Презентация на тему: АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
Сократ (469-399г. до н.э.)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
Методы философии Сократа:
«Познай самого себя»
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
Сократ на суде
Суд Фемиды
Платон (427-327 г. до н.э.)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
Учение Платона о мире идей
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
Миф о пещере
Учение Платона о душе.
Миф о колеснице.
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
Учение Платона о государстве
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
Миф об Андрогине
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
Миф об Атлантиде
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
Аристотель (384-322 г. до н.э.)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
Метафизика
Учение Аристотеля о 4-х причинах любой вещи:
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
Законы логики, открытые Аристотелем:
Учение Аристотеля о душе
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
Учение Аристотеля о государстве
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
ГЕРМЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
Изумрудная скрижаль:
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)
Доклады:
1/60
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 94)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1099 Кб)
1

Первый слайд презентации: АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период)

ФГБОУ ВО БГМУ Министерства здравоохранения РФ Кафедра философии Автор: доцент кафедры философии Зубаирова-Валеева А.С.

Изображение слайда
2

Слайд 2

Сократ и его нравственный подвиг

Изображение слайда
3

Слайд 3: Сократ (469-399г. до н.э.)

Один из самых известных философов античности, на практике воплотивший идеалы своей философии. Он жил, как учил. С его именем связывают «антропологический» переворот в древнегреческой философии: он впервые ставит в центр проблему человека и нравственного выбора.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Сократ никогда ничего не писал и его воззрения дошли до нас из сочинений Платона, Ксенофонта, Аристофана, Аристотеля.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Высказывания Сократа: «Познай самого себя» «Я знаю, что я ничего не знаю (но некоторые не знают и этого)» «Всё в этом мире - прах» «Есть одно только благо – знание и одно только зло – невежество».

Изображение слайда
6

Слайд 6

Сократ большую часть времени проводил на площадях, рынках, просвещая народ, особенно молодёжь. Главным предметом речей и бесед Сократа были вопросы этики - о том, как следует жить. Он искал ответы на извечные вопросы о добре и зле, любви, чести, долге. Философия том, чтобы знать как жить, — говорил Сократ.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Нравственными ценностями для Сократа выступали бескорыстие, следование своему долгу, служение добру. По мнению Сократа, главная цель человека – забота о душе. Богатство, власть, слава, красота – не являются ценностями сами по себе. Главная способность души – разум; ему противостоят страсти, идущие от тела. Свободен только тот, кто научился управлять своими страстями.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Т.к. сущность души состоит в познании, человек должен к нему стремиться. От этого зависит, насколько человек добродетелен: невежественная, необразованная душа склонна ко злу, а обладающая истиной – к добру. Всякое зло – от незнания, и всякое благо – от знания (истины). Чтобы быть счастливым, надо быть добродетельным. Неправедный и злонамеренный человек всегда несчастлив.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Методы философии Сократа:

МАЙЕВТИКА ИРОНИЯ ИНДУКЦИЯ

Изображение слайда
10

Слайд 10: Познай самого себя»

Метод Сократа называется майевтика, т.е. повивальное искусство, так как Сократ полагал, что помогая рождению истины в других людях он продолжает в нравственной области дело своей матери повитухи Фенареты.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Основной метод, выработанный и применяемый Сократом – МАЙЕВТИКА (букв. «повивальное искусство, родовспоможение») – метод нахождения истины в диалоге: путем наводящих вопросов подводил собеседника к самостоятельному нахождению истины. Путь к истине лежал через ИРОНИЮ – сомнение в общепризнанных истинах. ИНДУКЦИЯ – восхождение от частного к общему.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Подобно софистам, основной метод Сократа состоял в том, чтобы заронить в душах своих собеседников сомнение по поводу того, во что они слепо верили. Однако целью Сократа было не разрушение истины, а её поиск. Цель этого поиска, истина –достижение точного знания сущности предмета, воплощенного в строгом определении. ( если нет точно определённого понятия, то нет и знания о предмете ).

