Презентация на тему: Анатомия, физиология, патология органов зрения, слуха и речи

Анатомия, физиология, патология органов зрения, слуха и речи
Функции нервной системы -
Нейрон -
Нейрон -
Анализатор
Рецепторы
Чувствительность
Анатомия, физиология, патология органов зрения, слуха и речи
Нервный центр -
Функциональная система
Речь
Лицевой нерв
Синдром поражения лицевого нерва
Синдром поражения лицевого нерва
Синдром поражения лицевого нерва
Дифференциальная диагностика
I X пара — языкоглоточный нерв
Х пара – блуждающий нерв выполняет
I X пара + Х пара
XII пара — подъязычный нерв
Синдром поражения XII пары
XI пара — добавочный нерв
Синдром поражения добавочного нерва
Синдром сочетанного поражения языко-глоточного, блуждающего и подъязычного нервов
Синдром сочетанного поражения языко-глоточного, блуждающего и подъязычного нервов
Синдром сочетанного поражения языко-глоточного, блуждающего и подъязычного нервов
Синдром псевдобульбарного паралича
Рефлексы орального автоматизма
Синдром псевдобульбарного паралича
III пара — глазодвигательный нерв
Анатомия, физиология, патология органов зрения, слуха и речи
III, IV, VI пара
Синдром поражения глазодвигательных нервов
Синдром поражения глазодвигательных нервов
Синдром поражения глазодвигательных нервов
II пара — зрительный нерв
II пара — зрительный нерв
Зрительный анализатор
Зрительный анализатор
Центральный отдел зрительного анализатора
Синдромы зрительных нарушений
Нарушение остроты зрения
Нарушение остроты зрения
Нарушение остроты зрения
Неврит зрительного нерва
Нарушение остроты зрения
Нарушения цветоощущения
Нарушения полей зрения
Нарушения полей зрения
Нарушения полей зрения
VIII пара — преддверно-улитковый нерв
Слуховой анализатор
Слуховой нерв
Синдромы нарушений слуха
Синдромы нарушений слуха
Неврит слухового нерва
Неврит слухового нерва
Неврит слухового нерва
Поражение внутреннего уха
Компенсаторные возможности мозга
Развитие нервной системы
Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием:
Критические периоды развития
Первый возрастной криз
Второй возрастной криз Возраст: 5 — 7 лет.
Третий, пубертатный период
Эволюционные законы развития нервной системы
Эволюционные законы развития нервной системы
Эволюционные законы развития нервной системы
Эволюционные законы развития нервной системы
Эволюционные законы развития нервной системы
Эволюционные законы развития нервной системы
Эволюционные законы развития нервной системы
1/73
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 63)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (815 Кб)
1

Первый слайд презентации: Анатомия, физиология, патология органов зрения, слуха и речи

Нервная система

Изображение слайда
2

Слайд 2: Функции нервной системы -

Любая из них может быть нарушена. В таком случае процессы развития и обучения нарушаются.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Нейрон -

структурно-функциональная единица нервной системы, включает: тело и отростки: дендриты (2), аксон (3). Импульс распространяется лишь в одном направлении: по дендритам — к телу, по аксону — от тела клетки.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Нейрон -

система с множеством входов и одним выходом. Число волокон, несущих импульсы к телу нейрона, всегда больше числа волокон, несущих импульсы к периферии. По функции нейроны делят на чувствительные, двигательные и вставочные.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Анализатор

сложный нервный механизм, который воспринимает раздражение, проводит его в мозг и анализирует. Включает: воспринимающий аппарат на периферии, проводниковый аппарат центральный аппарат в коре головного мозга. Корковый отдел проводит анализ и синтез различных раздражений. Различают зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный анализаторы…

Изображение слайда
6

Слайд 6: Рецепторы

экстерорецепторы, воспринимают раздражения из внешней среды; интерорецепторы, воспринимают раздражения из внутренних органов организма, проприорецепторы, воспринимают раздражения из мышц, связок, сухожилий, суставов.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Чувствительность

Вид чувствительности связан с типом рецепторов. Поверхностная: боль, температура, тактильная - экстерорецепторы. Глубокая: чувство движения и положения в пространстве (мышечно-суставное), давления, веса, вибрационная чувствительность - проприоцепторы. Сложные виды чувствительности: чувство локализации раздражения, стереогноз.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Изображение слайда
9

