Презентация на тему: Антикоррупционная экспертиза

Антикоррупционная экспертиза
План работы
ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе НПА и проектов НПА" от 17.07.2009 № 172-ФЗ
Кто осуществляет антикоррупционную экспертизу?
Результаты экспертизы
Независимая антикоррупционная экспертиза
Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г.№   96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов "
Процесс проведения экспертизы
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ  АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ  НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ (2)
Методические рекомендации по проведению антикоррупционной экспертизы
Группы коррупциогенных факторов
1. Широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения
2. Диспозитивное установление возможности совершения действий органами власти в отношении граждан и организаций
3. Установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.
4. Употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера
Стамбульский план действий по борьбе с коррупцией для стран Восточной Европы и Центральной Азии
БИБЛИОГРАФИЯ
1/18
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 17)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1336 Кб)
1

Первый слайд презентации: Антикоррупционная экспертиза

Работу выполнили Уртадо Ольга, Фотеева Елена Научный руководитель: к.ю.н. Трикоз Елена Николаевна ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "Корни коррупции... подпитываются некачественным законодательством" В.В. Путин

Изображение слайда
2

Слайд 2: План работы

Анализ нормативного регулирования: ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе НПА и проектов НПА" от 17.07.2009 № 172-ФЗ Постановление Правительства РФ "Об антикоррупционной экспертизе НПА и проектов НПА" от 26 февраля 2010 г. № 96 Методические рекомендации Минюста по проведению правовой и антикоррупционной экспертизы НПА субъектов РФ и муниципальных образований 2017 г. Рассмотрение практических аспектов антикоррупционной процедуры и примеров

Изображение слайда
3

Слайд 3: ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе НПА и проектов НПА" от 17.07.2009 № 172-ФЗ

ФЗ устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы НПА и проектов НПА. Цель: выявление коррупциогенных факторов и их последующее устранение. Коррупциогенные факторы - положения НПА (проектов НПА), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. Основные принципы организации антикоррупционной экспертизы:

Изображение слайда
4

Слайд 4: Кто осуществляет антикоррупционную экспертизу?

Изображение слайда
5

Слайд 5: Результаты экспертизы

Должны быть указаны коррупциогенные факторы + предложены способы их устранения. Требование прокурора об изменении НПА подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом в 10-дневный срок, для законодательных органов субъекта РФ и органов МСУ: на ближайшем заседании соответствующего органа, может быть обжаловано. Обязательный характер носят заключения, составляемые при проведении экспертизы НПА, затрагивающих права и обязанности человека, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов мун.образований и актов о внесении изменений в уставы мун. образований. При выявлении в них коррупциогенных факторов акты не подлежат государственной регистрации. В остальных случаях - рекомендательный характер.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Независимая антикоррупционная экспертиза

Институты гражданского общества и граждане РФ могут за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу НПА (проектов НПА). Порядок и условия аккредитации экспертов по проведению экспертизы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции. Не допускается проведение экспертизы: 1) гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость; 2) гражданами, к которым применены взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупц. правонарушения; 3) международными и иностранными организациями; 4) некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, и некоторыми другими.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г.№   96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов "

Правила определяют порядок проведения антикоррупционной экспертизы НПА и проектов НПА, осуществляемой Министерством юстиции Российской Федерации п ри анализе проектов нормативных правовых актов, которые ему представляют на регистрацию. Кто осуществляет экспертизу? Аккредитованые Министерством юстиции РФ в качестве экспертов по проведению антикорр.экпертизы Где найти экспертов? www.minjust.ru

Изображение слайда
8

Слайд 8: Процесс проведения экспертизы

Заключение выдается по форме, установленной Минюстом Заключение  носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно направлено, в 30-дневный с рок со дня его получения. По результатам рассмотрения эксперту направляется мотивированный ответ, в котором отражается учет результатов экспертизы  и (или) причины несогласия с выявленным коррупциогенным фактором.

Изображение слайда
9

Слайд 9: МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ  АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ  НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта. Коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил :

Изображение слайда
10

Слайд 10: МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ (2)

Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:

Изображение слайда
11

Слайд 11: Методические рекомендации по проведению антикоррупционной экспертизы

Методические рекомендации Разработаны в рамках одноименной научно-исследовательской работы, проведенной в 2016 г. (в рамках Минюста), Носят характер научно-практического пособия, Предназначенного для использования в работе государственными гражданскими служащими Минюста России и его территориальных органов. Обоснование: Выявление коррупциогенных факторов требует знания не только Методики проведения антикоррупционной экспертизы, но и методологических приемов их распознавания, которые могут быть выработаны на практике или приведены в пример. В содержании пособия приведены конкретные приемы выявления коррупциогенных факторов Методические рекомендации по проведению правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (с иллюстрацией на конкретных примерах) 2017 г.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Группы коррупциогенных факторов

Изображение слайда
13

Слайд 13: 1. Широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения

Наименование нормативного правового акта и его положение, содержащее коррупциогенный фактор Обоснование коррупциогенности нормы и предложенная редакция, ее исключающая Указ Губернатора Брянской области от 19.12.2014 № 414 «О лицензионной комиссии Брянской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами» (в ред. от 02.03.2016 №74) «Рекомендуемый срок для принятия лицензионной комиссией решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии – 10 (десять) рабочих дней со дня получения мотивированного предложения от органа государственного жилищного надзора». Использование слова «рекомендуемый» при определении срока совершения административного действия свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора, заключающегося в широте дискреционных полномочий. Редакция после устранения коррупциогенных факторов (в редакции от 22.04.2016 №158): «Лицензионная комиссия принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения мотивированного предложения от органа государственного жилищного надзора».