Изображение слайда
13

Слайд 13

Сократ был идеалистом и диалектиком. Он считал, что боги не могут настолько сильно походить на людей. Бог – один, единый для всего мира. Термин «диалектика» был введен в философию именно Сократом. Он учил во всём видеть противоречие, две стороны. Сократ воспитал много учеников, многие из которых стали основателями собственных философских школ (Платон, Антисфен, Аристипп и др.).

Изображение слайда
14

Слайд 14

В конце жизни Сократ был привлечен к суду за отрицание богов, привитие молодежи вольнодумства и подрывание устоев политической власти. Был приговорен к смерти. Ученики предложили ему побег, но он от него отказался и принял в тюрьме кубок с ядом.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Сократ на суде

Сократ принял смерть с полным сознанием своей правоты и со спокойным мужеством.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Суд Фемиды

Нравственный подвиг Сократа заключался в том, что не нарушив законов полисной демократии он тем не менее принял решение суда – смертный приговор, но осуществил его сам, так как был убежден в моральной несправедливости других вершить над ним суд.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Платон (427-327 г. до н.э.)

Платон – «широкоплечий». Настоящее имя – Аристокл. Ученик Сократа, считается основателем объективного идеализма. Основал собственную философскую школу – «Академию», просуществовавшую почти 1000 лет.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Произведения Платона : «Пир», «Тимей», «Государство», диалог «Гиппий Больший», монолог «Апология Сократа» и т.д. Главные части философии Платона : Учение о мире идей (онтология Платона); Учение о душе; Учение о государстве.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Учение Платона о мире идей

Бытие состоит из двух миров: Мира Идей и мира вещей. Мир вещей – привычный нам материальный мир. Он временен и изменчив. Однако у любой вещи есть её сущность или прообраз. Он называет это идеей или эйдосом ( формой). Эти идеи – не мысли! Это идеальные (бестелесные) предметы, модели, суть которых воплощают вещи. Они объективно существуют в особом, вечном мире – Мире (царстве) Идей.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Изображение слайда
21

Слайд 21

В этом царстве идеи образуют строгую иерархию, в которой частные идеи (идеи вещей) подчинены более общим (например, идея яблони – подчинена идее дерева, растения…). Существуют также идеи свойств, отношений, математических объектов. Выше всего находятся эталоны этических принципов – например, «прекрасное», «добро», «справедливость» и т.д.. А во главе всего мира идей находится идея Блага.

Изображение слайда
22

Слайд 22

Изображение слайда
23

Слайд 23

Мир Идей – вечный, бессмертный, постигаемый только умом (а не органами чувств), противоположен смертному, временному миру вещей. Они соотносятся как истинное и неистинное, первичное и вторичное бытие. Идея вещи всегда предшествует появлению её в материальном мире, и не страдает при её разрушении.

Изображение слайда
24

Слайд 24

Таким образом, подлинный, истинно реальный мир – находится в Царстве Идей. Наш мир – лишь тень его великолепия. В мире вещей мы видим лишь бледные копии идеальных образцов. Для иллюстрации своих идей Платон приводит Миф о пещере

Изображение слайда
25

Слайд 25: Миф о пещере

Узникам пещеры, сидящим спиной к выходу и никогда не видевшим белый свет, кажется, будто тени на стене – это подлинные вещи, в то время как это лишь отсветы реальных предметов (Идей), которые проносят мимо входа в пещеру.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Учение Платона о душе

Чтобы познать суть этого мира, суть вещей этого мира – необходимо познать царство идей. Это возможно путем припоминания того, что душа до рождения видела в мире идей. Мы способны познать лишь то, что там видели.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Миф о колеснице

Душа человека представляется Платону в образе  колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Всадник символизирует разумное начало в человеке, белый конь — волевую часть души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Платон уподобляет разумную часть души пастырю стада, волевую или яростную часть души — собакам, помогающим ему управляться со стадом, а неразумную, страстную часть души он называет стадом, добродетель которого — подчиняться пастырю и собакам. Когда душа человека пребывает в ином мире, она получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины (как бы «заглянуть» в Мир Идей), и чем лучше она управляет колесницей, тем больше божественных истин она сможет созерцать. И тем больше сможет «вспомнить», когда вернется в наш мир.