Слайд 9: Нервный центр -

Комплекс нейронов, участвующих в регуляции одной функции. Понятие больше физиологическое, чем анатомическое, поскольку в одну функциональную группу часто объединяют клетки, расположенные в различных отделах нервной системы. Существуют термины: “дыхательный центр головного мозга”, “центр мочеиспускания спинного мозга”, но регуляция функций идет с участием многих отделов нервной системы.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Функциональная система

объединяет различные анатомические элементы на основе их участия в организации конкретной функции, представляет собой нечто большее, чем простая сумма свойств входящих в нее элементов. Например, целостную систему регуляции дыхания нельзя свести к особенностям различных уровней организации дыхания.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Речь

Дефект речи может дать поражение следующих черепных нервов: VII пара — лицевой нерв, I X пара — языкоглоточный нерв, X пара — блуждающий нерв, XI пара — добавочный нерв, XII пара — подъязычный нерв

Изображение слайда
12

Слайд 12: Лицевой нерв

1 — дно IV желудочка; 2 — ядро лицевого нерва; 3 — лицевой нерв; 5 — ветви лицевого нерва; 6 — барабанная струна; 10 — внутренняя сонная артерия. Иннервирует мимическую мускулатуру. Вместе с преддверно-улитковым нервом входит во внутреннее слуховое отверстие далее - в канал височной кости. Отдает нерв, иннервирующий стремечковую мышцу в барабанной полости уха. Выходит из черепа через шилососцевидное отверстие.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Синдром поражения лицевого нерва

Воспаление лицевого нерва, приводит к периферическому параличу лицевых мышц. На стороне поражения лицевого нерва сглажены складки в области лба, опущена бровь, глазная щель не смыкается, щека свисает, носогубная складка сглажена, угол рта опущен. Ребенок не может вытянуть губы вперед, задуть горящую спичку, надуть щеки.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Синдром поражения лицевого нерва

При еде жидкая пища выливается через опущенный угол рта. Наиболее ярко выявляется при плаче и смехе. Может сопровождаться: слезотечением, повышенной чувствительностью к слуховым раздражителям, расстройством вкуса на передних двух третях языка.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Синдром поражения лицевого нерва

Двустороннее поражение лицевого нерва, чаще его корешков: недоразвитие ядер лицевого нерва полиневриты, менингиты, переломы костей основания черепа, другие травмы черепа. Одностороннее поражение лицевого нерва как осложнение воспалительного заболевания в области головы.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Дифференциальная диагностика

Недоразвитие ядер лицевого нерва поражение двустороннее симметричное; наблюдается с рождения часто сочетается с другими пороками развития. Воспаление лицевого нерва поражение асимметричное, одностороннее возникает как осложнение другого заболевания не связано с другими пороками развития

Изображение слайда
17

Слайд 17: I X пара — языкоглоточный нерв

Ядра расположены в продолговатом мозге. Содержит двигательные, чувствительные и вегетативные (парасимпатические) волокна. Осуществляет: чувствительную иннервацию слизистой оболочки верхней половины глотки, язычка, мягкого нёба.. вкусовые раздражения от передних 2/з языка иннервирует мышцы глотки, язычка, мягкого нёба (совместно с блуждающим нервом). Участвует в глотании и артикуляции.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Х пара – блуждающий нерв выполняет

Чувствительную иннервацию мозговых оболочек, наружного слухового прохода, глотки, гортани, трахеи, бронхов, легких, органов брюшной полости. Двигательные волокна иннервируют мышцы глотки, мягкого нёба (совместно с языкоглоточным нервом), гортани, надгортанника, гладкие мышцы трахеи, бронхов, пищевода, желудка, кишечника. Вегетативные волокна идут к сердцу, сосудам, желудку, поджелудочной железе.

Изображение слайда
19

Слайд 19: I X пара + Х пара

Блуждающий и языкоглоточный нервы иннервируют мышцы: глотки - обеспечивают акт глотания, гортани, надгортанника, мягкого нёба -обеспечивают фонацию и артикуляцию. Блуждающий нерв участвует в регуляции кашлевого и рвотного рефлексов.

