Презентация на тему: АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)

Реклама. Продолжение ниже
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
Сократ (469-399г. до н.э.)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
Методы философии Сократа:
«Познай самого себя»
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
Сократ на суде
Суд Фемиды
Платон (427-327 г. до н.э.)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
Учение Платона о мире идей
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
Миф о пещере
Учение Платона о душе.
Миф о колеснице.
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
Учение Платона о государстве
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
Миф об Андрогине
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
Миф об Атлантиде
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
Аристотель (384-322 г. до н.э.)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
Метафизика
Учение Аристотеля о 4-х причинах любой вещи:
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
Законы логики, открытые Аристотелем:
Учение Аристотеля о государстве
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
Учение Аристотеля о душе
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
Доклады:
1/51
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 31)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (878 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)

ФГБОУ ВО БГМУ Министерства здравоохранения РФ Кафедра философии Автор: доцент кафедры философии Зубаирова-Валеева А.С.

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2

Сократ и его нравственный подвиг

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
3

Слайд 3: Сократ (469-399г. до н.э.)

Один из самых известных философов античности, на практике воплотивший идеалы своей философии. Он жил, как учил. С его именем связывают «антропологический» переворот в древнегреческой философии: он впервые ставит в центр проблему человека и нравственного выбора.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
4

Слайд 4

Сократ никогда ничего не писал и его воззрения дошли до нас из сочинений Платона, Ксенофонта, Аристофана, Аристотеля.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
5

Слайд 5

Высказывания Сократа: «Познай самого себя» «Я знаю, что я ничего не знаю (но некоторые не знают и этого)» «Всё в этом мире - прах» «Есть одно только благо – знание и одно только зло – невежество».

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6

Сократ большую часть времени проводил на площадях, рынках, просвещая народ, особенно молодёжь. Главным предметом речей и бесед Сократа были вопросы этики - о том, как следует жить. Он искал ответы на извечные вопросы о добре и зле, любви, чести, долге. Философия том, чтобы знать как жить, — говорил Сократ.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
7

Слайд 7

Нравственными ценностями для Сократа выступали бескорыстие, следование своему долгу, служение добру. По мнению Сократа, главная цель человека – забота о душе. Богатство, власть, слава, красота – не являются ценностями сами по себе. Главная способность души – разум; ему противостоят страсти, идущие от тела. Свободен только тот, кто научился управлять своими страстями.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8

Т.к. сущность души состоит в познании, человек должен к нему стремиться. От этого зависит, насколько человек добродетелен: невежественная, необразованная душа склонна ко злу, а обладающая истиной – к добру. Всякое зло – от незнания, и всякое благо – от знания (истины). Чтобы быть счастливым, надо быть добродетельным. Неправедный и злонамеренный человек всегда несчастлив.

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9: Методы философии Сократа:

МАЙЕВТИКА ИРОНИЯ ИНДУКЦИЯ

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10: Познай самого себя»

Метод Сократа называется майевтика, т.е. повивальное искусство, так как Сократ полагал, что помогая рождению истины в других людях он продолжает в нравственной области дело своей матери повитухи Фенареты.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
11

Слайд 11

Основной метод, выработанный и применяемый Сократом – МАЙЕВТИКА (букв. «повивальное искусство, родовспоможение») – метод нахождения истины в диалоге: путем наводящих вопросов подводил собеседника к самостоятельному нахождению истины. Путь к истине лежал через ИРОНИЮ – сомнение в общепризнанных истинах. ИНДУКЦИЯ – восхождение от частного к общему.

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12

Подобно софистам, основной метод Сократа состоял в том, чтобы заронить в душах своих собеседников сомнение по поводу того, во что они слепо верили. Однако целью Сократа было не разрушение истины, а её поиск. Цель этого поиска, истина –достижение точного знания сущности предмета, воплощенного в строгом определении. ( если нет точно определённого понятия, то нет и знания о предмете ).

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13

Сократ был идеалистом и диалектиком. Он считал, что боги не могут настолько сильно походить на людей. Бог – один, единый для всего мира. Термин «диалектика» был введен в философию именно Сократом. Он учил во всём видеть противоречие, две стороны. Сократ воспитал много учеников, многие из которых стали основателями собственных философских школ (Платон, Антисфен, Аристипп и др.).

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14

В конце жизни Сократ был привлечен к суду за отрицание богов, привитие молодежи вольнодумства и подрывание устоев политической власти. Был приговорен к смерти. Ученики предложили ему побег, но он от него отказался и принял в тюрьме кубок с ядом.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15: Сократ на суде

Сократ принял смерть с полным сознанием своей правоты и со спокойным мужеством.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
16

Слайд 16: Суд Фемиды

Нравственный подвиг Сократа заключался в том, что не нарушив законов полисной демократии он тем не менее принял решение суда – смертный приговор, но осуществил его сам, так как был убежден в моральной несправедливости других вершить над ним суд.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
17

Слайд 17: Платон (427-327 г. до н.э.)

