Презентация на тему: АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ
1/52
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 22)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (26919 Кб)
1

Первый слайд презентации

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ

Изображение слайда
2

Слайд 2

Центральная нервная система (головной мозг) АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ Участки коры головного мозга, отвечающие за определенные функции

Изображение слайда
3

Слайд 3

Центральная нервная система (спинной мозг)

Изображение слайда
4

Слайд 4

Периферическая нервная система

Изображение слайда
5

Слайд 5

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ «АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ» Нервная система (Н.С.) должна обеспечить согласованную деятельность органов и систем. Однако н.с. к моменту рождения по сравнению с другими органами и системами наименее развита и дифференцирована. К моменту рождения н.с. имеет ряд морфологических и функциональных особенностей. Морфологические особенности 1.Головной мозг у новорожденного относительно велик (у новорожденного головной мозг составляет 1/8 массы тела, у взрослого 1/40). 2. Мозговые извилины, борозды развиты недостаточно. 3. Нервных клеток столько же, сколько у взрослого, но они плохо связаны друг с другом, так как имеют мало отростков. 4. Ткань мозга богата водой, мало белковых веществ. 5. Головной мозг богато кровоснабжен. 6. Повышена проницаемость ГЭБ (гематоэнцефалического барьера). 7. Спинной мозг у ребенка более сформирован (к 2 годам строение его такое же, как у взрослого). 8. Спинной мозг у новорожденного относительно длиннее (доходит до 3 - 4 поясничного позвонка) —> Спинномозговая пункция проводится ниже, чем у взрослого. Соответственно морфологическим особенностям у ребенка имеется и ряд функциональных особенностей.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Функциональные особенности 1. С момента рождения ребенок имеет ряд безусловных рефлексов, которые осуществляют приспособление организма ребенка к окружающей среде (сосательный, глотательный, мигание глаз и т.д.) 2. У новорожденных имеется ряд примитивных рефлексов, которые правильнее именовать физиологическими. Наличие примитивных рефлексов у новорожденного ребенка и их исчезновение после определенного срока является признаком нормального развития. Их сохранение после определенного срока или их повторное появление является патологическим признаком. К основным примитивным рефлексам можно отнести: => рефлекс хватания (рефлекс Робинзона): при прикосновении к ладони пальцем - его хватание. Исчезает на 2-4 месяц; => рефлекс охватывания (рефлекс Моро): при ударе по поверхности, на которой лежит ребенок, - ребенок сначала отводит руки и разгибает пальцы, а затем возвращает их в исходное положение. Сохраняется до 4 мес.; => рефлекс ползания (рефлекс Бауэра): ребенка выкладывают на живот, подставляют к подошвам малыша ладонь -> ребенок отталкивается от поверхности. Исчезает к 4 месяцам. 3. На базе безусловных рефлексов у ребенка происходит выработка условных рефлексов, имеющих основное значение в жизни человека (т.е. формируется 1 сигнальная система). Затем начинает формироваться и II сигнальная система (речь) При рождении ребенка кора больших полушарий головного мозга уже готова к выработке условных рефлексов, то они почти не вырабатываются, так как здоровый новорожденный находится в состоянии бодрствования очень короткое время (он почти все время спит). В начале 2-го месяца жизни у ребенка образуется целый ряд условных рефлексов, что свидетельствует о том, что кора больших полушарий начинает выполнять свою основную функцию — установление связи организма с окружающей средой. Вначале условные рефлексы элементарные, но уже на 3-4 месяце они значительно усложняются. Характерно, что образование условных рефлексов, т.е. развитие высшей нервной деятельности: идет очень быстро, легко. Образующиеся временные связи устойчивы.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Ребенок может сравнительно быстро приобрести определенные навыки поведения, привычки, которые потом остаются на длительное время, часто на всю жизнь. Развитие 1 сигнальной системы тесно связано с развитием органов чувств (органами чувств являются: органы слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса). ВКУС - достаточно развит. Ребенок различает горькие и сладкие смеси (предпочитает сладкие). ОБОНЯНИЕ - хуже развито. Различает только резкие запахи. СЛУХ - слышит. Уже в периоде новорожденности при звуке колокольчика ребенок перестает двигаться и замирает. На сильные звуки реагирует вздрагиванием. ЗРЕНИЕ - видит. С периода новорожденности ребенок «фиксирует» взгляд на предмете (если перед глазами ребенка держать погремушку на расстоянии 20 см от лица, он направит на нее свой взгляд). Это может наблюдаться у многих новорожденных, однако, лишь в течение нескольких мгновений. Нередко отмечается косоглазие и нистагм (исчезает к 1/2 - 1 мес.). С 2-х месяцев, ребенок следит за погремушкой, насколько позволяет поле зрения. Слезы появляются с 2 мес. Мигание редкое. Взгляд длительно начинает фиксировать с 3 месяцев. Вторая сигнальная система — РЕЧЬ. Здоровый новорожденный ребенок на каждое неприятное ощущение реагирует пронзительным криком, вначале без каких бы то ни было оттенков. В крике младенца спустя несколько недель уже можно различить определенные оттенки. Голод и боль вызывают пронзительный непрерывный крик. С 2 - 3 месяцев ребенок начинает «гулить». 2-х месячный малыш произносит гласные звуки, напоминающие «а» или «э», затем к 3 месяцам гортанные цепочки «ррр». К 6 месяцам - выстраивает слоги. Эти речевые звуки - зачатки будущей речи. Речь, как таковая, начинает формироваться во втором полугодии, т.е. с 6 месяцев (произносит отдельные слоги, слова). Наиболее бурное развитие речи происходит на 2-3 году жизни. Надо помнить, что речь развивается путем подражания, поэтому особенно важно с ребенком разговаривать правильно. В зависимости от рефлекторной деятельности поведение ребенка первого года жизни можно разделить на четыре этапа: 1 этап: 0-1-й месяц 0 – 1 мес. УА! УА! Ребенок в основном спит. К концу месяца вырабатываются элементарные условные рефлексы: успокаивается, если взять на руки или под влиянием звуковых, зрительных впечатлений. Начинает следить за движущимся предметом, но быстро «теряет» его. 2 этап:1-3-й месяц Может бодрствовать спокойно. Следит за игрушкой глазами, рассматривает игрушку, висящую над ним. К 3 месяцам появляется «комплекс оживления» (когда с ним разговаривают — улыбается, гулит). 3 этап: 3-6-й месяц Во время бодрствования гулит, улыбается, громко смеется. Надо стремиться поддерживать «комплекс оживления». К 5 месяцам отличает «своих» от «чужих».