Изображение слайда
20

Слайд 20: XII пара — подъязычный нерв

двигательный нерв иннервирует мышцы языка

Изображение слайда
21

Слайд 21: Синдром поражения XII пары

Периферический паралич соответствующей половины языка: атрофия мышц языка (истончение парализованной половины языка), гипотония (язык тонкий, рас пластанный, удлиненный), отклонение языка при его высовывании в сторону паралича, фибриллярные подергивания. Движения языка в пораженную сторону ограниченны или невозможны. Возможно нарушение звукопроизношения — дизартрия.

Изображение слайда
22

Слайд 22: XI пара — добавочный нерв

двигательный нерв иннервирует грудиноключично-сосцевидную и трапециевидную мышцы. Функция грудино-ключично-сосцевидной мышцы - на клон головы в одноименную, поворот в противоположную сторону; функция трапециевидной мышцы - приподнимание плеча, отведение плечевого пояса кзади и приведение лопатки к позвоночнику.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Синдром поражения добавочного нерва

периферический паралич грудиноключично-сосцевидной и трапециевидной мышц: затруднения при повороте головы в здоровую сторону и при необходимости поднять плечо; ограничено поднимание руки выше горизонтальной линии. На стороне поражения - опущение плеча. Нижний угол лопатки отходит от позвоночника.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Синдром сочетанного поражения языко-глоточного, блуждающего и подъязычного нервов

бульбарный синдром периферический паралич мышц глотки, гортани, мягкого нёба, трахеи, языка. Паралич мышц глотки приводит к затрудненному глотанию. При глотании больные поперхиваются. Паралич мышц надгортанника приводит к попаданию жидкой пищи в гортань и трахею.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Синдром сочетанного поражения языко-глоточного, блуждающего и подъязычного нервов

Паралич крыши мягкого нёба приводит к затеканию пищи в полость носа. Паралич крыши гортани приводит к провисанию связок и к афонии или гипофонии (голос становится беззвучным). Из-за провисания мягкого нёба голос может приобретать гнусавый оттенок. Язычок отклоняется в здоровую сторону.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Синдром сочетанного поражения языко-глоточного, блуждающего и подъязычного нервов

Из-за паралича языка нарушается жевание. Язык отклоняется в пораженную сторону, движения его затрудняются. Наблюдаются атрофия и гипотония языка. Имеет место нарушение звукопроизношения: бульбарная дизартрия.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Синдром псевдобульбарного паралича

При двустороннем поражении корково-ядерных путей с ядрами подъязычного, языко-глоточного и блуждающего нервов развивается центральный паралич мышц языка, глотки, мягкого нёба и гортани. Симптоматика псевдобульбарного паралича отличается от бульбарного: сохранены нёбный и глоточный рефлексы У больных псевдобульбарным параличом отмечаются приступы насильственного плача или смеха.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Рефлексы орального автоматизма

патологические псевдобульбарные рефлексы: ладонно-подбородочный: при штриховом раздражении ладони - сокращение мышц подбородка, губной: при легком постукивании пальцем или молоточком по верх ней губе - выпячивание губ, сосательный: при штриховом раздражении губ -сосательное движение, носогубный: при легком постукивании по переносице губы вытягиваются “хоботком”, дистансоральный: при приближении к лицу молоточка - выпячивание губ хоботком.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Синдром псевдобульбарного паралича

Исследование рефлексов орального автоматизма: а - ладонно-подбородочного; б - губного; в - носогубного; г – дистансорального

Изображение слайда
30

Слайд 30: III пара — глазодвигательный нерв

иннервирует мышцы: двигающие глазное яблоко: верхнюю, нижнюю, внутреннюю прямые, нижнюю косую, поднимающую верхнее веко, мышцу, суживающую зрачок и изменяющую кривизну хрусталика. изменение кривизны хрусталика приспосабливает глаз к лучшему видению на близком и дальнем расстоянии (аккомодация)

Изображение слайда
31

Слайд 31

IV пара - блоковый нерв Иннервирует одну мышцу — верхнюю косую мышцу, поворачивающую глазное яблоко вниз и кнаружи. VI пара — отводящий нерв Иннервирует наружную прямую мышцу глаза, двигающую глазное яблоко кнаружи.

