Презентация на тему: Анализ стихотворного произведения А.С.Пушкина

Анализ стихотворного произведения А.С.Пушкина
О чем говорит нам это название?
Анчар – «древо смерти»
Позже некоторые сведения об этом дереве были опровергнуты.
Композиция
Анализ стихотворного произведения А.С.Пушкина
Анализ стихотворного произведения А.С.Пушкина
1 часть стихотворения. 1 строфа
2 строфа
Анализ стихотворного произведения А.С.Пушкина
3 строфа
Прием градации усиливает впечатление губительности «древа смерти»
Все живое избегает прикосновения к анчару.
«ТЛЕТВОРНЫЙ»
5 строфа
Ключевые образы первой части.
2 часть
«Но человека человек Послал к анчару властным взглядом…»
Но человека человек Послал к анчару властным взглядом… Теперь уже повествование переводится в сферу человеческих отношений. «Человек» и «человек», равные по
Образ раба
Образ владыки
Антитеза
Анафора
Последняя строфа, начинающаяся с противительного союза «А» — рассказывает нам о том периоде, когда раба уже нет в живых. Для чего нужна была смола царю?
О чём стихотворение «Анчар»?
Главная мысль стихотворения.
Идейный смысл.
Тема стихотворения.
Жанр
Размер
РИТМ
Анализ стихотворного произведения А.С.Пушкина
Рифма
Звукозапись
Тропы и фигуры
Анализ стихотворного произведения А.С.Пушкина
Сравнения
Метафоры
Старославянизмы и архаизмы
Всё это - рифма,метафоры, сравнения,эпитеты, размер - и передают то настроение и ту мысль, которую хотел донести до нас автор.
Поэт в небольшом лирическом стихотворении раскрыл суть отношений между людьми. Общество осуждено им, потому что в нем правят антигуманные законы, потому что
1/41
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 9)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2363 Кб)
1

Первый слайд презентации: Анализ стихотворного произведения А.С.Пушкина

«АНЧАР»

Изображение слайда
2

Слайд 2: О чем говорит нам это название?

(Анчар - древо яда; тропическое южноазиатское дерево с ядовитым соком, который использовался для смазывания наконечников стрел, которым восточные воины поражали своих врагов ) О чем говорит нам это название?

Изображение слайда
3

Слайд 3: Анчар – «древо смерти»

Александр Пушкин пишет произведение "Анчар", в котором в поэтической форме пересказывает историю, сочинённую Форшем. (В 1783 году в "Лондонском журнале" некто Форш, служивший хирургом на острове Яве, опубликовал материал об анчаре.) «Под самым деревом не растут ни другие деревья, ни кусты, ни травы — не только под его кроной, но даже на расстоянии брошенного камня: почва там бесплодна, темна и словно обуглена. Ядовитость дерева такова, что садящиеся на его ветви птицы, наглотавшись отравленного воздуха, одурманенные падают на землю и умирают, и их перья устилают почву. Все, чего коснутся его испарения, гибнет, так что все животные его избегают и птицы стараются не летать над ним. Ни один человек не осмелится приблизиться к нему».

Изображение слайда
4

Слайд 4: Позже некоторые сведения об этом дереве были опровергнуты

Анчар – вечнозелёное дерево, которое особенно распространено на Яве, но встречается и на Шри-Ланке, и Филиппинах, Фиджи и т.д. Название анчар в переводе с яванского значит: яд. Анчар – большое дерево. В высоту оно примерно 25-40 метров. А листья его – от 7 до 19 сантиметров. Млечный сок анчара действительно содержит яд, которым местные жители смазывают стрелы, кристаллизируется он на блестящих листьях. Яд этот очень сильно действует на организм – вызывает паралич сердца, что ведёт к быстрой смерти. Но находиться возле дерева можно совершенно спокойно.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Композиция

Стихотворение делится на две части. В первой части дается описание ядовитого дерева. Во второй части рассказывается о всесильном владыке, пославшего на смерть своего раба. Озаглавить их можно как: («Зло в природе» и « Зло в обществе»)

Изображение слайда
6

Слайд 6

Какой художественный прием использован Пушкиным для показа отдаленности анчара от всего мира? Гипербола. Анчар «один во всей вселенной»

Изображение слайда
7

Слайд 7

Стихотворение «Анчар» построено по следующему принципу: — завязка произведения, — основной конфликт (противоречие), развитие действия — это вторая композиционная часть (она начинается с союза «Но») — скоротечная развязка (она начинается с противительного союза «А»)

Изображение слайда
8

Слайд 8: 1 часть стихотворения. 1 строфа

Прочитав первое четверостишие, следует выделить в последнем стихе числительное «один». Первое, что мы узнаем об анчаре, это то, что он один. Первое слово — «пустыня». Поэт переносит нас в пустой мир и подготавливает тему одиночества ( «стоит один»). Пустыня получает ряд резко отрицательных характеристик: «чахлая», «скупая». Эти эпитеты обладают признаком одушевленности. Эпитеты, придающие пустыне характер живого и человекоподобного существа, как бы наделяют ее свойствами человека, в том числе волей, активностью. Это заставляет нас воспринимать пустыню в первых строках стихотворения как злое существо — существо, имеющее злую волю и являющееся активным создателем окружающего зла. Вывод: Первая строфа стихотворения «Анчар» привела нас в мрачный мир всемирного зла. Пушкин прибегает к крупному плану, тем самым подчеркивая значимость образа.