Изображение слайда
8

Слайд 8

4 этап: 6 - 12-й месяц Ребенок начинает произносить слоги, выполняет движения по просьбе (т.е. начинает понимать смысл слов). Выполняет действия с предметами. К году произносит 10-12 слов. В этот период надо много разговаривать с ребенком, читать ему. Игрушки - кубики, пирамидки и т.д. Определяющим фактором развития высшей нервной деятельности ребенка является окружающая среда —> очень важно, чтобы ребенок с первых дней имел определенный режим дня, который предусматривает прежде всего правильную организацию сна и бодрствования. С возрастом время бодрствования постепенно увеличивается. Эти промежутки между сном и кормлением должны быть заполнены интересными играми, способствующими развитию высшей нервной деятельности.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Анатомическое строение костной системы

Изображение слайда
10

Слайд 10

Анатомическое строение мышечной системы (вид спереди)

Изображение слайда
11

Слайд 11

Анатомическое строение мышечной системы (вид сзади)

Изображение слайда
12

Слайд 12

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ «АФО МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ» У детей первых месяцев жизни тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей —> поза новорожденного ребенка (лежит с согнутыми руками и ногами). Физиологический гипертонус сгибателей сохраняется до 3-4 месяцев, причем на нижних конечностях исчезает позже, чем на верхних. Сила мышц у ребенка слабая. У маленьких детей мышечный рельеф не выражен. Особенно сильно мускулатура развивается в период полового созревания. Всем известно, что движения укрепляют мышечную систему —> для развития мышечной системы необходимы массаж, гимнастика. Массаж и гимнастику начинают с 1,5-2 месяцев. Проводят ежедневно через 30-40 минут после еды. Основное правило, которое необходимо учитывать при проведении массажа и гимнастики, - у ребенка должно быть хорошее настроение. Помните! Развитие двигательных умений во многом зависит от состояния мышечной системы. «АФО КОСТНОЙ СИСТЕМЫ» Костная система в процессе роста подвергается сложным преобразованиям. богата водой, бедна минеральными солями; кости мягкие непрочные -> легко искривляются -> необходимо следить за правильным пеленанием, не должно быть давящей одежды, правильно класть ребенка в кроватку (деформация головы); богато васкуляризирована —» развитие гематогенного остеомиелита; КОСТНАЯ ТКАНЬ у ребенка имеет: волокнистое строение;

Изображение слайда
13

Слайд 13

между эпифизом и диафизом трубчатых костей имеется хрящевая пластинка — зона роста (метафиз). ГОЛОВА - относительно больших размеров (оставляет 1/4 длины тела, у взрослого -1/8); швы черепа раскрыты —» кости легко смещаются; имеются роднички (это соединительно-тканные мембраны на стыке костей, рис. 1). Различают: большой родничок = передний. Расположен между теменными и лобными костями. Ромбовидной формы. Закрывается к 12-16 мес.; малый родничок = задний. Расположен между теменными и затылочными костями. Треугольной формы. После рождения открыт только у 25 % малышей. Закрывается не позднее 3 мес.; боковые роднички. Могут быть открыты только у недоношенного ребенка.

Изображение слайда
14

Слайд 14

ПОЗВОНОЧНИК - у новорожденного не имеет изгибов. С ростом возникают физиологические изгибы (2 лордоза и 1 кифоз, рис.2): шейный лордоз - образуется в 2 мес. (ребенок начинает держать голову); грудной кифоз - образуется в 6 мес. (ребенок начинает сидеть); поясничный лордоз -11-12 мес. (ребенок начинает ходить); позвоночник ребенка обладает большой гибкостью —> легко возникают искривления —» нельзя туго пеленать, необходимо правильно ребенка класть в кроватке (на твердую поверхность, без подушки), нельзя сажать в подушки!!!, должен правильно сидеть за столом, носить ранец и т.д. В старшем возрасте необходимо заниматься физкультурой и спортом, которые будут укреплять мышечный каркас. ГРУДНАЯ КЛЕТКА - цилиндрической формы (до 6 мес.) или усеченного конуса; ребра имеют почти горизонтальное положение —> межреберные промежутки широкие. С одного года появляется физиологическое опущение ребер. ТАЗ — в основном представлен хрящевой тканью; отличается малой вместимостью; нет половых различий (в размерах). Половые различия появляются в 6-7 лет (у девочек больнее развитие таза). ЗУБЫ — ребенок рождается с зачатками молочных и постоянных зубов (иногда отмечаются случаи прорезывания зубов до рождения ребенка, такие зубы, мешающие сосать грудь, необходимо удалять); прорезывание зубов происходит в определенные сроки (рис.3). Прорезывание зубов является физиологическим актом —> протекает безболезненно (исключение при рахите, анемии, гипотрофии). Прорезывание зубов косвенно характеризует ход окостенения. Количество зубов у ребенка до 2 лет рассчитывается по формуле: X = П - 4 (где П — количество месяцев; X - количество зубов). Т.е. к году у ребенка 8 зубов, к 2 годам - 20 зубов (все молочные зубы); в 6-7 лет начинается смена молочных зубов на постоянные. Смена зубов происходит в том же порядке, как они прорезывались. Заканчивается смена зубов к периоду полового созревания (к 11-12 годам). Постоянных зубов -32. КОНЕЧНОСТИ - искривлены у новорожденного ребенка. Это связано с гипертонусом мышц сгибателей. Данное состояние конечностей отмечается примерно до 3-4 месячного возраста.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Череп новорожденного Сроки прорезывания молочных зубов

Изображение слайда
16

Слайд 16

Смена молочных зубов на постоянные

Изображение слайда
17

Слайд 17

Изгибы позвоночника

Изображение слайда
18

Слайд 18

Анатомическое строение кожи I - эпидермис: 1 - роговой слой, 2 - стекловидный слой, 3- зернистый слой, 4 - шиповидный слой, 5 - базальный слой; II - дерма: 6 - сосочковый слой, 7 - сетчатый слой; III - подкожная клетчатка; IV - потовая железа; V - волосяной фолликул; VI - сальная железа

Изображение слайда
19

Слайд 19

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ «АФО КОЖИ И ПОДКОЖНО-ЖИРОВОЙ КЛЕТЧАТКИ» Морфологические особенности: строение кожи - кожа имеет 3 слоя: эпидермис - сочный, рыхлый, легко ранимый, базальная мембрана - недоразвита, не имеет "шипов" —> связь между эпидермисом и дермой очень слабая легко происходит отслойка эпидермиса —> кожные заболевания новорожденного во многих случаях связаны с образованием пузырей; дерма - собственно кожа: - богато васкуляризирована; - сальные железы хорошо развиты, выделяют много секрета. После года секреция их уменьшается, затем вновь увеличивается в пубертатный период. - потовые железы сформированы к рождению, но выделительные протоки их развиты плохо. Они начинают функционировать в 3-4 мес. - волосы не 1шеют сердцевины -> мягкие = пушковые. Заменяются новыми с 1,5 месяцев; - подкожно-жировой слой развит обильно —> округлость формы, глубокие складки. Слабее всего подкожно-жировой слой развит на животе.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Функциональные особенности: 1.3ащитная функция кожи - несовершенна. Поверхностные слои тонкие нежные, легкоранимые. 2.Терморегуляционная - недостаточна. Ребенок быстро охлаждается (богатое кровоснабжение кожи, большая относительная поверхность кожи). З.Дыхательная - развита хорошо. (Роговой слой эпидермиса тонкий, богатое кровоснабжение кожи, большая поверхность кожи. Легочный аппарат ребенка еще не совершенен). 4.Вьщелительная - хорошо развита. Роговой слой эпидермиса тонкий, богатое кровоснабжение кожи, большая поверхность кожи. 5.Витаминообразующая функция - играет важную роль. Под действием УФЛ образуется витамин «Д». Большое значение придается уходу за кожей. Гигиеническая ванна проводится: * До 6 мес. - ежедневно; * 6-12 мес. - через день; * 1-4 года - 2 раза в неделю. Лучшее мыло "Детское". Мыло до 6 мес. используют 2 раза в неделю. => Подмывание. * Каждый раз после стула. После мочеиспускания подсушить конец пеленкой. => Уход за волосистой частью головы. * Удаление корочек. Предварительно размягчить их с помощью постановки компресса с подсолнечным маслом. => Уход за ногтями. * Стричь ногти с первых недель жизни, по мере отрастания, но не реже 1 раза в неделю (на руках - округло, на ногах - прямолинейно). => Утренний туалет. * Умывание, обработка слизистых оболочек, естественных складок.