Изображение слайда
32

Слайд 32: III, IV, VI пара

наружная прямая (двигает глазное яблоко кнаружи), внутренняя прямая (двигает глазное яблоко кнутри ), верхняя косая, или блоковую, мышцу (двигает глазное яблоко вниз кнаружи), нижняя косая (двигает глазное яблоко вверх кнаружи) поднимающая верхнее веко. глазные мышцы: верхняя прямая (двигает глазное яблоко кверху), нижняя прямая (двигает глазное яблоко книзу),

Изображение слайда
33

Слайд 33: Синдром поражения глазодвигательных нервов

Поражение глазодвигательного и отводящего нервов приводит к возникновению косоглазия. у больных с поражением только глазодвигательного нерва возникает расходящееся косоглазие, так как наружная прямая мышца, иннервируемая отводящим нервом, оттягивает глазное яблоко в свою сторону. При поражении отводящего нерва развивается сходящееся косоглазие (перетягивает внутренняя прямая мышца, иннервируемая глазодвигательным нервом).

Изображение слайда
34

Слайд 34: Синдром поражения глазодвигательных нервов

При поражении блокового нерва косоглазия, как правило, не возникает. Может наблюдаться легкое сходящееся косоглазие при взгляде вниз. При поражении глазодвигательного нерва может возникнуть опущение верхнего века за счет паралича мышцы, поднимающей верхнее веко, а также расширение зрачка вследствие паралича мышцы, суживающей зрачок, нарушение аккомодации. При параличе глазодвигательных мышц возможно выпячивание глазного яблока из орбиты за счет снижения их тонуса (экзофтальм). При взгляде в сторону при парализованной мышце возникает двоение (диплопия).

Изображение слайда
35

Слайд 35: Синдром поражения глазодвигательных нервов

Изображение слайда
36

Слайд 36: II пара — зрительный нерв

Редуцированная, вынесенная на периферию часть мозга. Входит в систему зрительного анализатора. В сетчатке глаза расположен рецепторный аппарат: палочки (черно-белое) и колбочки (цветовое восприятие). Первый нейрон - ганглиозные клетки. Их периферические отростки соединены с палочками и колбочками. Центральные отростки составляют зрительный нерв.

Изображение слайда
37

Слайд 37: II пара — зрительный нерв

Левая половина сетчатки воспринимает свет с правой стороны поля зрения а правая - с левой. Зрительные нервы входят в полость черепа, на основании мозга впереди от турецкого седла делают частичный перекрест: перекрещиваются волокна, идущие от внутренних половин сетчаток. после перекреста каждый зрительный тракт несет волокна от наружной половины сетчатки своего глаза и внутренней половины сетчатки противоположного глаза.

Изображение слайда
38

Слайд 38: Зрительный анализатор

Зрительные тракты идут в первичные зрительные центры — наружное коленчатое тело, зрительный бугор и в передние бугры четверохолмия. В наружных коленчатых телах зрительного бугра лежит второй нейрон, от которого начинается путь в затылочную часть коры головного мозга.

Изображение слайда
39

Слайд 39: Зрительный анализатор

В передних буграх четверохолмия находится рефлекторный центр реакции зрачка на свет. Рефлекторная дуга зрачкового рефлекса замыкается на уровне четверохолмия. Часть волокон зрительного тракта заканчивается в передних буграх четверохолмия. Здесь импульс передается в ядра глазодвигательных нервов своей и другой стороны, за счет чего и происходит сужение зрачка на своей и противоположной стороне.

Изображение слайда
40

Слайд 40: Центральный отдел зрительного анализатора

В затылочной доле коры головного мозга проецируются наружная половина сетчатки своего глаза и внутренняя половина сетчатки противоположного глаза; им соответствуют противоположные поля зрения. Над шпорной бороздой проецируются нижние квадранты полей зрения, ниже шпорной борозды — верхние квадранты.

Изображение слайда
41

Слайд 41: Синдромы зрительных нарушений

Нарушение остроты зрения Нарушения цветоощущения Нарушения полей зрения

Изображение слайда
42

Слайд 42: Нарушение остроты зрения

Снижение остроты зрения называется амблиопией; отсутствие зрения — амаврозом. У взрослых и детей старше 5 лет острота зрения - 1,0. В первом полугодии жизни она 0,02 — 0,04, к 1 году достигает 0,1.

