Презентация на тему: Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Эмбриогенез и

Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Эмбриогенез и аномалии развития
Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Эмбриогенез и
Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Эмбриогенез и
Нос
Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Эмбриогенез и
Дополнительные полости
Лобный фронтальный синус
Евстахиева труба
Сосцевидный отросток
Носослезныой канал
Глотка
Аденоидные вегетации
Гортань
Трахея
Бронхи
Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Эмбриогенез и
Функции бронхов
Кроме того,
Легкие
11-12 неделя
Третий этап альвеолярной стадии (8-9 месяц )
Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Эмбриогенез и
Долевое и сегментарное строение легких
Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Эмбриогенез и
Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Эмбриогенез и
Особенности дыхания плода
Дихательные движения имеют важное значение для плода
Первый вдох у ребенка наступает, как правило, сразу после рождения, до пережатия пуповины, это результат одновременного действия ряда причин:
Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Эмбриогенез и
Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Эмбриогенез и
Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Эмбриогенез и
Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Эмбриогенез и
1/32
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 31)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1504 Кб)
1

Первый слайд презентации: Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Эмбриогенез и аномалии развития

ЛЕКЦИЯ №6 Кафедра пропедевтики детских болезней ДДМА

Изображение слайда
2

Слайд 2

На сегодняшний день 30% детей в стационарах и около 50% детей, которые обращаются в поликлиники, страдают заболеваниями органов дыхания У детей свои анатомические, гистологические, и физиологические особенности строения и функционирывания всех отделов респираторного тракта

Изображение слайда
3

Слайд 3

Изображение слайда
4

Слайд 4: Нос

Носовые ходы (верхний и средний) узкие. Нижний носовой ход - отсутствует. Только в 4 года хоаны достигают полного развития Слизистая оболонка носа тонкая, нежная, богатая кровеносными сосудами и хорошо обеспечивается кровью. Она восстанавливается каждые 10 минут. Кроме гликопротеина, который обеспечивает вязко-эластичные свойства слизи, на ее поверхности есть лизоцим и секреторный иммуноглобулин А с выраженными противомикробными свойствами.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Подслизистая оболочка не имеет кавернозной (пещеристой) ткани, которая приобретает свое развитие только на 8-9 году жизни, и особенно в период полового созревания Значение для клинической практики: Узость носовых ходов у детей раннего возраста составляет 50% общего сопротивления дыхательных путей. В частности, узость носовых ходов и большое количество кровеносных сосудов способствует тому, что даже небольшая инфекция вызывает у детей грудного возраста закрытие носовых ходов и затруднение дыхания (ринит) - это нарушает общее состояние ребенка, затрудняет сосанне груди, приводит к одышке У детей раннего возраста никогда не бывает кровотечений из носа (лишь при заболеваниях крови)

Изображение слайда
6

Слайд 6: Дополнительные полости

В раннем возрасте - недоразвитые и выраженные в разной степени Верхньощелепна -( гайморова) и решетчатая( етмоїдальна ) пазухи развиваются соответственно на 3-6 месяца внутриутробно и формируются к моменту рождения- они малых размеров, недоразвитые При рентгенологическом обследовании они оказываются лишь с 3 месячного возраста. Наиболее быстро гайморова пустота развивается до 7 годового, этмоидальная - до 12-летнего возраста

Изображение слайда
7

Слайд 7: Лобный фронтальный синус

У новорожденных и детей раннего возраста отсутствует Медленно развивается до 7 лет, а полного развития достигает лишь в 15-20 лет Это происходит потому, что у детей раннего возраста не бывает таких заболеваний, как гайморит, фронтит, этмоидит. Однако, у детей часто развиваются синусопатии – снижение воздухоносности дополнительных полостей после перенесенного воспаления в.д.ш.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Евстахиева труба

У детей раннего возраста она короткая, широкая и прямая Это способствует очень частому переходу инфекции из полости носа в среднее ухо с развитием отита у детей раннего возраста

Изображение слайда
9

Слайд 9: Сосцевидный отросток

У детей первых лет жизни недорозвит, состоит из одной кости ( антрум ), заполненой первичной, ( миксоидной ) тканью В связи с тем, что у детей снижена воздухоносность антрума, то возможен переход воспалительного процесса из среднего уха на внутреннее ( антрит )