Изображение слайда
29

Слайд 29

Таким образом, Платон выделяет три начала души: Структура души по Платону : Разумная часть (её добродетель - мудрость); Яростная (пылкая ), её добродетель – мужество; Вожделеющая – её добродетель – сдержанность.

Изображение слайда
30

Слайд 30

Платон утверждал, что существует переселение душ. После смерти душа пребывает на небесах, откуда может лицезреть царство идей, а затем снова появляется на земле в другом теле и месте, в соответствии с теми делами (добрыми или злыми), которые творила.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Учение Платона о государстве

В соответствии с наклонностями своей души, люди еще в детском возрасте должны делиться на три сословия: Философы (правители); Воины и стражи; Рабы, земледельцы и ремесленники. Таким образом, каждый должен получить соответствующее его способностям воспитание, чтобы служить на благо обществу.

Изображение слайда
32

Слайд 32

Первые два сословия (правители и воины) не должны иметь никакой частной собственности, чтобы у них небыло соблазна злоупотребить своим положением. Семейные пары, согласно Платону, должны подбираться на рациональной основе, а дети – воспитываться совместно, в учреждениях, подобных интернатам Спарты. Причем воспитатели не должны знать, какие из детей являются их собственными. Концепция государственного устройства Платона – одна из первых известных утопий.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Миф об Андрогине

Когда-то человек был единым существом. С шаровидным телом, четырьмя руками, ногами и одной головой с двумя лицами. Андрогины были очень сильны, мудры и совершенны, и даже посягали на власть богов. Тогда Зевс, разгневавшись, разделил их на две половины. С тех пор люди бродят по свету и ищут каждый свою половину. Однако найти именно свою половину нелегко, поэтому люди находят утешение хотя бы во временном соединении не со своей половиной подходящего пола.

Изображение слайда
34

Слайд 34

Изображение слайда
35

Слайд 35: Миф об Атлантиде

Изображение слайда
36

Слайд 36

Изображение слайда
37

Слайд 37

Согласно Платону, философствование есть «упражнение в смерти». Именно философия рассказывает людям о Мире Идей, тем самым готовя душу к тому, что ей предстоит. Очищенные философией души после смерти попадают в мир богов.

Изображение слайда
38

Слайд 38: Аристотель (384-322 г. до н.э.)

Выдающийся философ античности, ученик Платона и воспитатель Александра Македонского. Основатель собственной философской школы – Ликея (Лицея). Крупнейший систематизатор всего научного знания своего времени, основоположник формальной логики, физики, психологии, эстетики и т.д..

Изображение слайда
39

Слайд 39

Аристотель обладал энциклопедическими познаниями. Все произведения А. делятся на 8 групп (по логике, физике, философии («Метафизика»), биологии, психологии, этике, политике и экономике и работы, посвященные языку). Автор первой классификации наук. Разработал геоцентрическую картину мира (продержалась до Коперника) Аристотель не был согласен с концепцией своего учителя Платона о существовании мира идей: «Платон мне друг, но истина дороже».

Изображение слайда
40

Слайд 40: Метафизика

«Метафизика» - главный труд Аристотеля по философии. Это труд о «первой философии» - науке о сущем, или науке о первых началах и причинах. («вторая философия» - естественные науки).

Изображение слайда
41

Слайд 41: Учение Аристотеля о 4-х причинах любой вещи:

Материя (пр.: глина); Форма - структура, идея (пр.: идея кувшина); Действующая причина (активное деятельное начало) – пр.: гончар; Цель (для чего нужна вещь).

Изображение слайда
42

Слайд 42

В отличие от Платона, у Аристотеля идея (форма) вещи существует не в каком-то мире идей, а представлена в самой вещи как её сущность.

Изображение слайда
43

Слайд 43

Изображение слайда
44

Слайд 44

Изображение слайда
45

Слайд 45

Аристотель был дуалистом (он признавал существование двух равноправных первоначал – материи и формы). Согласно ему, в начале каждой вещи и всего мироздания лежат два первоначала – Перво-Форма (идея) и Перво-Материя. Перво-форма, или высшая идея – это безличностный божественный Ум, «неподвижный перводвигатель», конечный источник и цель всякого движения (Бог).