Изображение слайда
21

Слайд 21

Анатомическое строение легких. 1 – гортань; 2 – щитовидная железа; 3 – трахея; Правое легкое: 4 – правая верхняя доля, 5 – правая средняя доля, 6 – правая нижняя доля; Левое легкое: 7 – левая верхняя доля, 8 – левая нижняя доля; 9 – диафрагма

Изображение слайда
22

Слайд 22

Анатомическое строение верхних дыхательных путей Расположение евстахиевой трубы

Изображение слайда
23

Слайд 23

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ «АФО ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ» Морфологические особенности Помните! Слизистые оболочки всех отделов дыхательной системы ранимые, богато васкуляризированы, т.е. богато снабжены сосудами, сухие. НОС: носовые ходы маленькие, узкие, короткие, нижний носовой ход отсутствует —> незначительное заболевание вызывает закупорку носовых ходов. ДОБАВОЧНЫЕ ПОЛОСТИ: развиты слабо или отсутствуют - у детей грудного возраста синусит практически не наблюдается. ГЛОТКА: узкая. Евстахиева труба, соединяющая глотку со средним ухом, короткая, широкая —> секрет легко проникает из носоглотки в среднее ухо и развивается отит (рис. 2). ГОЛОСОВАЯ ЩЕЛЬ: прикрывает вход в гортань. Она узкая —> врожденный стридор. Голосовые связки короткие. Подсвязочное пространство рыхлое —> быстро развивается отек -> у детей часто развивается стенозирующий ларингит (рис. 1). ГОРТАНЬ: длинная, воронкообразной формы. ТРАХЕЯ: узкая, хрящи мягкие, податливые. БРОНХИ: узкие. Правый бронх является продолжением трахеи, широкий —> инородные тела необходимо искать именно здесь.

Изображение слайда
24

Слайд 24

ЛЕГКИЕ: в раннем возрасте богаты соединительной тканью, малоэластичны. Легкие маловоздушны, полнокровны. Легко возникает застой в легких —> воспаление. По мере роста увеличивается объем альвеол, уменьшается кол-во соединительной ткани, образуются эластические волокна (рис.3,4). ПЛЕВРА: в грудном возрасте тонкая, плевральная полость легкорастяжима -> легкое, быстрое смещение органов средостения. ДИАФРАГМА: расположена относительно выше, чем у взрослого, сокращения ее слабые -> грудная клетка находится как бы в состоянии вдоха. Доли легких : правое-3доли по 10 сегментов левое-2 доли Функциональные особенности 1. Дыхание поверхностное (ребра расположены горизонтально, диафрагма расположена высоко, сокращения ее слабые, мышечная система слабо развита, а, следовательно, слабо развиты и дыхательные мышцы, легкие малоэластичны, плотные). 2. Большая, чем у взрослого, частота дыхания (ЧД): новорожденный 40-60 в мин.; грудной возраст 30-35 в мин.; старший возраст 25-16 в мин. 40-60 ЧДД 30-35 16-25 РИТМ 4. Тип дыхания : до 1 года – брюшной тип дыхания, с 1 - 2 лет – смешанный, с 8 лет у мальчиков – брюшной, у девочек – грудной 3. Ритм дыхания неустойчивый, т.е. неравные паузы между дыхательными движениями — дыхание у ребенка необходимо считать строго за минуту!!!

Изображение слайда
25

Слайд 25

Система кровообращения.

Изображение слайда
26

Слайд 26

Изображение слайда
27

Слайд 27

Возраст максимальноеАД минимальноеАД 1-й год жизни 76 + 2 n (число мес.) 2/3 от макс. АД Старше года 100 + n (число лет) ½ от мкс. АД ОПОРНЫЙ КОНСТПЕКТ «Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей» При рождении наступает разделение большого и малого кругов кровообращении. Помните!!! Большой круг кровообращения : начало — аорта (левый желудочек), конец - верхняя и нижняя полые вены (правое предсердие). Малый круг кровообращения : начало - легочная артерия (правый желудочек), конец – 4 легочные вены (левое предсердие). Сосуд, идущий от сердца, называется артерией. Сосуд, идущий к сердцу, - веной (независимо от того, какую кровь они несут). Просвет сосудов у новорожденных и детей раннего возраста широкий. Артерии: вены = 1 : 1, а у взрослого =1:2. Функциональные особенности 1. Пульс частый (тахикардия), т.к. превалирует влияние симпатической нервной системы. Чем моложе ребенок, тем пульс чаще: новорожденный 140-160 в мин.; грудной возраст 130-140 в мин.; старший возраст 120-70 в мин. PS 140-160 130-140 120-70 2. Пульс у ребенка аритмичный - подсчет пульса производить строго за минуту. РИТМ 3. АД у ребенка ниже, чем у взрослого. АД определяется по формулам: Сердце у новорожденного относительно велико. Положение сердца поперечное (лежит на диафрагме). После 2 лет - косое (ребенок принимает вертикальное положение, опускается диафрагма). С возрастом изменяются форма и границы сердца (в раннем возрасте форма сердца округлая, после 6 лет - удлиненного овала).

Изображение слайда
28

Слайд 28

Нейтрофилез Лимфоцитоз ОПОРНЫЙ КОНСТПЕКТ «АФО СИСТЕМЫ КРОВЕТВОРЕНИЯ» Система кроветворения включает: — красный костный мозг, — печень, — селезенку, — лимфатические узлы и другие лимфоидные образования. После рождения кроветворение происходит в красном костном мозге, находящемся во всех костях до 4 лет. Затем он сохраняется только в плоских костях: ребрах, грудине, телах позвонков. Кровь = форменные элементы (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты) + плазма. Клетки крови под микроскопом По гематологическим показателям детский возраст условно делится на: * новорожденный, * грудной возраст, * старший возраст. Новорожденный Грудной возраст Старший возраст Гемоглобин ( Hb ) 170-240 г/л Гемоглобин ( Hb ) 110-130 г/л Гемоглобин ( Hb ) 130-150 г/л Эритроциты (Э) 5-10 x 10 12 /л Эритроциты (Э) 4,5-4,8 x 10 12 /л Эритроц.(Э) 4,5-5,1 x 10 12 /л Лейкоциты ( L ) 10-20 x 10 9 /л Лейкоциты ( L ) 10-12 x 10 9 /л Лейкоциты ( L ) 5- 9,9 x 10 9 /л Лимфоциты (Лф) 20-30% Лимфоциты (Лф) 55 - 75% Лимфоциты (Лф) до 35% Нейтрофилы (Нф) 60-70% 1-й физиологический перекрест лейкоцитарной формулы к 5- 6-му дню жизни (выравниваются кол-во нейтрофилов и лимфоцитов) Нейтрофилы (Нф) 15 - 40% Нейтрофилы (Нф) до 60% 2-й физ. перекрест лейкоцитарной формулы к 5- 6-ти годам жизни (выравниваются кол-во нейтроф. и лимф.) СОЭ 2 – 3 мм/ч СОЭ 3 - 5 мм/ч СОЭ 5-10 мм/ч Тромбоциты (Т r ) 200 – 300 x 10 9 /л Б базофилы Э эозинофилы М миелоциты Ю юные П палочки С сегменты Лф лимфоциты Мон моноциты - д о 4 - - 4 ? ? 6-8 Бласт - формы Нейтрофилы (НФ) Лейкоцитарная формула крови ребенка :