Изображение слайда
10

Слайд 10: Носослезныой канал

Приоткрывается возле угла глаза, имеет слабые клапаны, он короткий и широкий. Это оказывает влияние на то, что у детей раннего возраста возможны частые конъюнктивиты в результате перехода воспалительного процесса на конъюнктиву. Признаки конъюнктивита: склеивание век, блефароспазм, гиперемия конъюнктивы Задержка открытия перепоночного канала приводит к нарушению проводимости слез, а кистозное перерождение - к нарушению носового дыхания

Изображение слайда
11

Слайд 11: Глотка

У детей первых лет жизни относительно короткая и широкая. Она осуществляет баръерную функцию, которая связано с наличием так называемого лимфоглоточного кольца Вальдейера (6 миналиков ) Однако у детей их баръерная функция несовершенна, так как миндалики недоразвиты и представлены диффузной тканью Миндалики находятся глубоко между дужками и становятся заметны только до конца первого года жизни. Это обусловливает редкость ангин у детей этого возраста

Изображение слайда
12

Слайд 12: Аденоидные вегетации

У детей 4-10 лет часто наблюдается гипертрофия носоглоточных миндалин, что формирует аденоидные вегетации Это приводит к изменениям лицевого скелета, формированию аденоидного типа лица, широкой переносицы, носового оттенка, постоянно открытый рот, гипоксия, снижение памяти, нарушение сна и даже галюцинации Нередко гиперплазия аденоидной ткани сопровождается ее воспалением- аденоидитом, который характеризуется наличием слизи на задней стенке глотки

Изображение слайда
13

Слайд 13: Гортань

У детей раннего возраста имеет воронкообразную форму. Узкая и относительно короткая. Хрящи гортани нежные, податливые Слизистая оболочка тонкая, нежная, хорошо кровеобеспечивается, но несколько суховатая, через неудовлетворительную функцию желез Частые стенозы в этом отделе респираторного тракта

Изображение слайда
14

Слайд 14: Трахея

Узкий просвет и воронкообразная форма Имеет 12-20 хрящевых полуколец, которые достаточно мягкие, недостаточно развиты эластичные волокна Это обуславливает частые стенотические явления при разных патологических состояниях

Изображение слайда
15

Слайд 15: Бронхи

Являются продолжением дыхательной трубки ( обеспечение внешнего дыхания ) У детей бронхи короткие и узкие - бифуркация находится высоко и отвечает проэкции 3 грудного хребта (у взрослых - 5 грудной ) Правый бронх является непосредственным продолжением трахеи и идет прямо! Левый - отходит под углом 90 ° ( поэтому, посторонние предметы значительно чаще (80%) попадают в правый бронх!

Изображение слайда
16

Слайд 16

У новорожденных и детей первых месяцев жизни в стенке бронхов превалирует внутренний слой, слизистая оболочка рыхлая, имеет хорошее кровообращение, адвентиций отсутствует Хрящи хорошо развиты, но мягкие, мышечная и эластичная ткани развиты слабо Слизистые железы расположены в подслизистом и мышечном слое, они недостаточно функционируют, обусловливая сухость слизистой оболочки бронхов Процессы диференцирования бронхив в основном заканчиваются в 7–летнем возрасте

Изображение слайда
17

Слайд 17: Функции бронхов

Обеспечение регулярного доступа атмосферного воздуха в легкие и удаление из легких насыщенного углекислого газа Увлажнение воздуха и его нагревание до температуры тела Барьерная функция с обеспечением удаления присутствующих в воздухе частиц и бактерий Но у детей эти функции обеспечиваются не в полном объеме ( узость бронхов, недостаточное развитие мышечной ткани и эластичных волокон, закрытие просвета секретом (через слабость кашлевого толчка ) часто приводят к нарушению проводимости воздуха и развития дыхательной недостаточности

Изображение слайда
18

Слайд 18: Кроме того,

Недостаточное развитие слизистых желез не обеспечивает достаточное увлажение возжуха Баръерная функция бронхов также несовершенна - мукоцилиарный клиренс у детей снижен ( недоразвитость мышечного слоя, а также повышенное количество и более вязкая консистенция бронхиального секрета при воспалении ) Недостаточность механизмов местной иммунной защиты ( снижение ФА, недостаточный синтез Ig A )

