Презентация на тему: Анатомо-физиологические особенности анализаторов у детей

Анатомо-физиологические особенности анализаторов у детей
Особенности зрительного анализатора
Зрительный анализатор
Зрительный анализатор
Зрительный анализатор
Зрительный анализатор
Зрительный анализатор
Зрительный анализатор
Зрительный анализатор
Особенности слухового анализатора
Слуховой анализатор
Слуховой анализатор
Слуховой анализатор
Слуховой анализатор
Слуховой анализатор
Слуховой анализатор
Особенности обонятельного анализатора
Обонятельный анализатор
Особенности вкусового анализатора
Вкусовой анализатор
Вкусовой анализатор
Особенности кожного анализатора
Кожный анализатор
Кожный анализатор
Кожный анализатор
Кожный анализатор
Кожный анализатор
Кожный анализатор
Кожный анализатор
Анатомо-физиологические особенности анализаторов у детей
1/30
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 80)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1275 Кб)
1

Первый слайд презентации: Анатомо-физиологические особенности анализаторов у детей

Выполнила Плотникова Анастасия МЛ 502

Изображение слайда
2

Слайд 2: Особенности зрительного анализатора

Изображение слайда
3

Слайд 3: Зрительный анализатор

1. Диаметр глазного яблока новорожденного – 17,3 мм (у взрослого – 24,3 мм) Из этого следует, что лучи света, идущие от удаленных предметов сходятся ЗА сетчаткой, то есть для новорожденных характерна физиологическая дальнозоркость До 2х лет глазное яблоко на 40%, к 5 годам – на 70% и к 12-14 годам достигает размеров глазного яблока взрослого

Изображение слайда
4

Слайд 4: Зрительный анализатор

2. Зрительный анализатор к моменту рождения незрелый. Развитие сетчатки заканчивается только к 12 месяцу и миелинизация зрительных нервов завершается на 3-4 месяце Созревание коркового анализатора завершается только к 7 годам Характерно недоразвитие мышцы радужки из-за чего зрачки у новорожденного узкие

Изображение слайда
5

Слайд 5: Зрительный анализатор

3. в первые дни жизни глаза у новорожденного двигаются нескоординированно (до 2-3 недель) Зрительное сосредоточение появляется только к 3-4 неделе после рождения и продолжительность реакции составляет 1-2 мин max

Изображение слайда
6

Слайд 6: Зрительный анализатор

4. Новорожденный не различает цветов в связи с незрелостью колбочек сетчатки глаза, к тому же их число значительно меньше палочек Дифференцировка цветов начинается примерно на 5-6 месяце, но осознанное восприятие цвета наступает только в 2-3 года К 3 годам ребенок различает соотношение яркости цветов. Способность различать цвета значительно возрастает к 10-12 годам

Изображение слайда
7

Слайд 7: Зрительный анализатор

5. У детей очень эластичный хрусталик, он способен в более значительной мере изменять свою кривизну, нежели у взрослых Но с 10 лет эластичность хрусталика снижается, снижается и объём аккомодации С возрастом «отодвигается» ближайшая точка ясного видения – в 10 лет она на расстоянии 7 см, в 15 на 8 итд 6. к 6-7 годам формируется бинокулярное зрение

Изображение слайда
8

Слайд 8: Зрительный анализатор

7. Острота зрения у новорожденных очень низкая. К 6 месяцам – 0,1; в 12 мес – 0,2; в 5-6 лет – 0,8-1,0; у подростков острота зрения около 0,9-1,0 8. Поля зрения у новорожденных гораздо уже, чем у взрослых, к 6-8 годам расширяются, но окончательно этот процесс заканчивается в 20 лет 9. Пространственное зрение у ребенка формируется к 3 месяцам. 10. Объёмное зрение формируется с 5 месяца и до 5-6 лет

Изображение слайда
9

Слайд 9: Зрительный анализатор

11. Стереоскопическое восприятие пространства начинает развиваться к 6-9 месяцу У большинства детей к 6-летнему возрасту развита острота зрительного восприятия и полностью дифференцированы все отделы зрительного анализатора Из-за «шаровидности» и укорочения передне-задней оси глаза у детей до 7 лет наблюдается дальнозоркость. К 7-12 годам она постепенно сменяется нормальным зрением, но у 30-40% детей развивается близорукость

Изображение слайда
10

Слайд 10: Особенности слухового анализатора

Изображение слайда
11

Слайд 11: Слуховой анализатор

Формирование улитки происходит на 12-й неделе внутриутробного развития, а на 20-й неделе начинается миелинизация волокон улиткового нерва в нижнем (основном) завитке улитки. Миелинизация в среднем и верхнем завитках улитки начинается значительно позднее.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Слуховой анализатор