Изображение слайда
43

Слайд 43: Нарушение остроты зрения

При резком снижении зрения, когда больной не различает буквы или картинки на таблице, его просят считать пальцы исследующего на расстоянии 1 м от глаз - острота зрения 0,02. на расстоянии 0,5 м - острота зрения 0,01. Если больной различает лишь свет и тень, остроту зрения обозначают 1/∞ (бесконечно мала).

Изображение слайда
44

Слайд 44: Нарушение остроты зрения

Снижение остроты зрения (амблиопия) может быть следствием поражения глазного яблока, зрительного нерва и других отделов зрительного анализатора. Неврит зрительного нерва может входить в симптомокомплекс разных заболеваний (менингиты, арахноидиты, наследственно дегенеративные заболевания), может быть и самостоятельным заболеванием.

Изображение слайда
45

Слайд 45: Неврит зрительного нерва

проявляется снижением остроты зрения на один или оба глаза; может приводить к полной слепоте — амаврозу. На пораженном глазу нет прямой реакции зрачка на свет; содружественная реакция сохранена в тех случаях, когда другой зрительный нерв не поражен. При двустороннем неврите отсутствует как прямая, так и содружественная реакция зрачков на свет. Иногда выявляются нистагм и косоглазие.

Изображение слайда
46

Слайд 46: Нарушение остроты зрения

Патология зрительного нерва в период новорожденности развивается вследствие влияния вредных факторов во внутриутробном периоде и во время родов. Дети рождаются со снижением зрения или слепыми. У них снижены или отсутствуют защитный мигательный рефлекс на яркий свет, фиксация взора на предмете, не формируется прослеживание за движущимся предметом.

Изображение слайда
47

Слайд 47: Нарушения цветоощущения

полная цветовая слепота (ахроматопсия), частичное нарушение восприятия цветов (дисхроматопсия). Дальтонизм — неспособность различать зеленый и красный цвет — частый вид дисхроматопсии. Видение окружающего в одном цвете встречается при отравлении некоторыми лекарствами (акрихин, сантонин). В детской практике нарушения цветоощущения большого значения не имеют.

Изображение слайда
48

Слайд 48: Нарушения полей зрения

Нарушения полей зрения выражаются в концентрическом сужении, выпадении отдельных его участков (скотомы) и выпадении половин полей зрения (гемианопсия). Концентрическое сужение полей зрения чаще бывает результатом ретробульбарного неврита зрительного нерва. Скотомы могут быть при неврите зрительного нерва и при мелких очагах поражения затылочной доли мозга. Гемианопсии возникают при поражении перекреста зрительных нервов, зрительных трактов, зрительного бугра или затылочных долей коры головного мозга из-за того, что зрительные тракты несут в себе нервные волокна от наружной половины сетчатки своей стороны и внутренней - противоположного глаза.

Изображение слайда
49

Слайд 49: Нарушения полей зрения

Каждой половине сетчатки соответствует противоположное поле зрения. Поэтому наружные половины сетчатки обоих глаз воспринимают свет с внутренних полей зрения, а внутренние половины сетчаток - с наружных. Гемианопсии могут быть гетеронимные, когда выпадают противоположные поля зрения в обоих глазах (правое и левое поля), при поражении перекреста зрительных нервов; гомонимные, когда выпадают одноименные поля зрения при поражении зрительного тракта, зрительного бугра, затылочных долей коры головного мозга.

Изображение слайда
50

Слайд 50: Нарушения полей зрения

б — путь зрительного нерва: 1 — поля зрения; 2 — сетчатка; 3 - зрительный нерв; 4 — хиазма; 5 — зрительный тракт; 6 — латеральные коленчатые тела; 7 — кора затылочной доли.

Изображение слайда
51

Слайд 51: VIII пара — преддверно-улитковый нерв

Нерв специальной чувствительности. Состоит из двух самостоятельных чувствительных нервов: улиткового и вестибулярного. Улитковый нерв – собственно слуховой. Вестибулярный аппарат — орган равновесия.