Изображение слайда
19

Слайд 19: Легкие

В процессе эмбриогенеза возможно формирование пороков развития бронхо-легочной системы : Трахео-пищеводные свищи ( вследствие нарушения раздела пищеварительной и дихательной трубок)-4-6 неделя в/у развития - первое кормление сопровождается удушием, кашлем и цианозом ( аспирационная пневмония и неблагоприятный прогноз) Интралобулярная секвестрация - 6-8 неделя : часть легкого отделена от системы легочной артерии и не соединена с бронхами. Кровообеспечение ее обеспечивается аномальной артерией, которая отходит непосредственно от аорты

Изображение слайда
20

Слайд 20: 11-12 неделя

Возможно формирование агенезии или аплазии легких АГЕНЕЗИЯ- отсутствие легкого вместе с главным бронхом АПЛАЗИЯ- отсутствие легкого, но при сохраненной куксе главного бронха Альвеолярная стадия – 24-28 неделя : появляются альвеолы - синтез сурфактанта – 32 неделя ( выстилка альвеол и обеспечение их поверхностого натяжения ( предупреждение формирования ателектазов !) Основа синдрома дыхательных расстройств (СДР), болезни гиалиновых мембран. Повышенная гидратация легких, дисфункция лимфооттока приводят к опухоле-геморагическому синдрому - наиболее тяжелой пневмопатии у новорожденных

Изображение слайда
21

Слайд 21: Третий этап альвеолярной стадии (8-9 месяц )

Формироание ацинусов (в клиническом значении - возможно формирование одиночных или множественных кист ( поликистоз ) Таким образом, неблагоприятное влияние на плод на разных этапах эмбриогенеза легких приводит к врожденным порокам развития, характер которых определяется стадией эмбриогенеза !

Изображение слайда
22

Слайд 22

Изображение слайда
23

Слайд 23: Долевое и сегментарное строение легких

Правое - 3 доли: верхняя, средняя и нижняя, Левое – 2 доли: верхняя и нижняя У детей первого года житзни хуже развита верхняя доля левого легкого, а верхняя и средняя правого легкого почти одинакового размера До 2 летнего возраста размеры отдельных долей легких отвечают размерам взрослых Междолевые щели у детей раннего возраста не выражены, поэтому отсутствуют междолевые плевриты, а пневмонии носят диффузный характер Сегментарное строение у детей отвечает такому же у взрослых

Изображение слайда
24

Слайд 24

Изображение слайда
25

Слайд 25

Наиболее часто у детей патологические процессы локализируются в 4,5 та 6 сегментах левого легкого и во 2 и 10 сегментах обоих легких Корень правого легкого находится выше левого Альвеолы - однокамерные у детей раннего возраста, альвеолярные ходы широкие. Размеры альвеол в 4 раза меньшие, чем у взрослых, значительно меншее их общее количество, приблизительно в 10-12 раз. Процесс формирования альвеол интенсивно увеличивается в первые 2 года, а полностью заканчивается в 8 лет (с 24 млн. до 300 млн )

Изображение слайда
26

Слайд 26: Особенности дыхания плода

Во внутриутробном периоде доставка кислорода и удаление углекислого газа просиходит исключительно путем плацентарного кровообращения. Плод получает кислород из материнской крови и ей же отдает углекислый газ. Но уже с 11-ой недели беременности у плода появляются периодические сокращения инспираторных мышц диафрагмы и, в меньшей степени, межреберных мышц. Эти дихательные движения сводятся к небольшому расширению грудной клетки. Легкие при этом не расправляются, и остаются спавшими. Возникает только небольшое отрицательное давление в межплевральной щели. Дыхательные движения плода происходят при закритой голосовой щели, а поэтому околоплодная жидкость в дыхательные пути не попадает.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Дихательные движения имеют важное значение для плода