Подкорковые структуры, относящиеся к слуховому анализатору, созревают раньше, чем его корковый отдел. Их качественное развитие заканчивается на 3-м месяце после рождения. Корковые поля слухового анализатора приближаются к взрослому состоянию к 5-7 годам.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Слуховой анализатор

Слуховой анализатор начинает функционировать сразу же после рождения. Первые реакции на звук носят характер ориентировочных рефлексов, осуществляемых на уровне подкорковых образований. Они отмечаются даже у недоношенных детей и проявляются в закрывании глаз, открывании рта, вздрагивании, уменьшении частоты дыхания, пульса, в различных мимических движениях. Звуки, одинаковые по интенсивности, но разные по тембру и высоте, вызывают разные реакции, что свидетельствует о способности их различения новорожденным ребенком.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Слуховой анализатор

Ориентировочная реакция на звук появляется у младенцев на первом месяце жизни и с 2–3 месяцев принимает характер доминанты. Условные пищевые и оборонительные рефлексы на звуковые раздражения вырабатываются с 3-5 недель жизни ребенка, но их упрочнение возможно лишь с 2 месяцев. Дифференцирование разнородных звуков отчетливо совершенствуется с 2–3 месяцев. В 6–7 месяцев дети дифференцируют тоны, отличающиеся от исходного на 1–2 и даже на 3–4,5 музыкального тона.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Слуховой анализатор

Функциональное развитие слухового анализатора продолжается до 6–7 лет, что проявляется в образовании тонких дифференцировок на речевые раздражители и изменении порога слышимости. Порог слышимости уменьшается, острота слуха увеличивается к 14–19 годам, затем они постепенно изменяются в обратном направлении. Изменяется также чувствительность слухового анализатора к разным частотам. С рождения он "настроен" на восприятие звуков человеческого голоса, причем в первые месяцы – высокого, негромкого, с особыми ласкательными интонациями, получившего название "baby talk", именно таким голосом большинство мам инстинктивно разговаривают со своими младенцами.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Слуховой анализатор

С 9-месячного возраста ребенок может различать голоса близких ему людей, частоты различных шумов и звуков повседневной жизни, просодические средства языка (высота тона, долгота, краткость, различная громкость, ритм и ударение), прислушивается, если с ним заговаривают. Дальнейшее повышение чувствительности к частотным характеристикам звуков происходит одновременно с дифференциацией фонематического и музыкального слуха, становится максимальной к 5–7 годам и в значительной степени зависит от тренировки.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Особенности обонятельного анализатора

Изображение слайда
18

Слайд 18: Обонятельный анализатор

Периферический отдел обонятельного анализатора начинает формироваться на 2-м месяце внутриутробного развития, а к 8 месяцам он уже полностью структурно оформлен. С первых дней рождения ребенка возможны реакции на запаховые раздражения. Они выражаются в возникновении различных мимических движений, общих движений тела, изменений работы сердца, частоты дыхания и т. д. Около половины недоношенных и 4/5 доношенных детей ощущают запахи, но обонятельная чувствительность у них примерно в 10 раз меньше, чем у взрослых, и они не отличают неприятные и приятные запахи. Различение запахов появляется на 2 – 3-м месяцах жизни. Условные рефлексы на обонятельные раздражения вырабатываются с 2 месяцев постнатального развития.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Особенности вкусового анализатора

Изображение слайда
20

Слайд 20: Вкусовой анализатор

Периферическая часть вкусового анализатора начинает формироваться на 3- месяце внутриутробной жизни. К моменту рождения она уже полностью сформирована, и в постнатальном периоде в основном меняется лишь характер распределения рецепторов. В первые годы жизни у детей большинство рецепторов распределяется преимущественно на спинке языка, а в последующие – по краям его. У новорожденных детей возможна безусловно-рефлекторная реакция на все основные виды вкусовых веществ. Так, при действии сладких веществ возникают сосательные и мимические движения, характерные для положительных эмоций. Горькие, соленые и кислые вещества вызывают закрывание глаз, сморщиванеи лица.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Вкусовой анализатор