Изображение слайда
29

Слайд 29

Запомните : первый физиологический перекрест в лейкоцитарной формуле ребенка происходит в 5дней, второй – в 5лет. Перекрест лейкоцитарной формулы нф лф 60% 45% 30% возраст нов 5дн 1мес 1год 5лет 12лет нф лф Помните! Лейкоцитоз — повышение, л ейкопения — снижение лейкоцитов в крови. Нейтрофилез — повышение, нейтропения — снижение нейтрофилов в крови. Эозинофилия — повышенное, эозинопения — пониженное количество эозинофилов. Эритроцитоз — повышение, эритропения — снижение эритроцитов в крови. Тромбоцитоз — повышение, тромбоцитопения — снижение тромбоцитов в крови. Оценка общего анализа крови: Признаки анемии : эритропения, снижение гемоглобина, повышение СОЭ. Признаки воспаления : лейкоцитоз, нейтрофилез, повышение СОЭ. Признаки вирусного заболевания : лейкопения, лимфоцитоз, нормальная СОЭ. Признак аллергии : эозинофилия. Признак нарушения свертываемости крови: тромбоцитопения

Изображение слайда
30

Слайд 30

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ СВЕРТЫВАНИЯ КРОВИ Гомеостаз - защитный механизм организма, предохраняющий его от чрезмерной потери крови, т.е. обеспечивающий остановку кровотечения. Различают 2 фазы гомеостаза: первичную и вторичную. Первичная фаза гомеостаза включается при повреждении поверхностных мелких сосудов. Остановку кровотечения при этом обеспечивают: 1. Сосудистый фактор - остановка кровотечения за счет спазма сосудов. С окончания периода новорожденности данный фактор достигает показателей, свойственных детям старшего возраста. 2. Тромбоцитарный фактор - остановка кровотечения за счет образования тромбоцитарного сгустка. Активность тромбоцитов снижена у новорожденных, что имеет защитное значение и предохраняет от тромбозов, которые могут развиться в результате повреждения тканей во время родов. В течение 1-го месяца жизни активность тромбоцитов восстанавливается. Вторичная фаза гомеостаза включается при повреждении крупных, глубоких сосудов. Остановка кровотечения происходит за счет плазменных факторов, обеспечивающих коагуляцию, т.е образования фибринного сгустка. У новорожденных данная фаза гомеостаза несовершенна из-за низкой активности витамин-К-зависимых плазменных факторов (протромбина, проконветрина, антигемофильного глобулина В, фактора Хагемана). С момента поступления в организм витамина К (синтезируется с помощью бактериальной флоры кишечника) и по мере созревания белоксинтезирующей функции печени вторичная фаза гомеостаза нормализуется. Механизм действия факторов гомеостаза: 1. На первичной фазе: Спазм сосудистой стенки (выброс биологически активных в-в) Выброс тромбоцитов, имеющих ложноножки, движущихся краеугольно, являющихся кормильцами сосуда (поставляющие ему питательные в-ва) Адгезия (прикрепление) тромбоцитов к субэндотелию сосуда, их агрегация (склеивание) Образование тромбоцитарного сгустка, гомеостатической пробки Остановка кровотечения ч/з 1-3 минуты 2. На вторичной фазе: В фазу гиперкоагуляции (при участии плазменных факторов, в т.ч. и антигемофильных ( VIII (гемофилия А), IX (гемофилия В)) происходит: образование фибриновых нитей фибриногена фибрина ретракция сгустка (уплотнение, фиксация на сосудистой стенке) В фазу антикоагуляции происходит реканализация сосуда (убирание тромба) В посткоагуляционную фазу – восстановление кровообращения У новорожденных увеличена фибринолитическая активность крови, отмечается высокий уровень гепарина, плазминогена, тканевого и плазменного антитромбопластинов, низкий уровень антитромбина III. К концу 1-го года жизни все показатели свертывающей и противосвертывающей системы крови приближаются к таковым у взрослых.

Изображение слайда
31

Слайд 31

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ«АФО ЛИМФАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ» Лимфатическая система является составной частью иммунной системы, которая, согласно определению Р.В. Петрова, "представляет собой совокупность всех лимфоидных органов и скоплений лимфоидных клеток тела (лимфатические узлы, вилочковая железа, селезенка, лимфоидные фолликулы, лимфоциты костного мозга и периферической крови). Лимфоидные клетки совместно с макрофагами осуществляют главнейшие типы иммунологического реагирования, включая выработку антител и накопление сенсибилизированных лимфоцитов, распознающих чужеродные субстанции". Лимфатическая система включает: ЛИМФАТИЧЕСКИЕ УЗЛЫ — они относительно боль — них нет капсулы — они плохо пальпируются, мягкие ; — лимфатические узлы функционально незрелы —» недостаточно выражена их защитно-барьерная функция; — в лимфатических узлах вырабатываются антитела. ГЛОТОЧНОЕ КОЛЬЦО - миндалины маленькие —> у детей до года ангины отмечаются крайне редко. В период полового созревания происходит обратное развитие лимфоидной ткани — тимус вырабатывает лимфоциты. СЕЛЕЗЕНКА — вырабатывает лимфоциты; — является "кладбищем" эритроцитов. ВИЛОЧКОВАЯ ЖЕЛЕЗА (ТИМУС) — это орган детства, который подвергается с 9 лет обратному развитию (инволюции);

Изображение слайда
32

Слайд 32

Периферические лимфатические узлы (схема).

Изображение слайда
33

Слайд 33

Анатомическое строение почек.

Изображение слайда
34

Слайд 34

Макропрепарат правой почки (фронтальный разрез): 1 — корковое вещество почки, 2 — почечные столбы, 5 —почечные сосочки, 4 —основание пирамиды, 5, 15 — кровеносные сосуды, 6, 14 — почечные пирамиды, 7 — почечные ворота, 8 — почечная пазуха, 9 —почечная артерия, 10 — почечная вена, 11 — мочеточник, 12— почечная лоханка, 13 —малые почечные чашечки, 16 — большие почечные чашечки, 17 —мозговое вещество почки.