они необходимы для нормального развития легких, поскольку после их исключения развитие альвеол и увеличение массы легких задерживаются ; они помогают кровообращению плода, усиливая венозный приток к сердцу, поскольку периодически возникает снижение давления в грудной полости ; они являются формой тренировки дыхательной системы к выполению функции дыхания, которая будет необходима организму после рождения ребенка.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Первый вдох у ребенка наступает, как правило, сразу после рождения, до пережатия пуповины, это результат одновременного действия ряда причин:

чрезмерного накопления углекислого газа и обедненности кислородом крови после прекращения плацентарного кровообращения ; резкого усиления потока афферентных импульсов от рецепторов кожи ( холодовых и тактильных), проприорецепторов, вестибулорецепторов, наступающих в процессе родов и сразу после рождения. Эти импульсы активируют ретикулярную формацию ствола мозга, которая повышает возбуждаемость нейронов дыхательного центра; устранение источников торможения дыхательного центра, связано с раздражением рецепторов, расположенных в области ноздрей, околоплодными водами ("рефлекс ныряльщика"). Поэтому сразу после появления головки из родительных путей акушер удаляет слизь и околоплодные воды, и отсасывает жидкость из воздухоносных путей.

Изображение слайда
29

Слайд 29

При осуществлении первого вдоха одолевается значительная упругость легочной ткани, обусловленная силой поверхностного натяжения спавшихся альвеол. При этом энергии тратится в 10-15 раз больше, чем при дальнейших вдохах. При первом вдохе происходит выраженное снижение внутри плеврального давления (на 20-80 см вод.ст.), а при дальнейших вдохах - лишь на 5 см вод.ст. Дыхание у детей частое и поверхностное, что связано с малым дыхательным объемом воздуха в легких, большей упругостью легочной ткани, значительным бронхиальным сопротивлением и большей работой, которая тратится на преодоление этого сопротивления. Частота дыхания с возрастом уменьшается, поскольку удлиняется продолжительность дыхательного цикла. У новорожденных она 40-60 дыхательных движений /1мин., в 6 мес — 35-40/ мин, в 1 год — 30-35/ мин, в 5 лет — 25/ мин, в 10 лет — 20/ мин, старше 10 лет — 18-16/ мин.

Изображение слайда
30

Слайд 30

Частота дыхания у детей значительно изменяется на протяжении дня, она значительно больше, чем у взрослых, и изменяется под воздействием разных факторов (психическое возбуждение, физическая нагрузка, повышение температуры тела и окружающей среды). Это объясняется легкой возбудимостью дыхательного центра у детей. Отношение числа дыханий к числу сердечных сокращений составляет у новорожденного 1:2,5 в 1 год — 1:3 у взрослых — 1:4.

Изображение слайда
31

Слайд 31

У новорожденных и детей грудного возраста дыхание неритмичное. Паузы между вдохом и выдихом неравномерные, но, как и у взрослых, вдох короче выдоха. Очень часто глубокое дыхание заменяется поверхностным. У детей первого полугодия преобладает диафрагмальный тип дыхания. Это связано с тем, что ребра расположены почти горизонтально, и дыхательная мускулатура слабая для того, чтобы обеспечить грудное дыхание. Когда ребенок начинает все чаще занимать вертикальное положение, а потом ходить, дыхание становится смешанным ( грудинно-брюшным ) с равномерным участием мышц грудной клетки и диафрагмы.

Изображение слайда
32

Последний слайд презентации: Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Эмбриогенез и

С 7-летнего возраста появляются половые отличия типа дыхания. У девочек начинает преобладать грудной, у мальчиков - брюшной тип дыхания. У новорожденного объем дыхания незначительный и составляет 15-20 мл. В этот период обеспечения организма кислородом происходит за счет увеличения частоты дыхания. С возрастом с уменьшением частоты дыхания К увеличивается, достигая на 1-му году жизни - 60-80 мл, в 5 лет - 150 мл, в 12 лет - 200-250 мл. Минутный объем дыхания (МОД) в абсолютных величинах тем меньше, чем младше ребенок, с возрастом он увеличивается. У новорожденного МОД равняется 600-700 мл, тогда, как у взрослого - 6-9 л. Тем не менее относительная величина МОД (отношение МОД к массе тела) у новорожденных в 2-3 раза больше, чем у взрослых.

Изображение слайда