Изображение слайда
9

Слайд 9: 2 строфа

Сухая, раскаленная зноем почва — это мертвая почва. Пушкин создает образ мира зла, пространства антимира, в котором привычные черты мира разрушены и заменены чудовищно искаженными. Земля здесь — «почва»: синоним, имеющий то же значение, но лишенный всех фольклорно-поэтических ассоциаций, связанных со словом «земля». Вторая строфа посвящена характеристике анчара, его отношению к Природе. Природа рождает анчар, как бы опровергая свою бесплодность. Но это противоестественное рождение — «в день гнева». «Природа жаждущих степей...» (обратите внимание на то, что эпитет «жаждущих» отсылает к символизирующим бесплодность эпитетам первой строфы — «чахлый», «скупой», «раскаленный»). В день гнева порождается анчар. Дары, которыми награждает мать свое дитя, противоестественны: И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила

Изображение слайда
10

Слайд 10

И в самом анчаре все время подчеркивается противоестественность, нарушение обычного и правильного порядка вещей. Выражение «мертвая зелень» содержит оксюморон, т. е. эпитет, который противоречит сущности определяемого слова (типа: сладкая горечь, звонкая тишина). Оксю́морон ( др.-греч. οξύμωρον — «острая глупость») — стилистическая фигура или стилистическая ошибка — сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого ). Слово «зелень» содержит в себе понятие свежести, прохлады, весны — жизни. Сочетание «зелень мертвая» воспринимается читателем как чудовищное нарушение норм природы. В таком ключе должно восприниматься и все стихотворение. У Пушкина природа всегда добра по отношению к человеку, гармонирует с его лучшими чувствами. Именно поэтому та природа, образ которой создается в стихотворении «Анчар», кажется чудовищно искаженной.

Изображение слайда
11

Слайд 11: 3 строфа

Глаголы Деепричастие «каплет» «застывает» « растопясь » ПЕРЕДАЮТ ДВИЖЕНИЕ СМЕРТОНОСНОГО ЯДА, МРАЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ СМЕРТИ.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Прием градации усиливает впечатление губительности «древа смерти»

Что такое градация? (Градация (от лат. gradatio - постепенное возвышение) - стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и...)

Изображение слайда
13

Слайд 13: Все живое избегает прикосновения к анчару

К нему и птица не летит, И тигр нейдет: лишь вихорь черный На древо смерти набежит — И мчится прочь, уже тлетворный.

Изображение слайда
14

Слайд 14: ТЛЕТВОРНЫЙ»

Это слово из высокой славянской лексики имеет два корня — тлен (разрушение, гибель, уничтожение) и творить (создавать). В словаре церковнославянского языка Петра Алексеева (1819) слово «тлетворный» имеет следующее значение: «смертоносный, ядовитый, пагубный», например: «тлетворный воздух», т. е. моровое поветрие. Моровое поветрие — это эпидемия чумы. Пушкин, конечно, знал словарь Петра Алексеева и такое значение слов «тлетворный воздух». Конечно, реальное дерево, называемое «анчар», произрастающее в Индонезии и действительно имеющее ядовитую смолу, не является столь страшным распространителем смерти, и уж конечно, не способно вызывать эпидемию, однако Пушкин, который все это знал, создает не ботаническое описание одного ядовитого дерева, а обобщенную художественную картину зла в природе.

Изображение слайда
15

Слайд 15: 5 строфа

Появляется дождь, который должен был бы восприниматься как счастливое избавление от мук жажды. Но в извращенном пространстве зла и дождь становится источником смерти: И если туча оросит, Блуждая, лист его дремучий, С его ветвей уж ядовит Стекает дождь в песок горючий.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Ключевые образы первой части

Пустыня чахлая и скупая Почва зноем расколённая Степи жаждущие Зелень мертвая Вихорь черный, тлетворный Дождь ядовит День гнева Песок горючий Грозный часовой,один во всей вселенной, древо смерти

Изображение слайда
17

Слайд 17: 2 часть

Изображение слайда
18

Слайд 18: Но человека человек Послал к анчару властным взглядом…»