Изображение слайда
35

Слайд 35

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ «АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ МОЧЕВЫДЕЛЕНИЯ» ПОЧКИ: — имеют дольчатое строение, т.е. эмбриональное строение (исчезает к 2 годам) ; — концентрационная функция их снижена —» удельная плотность мочи ниже, чем у взрослого (до 2 лет 1003-1005, после 2 лет - 1009-1016). МОЧЕТОЧНИКИ: — относительно широкие и более извитые, чем у взрослых; — мышечный слой их слабо развит —» гипотония мочеточников. МОЧЕВОЙ ПУЗЫРЬ: — расположен выше (в надлобковой области) —» его можно прощупать; — мышечный слой развит слабо. МОЧЕИСПУСКАТЕЛЬНЫЙ КАНАЛ: — у девочек короче, чем у мальчиков. КОЛИЧЕСТВО МОЧИ: * до 10 лет определяется по формуле: Д сут. = 600 + 100 ( N -1), где N - число лет. ЧИСЛО МОЧЕИСПУСКАНИЙ: * Чем моложе ребенок, тем число мочеиспусканий больше. У новорожденного 20-25 раз в сутки, у взрослого 4-5 раз в сутки. Помните! В общем анализе мочи: * эритр. -1-2; * лейкоц. - до 4; * белок - до 0,033; * сахара - нет.

Изображение слайда
36

Слайд 36

Эндокринные железы

Изображение слайда
37

Слайд 37

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ Эндокринные железы (железы внутренней секреции) обладают характерным свойством вырабатывать и выделять гормоны. Гормоны (от греч. hor тао - двигаю, возбуждаю) представляют собой биологически активные вещества, выделяемые в кровь и тканевую жидкость. Они оказывают регулирующее влияние на все виды обмена: белковый, углеводный, жировой и водно-солевой и КОС. Для роста и развития ребенка необходима нормальная функция желез внутренней секреции. Железы внутренней секреции расположены в различных частях организма и имеют разнообразное строение. К железам внутренней секреции относятся: гипофиз, щитовидная, паращитовидные, вилочковая железы, надпочечники и половые железы, а также поджелудочная железа (ее внутрисекреторная функция). Гипофиз - небольшая, овальной формы железа, расположенная в углублении турецкого седла на основании черепа. Различают переднюю, среднюю и заднюю доли гипофиза, имеющие различное морфологическое строение и вырабатывающие гормоны, влияющие на функции других желез. Из всех желез гипофиз наиболее развит к моменту рождения ребенка. Гормоны передней доли гипофиза: 1. Соматотропный гормон (СТГ, гормон роста) стимулирует синтез белка, рост и развитие скелета. 2. Тиреотропный гормон (ТТГ) влияет на функцию щитовидной железы, стимулирует синтез ее гормонов. 3. Адренокортикотропный гормон (АКТГ) воздействует на надпочечники, стимулирует выработку глюкокортикоидов и альдостерона, регулирует углеводный обмен, действует на меланофоры, усиливая пигментацию кожи. 4. Гонадотропные гормоны: - Лютеинизирующий гормон (ЛГ) стимулирует продукцию андрогенов у мужчин, у женщин способствует созреванию яйцеклетки, овуляции, и образованию желтого тела. - Лютеомаммотропный гормон (пролактин) у женщин воздействует на молочную железу, способствует лактации, а у мужчин - росту предстательной железы. - Фолликулостимулирующий гормон (ФСГ) стимулирует рост и созревание фолликулов у женщин, в мужском организме способствует росту и пролиферации семяобразующих канальцев яичка и сперматогенезу. 5. Меланоформный гормон (МФГ) регулирует образование пигмента в коже. 6. Липотропный гормон стимулирует использование жира в энергетическом обмене и мобилизацию его из депо.

Изображение слайда
38

Слайд 38

Гормоны передней доли гипофиза

Изображение слайда
39

Слайд 39

Гормоны задней доли гипофиза: 1. Антидиуретический гормон (АДГ, вазопрессин) усиливает реабсорбцию воды из мочи (в дистальных отделах почечных канальцев) и регулирует водный баланс в организме. 2. Окситоцин влияет на уровень артериального давления, половое развитие, белковый и жировой обмен, сокращение мышцы матки в период родов, лактацию. Щитовидная железа состоит из двух долей (правой и левой) и перешейка. Она расположена спереди и по обеим сторонам трахей и гортани. У новорожденных имеет незаконченное строение. К 5-6 годам активно растет и дифференцируется, затем рост ее приостанавливается, а в период полового созревания вновь отмечается некоторое увеличение щитовидной железы (без гиперфункций). Щитовидная железа синтезирует гормоны: Тироксин и трийодтиронин (стимулирует их выделение тиреотропный гормон передней доли гипофиза) оказывают влияние на рост, возбудимость нервной системы, температуру тела, кровообращение, кроветворение, пищеварение, иммунопатологические процессы, повышают основной обмен. Тиреокальцитонин продуцируется клетками эпителия железы, регулирует нормальный уровень кальция в крови и процесс отложения его в костной ткани. Паращитовидные железы (эпителиальные тельца) представляют собой маленькие тельца, с гладкой поверхностью, овальной формы. Железы располагаются на задней поверхности щитовидной железы, чаще всего имеется две верхних и две нижних железы с массой 20-50 мг (масса всех четырех желез равна 175 мг). Они выделяют паратгормон, являющийся антагонистом тиреокальцитонина, который способствует поддержанию гомеостаза кальция в крови (усиливает реабсорбцию кальция в почечных канальцах и способствует высвобождению кальция из кости). Паратгормон способствует образованию витамина Вз.

Изображение слайда
40

Слайд 40

Вилочковая железа (тимус) играет роль центрального органа иммунной системы. Она располагается в передневерхней части средостения сразу за грудиной, имеет форму пирамиды, покрыта соединительнотканной оболочкой, от которой внутрь отходят перегородки, разделяющие ее на дольки. В каждой дольке имеется корковое и мозговое вещество. В корковом веществе находится большое количество Т-лимфоцитов (тимоцитов). В мозговом слое имеются эпителиальные клетки - тельца Гассаля и строма, которая состоит из ретикулярных клеток. В петлях ретикулярных клеток также находятся лимфоциты. В вилочковой железе вырабатываются гормоны (тимозин, тимопоэтин, тимический фактор и др.). У новорожденных и детей младшего возраста вилочковая железа имеет относительно большую массу. Максимального развития она достигает к 2-м годам, затем начинается ее постепенная инволюция. Считают, что во внутриутробном периоде и первые два года жизни она контролирует рост и развитие ребенка, помимо этого, влияет на дифференцирование других желез внутренней секреции. Надпочечники представляют собой парные железы внутренней секреции Они расположенные в забрюшинной клетчатке над верхним полюсом каждой почки. У новорожденных они относительно крупных размеров, масса обоих надпочечников равна 7-10 г и составляет 1:500 по отношению к массе тела (у взрослых 1:5000). После рождения происходит постепенная инволюция. Развитие желез полностью заканчивается к 2-м годам. В корковом слое надпочечников синтезируются гормоны: - глюкокортикоиды (гидрокортизон, кортикостерон)., которые участвуют в регуляции углеводного, белкового, жирового обмена, поддерживают на определенном уровне артериальное давление, стимулируют выработку пепсина и соляной кислоты, оказывают противовоспалительное, противоаллергическое и иммуносупрессивное действие; - минералокортшоиды (альдостерон) регулируют гомеостаз, повышают тонус сосудов; - андрогены (мужские половые гормоны) влияют на формирование наружных половых органов и вторичных мужских половых признаков, обладают анаболическими свойствами, усиливают синтез белков. В мозговом слое надпочечников образуются гормоны: - катехоламины (80% адреналина, 10% норадреналина, 1% допамина) регулируют тонус гладких мышечных клеток сосудов и внутренних органов, передачу нервных импульсов, способствуют повышению артериального давления, принимают участие в белковом, углеводном обмене, оказывают влияние на деятельность других эндокринных желез.