Платон – «широкоплечий». Настоящее имя – Аристокл. Ученик Сократа, считается основателем объективного идеализма. Основал собственную философскую школу – «Академию», просуществовавшую почти 1000 лет.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
18

Слайд 18

Произведения Платона : «Пир», «Тимей», «Государство», диалог «Гиппий Больший», монолог «Апология Сократа» и т.д. Главные части философии Платона : Учение о мире идей (онтология Платона); Учение о душе; Учение о государстве.

Изображение слайда
1/1
19

Слайд 19: Учение Платона о мире идей

Бытие состоит из двух миров: Мира Идей и мира вещей. Мир вещей – привычный нам материальный мир. Он временен и изменчив. Однако у любой вещи есть её сущность или прообраз. Он называет это идеей или эйдосом ( формой). Эти идеи – не мысли! Это идеальные (бестелесные) предметы, модели, суть которых воплощают вещи. Они объективно существуют в особом, вечном мире – Мире (царстве) Идей.

Изображение слайда
1/1
20

Слайд 20

Изображение слайда
1/1
21

Слайд 21

В этом царстве идеи образуют строгую иерархию, в которой частные идеи (идеи вещей) подчинены более общим (например, идея яблони – подчинена идее дерева, растения…). Существуют также идеи свойств, отношений, математических объектов. Выше всего находятся эталоны этических принципов – например, «прекрасное», «добро», «справедливость» и т.д.. А во главе всего мира идей находится идея Блага.

Изображение слайда
1/1
22

Слайд 22

Изображение слайда
1/1
23

Слайд 23

Мир Идей – вечный, бессмертный, постигаемый только умом (а не органами чувств), противоположен смертному, временному миру вещей. Они соотносятся как истинное и неистинное, первичное и вторичное бытие. Идея вещи всегда предшествует появлению её в материальном мире, и не страдает при её разрушении.

Изображение слайда
1/1
24

Слайд 24

Таким образом, подлинный, истинно реальный мир – находится в Царстве Идей. Наш мир – лишь тень его великолепия. В мире вещей мы видим лишь бледные копии идеальных образцов. Для иллюстрации своих идей Платон приводит Миф о пещере

Изображение слайда
1/1
25

Слайд 25: Миф о пещере

Узникам пещеры, сидящим спиной к выходу и никогда не видевшим белый свет, кажется, будто тени на стене – это подлинные вещи, в то время как это лишь отсветы реальных предметов (Идей), которые проносят мимо входа в пещеру.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
26

Слайд 26: Учение Платона о душе

Чтобы познать суть этого мира, суть вещей этого мира – необходимо познать царство идей. Это возможно путем припоминания того, что душа до рождения видела в мире идей. Мы способны познать лишь то, что там видели.

Изображение слайда
1/1
27

Слайд 27: Миф о колеснице

Душа человека представляется Платону в образе  колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Всадник символизирует разумное начало в человеке, белый конь — волевую часть души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
28

Слайд 28

Платон уподобляет разумную часть души пастырю стада, волевую или яростную часть души — собакам, помогающим ему управляться со стадом, а неразумную, страстную часть души он называет стадом, добродетель которого — подчиняться пастырю и собакам. Когда душа человека пребывает в ином мире, она получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины (как бы «заглянуть» в Мир Идей), и чем лучше она управляет колесницей, тем больше божественных истин она сможет созерцать. И тем больше сможет «вспомнить», когда вернется в наш мир.

Изображение слайда
1/1
29

Слайд 29

Таким образом, Платон выделяет три начала души: Структура души по Платону : Разумная часть (её добродетель - мудрость); Яростная (пылкая ), её добродетель – мужество; Вожделеющая – её добродетель – сдержанность.

Изображение слайда
1/1
30

Слайд 30

Платон утверждал, что существует переселение душ. После смерти душа пребывает на небесах, откуда может лицезреть царство идей, а затем снова появляется на земле в другом теле и месте, в соответствии с теми делами (добрыми или злыми), которые творила.

Изображение слайда
1/1
31

Слайд 31: Учение Платона о государстве

В соответствии с наклонностями своей души, люди еще в детском возрасте должны делиться на три сословия: Философы (правители); Воины и стражи; Рабы, земледельцы и ремесленники. Таким образом, каждый должен получить соответствующее его способностям воспитание, чтобы служить на благо обществу.