Изображение слайда
46

Слайд 46: Законы логики, открытые Аристотелем:

Закон тождества (понятия должны употребляться в одном и том же значении); Закон противоречия (не противоречь сам себе); Закон исключенного третьего ( А или Не-А истинно, третьего не дано).

Изображение слайда
47

Слайд 47: Учение Аристотеля о душе

Согласно Аристотелю, существует три уровня души: Растительная душа (ей свойственны рост и размножение); Животная душа (ей присущи также ощущения и желания); Разумная душа (она способна к рассуждениям и мышлению). Этот уровень души свойственен только человеку. Таким образом, душой обладает ВСЁ ЖИВОЕ.

Изображение слайда
48

Слайд 48

Изображение слайда
49

Слайд 49: Учение Аристотеля о государстве

Согласно Аристотелю, человек это «политическое животное». Он выделил 6 форм государственного устройства: 3 правильных и з неправильных. Правильные (власть стремится к благу граждан): Монархия Аристократия (власть «лучших») Полития – власть среднего сословия.

Изображение слайда
50

Слайд 50

Неправильные (власть стремится к собственной выгоде): Демократия – власть бедного большинства, использующего власть для обогащения; Олигархия; Тирания – власть одного, правящего не по законам, а по своей воле. Наилучшая форма правления – полития, наихудшая – тирания.

Изображение слайда
51

Слайд 51

Изображение слайда
52

Слайд 52: ГЕРМЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Изображение слайда
53

Слайд 53

Гермети́зм — религиозно-философское течение эпохи эллинизма и поздней античности, носившее эзотерический характер и сочетавшее элементы греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии и египетской алхимии. Согласно общераспространённой легенде первоисточниками герметизма являются труды, приписываемые легендарной личности — Гермесу Трисмегисту.

Изображение слайда
54

Слайд 54

Самым известным произведением Гермеса Трисмегиста является «Изумрудная скрижаль» - короткий, но ёмкий текст, считающийся квинтэссенцией эзотерической мудрости. Считается, что в ней описан процесс «Великого делания» алхимиков, то есть рецепт получения философского камня.

Изображение слайда
55

Слайд 55: Изумрудная скрижаль:

Не ложь говорю, а истину изрекаю. То, что внизу, подобно тому, что вверху, а то, что вверху, подобно тому, что внизу. И все это только для того, чтобы совершить чудо одного-единственного.

Изображение слайда
56

Слайд 56

Точно так же, как все сущие вещи возникли из мысли этого одного-единственного, так стали эти вещи вещами действительными и действенными лишь путем упрощения применительно случаю того же самого одного-единственного, единого. Солнце — его отец. Луна — матерь его. Ветер вынашивает его во чреве своем. Земля вскармливает его. Единое, и только оно, — первопричина всяческого совершенства — повсеместно, всегда. Мощь его есть наимощнейшая мощь — и даже более того! — и явлена в безграничии своем на земле.

Изображение слайда
57

Слайд 57

Отдели же землю от огня, тонкое от грубого с величайшей осторожностью, с трепетным тщанием. Тонкий, легчайший огонь, возлетев к небесам, тотчас же низойдет на землю. Так свершится единение всех вещей —горних и дольних. И вот уже вселенская слава в дланях твоих. И вот уже — разве не видишь?! — мрак бежит прочь. Прочь! Это и есть та сила сил — и даже еще сильнее! — потому что самое тончайшее, самое легчайшее уловля-ется ею, а самое тяжелое ею пронзено, ею проникновенно. Так, так все сотворено. Так!

Изображение слайда
58

Слайд 58

Бессчетны и удивительны применения, которые воспоследуют, столь прекрасно сотворенного мира, всех вещей этого мира. Вот почему Гермес Триждывеличайший — имя мое. Три сферы философии подвластны мне. Три! Но... умолкаю, возвестив все, что хотел, про деяние Солнца. Умолкаю.

Изображение слайда
59

Слайд 59

Изображение слайда
60

Последний слайд презентации: АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (классический период): Доклады:

Школа скептиков; Школа киников; Школа стоиков; Школа эпикурейцев.

Изображение слайда