С начала шестой строфы в стихотворении происходит идейно-композиционный перелом: до сих пор речь шла о зле в природе, о зле, существующем в самом порядке мира. Теперь начинается рассказ о зле, создаваемом человеком. Союз «но» резко делит интонацию стихотворения на две части.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Но человека человек Послал к анчару властным взглядом… Теперь уже повествование переводится в сферу человеческих отношений. «Человек» и «человек», равные по своей природе, разделены социальными границами на «раба» и «владыку». Достаточно одного взгляда (даже не слова!), чтобы раб пошел на верную смерть: И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом

Изображение слайда
20

Слайд 20: Образ раба

Метафора «послушно в путь потек» передает безвольность раба. Он течет как река, не в силах изменить свое русло. Образ раба раскрывается в своей человеческой сути: И пот по бледному челу Струился хладными ручьями… Автор сочувствует рабу. Это видно и в глаголах, описывающих его состояние (принес – и ослабел, и лег – и умер), а также в обобщающем эпитете: «бедный раб». Выразительная картина: « И пот по бледному челу/ Струился хладными ручьями» создают образ страдающего человека, жертвы деспотичной воли князя. Глаголы подчеркивают предопределенность судьбы раба. «принес», « ослабел» « лег»,«умер » Пушкин отдает рабу сострадание и сочувствие, поскольку раб- жертва самовластия и тирании. Перед его самоотверженностью и самоотречением бледнеет власть и слава «непобедимого владыки». Так проявляется пушкинский гуманизм, осуждающий деспотизм, бесчеловечный к судьбам обыкновенных подданных. Однако нельзя не заметить, что именно послушание раба, его покорность, готовность, жертвуя жизнью, выполнить волю деспота (ведь князь все равно отнял бы у него жизнь, независимо от того, покорился ли бы он или же выразил протест!) объективно служат делу деспотизма. Раб — не только жертва, но и распространитель зла. Пушкин подчеркивает это, характеризуя одинаковыми словами раба и стрелы, с помощью которых князь разослал гибель в чужие страны: раб «послушно в путь потек», князь разослал «послушливые стрелы». Покорность раба превращает его не только в жертву, но и в соучастника зла.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Образ владыки

Образ владыки дан очень обобщенно и символично. Это символ тирании и самовластия вообще. Пушкин соотносит страшное зло природы – анчар и страшное зло человеческой жизни – деспотизм. Но самовластие, в отличие от анчара, зло активное. Тем оно и страшно. Это зло сеет гибель вокруг себя, завоевывая все новое влияние:      А царь тем ядом напитал     Свои послушливые стрелы     И с ними гибель разослал     К соседям в чуждые пределы.     Интересно, что даже повтор однокоренных слов («послушно в путь потек» - «послушливые стрелы») подчеркивает, что все живое и мертвое покоряется и служит «непобедимому владыке».

Изображение слайда
22

Слайд 22: Антитеза

В стихотворении явно прослеживается антитеза «владыка – раб». Она поддержана выразительными эпитетами : «властный взгляд» - «послушно», «бедный раб» - «непобедимый владыка». Глаголы также подчеркивают это противопоставление: «послал» - «потек». Действия князя получают одинаковое выражение: «послал» – «разослал», «послушно» – «послушливые (стрелы)». Столь же одинаков результат: «умер бедный раб» – « и с ними гибель разослал».

Изображение слайда
23

Слайд 23: Анафора

В данном стихотворении Пушкин использует и композиционный прием единоначатия (анафоры), повторяя и усиливая эмоциональное напряжение напряжение: «Принес он смертную смолу… Принес – и ослабел и лег…»

Изображение слайда
24

Слайд 24: Последняя строфа, начинающаяся с противительного союза «А» — рассказывает нам о том периоде, когда раба уже нет в живых. Для чего нужна была смола царю? Напитать ядом «послушливые стрелы», предназначенные для соседей

Изображение слайда
25

Слайд 25: О чём стихотворение «Анчар»?

Это стихотворение о неправедном мироустройстве, о роли человека в нём. Это произведение — о трагических, непримиримых взаимоотношениях между непобедимым владыкой и бедным, бесправным рабом. Пушкин в своём произведении обращается к теме, которая красной нитью проходит через всё его творчество: теме свободы и тирании.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Главная мысль стихотворения

Главная мысль стихотворения – активный протест Пушкина против беспредельной власти одного человека над другим. Трагедия заключается в том, что эту власть как носитель её (князь, царь), так и подданные (бесправные рабы) находят естественной и законной.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Идейный смысл

Идейный смысл этого великого творения Пушкина-изображение губительной для общества власти самодержавия, призыв к её уничтожению.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Тема стихотворения