Изображение слайда
41

Слайд 41

Поджелудочная железа является железой внешней и внутренней секреции, располагается позади желудка, состоит из клювовидной части, тела и хвоста. Внутрисекреторная функции осуществляется островками Лангерганса, содержащими секреторные клетки, продуцирующие гормоны: - альфа-клетки островков поджелудочной железы вырабатывают глюкагон, который стимулирует распад гликогена в печени, вызывая повышение уровня глюкозы в крови; - бетта-клетки синтезируют инсулин, который регулирует утилизацию глюкозы в тканях, усиливает синтез белков, жиров, нуклеиновых кислот (недостаточная функция этого гормона ведет к развитию сахарного диабета); - дельта-клетки выделяют соматостатин, подавляющий секрецию основных гормонов гипофиза (СТГ, АКТГ), щитовидной железы, поджелудочной железы (инсулина), желудочного сока и др. Внешнесекреторная функции поджелудочной железы обеспечивает выделение пищеварительных ферментов: трипсина, липазы и амилазы.

Изображение слайда
42

Слайд 42

Половые железы. Половая дифференцировка начинается с 3-ей недели внутриутробного развития. Генетически пол детерминирован половыми хромосомами X и V. Наличие в кариотипе зиготы хромосомы - V, предопределяет развитие индивидуума мужского пола, а X - женского. Яичники и яички начинают усиленно функционировать лишь к периоду полового созревания. Яичники - представляют собой парный орган, у доношенных девочек к моменту рождения они овальной формы, состоят из коркового и мозгового слоя. В корковом слое находятся фолликулы, к 1-му году их насчитывается от 300000 до 400000, а к наступлению половой зрелости количество уменьшается до 40000-60000, (из них образуются зрелые яйцеклетки). Созревающие фолликулы содержат гормон - эстрон. Гормональная функция яичников регулируется гонадотропными гормонами передней доли гипофиза. Помимо продуцирования яйцеклеток, яичники синтезируют женские половые гормоны - эстрогены, оказывающие стимулирующее действие на развитие женских половых органов, вторичных половых признаков, обмен веществ. После овуляции в яичнике образуется прогестерон, который продуцирует клетки желтого тела.

Изображение слайда
43

Слайд 43

Яички - парный орган, к моменту рождения у доношенных мальчиков они сформированы и опущены в мошонку. Яички покрыты плотной соединительнотканной оболочкой (белочной капсулой), от заднего края которой, отходят веерообразно соединительнотканные перегородки, разделяющие семенник на 150-200 долек, в которых расположены извитые канальцы. К 7-8-ми годам окончательно формируется 300-450 канальцев, от которых отходят 10-12 семявыносящих канальцев, которые впадают в проток придатка яичка, переходящий в семявыносящий проток. В семенниках вырабатываются мужские половые гормоны: - андрогены (тестостерон, андростендион и др.) являются основными стимуляторами полового развития мальчиков (вторичных половых признаков); - эстрогены, тормозят секрецию фолликулостимулирующего гормона гипофиза. В определенные периоды жизни роль и значение различных эндокринных желез меняются. Так, максимальный уровень гормонов щитовидной железы в сыворотке крови наблюдается в первые дни жизни новорожденного, что указывает на их существенную роль в процессе его адаптации к новым условиям жизни. Превалирующая роль гормонов щитовидной железы сохраняется до 5 лет. В 6-7 лет начинает преобладать действие гормона роста гипофиза (СТГ). В период полового созревания происходит перестройка деятельности желез внутренней секреции за счет увеличения продукции гормонов половых желез и передней доли гипофиза, формирующих половой соматотип ребенка.

Изображение слайда
44

Слайд 44

Анатомическое строение желудочно-кишечного тракта

Изображение слайда
45

Слайд 45

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ «АФО СИСТЕМЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ» В грудном возрасте аппарат пищеварения приспособлен лишь для усвоения грудного молока. Помните! Слизистая оболочка всех отделов пищеварительного тракта ранима, богато васкуляризирована, т.е. обильно снабжена кровеносными сосудами, сухая, так как слизистые железы слабо развиты. Активность ферментов ж.к.т. снижена! ПОЛОСТЬ РТА: — в ротовой полости ребенка раннего возраста есть приспособления для акта сосания. Их три: 1. валикообразные утолщения на деснах; 2. складчатость слизистых губ; 3. комочки Биша (жировые комочки в толще щек), слюнные железы у новорожденного слабо развиты —> мало слюны. Усиление саливации происходит с 3-4 мес., когда прорезаются зубы. ПИЩЕВОД: — относительно длиннее, чем у взрослого, — мышечный слой слабо развит. ЖЕЛУДОК: — у детей первого года жизни расположен вертикально, когда ребенок начинает ходить - принимает горизонтальное положение. — кардиальный сфинктер (вход в желудок) слабо развит; — пилорический сфинктер (выход из желудка) хорошо развит. Желудок у ребенка первых месяцев жизни сравнивают с открытой бутылкой; частые срыгивания после кормления —> после кормления надо 1 -2 мин. Поносить ребенка вертикально.

Изображение слайда
46

Слайд 46

КИШЕЧНИК: длина относительно больше, чем у взрослого; хорошо проницаем для токсинов, микробов —> быстро развивается токсикоз при желудочно-кишечных заболеваниях; — кишечник новорожденного стерилен до первого кормления. Затем он заселяется микробами: — у детей на естественном вскармливании микрофлора кишечника в основном представлена бифидумбактериями; — у детей на искусственном вскармливании кишечник в основном заселяется кишечной палочкой (непатогенной). На естественном вскармливании - стул 4-5 раз, кашицеобразный, желтого цвета, с кисловатым запахом При искусственном вскармливании у ребенка до года стул 2 раза в сутки, густой кашицей, желтого цвета, с гнилостным запахом. Стул детей после года оформлен, 1-2 раза в сутки, темно-коричневого цвета. Регистрация стула: оформлен О; кашицеобразный V ; жидкой кашицей ~; водянистый ~ Примеси: сл. - слизь; зел. - зелень; кр. - кровь. СТУЛ: — зависит от возраста и вида вскармливания: в течение первых дней у новорожденного стул имеет вид густой темно-зеленой массы. Это меконий. С 4-5 дня стул нормальный.

Изображение слайда
47

Слайд 47

ПЕЧЕНЬ: — самый крупный орган ребенка. Она занимает 1/2 объема брюшной полости. У детей до 7 лет печень выступает из подреберья на 1,0-2,0 см. С 7 лет нижний край печени не пальпируется. Печень ребенка функционально незрела!!!