Изображение слайда
52

Слайд 52: Слуховой анализатор

1 — кортиев орган 2 — спиральный узел 3 — слуховой нерв 4 — ядра слухового нерва 5 — боковая петля 6 — нижние холмы четверохолмия 7 — медиальное коленчатое тело 8 — корковая область слухового анализатора (височная доля коры )

Изображение слайда
53

Слайд 53: Слуховой нерв

Спиральный узел (кортиев орган) расположен в улитке лабиринта (внутреннее ухо). Центральные отростки клеток спирального узла выходят из внутреннего слухового отверстия, заканчиваются в мосту в ядрах слухового нерва. Волокна вторых нейронов, частично перекрещиваясь, заканчиваются в первичных слуховых центрах — в задних буграх четверохолмия и внутреннем коленчатом теле зрительного бугра. Волокна третьего нейрона через внутреннюю капсулу идут в слуховую область коры.

Изображение слайда
54

Слайд 54: Синдромы нарушений слуха

Понижение слуха - “гипакузия” Утрата слуха, - “анакузия”, или “сурдитас”. Одностороннее поражение слуховой зоны коры головного мозга, проводящих путей от ядер слухового нерва и зрительного бугра не приводит к нарушению слуха, так как импульсы из ядер слухового нерва приходят в кору головного мозга своей и противоположной стороны. Одностороннее поражение слуха возникает при поражении среднего, внутреннего уха, слухового нерва и его ядер.

Изображение слайда
55

Слайд 55: Синдромы нарушений слуха

При поражении среднего уха (барабанная перепонка, слуховые косточки) характерны нарушение слуха на низкие тона и сохранность костной проводимости звука. При исследовании костной проводимости (производятся при помощи звучащего камертона. установленного на темени обследуемого) звук более усиленно воспринимается больным ухом. При поражении спирального (кортиева) органа ( внутреннее ухо ), слухового нерва и его ядер выпадает главным образом восприятие высоких тонов и утрачивается проводимость звука по кости.

Изображение слайда
56

Слайд 56: Неврит слухового нерва

может развиваться вследствие воздействия инфекций и интоксикаций, входить в симптомокомплекс наследственных заболеваний. Характеризуется прогрессирующим снижением слуха, а вплоть до полной глухоты. В первую очередь нарушается восприятие высоких тонов. Двустороннее врожденное снижение или отсутствие слуха приводит к формированию специфических особенностей психики и нарушению становления речи.

Изображение слайда
57

Слайд 57: Неврит слухового нерва

При полном отсутствии слуха на ранних этапах развития может создаваться впечатление об умственной неполноценности. Преобладает наглядно-образное мышление. В процессе познания мира дети максимально используют сохранные анализаторы — зрение и тактильную чувствительность.

Изображение слайда
58

Слайд 58: Неврит слухового нерва

По мере обучения ребенок овладевает дактильной и устной речью. На этой основе у него развивается и словесно-логическое мышление. Большинство глухих и слабослышащих умственно сохранны. При органических поражениях нервной системы понижение слуха или глухота может сочетаться с другими неврологическими расстройствами и сопровождаться различными формами интеллектуальной недостаточности.

Изображение слайда
59

Слайд 59: Поражение внутреннего уха

снижение потока звуковой информации Нарушаются речевое, интеллектуальное развитие. Затрудняются процессы обучения и воспитания.

Изображение слайда
60

Слайд 60: Компенсаторные возможности мозга

неограниченные возможности ассоциативных связей в нервной системе, отсутствие узкой специализации нейронов коры головного мозга, формирование сложных “ансамблей нейронов”. Эти возможности реализуются в процессе развития с учетом обучения и воспитания

Изображение слайда
61

Слайд 61: Развитие нервной системы

Непрерывный, неравномерный процесс изменения морфологических структур и функциональных систем мозга в зависимости от возраста. Неравномерность созревания различных функциональных систем обусловлена их разной значимостью на этапах развития индивида. Неприспособленность новорожденного - основа гибкого приспособления к условиям среды, обучения в течение жизни. Не способен ни к чему, кроме как всему научиться.