Чувствительность вкусового анализатора у детей меньше, чем у взрослых. Об этом свидетельствует большая, чем у взрослых, величина латентного периода возникновения реакции на вкусовой раздражитель и большой порог раздражения. Лишь к 10 годам длительность латентного периода при действии вкусовых раздражений становится такой же, как и у взрослых. К 6 годам устанавливаются свойственные взрослым пороги раздражения. Условные рефлексы на действие вкусовых раздражителей можно выработать на 2 месяце жизни. В конце 2-го месяца вырабатываются дифференцировки вкусовых раздражителей. Различительная способность детей уже в 4-месячном возрасте довольно велика. С 2 до 6 лет вкусовая чувствительность увеличивается, у школьников она мало отличается от взрослых

Изображение слайда
22

Слайд 22: Особенности кожного анализатора

Изображение слайда
23

Слайд 23: Кожный анализатор

На 8-й неделе внутриутробного развития в коже выявляются пучки безмиелиновых нервных волокон, которые свободно в ней оканчиваются. В это время появляется двигательная реакция на прикосновение к коже в области рта. На 3-м месяце развития появляются рецепторы типа пластинчатых телец. В разных участках кожи нервные элементы появляются неодновременно: раньше всего в коже губ, затем в подушечках пальцев руки и ноги, затем в коже лба, щеки, носа. В коже шеи, груди, соска, плеча, предплечья, подмышечной впадины формирование рецепторов происходит одновременно.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Кожный анализатор

Раннее развитие рецепторных образований в коже губ обеспечивает возникновение сосательного акта при действии тактильных раздражений. На 6-м месяце развития сосательный рефлекс является доминирующим по отношению к различным осуществляемым в это время движениям плода. Он влечет за собой возникновение различных мимических движений. У новорожденного кожа обильно снабжена рецепторными образованиями, и характер их распределения по ее поверхности такой же, как у взрослого человека.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Кожный анализатор

У новорожденных и грудных детей наиболее чувствительна к прикосновению кожа в области рта, глаз, лба, ладоней рук и подошв ног. Кожа предплечья и голени менее чувствительна, а еще менее чувствительна кожа плеч, живота, спины и бедер. Это соответствует степени тактильной чувствительности кожи взрослых.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Кожный анализатор

Очень интенсивное увеличение инкапсулированных рецепторов происходит в первые годы после рождения. При этом особенно сильно увеличивается их число в участках, подвергающихся давлению. Так, с началом акта ходьбы растет число рецепторов на подошвенной поверхности ноги. На ладонной поверхности кисти и пальцев рук увеличивается число полиаксонных рецепторов, которые и характеризуются тем, что в одну колбу врастает много волокон. В этом случае одно рецепторное образование передает информацию в центральную нервную систему по многим афферентным путям и, следовательно, имеет большую область представительства в коре.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Кожный анализатор

Отсюда понятно увеличение в онтогенезе числа подобных рецепторов в коже ладонной поверхности кисти: с возрастом все большее значение в жизни человека приобретает рука. Поэтому возрастает роль ее рецепторных образований в анализе и оценке предметов окружающего мира, в оценке осуществляемых движений. Лишь к концу первого года все рецепторные образования кожи становятся очень сходными с таковыми у взрослых. С годами возбудимость тактильных рецепторов возрастает, особенно с 8 – 10 лет и у подростков, и достигает максимума к 17 – 27 годам. В течение жизни образуются временные связи зоны кожно-мышечной чувствительности с другими воспринимающими зонами, что уточняет локализацию раздражений кожи.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Кожный анализатор

На холод и тепло новорожденные реагируют через значительно более продолжительный период, чем взрослые. На холод они реагируют сильнее, чем на тепло. Наиболее чувствительна к теплу кожа лица. Ощущение боли имеется у новорожденных, но без точной локализации. На повреждающие раздражения кожи, которые вызывают у взрослых болевые ощущения, например на укол булавкой, новорожденные реагируют движениями уже на 1 – 2-й день после рождения, но слабо и через большой скрытый период. Кожа лица наиболее чувствительна к болевым раздражениям, так как скрытый период двигательной реакции примерно такой же, как у взрослых.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Кожный анализатор

Реакция новорожденных на действие электрического тока значительно слабее, чем у старших детей. При этом они реагируют только на такую силу тока, которая невыносима для взрослых, что объясняется недоразвитием центростремительных путей и большой сопротивляемостью кожи. Локализация боли, вызванная раздражением интерорецепторов, отсутствует даже у детей 2 – 3 лет. Точная локализация всех раздражений кожи в первые месяцы или в первый год жизни отсутствует. К концу первого года жизни дети легко различают механические и термические раздражения кожи.

Изображение слайда
30

Последний слайд презентации: Анатомо-физиологические особенности анализаторов у детей

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Изображение слайда