Изображение слайда
48

Слайд 48

Новорожденный (до 1 месяца) Грудной (до 1 года) Старший возраст (старше года) НЕРВНАЯ СИСТЕМА Морфологические особенности - Головной мозг относительно велик(1/8 от m тела, у взрослого 1/40) - Мозговые извилины, борозды развиты недостаточно - Нервных клеток столько же, сколько у взрослого, но они плохо связаны друг с другом - Количество извилин увеличивается особенно в 1-е 6 лет жизни - К году 90% нервных клеток находятся в зрелом состоянии - Ткань мозга богата водой, мало белковых веществ, богато кровоснабжена, повышена проницаемость сосудов - Спинной мозг у новорожденного относительно длиннее (до 3-4 поясничного позвонка, спинномозговая пункция проводится ниже, чем у взрослого) - Спинной мозг к 4-5 годам находится на уровне I - II поясничного позвонка, после 6 лет как у взрослого Строение спинного мозга к 2-м годам становится как у взрослого. Функциональные особенности Врожденные, безусловные (физиологические) рефлексы Оральные (сосательный, глотательный, поисковый, хоботковый) Спинальные: - хватательный Робинсона (сжимает палец при прикосновении к его ладони); - охватывания Моро (широко разводит руки при ударе по поверхности на которой лежит ребенок); - ползания (отталкивается от опоры при положении на животе); - защитный (поворот головы на бок при положении на животе); - опоры (при поддержке подмышки стоит на всей стопе); - автоматической походки (при поддержке подмышки переступает) Ослабление и исчезновение безусловных рефлексов к 4-м месяцам. Формирование условных рефлексов (1-й (органов чувств: вкуса, слуха, зрения, обоняния, осязания) и 2-й сигнальной системы (речи)) - Формирование 1-го этапа развития (до 1 мес.) НПР (поведенческой р-и): в основном спит успокаивается, если взять на руки или под влиянием звуковых, зрительных впечатлений. Начинает следить за движущимся предметом, но быстро теряет его. С 2-х недель жизни изменение интонации крика на неприятное ощущение (зачатки речи) - Формирование следующих 3-х этапов развития НПР: 2-й этап (1-3-й мес.) может бодрствовать спокойно, следит за игрушкой, появляются слезы, с 2-х месяцев – формирование гуления (произносит гласные звуки, напоминающих а или э), с 3-х мес. комплекс оживления (когда с ним разговаривают улыбается, гулит) 3 этап (3-6-й мес.) - во время бодрствования длительно гулит (произносит гортанные цепочек ррр), улыбается, громко смеется. К 5-ти мес. отличает своих от чужих - Бурное развитие речи, - Совершенствование двигательных навыков, навыков самообслуживания. КОСТНАЯ СИСТЕМА Сравнительная характеристика АФО органов ребенка

Изображение слайда
49

Слайд 49

- - 4-й этап (6-12 мес.) - начинает произносить слоги ( лепет ), с 7мес. – сенсорная речь (поисковая зрительная реакция на вопрос где, ответное действие на просьбу помахать ручкой, сделать ладушки), действия с предметами. К году - моторная речь (произносит10-12слов) МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА - Физиологический гипертонус сгибателей (с согнутыми руками и ногами), - сила мышц слабая, мышечный рельеф не выражен - С 3-4-х месяцев физиологический гипертонус сгибателей проходит - Сильное развитие мускулатуры в период полового созревания КОСТНАЯ СИСТЕМА Морфологические особенности Костная ткань - Имеет волокнистое строение - К 3-4 годам пластинчатое строение - Богата водой, бедна минеральными солями - Богато кровоснабжена - Зона роста расположена м/у эпифизом и метафизом - Кости мягкие, легко искривляются - Эластичны, мене хрупкие, чем у взрослых Голова - Относительно больших размеров -1/4 длины тела, - Швы черепа раскрыты (кости легко смещаются), - Имеются роднички (соединительнотканные мембраны на стыке костей): большой (передний) - м/у теменными и лобными костями, ромбовидной формы, закрывается к 12-15 месяцам; малый (задний)- м/у теменными и затылочными костями, треугольной формы, открыт у 25% детей, закрывается к 3 месяцам; боковые - м/у теменными и височными костями, треугольной фор мы, открыты только у недоношенных детей - В 2 года составляет 1/5 длины тела - В 6 лет голова -1/5 длины тела, в 20 лет -1/8 Грудная клетка - Находится в положении вдоха, т.к. ребра имеют почти горизонтальное положение, межреберные промежутки широкие - Физиологическое опущение ребер с одного года - К 12 годам находится в положении максимально го выдоха Позвоночник - Не имеет изгибов - Появление изгибов: шейный лордоз в 2 месяца (когда начинает держать голову) грудной кифоз в 6 месяца (когда начинает сидеть) поясничный лордоз в 11-12 месяцев (когда начинает ходить) - Обладает большой гибкостью, поэтому легко возникают искривления Таз, конечности - Таз в основном представлен хрящевой тканью, отличается малой вместимостью - Конечности искривлены, что связано с гипертонусом мышц сгибателей (до 3-4 мес.) - В 6-7 лет интенсивный рост таза, появляются по ловые различия(у девочек большее развитие таза) Новорожденный (до 1 месяца) Грудной (до 1 года) Старший возраст (старше года) Формирование условных рефлексов (1-й (органов чувств: вкуса, слуха, зрения, обоняния, осязания) и 2-й сигнальной системы (речи))

Изображение слайда
50

Слайд 50

Зубы - Рождается с зачатками молочных и постоянных зубов. - Прорезывание молочных зубов с 6-7 месяцев в определенной последовательности - Кол-во зубов определяется по формуле: n – 4, n – кол-во месяцев жизни (к 1-му году – 8 зубов, к 2-м годам – 20 зубов) - В 6-7 лет смена молочных зубов на постоянные в том же порядке в каком прорезывались 4 n – 20, n – кол-во лет, - Заканчивается смена к 11-12 г., постоянных зубов 32 Развитие основных двигательных навыков - в 2 месяцев держит голову - в 4 мес. переворачивается на бок -в 5 мес. переворачивается на живот - в 6 месяцев сидит - в 7 месяцев ползает - в 12 месяцев ходит Начинает приседать, пятится, поворачиваться, перешагивать через препятствия, бегать, прыгать КОЖА И ПОДКОЖНО-ЖИРОВАЯ КЛЕТЧАТКА Морфологические особенности - Эпидермис сочный, рыхлый, лег ко ранимый, - Базальная мембрана недоразвита (частая отслойка эпидермиса), дерма – богато васкуляризирована - Сальные железы развиты хорошо, выделяют много секрета - Потовые железы сформированы, но выделительные протоки развиты слабо - Волосы мягкие, пушковые - Подкожно-жировой слой развит обильно, слабее всего на животе - Потовые железы начинают функционировать в 3-4 месяцев, - Волосы заменяются новыми с 1,5 месяцев - Сальные железы после года секреция уменьшается, затем увеличивается в пубертатный период Функциональные особенности - Защитная ф-я кожи – несовершенна (кожа тонкая, нежная, легко ранима) - Развиты хорошо: дыхательная, выделительная (роговой слой тонкий, хорошее кровоснабжение, большая относительная поверхность кожи), витаминообразующая (под действием УФЛ в коже образуется витамин Д) функции ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА Морфологические особенности - Слизистые оболочки всех отделов ранимые, богато васкуляризированы, сухие. - Нос : носовые ходы узкие, короткие, нижний носовой ход отсутствует(нарушение носового дыхания) - Пазухи носа: развиты слабо или отсутствуют (полностью формируются к 12-15 годам) - Глотка: узкая, евстахиева труба короткая, широкая (часто развивается отит) Голосовая щель : узкая (врожденный стридор), голосовые связки короткие, подсвязочное пространство рыхлое (быстро развивается отек, стенозирующий ларинготрахеит) - Гортань : длинная воронкообразной формы - Трахея : узкая, хрящи мягкие, податливые (спадается на выдохе, стридор) - Бронхи : узкие, правый бронх- продолжение трахеи, широкий (инородные тела здесь) - Легкие : богаты соединительной тканью, малоэластичны, маловоздушны, полнокровны. Легко возникает застой в легких, воспаление. По мере роста уменьшается кол-во соединительной ткани, образуются эластические волокна. - Плевра : тонкая, плевральная полость легко растяжима, смещение органов средостения. - Диафрагма : расположена выше, чем у взрослого, т.к. грудная клетка находится как бы в состоянии вдоха Функциональные особенности - Дыхание поверхностное, аритмичное (не равные паузы м/у дыхательными движениями) - ЧДД учащенное 40-60 в минуту - Тип дыхания : брюшной - ЧДД 35-30 в минуту - Тип дыхания брюшной - ЧДД 30-16 в минуту - Тип дыхания: 1-2 года – смешанный, с 8 лет - у мальчиков брюшной у девочек грудной Новорожденный (до 1 месяца) Грудной (до 1 года) Старший возраст (старше года)