Изображение слайда
62

Слайд 62: Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием:

уровень развития нервной системы определяет способность ребенка к обучению и воспитанию обучение и воспитание имеют определяющее значение для развития нервной системы, психического и физического развития ребенка

Изображение слайда
63

Слайд 63: Критические периоды развития

Возрастные кризы сопровождаются сложными нейроэндокринными изменениями. Если есть патология нервной системы, могут быть нарушения психического развития. Могут возникать асинхронии (задержанное или опережающее развитие тех или иных функциональных систем).

Изображение слайда
64

Слайд 64: Первый возрастной криз

Первые 2 — 3 года жизни Первичное обучение Формирование “нейронных ансамблей”, которые служат фундаментом для более сложных форм обучения Если не получает достаточно информации, дальнейшее усвоение навыков затрудняется. Овладевает чувством трехмерности пространства. Моторное развитие связано с речевым

Изображение слайда
65

Слайд 65: Второй возрастной криз Возраст: 5 — 7 лет

Хорошо развиты моторика и речь, умеет тонко анализировать ситуацию, развито чувство “психологической дистанции” в отношениях с взрослым. Недостаточно самокритики и самоконтроля, не способен к зрительному сосредоточению. В деятельности преобладают игровые элементы.

Изображение слайда
66

Слайд 66: Третий, пубертатный период

Бурный рост. Моторика становится неловкой, резкой, порывистой. Половой метаморфоз. Изменяется поведение: становятся непоседливыми, беспокойными, непослушными, раздражительными, заносчивыми и самоуверенными.

Изображение слайда
67

Слайд 67: Эволюционные законы развития нервной системы

сформулированы М. И. Аствацатуровым — основателем биогенетического направления в неврологии. 1. Нервная система возникает и развивается в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Нервная система лишена стабильности, изменяясь и непрерывно совершенствуясь в фило- и онтогенезе.

Изображение слайда
68

Слайд 68: Эволюционные законы развития нервной системы

2. Сложный и подвижный процесс взаимодействия организма с внешней средой вырабатывает, совершенствует и закрепляет новые виды реакций, лежащих в основе формирования новых функций. Ведущим в этом развитии является функциональное звено.

Изображение слайда
69

Слайд 69: Эволюционные законы развития нервной системы

3. Развитие, закрепление более совершенных и адекватных реакций и функций представляют собой результат действия на организм внешней среды, т. е. приспособления его к данным условиям существования. Борьба за существование как биологический процесс имеет место, но не является ведущим фактором в совершенствовании организма и его функций. Основное в развитии и совершенствовании функций нервной системы — приспособление (адаптация) организма к среде.

Изображение слайда
70

Слайд 70: Эволюционные законы развития нервной системы

4. Функциональной эволюции (физиологической, биофизической, биохимической) соответствует эволюция морфологическая. Вновь приобретенные функции постепенно закрепляются. Наряду с совершенствованием функции происходит развитие и совершенствование ее морфологического субстрата.

Изображение слайда
71

Слайд 71: Эволюционные законы развития нервной системы

5. Древние функции не отмирают с появлением новых, а вырабатывается их определенная субординация, соподчиненность. 6. В процессе эволюции древние аппараты нервной системы не отмирают, а только видоизменяются, приспосабливаются к новым внешним условиям. 7. Онтогенез нервной системы повторяет ее филогенез.

Изображение слайда
72

Слайд 72: Эволюционные законы развития нервной системы

8. При выпадении новых функций нервной системы проявляются ее древние функции. Многие клинические признаки заболеваний, наблюдаемые при нарушении функций эволюционно более молодых отделов нервной системы, являются проявлением функций более древних структур, т.е. в патологических условиях наступает определенный регресс нервной системы на низшую ступень филогенетического развития. Примером может служить повышение сухожильных и периостальных рефлексов или появление патологических рефлексов при снятии регулирующего влияния коры большого мозга.

Изображение слайда
73

Последний слайд презентации: Анатомия, физиология, патология органов зрения, слуха и речи: Эволюционные законы развития нервной системы

9. Самыми ранимыми отделами нервной системы являются филогенетически более молодые, в частности кора большого мозга, которая еще не выработала защитных механизмов, в то время как древние отделы на протяжении тысячелетий взаимодействия с внешней средой успели выработать и накопить определенные механизмы противодействия вредным факторам. 10. Чем филогенетически более молодыми являются нервные структуры, тем в меньшей степени они обладают способностью восстановления (регенерации).

Изображение слайда