Изображение слайда
1/1
32

Слайд 32

Первые два сословия (правители и воины) не должны иметь никакой частной собственности, чтобы у них небыло соблазна злоупотребить своим положением. Семейные пары, согласно Платону, должны подбираться на рациональной основе, а дети – воспитываться совместно, в учреждениях, подобных интернатам Спарты. Причем воспитатели не должны знать, какие из детей являются их собственными. Концепция государственного устройства Платона – одна из первых известных утопий.

Изображение слайда
1/1
33

Слайд 33: Миф об Андрогине

Когда-то человек был единым существом. С шаровидным телом, четырьмя руками, ногами и одной головой с двумя лицами. Андрогины были очень сильны, мудры и совершенны, и даже посягали на власть богов. Тогда Зевс, разгневавшись, разделил их на две половины. С тех пор люди бродят по свету и ищут каждый свою половину. Однако найти именно свою половину нелегко, поэтому люди находят утешение хотя бы во временном соединении не со своей половиной подходящего пола.

Изображение слайда
1/1
34

Слайд 34

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
35

Слайд 35: Миф об Атлантиде

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
36

Слайд 36

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
37

Слайд 37

Согласно Платону, философствование есть «упражнение в смерти». Именно философия рассказывает людям о Мире Идей, тем самым готовя душу к тому, что ей предстоит. Очищенные философией души после смерти попадают в мир богов.

Изображение слайда
1/1
38

Слайд 38: Аристотель (384-322 г. до н.э.)

Выдающийся философ античности, ученик Платона и воспитатель Александра Македонского. Основатель собственной философской школы – Ликея (Лицея). Крупнейший систематизатор всего научного знания своего времени, основоположник формальной логики, физики, психологии, эстетики и т.д..

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
39

Слайд 39

Аристотель обладал энциклопедическими познаниями. Все произведения А. делятся на 8 групп (по логике, физике, философии («Метафизика»), биологии, психологии, этике, политике и экономике и работы, посвященные языку). Автор первой классификации наук. Разработал геоцентрическую картину мира (продержалась до Коперника) Аристотель не был согласен с концепцией своего учителя Платона о существовании мира идей: «Платон мне друг, но истина дороже».

Изображение слайда
1/1
40

Слайд 40: Метафизика

«Метафизика» - главный труд Аристотеля по философии. Это труд о «первой философии» - науке о сущем, или науке о первых началах и причинах. («вторая философия» - естественные науки).

Изображение слайда
1/1
41

Слайд 41: Учение Аристотеля о 4-х причинах любой вещи:

Материя (пр.: глина); Форма - структура, идея (пр.: идея кувшина); Действующая причина (активное деятельное начало) – пр.: гончар; Цель (для чего нужна вещь).

Изображение слайда
1/1
42

Слайд 42

В отличие от Платона, у Аристотеля идея (форма) вещи существует не в каком-то мире идей, а представлена в самой вещи как её сущность.

Изображение слайда
1/1
43

Слайд 43

Изображение слайда
1/1
44

Слайд 44

Изображение слайда
1/1
45

Слайд 45

Аристотель был дуалистом (он признавал существование двух равноправных первоначал – материи и формы). Согласно ему, в начале каждой вещи и всего мироздания лежат два первоначала – Перво-Форма (идея) и Перво-Материя. Перво-форма, или высшая идея – это безличностный божественный Ум, «неподвижный перводвигатель », конечный источник и цель всякого движения (Бог).

Изображение слайда
1/1
46

Слайд 46: Законы логики, открытые Аристотелем:

Закон тождества (понятия должны употребляться в одном и том же значении); Закон противоречия (не противоречь сам себе); Закон исключенного третьего ( А или Не-А истинно, третьего не дано).

Изображение слайда
1/1
47

Слайд 47: Учение Аристотеля о государстве

Согласно Аристотелю, человек это «политическое животное». Он выделил 6 форм государственного устройства: 3 правильных и з неправильных. Правильные (власть стремится к благу граждан): Монархия Аристократия (власть «лучших») Полития – власть среднего сословия.

Изображение слайда
1/1
48

Слайд 48

Неправильные (власть стремится к собственной выгоде): Демократия – власть бедного большинства, использующего власть для обогащения; Олигархия; Тирания – власть одного, правящего не по законам, а по своей воле. Наилучшая форма правления – полития, наихудшая – тирания.

Изображение слайда
1/1
49

Слайд 49: Учение Аристотеля о душе

Согласно Аристотелю, существует три уровня души: Растительная душа (ей свойственны рост и размножение); Животная душа (ей присущи также ощущения и желания); Разумная душа (она способна к рассуждениям и мышлению). Этот уровень души свойственен только человеку. Таким образом, душой обладает ВСЁ ЖИВОЕ.

Изображение слайда
1/1
50

Слайд 50

Изображение слайда
1/1
51

Последний слайд презентации: АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период): Доклады:

Школа скептиков; Школа киников; Школа стоиков; Школа эпикурейцев Герметическая философия.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже