Презентация на тему: АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО ОТДЕЛА РЕЧЕВОГО АППАРАТА В образовании

АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО ОТДЕЛА РЕЧЕВОГО АППАРАТА В образовании
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО ОТДЕЛА РЕЧЕВОГО АППАРАТА В образовании
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО ОТДЕЛА РЕЧЕВОГО АППАРАТА В образовании
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО ОТДЕЛА РЕЧЕВОГО АППАРАТА В образовании
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО ОТДЕЛА РЕЧЕВОГО АППАРАТА В образовании
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО ОТДЕЛА РЕЧЕВОГО АППАРАТА В образовании
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО ОТДЕЛА РЕЧЕВОГО АППАРАТА В образовании
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО ОТДЕЛА РЕЧЕВОГО АППАРАТА В образовании
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО ОТДЕЛА РЕЧЕВОГО АППАРАТА В образовании
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО ОТДЕЛА РЕЧЕВОГО АППАРАТА В образовании
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО ОТДЕЛА РЕЧЕВОГО АППАРАТА В образовании
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО ОТДЕЛА РЕЧЕВОГО АППАРАТА В образовании
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО ОТДЕЛА РЕЧЕВОГО АППАРАТА В образовании
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО ОТДЕЛА РЕЧЕВОГО АППАРАТА В образовании
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО ОТДЕЛА РЕЧЕВОГО АППАРАТА В образовании
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО ОТДЕЛА РЕЧЕВОГО АППАРАТА В образовании
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО ОТДЕЛА РЕЧЕВОГО АППАРАТА В образовании
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО ОТДЕЛА РЕЧЕВОГО АППАРАТА В образовании
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО ОТДЕЛА РЕЧЕВОГО АППАРАТА В образовании
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО ОТДЕЛА РЕЧЕВОГО АППАРАТА В образовании
1/20
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 22)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (3464 Кб)
1

Первый слайд презентации

АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО ОТДЕЛА РЕЧЕВОГО АППАРАТА В образовании звуков речи важная роль принадлежит артикуляционному аппарату. Различают пассивные (неподвижные) и активные (подвижные) органы артикуляции. Пассивные: 1) Твердое небо 2) Зубы 3) Задняя часть глотки 4) Полость носа Активные: 1) Голосовые складки 2) Язык 3) Губы 4) Нижняя челюсть 5) Мягкое небо Деятельность активных органов произношения обеспечивает образование звуков речи (фонем) и называется артикуляцией. При движении нижней челюсти происходит открывание и закрывание рта; разнообразные движения губ, языка изменяют форму полости рта, в результате образуются в разных местах полости, смычки, щели, которые возникают при приближении или прикосновении языка к зубам, челюстям, небу, при сжатии губ и прижимании их к зубам. Мягкое небо, поднимаясь и прижимаясь к задней стенке глотки, закрывает вход в нос, отделяя полость рта от полости носа, опускаясь – открывает его.

Изображение слайда
2

Слайд 2

Полость рта в переди ограничена губами, с боков – щеками, сзади – зевом, сверху – твердым и мягким небом, снизу – диафрагмой рта (челюстно-подъязычной мышцей). Полость рта разделяется на преддверие и собственно полость рта, в которой располагается язык. Преддверие – щелевидное пространство, ограниченное спереди и с боков губами и щеками, сзади – деснами и зубами. Губы представлены круговой мышцей рта, при сокращении которой происходит сжатие губ или прижимание их к зубам. Снаружи покрыты кожей, изнутри – слизистой оболочкой, которая переходит на альвеолярные отростки верхней и нижней челюсти, образуя десны. К верхней губе относятся мышцы : м ышца, поднимающая верхнюю губу большая и малая скуловые мышцы (поднимают угол рта, углубляют носогубную складку) с анториниева мышцы смеха (оттягивает угол рта кнаружи, образует ямочки на щеке) мышца, поднимающая угол рта К нижней губе относятся мышцы: м ышца, опускающая угол рта м ышца, опускающая нижнюю губу Щеки образованы мышцей трубачей или щечной мышцей, а также рядом жевательных мышц.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Изменение формы полости рта и ротового отверстия обеспечивается мимическими и жевательными мышцами. Они одним концом вплетаются в круговую мышцу рта. Мимические мышцы лица: 1 – затылочно-лобная мышца (лобное брюшко); 2 – мышца, сморщивающая бровь; 3 – мышца гордецов; 4 – круговая мышца глаза; 5 – круговая мышца рта; 6 – мышца, опускающая угол рта; 7 – подбородочная мышца; 8 – поперечная мышца подбородка; 9 – мышца смеха; 10 – мышца, поднимающая угол рта; 11 – мышца, поднимающая верхнюю губу; 12 – большая скуловая мышца; 13 – носовая мышца (поперечная часть).

Изображение слайда
4

Слайд 4

При параличе на стороне поражения не закрывается глаз, не поднимается бровь, сглажена носогубная складка, рот перетянут на противоположную сторону. Нарушается произношение гласных « о» и « у», при произнесении которых губы выпячиваются вперед и округляются (называют лабиализованными (от лат. Labium – губа ) гласными). Иннервация мимических мышц осуществляется двигательными волокнами лицевого нерва ( VII пара), жевательных мышц – двигательными волокнами нижнечелюстного нерва (3-я ветвь тройничного нерва, V пара ). Нарушения нормальной подвижности губ, щек наблюдаются чаще всего в результате паралича лицевого нерва. Паралич может наступить при переохлаждении организма, гриппе, опухоли головного мозга или кровоизлиянии в мозг, а также при воспалении среднего уха. В последнем случае это связано с тем, что канал лицевого нерва проходит в толще задней стенки барабанной полости, такая анатомическая близость и приводит к воспалению нерва. Кроме того, паралич лицевого нерва могут вызвать механические повреждения.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Расщелина верхней губы Односторонняя (заячья губа) (расщелина ассиметрична, между клыком и боковым резцом, чаще с левой стороны) Наиболее частыми аномалиями развития являются врожденные (изолированные и комбинированные) щелевые дефекты верхней губы и неба. Речь у детей с дефектами губы и неба становится глухой, недостаточно внятной, приобретает гнусавый оттенок (открытая ринолалия ), наблюдаются нарушения в произношении, как согласных, так и гласных звуков (полная назализация). Аномально высокий свод твердого неба («готическое» небо) также может вызвать нарушение звукопроизношения. Причины: наследственно обусловленные 2. связанные с воздействием на плод. Это приводит К задержке слияния эмбриональных зачатков, из которых формируется лицо. Двусторонняя Полная односторонняя расщелина верхней губы. Неполная односторонняя расщелина верхней губы – достигает половины или 2/3 верхней губы. Наблюдаются аномалии расположения и числа зубов. (чаще всего располагается симметрично и разделяет верхнюю губу на три части : две боковые и одну среднюю). Наиболее тяжелой формой аномалии является полное расщепление верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба на всем протяжении

Изображение слайда
6

Слайд 6

Небо Это стенка отделяющая полость рта от полости носа. Различают твердое небо и мягкое небо. Твердое небо образовано отростками костей черепа. Слизистая оболочка, покрывающая твердое небо плотно срастается с надкостницей и переходя на альвеолярные отростки челюсти образует десны. По форме небо представляет собой выпуклый свод (арка), но у разных людей форма неба может иметь различия. Форма твердого неба: 1 – поперечное сечение : а – нормальное небо; б – широкое и плоское небо; в – высокое и узкое небо. 2 – продольное сечение : а – куполообразное небо; б – пологое небо; в – крутое небо. Мягкое небо является продолжением твердого, образовано мышцами. Задняя часть мягкого неба называется небной занавеской, посередине которой небный язычок. Небо покрыто слизистой оболочкой, которая по бокам образует складки (дужки), в них расположены мышцы.

Изображение слайда
7

Слайд 7

В мягком небе различают мышцы напрягающие мягкое небо, поднимающие мягкое небо и мышцы язычка. При произнесении всех звуков речи за исключением санорных («м» и «н») мышцы сокращаясь обеспечивают подъем мягкого неба кверху и кзади. Оно примыкает к задней стенке глотки. Одновременно на задней стенке сокращаются мышцы в этом участке и образуется утолщение – валик Пассавана (создает более плотный контакт мягкого неба с глоткой) и таким образом, полость носа и носоглотка отделяются от ротоглотки и воздух проходит только через рот. При произнесении «м» и «н» мышцы расслабляются, мягкое небо опускается вниз и вдыхаемый воздух проходит через нос. Схема расположения мышц мягкого неба: 1 – мышца, напрягающая мягкое небо; 2 – мышца, поднимающая мягкое небо; 3 – крючок крыловидного отростка; 4 – небно-язычная мышца; 5 – мышца язычка; 6 – глоточно-небная мышца.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Мышцы мягкого неба иннервируются волокнами блуждающего нерва. После дифтерии у детей иногда наблюдается паралич мягкого неба, и оно либо не выполняет, либо только частично выполняет свою функцию. При этом наблюдается искажение голоса, нарушается тембр, звучность – открытая ринолалия. Подобное может наблюдаться при недоразвитии мягкого неба.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Врожденные расщелины неба сопровождаются тяжелым расстройством глотания, дыхания, речи. При глотании пища попадает в носовую полость, ребенок захлебывается, возникает кашель, рвота. Попадание пищи в дыхательные пути вызывает воспаление бронхов и легких.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Зубы Произношение согласных звуков зависит от количества зубов, их формы, их расположения. В норме верхняя зубная дуга чуть больше нижней и верхние передние зубы нависают над нижними. Взаимное расположение зубов верхнего и нижнего ряда называется прикусом. В норме зубы верхнего и нижнего рядов соприкасаются между собой. При нарушении прикуса наблюдаются нарушения произношения свистящих (с, з) и шипящих (ш, ж) согласных и появляется шепелявость. Кроме того, нарушается произношение губно-зубных взрывных согласных (п, б, д, т, г, к). Типы зубов у человека Возрастные особенности. У ребенка сначала появляются временные молочные зубы. В возрасте 6 – 7 месяцев прорезываются нижние резцы, чуть позднее – верхние резцы, затем появляются клыки и малые коренные зубы. К концу второго года жизни у ребенка имеется 20 молочных зубов (4 резца, 2 клыка, 4 малых коренных зуба ). В 5 – 7 лет молочные зубы выпадают, на смену им постепенно прорезываются постоянные зубы, заканчивается этот процесс к 12 – 14 годам. Исключение составляет третьи большие коренные зубы (зубы мудрости), которые прорезываются у большинства людей после 18 лет. Малые коренные и третьи большие коренные зубы не имеют молочных предшественников. Череп ребенка до выпадения зубов

Изображение слайда
11

Слайд 11

В норме воздух должен проходить посередине языка.

Изображение слайда
12

Слайд 12

К дефектам челюстей относятся аномалии прикуса. прогнатия (от греч. pro – вперед и qhatos – челюсть) – верхняя челюсть и верхняя зубная дуга у человека сильно выдвинуты вперед, нижние передние зубы расположены далеко позади верхних. Они, не имея опоры с верхними передними зубами, удлиняются, достигая иногда твердого неба. Но нормальное соотношение между жевательными зубами сохранено. прогения (от греч. pro – вперед и qeneion – подбородок) – очень развита нижняя челюсть, ее передние зубы расположены впереди соответствующих зубов верхней челюсти открытый прикус – при сомкнутом положении зубов между зубами верхней и нижней челюстей имеется свободное пространство. Если оно находится между передними зубами, а задние зубы могут смыкаться нормально – это передний открытый прикус. Если свободное пространство находится между боковыми коренными зубами, а передние зубы смыкаются – это боковой открытый прикус.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Частота патологического прикуса колеблется от 50 до 80 %. Кроме этих дефектов наблюдаются и другие отклонения в строении зубного ряда: редко поставленные зубы; отсутствие тех или иных зубов; изменение формы зубов или их краев (клиновидные, зазубренные зубы или с полулунной вырезкой); криво расположенные зубы или расположенные вне зубного ряда. Часто причиной кривых зубов, нарушения их развития, прорезывания являются длительное сосание соски, пальцев, травмы, рахит. Устранение зубочелюстных аномалий с нарушениями прикуса проводится методом ортодонтии ( ortos – прямой, odontos – зуб). Для выравнивания зубного ряда накладываются специальные временные протезы – брекеты, лучше проводить эту процедуру в возрасте от 6 до 10 - 11 лет, когда кости обладают большой пластичностью (в этот период кости содержат больше органических веществ и легко поддаются механическому воздействию). Лишние зубы или зубы, растущие вне зубного ряда, удаляются. При отсутствии собственных зубов вставляют искусственные зубы. При всех дефектах полости рта наряду со специфическим лечением (хирургическим, ортодонтическим ) необходимы специальные логопедические занятия. Нередко только обучение позволяет улучшить произношение звуков.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Язык Это мышечный орган удлиненно-овальной формы. Верхняя часть больше нижней. Язык заполняет ротовую полость. Участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных. В нем различают: Верхушка Корень Тело Боковые края Функционально спинка (верхняя поверхность) языка условно делится на переднюю, с реднюю и заднюю части. Это деление и спользуется в логопедии. Язык покрыт слизистой оболочкой, н а нижней поверхности она образует связку – у здечку, которая прикрепляется к дну п олости рта. От ее длины зависит четкость и внятность произношения звуков. У некоторых детей уздечка может быть короткой или менее эластичной, что ограничивает движение языка и влияет на качество речи.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Снаружи язык покрыт слизистой оболочкой, которая сращена с его мышцами. На спинке языка и краях имеются выросты – вкусовые сосочки, в которых находятся вкусовые рецепторы, воспринимающие сладкое, горькое, соленое, кислое. вкусовые сосочки и почки языка под микроскопом Кроме вкусовых рецепторов имеются температурные, тактильные, болевые. Посередине языка имеется продольная борозда. От нее вглубь языка идет перегородка из соединительной ткани, к ней прикрепляются поперечные мышцы языка.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Язык образован внутренними и наружными мышцами. Наружные при сокращении изменяют положение языка как единого целого. Одним концом они прикрепляются к костям черепа, вторым – к внутренней поверхности слизистой оболочки. Схема расположения наружных мышц языка (вид сбоку) Три группы парных наружных мышц: 1. подбородочно-язычная - волокна от подбородочной кости веерообразно идут кверху кзади (при сокращении язык высовывается изо рта) 2. подъязычно-язычная – широкой пластинкой волокна идут вверх к языку (при сокращении тянут язык назад и вниз) 3. шилоязычная – от шиловидного отростка височной кости проходят вперед, входят в край языка и направляются к средней линии навстречу друг другу (при сокращении язык поднимается вверх и назад)

Изображение слайда
17

Слайд 17

Внутренние мышцы языка (собственные мышцы) изменяют форму и положение отдельных частей языка. Их волокна проходят в разных направлениях (продольном, поперечном, вертикальном), переплетаются между собой и с волокнами наружных мышц. Прикрепляются эти волокна обоими концами к разным участкам слизистой оболочки языка. Большая часть внутренних мышц имеет продольное направление. Различают: Верхние продольные мышцы (начинается от передней поверхности надгортанника и от малых рожков подъязычной кости, идет непосредственно под слизистой, вдоль всей спинки до верхушки). При сокращении кончик языка поднимается вверх. Нижние продольные мышцы (начинается от слизистой корня и идет к верхушке языка). При сокращении язык сгорбливается и кончик языка загибается вниз. Поперечные мышцы (начинаются от перегородки и прикрепляются к слизистой краев и спинки). При сокращении происходит сужение и заострение кончика языка. Вертикальные мышцы (начинаются от спинки языка и идут к нижней поверхности). При сокращении язык уплощается. Сложная система переплетений мышц языка и разнообразные точки прикрепления мышц играет большую роль в речевой функции. Иннервация мышц языка осуществляется подъязычным нервом. При параличе подъязычного нерва на стороне поражения нарушается питание мышц, происходит частичная атрофия волокон на этой стороне, нарушается произношение язычных согласных ( т,д,с,з,ц,л,н,ш,ж,р,к,х,г ). Язык перетянут на здоровую сторону.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Нарушения подвижности языка могут возникнуть в результате паралича подъязычного нерва (XII пара), двигательные волокна которого иннервируют мышцы языка. Паралич этого нерва может быть вызван следующими причинами: травмой, сдавливанием нерва опухолью; инфекционными болезнями (грипп, ангина и др.); заболеваниями нервной системы. Чаще всего паралич подъязычного нерва, как и паралич лицевого нерва, бывает односторонним. У больного наблюдается атрофия мышц языка на стороне поражения и постепенное уменьшение его в размерах, отклонение языка при высовывании в здоровую сторону, все движения языка на стороне поражения затрудняются или становятся невозможными Расстройства речи (дизартрия) проявляются в форме нарушения произношения язычных согласных (язычно-зубных, язычно-альвеолярных, язычно-передненебных и др.). Эти нарушения могут быть устранены с помощью специальных логопедических упражнений.

Изображение слайда
19

Слайд 19

Язык (лат. glossa – язык) – главный артикуляционный орган и дефекты его развития существенно снижают возможности освоения образования звуков речи. При всех аномалиях нарушается внятность речи, произношение шипящих и вибрантов, может наблюдаться боковой сигматизм. Однако произношение звуков страдает не во всех случаях язычных аномалий, что свидетельствует о компенсаторных возможностях языка. В процессе речевой деятельности длина уздечки языка у ребенка может увеличиваться, чему способствуют специальные логопедические упражнения, и нарушение речи проходит. Если оно сохраняется, проводится хирургическое рассечение уздечки.

Изображение слайда
20

Последний слайд презентации: АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО ОТДЕЛА РЕЧЕВОГО АППАРАТА В образовании

Артикуляция гласных и согласных Общим признаком артикуляции всех гласных звуков в отличие от согласных является отсутствие препятствий на пути выдыхаемого воздуха. Отличительной особенностью согласных звуков является препятствие на пути выдыхаемого воздуха. Преодолевая эти препятствия воздушная струя производит шумы, которые характеризуют акустические особенности тех или иных согласных. Характер звучания отдельных согласных зависит от способа образования шума и места его возникновения.

Изображение слайда