Изображение слайда
14

Слайд 14: 2. Диспозитивное установление возможности совершения действий органами власти в отношении граждан и организаций

Наименование нормативного правового акта и его положение, содержащее коррупциогенный фактор Обоснование коррупциогенности нормы и предложенная редакция, ее исключающая Приказ Министерства культуры Свердловской области от 04.03.2016 № 61 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты стипендий ведущим деятелям культуры и искусства…» «п. 5. Министерством может быть отказано творческим союзам в приеме материалов в случае невыполнения условий, изложенных в пунктах 6 и 10 настоящего Положения». Приведенная норма предоставляет право выбора «может быть отказано» или «может не быть отказано», что свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора. Рекомендуемая редакция нормы (экспертное заключение Главного управления Минюста России по Свердловской области от 06.04.2016 №02-511-33): «п. 5. Министерство отказывает творческим союзам в приеме материалов в случае невыполнения условий, изложенных в пунктах 6 и 10 настоящего Положения».

Изображение слайда
15

Слайд 15: 3. Установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям

Наименование нормативного правового акта и его положение, содержащее коррупциогенный фактор Обоснование коррупциогенности нормы и предложенная редакция, ее исключающая Приказ Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края от 27.11.2015 No70 «Об утверждении Административного регламента предоставления министерством инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Хабаровского края» «2.9.2 Документы, представляемые заявителями, должны иметь печать, под- писи уполномоченных должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных организаций, выдавших данные документы или удостоверивших подлинность копий документов (в случае получения документа в форме электронного документа он должен быть подписан электронной подписью)». Указанная норма устанавливает, что на всех представляемых заявителями документах должны быть проставлены печати. Вместе с тем, необходимо учитывать, что заявителями на предоставление государственной услуги наряду с юридическими лицами могут выступать также граждане, в распоряжении которых печати могут отсутствовать. Рекомендуемая редакция нормы: «2.9.2 Документы, представляемые заявителями, должны иметь печать на представляемых заявителями документах лишь в необходимых случаях, прямо указанных законодательством … »

Изображение слайда
16

Слайд 16: 4. Употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера

Наименование нормативного правового акта и его положение, содержащее коррупциогенный фактор Обоснование коррупциогенности нормы и предложенная редакция, ее исключающая Приказ Минздравсоцразвития Пензенской области от 21.08.2008 No244 «О главных внештатных специалистах Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области» «2.1. Основными задачами главного внештатного специалиста Министерства являются: 2.1.1. Участие в разработке стратегии развития соответствующей области и направления меди- цины и тактических решений по ее реализации с целью обеспечения современного уровня оказания медицинской помощи и санитарно- эпидемиологического благополучия населения в области; 2.1.6. Участие в комиссиях по экспертизе качества оказания медицинской помощи и проведению медицинской экспертизы в сложных, конфликтных и иных случаях». Употребление в рассматриваемом пункте термина «сложных, конфликтных и иных случаях» образует коррупциогенный фактор, предусмотренный п. «в» ч. 4 Методики, а именно, употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Стамбульский план действий по борьбе с коррупцией для стран Восточной Европы и Центральной Азии

Формула К = М + П - О где К - коррупция, М - возможности, П - полномочия, О - ответственность В сентябре 2003 г. в рамках Сети по борьбе с коррупцией в Стамбуле был принят разработанный ОЭСР Стамбульский план действий по борьбе с коррупцией для стран Восточной Европы и Центральной Азии Стамбульский план действий охватывает Азербайджан, Армению, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Монголию, Таджикистан, Узбекистан и Украину, однако в его реализации принимают участие и другие страны, входящие в Сеть. Реализация Стамбульского плана действий включает проведение систематических периодических обзоров законодательства и институций в области борьбы с коррупцией в этих странах. Модель коррупции Клитгаарда

Изображение слайда
18

Последний слайд презентации: Антикоррупционная экспертиза: БИБЛИОГРАФИЯ

ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе НПА и проектов НПА" от 17.07.2009 № 172-ФЗ // СПС КонсультантПлюс Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. №  96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов » // СПС КонсультантПлюс Методические рекомендации по проведению антикоррупционной экспертизы (утв. Минюстом ) – М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2017. - 56 с. Алексеева Л.Г. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов // Законность. 2017. № 9. С. 14 - 16. Астанин В.В. Антикоррупционная экспертиза в вопросах доктрины и практики // Российская юстиция. 2016. № 8. С. 5 - 9. Балдин В.В. Роль прокуратуры в проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов // Прокурор. 2016. № 4. С. 28 - 29. Тухватуллин Т.А. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: вопросы теории и практики // Российская юстиция. 2019. № 2. С. 9 - 11. Цирин А.М. Антикоррупционная экспертиза в России и зарубежных государствах: сравнительно-правовое исследование // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. № 4. С. 138 - 145.

Изображение слайда