Изображение слайда
51

Слайд 51

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА Морфологические особенности - Размеры сердца: относительно велико, - Положение сердца поперечное - форма сердца округлая - Просвет сосудов : широкий: артерии : вены = 1:1, у взрослого = 1:2 - Положение сердца после 2-х лет косое - форма после 6 лет удлиненного овала Функциональные особенности - Пульс частый (тахикардия), аритмичный, ЧСС 140-160 в мин - АД ниже чем у взрослого, до 1 года определяется по формуле: макс АД = 76 + 2 n число месяцев мин. АД =от ½ до 2/3 макс. АД - ЧСС 130-140 в мин. - ЧСС 120-70 в мин. - АД после года: макс АД = 100 + n, n - число лет СИСТЕМА КРОВЕТВОРЕНИЯ Морфологические особенности - Кроветворение происходит в красном костном мозге во всех костях - К 12 годам кроветворение происходит в костном мозге плоских костей, ребер, позвонков, эпифизах трубчатых костей Гематологические показатели Гемоглобин ( Hb ) 170-240 г/л Гемоглобин( Hb ) 110-120 г/л Гемоглобин( Hb ) 130-140 г/л Эритроциты (Э r ) 6 x 1012/л Эритроциты (Э r ) 4 x 1012/л Эритроц.(Э r ) 4,5 x 1012/л Лейкоциты ( L ) 20 x 109/л Лейкоциты ( L ) 10 x 109/л Лейкоциты( L ) 4-6 x 109/л Лимфоциты (Л) 20-30% Лимфоциты (Л) 55 - 75% Лимфоциты (Л) до 35% Нейтрофилы:палочки,сегменты (П,С) 60-70% 1-й физиологический перекрест лейкоцитарной формулы к 5- 6-му дню жизни (выравниваются кол-во и лимфоцитов и нейтрофилов) Нейтрофилы (П,С) 15 - 40% Нейтрофилы (П,С) до 60% 2-й физ. перекрест лейкоцитарной формулы к 5- 6-ти годам жизни (выравниваются кол-во лимфоцитов и нейтрофилов) СОЭ 2 – 3 мм/ч СОЭ 3 - 5 мм/ч СОЭ 5-10 мм/ч Тромбоциты (Т r ) 200 – 300 x 109/л ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - Лимфатические узлы: относительно большие, нет капсулы (плохо пальпируются, мягкие), недостаточно выражена их защитно-барьерная ф-я (в лимфатических узлах вырабатываются антитела) - Вилочковая железа : орган детства, вырабатывает лимфоциты - Глоточное кольцо : миндалины не развиты, маленькие, ангины редко - Лимфатические узлы к 3 годам имеют плотную капсулу, хорошо пальпируются - Вилочковая железа с 9 лет подвергается обратному развитию - Глоточное кольцо: в период полового созревания обратное развитие лимфоидной ткани (увеличение миндалин) Новорожденный (до 1 месяца) Грудной (до 1 года) Старший возраст (старше года)

Изображение слайда
52

Последний слайд презентации: АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ У ДЕТЕЙ

Новорожденный (до 1 месяца) Грудной (до 1 года) Старший возраст (старше года) СИСТЕМА ПИЩЕВАРЕНИЯ Печень: самый крупный орган ребенка (занимает ½ объема брюшной полости). У детей до 7 лет выступает из подреберья на 1,0 – 2,, с 7-ми лет нижний край печени не пальпируется Отделы ЖКТ Особенности Для всех отделов 1.Тонкая, ранимая, обильно кровоснабженная слизистая; 2. Низкая секреторная функция железистой ткани, отделяющей малое кол-во пищеварительных соков с низким содержанием ферментов; 3. Повышенная проницаемость и сниженная барьерная функция слизистой ПИЩЕВОД 1. Относительно длиннее, чем у взрослого; 2. Мышечный слой развит слабо ЖЕЛУДОК 1. У детей 1-го года жизни расположен вертикально, когда ребенок начинает ходить – принимает горизонтальное положение; 2. Кардиальный сфинктер (вход в желудок) слабо развит; 3. Пилорический сфинктер (выход из желудка) хорошо развит; 4. Желудок у ребенка 1-х месяцев жизни сравнивают с открытой бутылкой, возможны частые срыгивания после кормления (после кормления 1-2 минуты поносить вертикально) КИШЕЧНИК 1. Длина относительно больше чем у взрослого; 2. Высокая проницаемость слизистой для токсинов, микробов (быстро развивается токсикоз при желудочно-кишечных заболеваниях); 3. Кишечник новорожденного стерилен до 1-го кормления, затем заселяется микрофлорой: на естественном вскармливании микрофлора кишечника представлена бифидумбактериями; на искусственном вскармливании – кишечной палочкой СТУЛ до года 1. Зависит от возраста и вида вскармливания: 1-е дни у новорожденных стул имеет вид густой темно-зеленой массы, называется меконий; 2. С 4-5 дня на естественном вскармливании – стул 4-5 раз в день, кашицеобразный, желтого цвета, с кислым запахом; 3. На искусственном вскармливании – стул 2 раза в сутки, в виде густой кашицы, желтого цвета, с гнилостным запахом СТУЛ после года 1. Оформлен, 1-2 раза в сутки, темно-коричневого цвета Особенности процессов пищеварения у детей раннего возраста СИСТЕМА МОЧЕОТДЕЛЕНИЯ Почки: дольчатое строение Мочеточники: относительно широкие, более извитые, мышечный слой развит слабо (гипотония мочеточников) Мочевой пузырь: расположен выше (в надлобковой области), мышечный слой развит слабо Мочеиспускательный канал: у девочек короче чем у мальчиков Число мочеиспусканий: 20-25 в сутки, чем моложе тем чаще Почки: дольчатое строение исчезает к 2-м годам общий анализ мочи (в норме) Удельная плотность ниже чем у взрослого, до 2-х лет 1003 – 1005 (концентрационная функция почек снижена) удельная плотность мочи после 2-х лет 1009 – 1016 Эритроциты -1-2 Лейкоциты до 4 Белок до 0,033 промили, Сахар – нет Кол-во мочи: до 10 лет=600+100( n – 1), n – число лет

Изображение слайда