Первый слайд презентации: АНАЛИЗА ГАЗЕТНОГО ТЕКСТА
Творческое объединение «Интернет-журналистика» МАН https://vk.com/public58884413
Слайд 2: Журналистика и СМИ
Суть журналистики – содержание текстов (собрать, обработать и передать информацию) Суть СМИ – индустрия, которая обеспечивает производство, упаковку и распространение всех типов медиатекстов
Слайд 3: Основная задача журналистского текста - передача информации
Слайд 6: Что такое газета
печатное периодическое издание в ыходит под постоянным названием н е реже одного раза в месяц
Слайд 7: Постоянные элементы газеты
Подвал – статья, размещенная в нескольких, а чаще всего во всех колонках внизу полосы ----------
Слайд 8: Газета состоит
заглавие газеты ( название, слоган, наименование издателя, календарные сведения, порядковый номер, год начала издания, цена ) текст с заголовками и иллюстрациями колонтитул ( входит название газеты, дата ее выхода, номер страницы, номер выпуска ) выходные сведения ( внизу последней страницы номера, содержат: адрес и телефоны редакции, адрес типографии, номер заказа, периодичность выхода газеты)
Слайд 9: Заметка в газету
Краткое описание факта/случая, интересного для читателей Автор: сообщает что произошло, где, когда, с кем и почему в ыделяет основную мысль Важно: достоверность факта, его новизна. заголовок краткость точность изложения
Слайд 10: Какие для анализа чаще всего берутся тексты печатных СМИ
информационные : заметка, отчет, интервью ( проблемное или портретное) информационная корреспонденция, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж, некролог аналитические : аналитические отчет, корреспонденция, интервью-беседа, комментарий, социологическое резюме, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версия, эксперимент, письмо, исповедь, рекомендация (совет), аналитический пресс-релиз художественно-публицистические : очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, легенда, эпиграф, эпитафия, анекдот, шутка, игра
Слайд 12: Из чего состоит газетная статья
Тема Сюжет Описание события/проблемы Действующее лицо/лица (герой) Выводы Высказывание собственного мнения журналиста, корреспондента
Слайд 13: Журналистский текст включает три основных компонента:
сообщение о новости или проблеме ; приемы эмоционального воздействия на аудиторию; фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации (полное или частичное) Внимание! Важно верно определить каждый из компонентов
Слайд 15: Заголовок – лексические особенности
Связь заголовка с текстом Подзаголовки Сформировать интерес к тексту Вызвать эмоциональное отношение к новости или проблеме Формировать убеждения или установки аудитории Запомнить новость
Слайд 16: Языково-стилистические особенности журналистского текста
Заимствование иностранных слов (придать тексту динамичность, экспрессивность, красочность) И спользование в текстах фразеологизмов Включение цитат для смены ритма в длинном отрывке косвенной речи Небанальность Н овизна информации Ценность для аудитории Ясность, доступность Ж ивой язык Честность Точность
Слайд 17: Критерии оценки информационного текста
актуальность новости оперативность полнота информации позиция автора эксклюзивность сенсационность качество лида степень выразительности
Слайд 18: Характеристика фактической основы
« первичная реальность » - новость, факт, событие – для заметки или репортажа, явления, процессы, ситуации – для статьи или корреспонденции « вторичная реальность » - книги, фильмы, телепередачи – информационные явления, дающие повод для подготовки рецензий, обзоров печати
Слайд 19: Критерии оценки аналитического текста
новизна реальной ситуации достоверность ее воспроизведения обоснованность интерпретации масштаб и значимость проблемы проработка темы выразительность логичность текста доказанность гипотезы композиционная стройность текста лексико-стилистическая грамотность
Слайд 20: Определение источников информации, которыми пользовался автор
человек предметно-вещественная среда документальные источники информационная среда базы данных социологические данные научные факты интернет-источники
Слайд 21: Определение методов сбора информации
наблюдение проработка документов интервью э ксперимент анализ и интерпретация полученной информации с пособы объяснения фактов (установление причины факта, обнаружение действий, которые данный факт (факты) производит на окружающее
Слайд 22: Определение методов представления информации в тексте
сообщение констатация описание повествование изложение объяснение рассуждение цитирование, ссылка переосмысление
Слайд 23: Определение приемов организации текста
композиция фабула сюжет публицистический / сатирический образ степень индивидуализации языка роль иллюстративного материала (фото, рисунки, шаржи, диаграммы, схемы, информационная графика, линейки и другие графические элементы)