Главная тема стихотворения – вселенское зло, рассматриваемое как с философской, так и с общечеловеческой точки зрения

Изображение слайда
29

Слайд 29: Жанр

«Анчар» — произведение философской направленности. Жанр стихотворения — лиро-эпическое сюжетное стихотворение. Повествование стилизовано под притчу, древнюю легенду.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Размер

Это стихотворение написано в двухсложном размере. Четырехстопный ямб. Стихотворение построено по принципу контраста. «В пус /ты/не/ чах/ лой / и/ ску /пой/, На/ поч / ве / зно /ем/ рас/ ка /лен/ной/, Ан/чар/ как/ гроз/ ный / ча /со/вой/, Сто/ ит -/один/ во/ всей/ все/лен/ной»

Изображение слайда
31

Слайд 31: РИТМ

Проводя анализ стихотворения «Анчар», нельзя не обратить внимание на его ритмическое своеобразие. В первых пяти строфах, дающих определение анчару, имеется сходное расположение ударений. В каждой строке три ударения, шестой слог – безударный. За счёт этого ритмический рисунок в интонационном отношении однороден. Такого рода однородность вполне оправдана. Идёт перечисление свойств анчара. Исключение составляют только четырехударные и двухударные строки. Четырёхударные : «Стоит – один во всей вселенной», «И тигр нейдет – лишь вихорь черный», «Стекает дождь в песок горючий». Двухударная : «И застывает ввечеру» Далее, при переходе ко второй композиционной части, когда накал растет, звучание меняется.

Изображение слайда
32

Слайд 32

Вторая композиционная часть – это центральная часть стихотворения, ядро трагедии. «Но человека человек…» — дважды повторенное слово «человек» подчёркивает напряжённость ситуации. Лирический герой потрясён, в его голосе чувствуется негодование. Здесь Пушкиным объединяются все средства звуковой выразительности: повторение слов, повторение звуков, доминирование звука «а» («Послал к анчару властным взглядом»). Начало второй части поддержано и ритмически. Шестая строфа, начинающаяся с союза «но» — двухударна. Все эти приёмы намеренно использованы автором для показа драматизма ситуации. Что касается показа истории раба, то здесь тоже имеется свой интонационный и ритмический рисунок. Повествование идёт на трёхударных строках. Когда наступает трагическая развязка — «И умер бедный раб у ног» следует четырёхударная строка, а за ней – двухударная. Вывод : объединение всех деталей, элементов, вплоть до расположения ударных и безударных слогов, придают своеобразие ритму, и обусловливают художественную ценность, силу и весомость произведения.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Рифма

На протяжении всего стиха мы наблюдаем перекрёстную рифму: «В пустыне чахлой и скупой», «Анчар как грозный часовой»; «На почве зноем раскаленной», «Стоит- один во всей вселенной».

Изображение слайда
34

Слайд 34: Звукозапись

Удивительна звукозапись в стихотворении : обилие звуков [ч] со звуками [ н ] и [ р ] (очевидно, слово «анчар» сказалось на всей звуковой структуре) придает всему стихотворению своеобразный мрачный колорит. В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной. Поражает обилие аллитерации, подчёркивающее мрачно-монотонный колорит( согласные « п » повторяется двадцать три раза,а звук « ч »-восемнадцать раз

Изображение слайда
35

Слайд 35: Тропы и фигуры

(языковые средства образного раскрытия идейного содержания произведения и авторской оценки)

Изображение слайда
36

Слайд 36

Эпитеты «бедный раб» «вихорь черный» «в пустыне чахлой и скупой» «песок горючий» «жаждущие степи» «непобедимый владыка» «мертвая зелень» «лист дремучий»

Изображение слайда
37

Слайд 37: Сравнения

«анчар, как грозный часовой»

Изображение слайда
38

Слайд 38: Метафоры

«послушно в путь потек» «вихорь набежит» «вихорь мчится прочь» «природа напоила» «на древо смерти набежит» «пот по белому челу струился хладными ручьями» «природа жаждущих степей»

Изображение слайда
39

Слайд 39: Старославянизмы и архаизмы

«хладными» «ввечеру» «вихорь» «послушливые» «древо» «чело»

Изображение слайда
40

Слайд 40: Всё это - рифма,метафоры, сравнения,эпитеты, размер - и передают то настроение и ту мысль, которую хотел донести до нас автор

Изображение слайда
41

Последний слайд презентации: Анализ стихотворного произведения А.С.Пушкина: Поэт в небольшом лирическом стихотворении раскрыл суть отношений между людьми. Общество осуждено им, потому что в нем правят антигуманные законы, потому что социальные отношения превращают одного человека во владыку, действующего сознательно во вред такому же человеку, а другого - в послушного раба. В обоих все человечество искажено

Изображение слайда