберкулез легких в сильнейшей стадии и у младшей тот же порок сердца с теми же отеками, что и у меня), медленно умирать с голоду ". В 1919 году опальному скульптору вместе с семьей позволили вернуться в родную деревню, где он медленно умирал в ужасающей бедности, лишенный медицинской помощи

Изображение слайда
28

Последний слайд презентации: М. М. Антокольский, А. М. Опекушин

. " Он заживо погребен. На меня страшно подействовало его настоящее существование. Квартира, в которой он живет с дочками, – холодная, одежда у них почти сотлела, валится с плеч. Питание – как бы не умереть с голоду. Отсутствие всех признаков, что здесь живет европейски известный скульптор, автор памятника Александру Сергеевичу Пушкину и ряда других памятников. Догорает жизнь в страшных мучениях великого труженика-ярославца А.М.Опекушина. Кто чем может, помогите ему !", – приводила 8 марта 1923 года ярославская газета "Крестьянский кооператор" свидетельство местного краеведа А.И.Скребкова. 4 марта 1923 года Александр Михайлович Опекушин скончался в деревенской глуши. Ему суждено было родиться в простой крестьянской избе и умереть в ней. В последний путь великого скульптора провожали лишь близкие родственники. "Совершенно забыты всеми!!!", – с горечью восклицала в письме одна из дочерей Опекушина.

Изображение слайда