Презентация на тему: Анализ лирического произведения

Реклама. Продолжение ниже
Анализ лирического произведения
Примерный план анализа стихотворения
Анализ лирического произведения
План Клише
План Клише
План анализа лирического произведения
Стихотворение А.С.Пушкина «Вновь я посетил…» (1835 г.)
Стихотворение А.С.Пушкина «Осень»(1833г.)
Стихотворение А.С.Пушкина «Осень»(1833г.)
Стихотворение М.Ю.Лермонтова «И скучно, и грустно…»
А.С.Пушкин М.Ю.Лермонтов
Анализ лирического произведения
«Поэт в России больше, чем поэт»(Е.Евтушенко) (Предназначение поэта на Земле)
Цели урока:
В.Долина Поэт
Рождение поэзии
Музы русских поэтов
« Что без страданий жизнь поэта…»
« Что без страданья жизнь поэта…»
«Темен жребий русского поэта…»
«Темен жребий русского поэта…»
Памятник поэту
Памятник поэту
Поэт - пророк
Литература
Анализ лирического произведения
1/26
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 63)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (340 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Анализ лирического произведения

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2: Примерный план анализа стихотворения

Тема Идея ( основная мысль) Жанр Основной мотив стихотворения (настроение, чувства поэта) Композиция Основные образы Изобразительные средства

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3

Лесная быль Жили-были в лесу две ёлочки. Одевались они с иголочки, Натирались смолой душистою, Утирались травой пушистою.. А на старом крутом пригорке Там, где прятался желудь в норке Дуб стоял. Бородатый. Бурый. Очень жилистый. Очень хмурый.. И смеялись над дубом ёлочки, Распушив смоляные челочки, И забыли они, что ночью, В час, когда поднялась гроза, Он прикрыл их от бури. Молча. Встретив бурю глаза в глаза.. С.Островой Художественные средства Олицетворение Эпитеты Фразеологизмы Контраст Уменьшительно- ласкательные суффиксы Парцелляция Инверсия

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4: План Клише

Определение вида лирики (философская, пейзажная, патриотическая,любовная ) Тема Идейный уровень Основной мотив Композиция ( кольцевая, кульминация, отступления) Образы (существительные) Художественно-выразительные средства Стихотворение принадлежит (может быть отнесено) к……лирике. Автор развивает традиционную…….тему. Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение) о……. Автор хотел донести до читателя мысль о том…Здесь высказано мнение автора о… В стихотворении чётко улавливается настроение …(радость, восторг, надежда) …Звучит мотив грусти. Стихотворение состоит из…….строф, построено…,….имеет чёткую структуру. В первой строфе возникают образы……. Характеризуя образы, автор использует художественно-выразительные средства…. Здесь автору помогает использование…Немаловажную роль играют…

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5: План Клише

Действия и состояния (глаголы) Пространство, время Стилистический уровень (лексика, рифма, синтаксис) Фонический уровень (размер стиха, звукопись) Автор использует …., отмечает…., описывает (что ? ),отмечает (что ? ), касается (чего ? ), обращает внимание (на что ? ), напоминает (о чём ? ). Пространство представлено очень интересно (от общего к частному, сверху вниз).Автор раздвигает временные рамки (прошлое, настоящее, будущее ). Автор использует высокую (низкую) лексику. Стихотворение написано с использованием ……. рифмовки. В стихотворении используются такие синтаксические средства, как… (инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания). В основе ритмического рисунка – пятистопный ямб.

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6: План анализа лирического произведения

Историко-биографический материал Место стихотворения в творчестве поэта Ведущая тема Лирический сюжет Проблемы Композиция Лирический герой Преобладающее настроение Жанр Строфа Основные образы Лексика Изобразительные средства. Тропы и стилистические фигуры Поэтический синтаксис Звукопись Стихотворный размер Ритм и рифма

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7: Стихотворение А.С.Пушкина «Вновь я посетил…» (1835 г.)

...Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провел Изгнанником два года незаметных. Уж десять лет ушло с тех пор — и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я … Здравствуй, племя Младое, незнакомое! не я Увижу твой могучий поздний возраст, Когда перерастешь моих знакомцев И старую главу их заслонишь От глаз прохожего. Но пусть мой внук Услышит ваш приветный шум, когда, С приятельской беседы возвращаясь, Веселых и приятных мыслей полон, Пройдет он мимо вас во мраке ночи И обо мне вспомянет. Это стихотворение наполнено любовью к земному, светлой грустью от сознания быстротечности человеческой жизни, мудрой верой в бесконечность смены поколений и непобедимость человеческих деяний.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: Стихотворение А.С.Пушкина «Осень»(1833г.)

Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. Так нелюбимое дитя в семье родной К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно, Из годовых времён я рад лишь ей одной, В ней много доброго; любовник не тщеславный, Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
9

Слайд 9: Стихотворение А.С.Пушкина «Осень»(1833г.)

. Стихотворение А.С.Пушкина «Осень»(1833г.) Читая стихотворение, мы видим, что жизнь человека органически включена в жизнь природы. Состояние душевного подъёма ведёт за собой и поэтическое вдохновение. Рождается ритм поэтического творчества, которое поэт видит только свободным. Не случайно появляются картины, связанные с морем: И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы лёгкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута — и стихи свободно потекут. Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге, Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны; Громада двинулась и рассекает волны.

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10: Стихотворение М.Ю.Лермонтова «И скучно, и грустно…»

И скучно и грустно, и некому руку подать            В минуту душевной невзгоды... Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..            А годы проходят - все лучшие годы! Любить... но кого же ?.. на время - не стоит труда,            А вечно любить невозможно. В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа:             И радость, и муки, и всё там ничтожно... Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг            Исчезнет при слове рассудка ; И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -             Такая пустая и глупая шутка... Одиночество- лейтмотив всего творчества М.Ю.Лермонтова. Вся его поэзия- страстный поиск путей выхода из одиночества, путей гармоничного слияния с миром. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «И скучно, и грустно…»

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
11

Слайд 11: А.С.Пушкин М.Ю.Лермонтов

«Пророк»(1826год) …Мне в сердце вонзили Красноватый уголь пророка… Миссия пророка- «глаголом жечь сердца людей»-добывается заменой «трепетного сердца» на «угль, пылающий огнём» «Пророк»(1841 год) Какая глубина мысли, какая страшная знергия выражения! Таких стихов долго-долго не дождаться России! В.Г.Белинский Читает «в очах людей страницы злобы и порока», при всей жестокости толпы, при всём одиночестве не теряет веры в гармонию и счастье.

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12

Личностное отношение Эмоционально-оценочное значение Художественное своеобразие Я вижу…(слышу, полагаю, думаю)… Перед моими глазами встаёт… Часто наблюдается … Одно из интересных … На мой взгляд,… Можно отметить… Как хочется… Люблю перечитывать… Гимн мудрости Символ веры Жизнеутверждение Оптимизм Пафос Открытие Понимание Пушкинская вера Идейно-художественное своеобразие Исходная тема Контрастные интонации Многообразие рифмы Торжественный стиль Чёткий ритмический русунок

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13: Поэт в России больше, чем поэт»(Е.Евтушенко) (Предназначение поэта на Земле)

Поэзия – это орган истины. Г.Р.Державин Блажен, кто знает сладострастье Высоких мыслей и стихов. А.С.Пушкин Что без страданий жизнь поэта… М.Ю.Лермонтов Поэт - это тот, кому ничего нельзя дать и у кого ничего нельзя отнять. А.А.Ахматова Истинный поэт – это равенство дара души и глагола. М.И.Цветаева Темен жребий русского поэта… М.Волошин

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14: Цели урока:

Выявить высокое назначение поэта, роль поэзии в обществе Способствовать эмоциональному восприятию текста Воспитывать любовь к поэтическому искусству Развивать творческие способности и мышление

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15: В.Долина Поэт

Поэт — у древа времени отросток. Несчастный, но заносчивый подросток. Обиженный, но гордый старичок. Коры кусок, и ветка, и сучок. Поэт — у древа времени садовник. Босой, как нищий, важный, как сановник, Носящий на груди́ свою беду, Просящий «подожди» свою звезду… Поэт — у древа времени воитель. Чужой и тощей почвы освоитель. Поэту поклонялись племена́, Поэту покорялись времена. Стоит к стволу спиною, отчуждённый. Уже приговорённый, осуждённый. Сейчас его повесят на суку́! Вот так оно и было на веку. Премудрое дитя, худой подросток! Усохшего ствола тугой отросток… Судьба твоя кромешна, краток путь. И всё-таки, поэт, у древа — будь! Поэт — у древа времени отросток. Несчастный, но заносчивый подросток. Обиженный, но гордый старичок. Кора, листва, садовник… Дурачок! Прокомментируйте, как Вы поняли слова песни. Дайте художественное определение поэзии.

Изображение слайда
1/1
16

Слайд 16: Рождение поэзии

И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. Б.Л.Пастернак Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда. А.А.Ахматова Стихи растут, как звёзды и как розы, Как красота- ненужная в семье. М.И.Цветаева Как рождаются стихи ? Что говорят о рождении стихов поэты ? Что общего в их строчках ?

Изображение слайда
1/1
17

Слайд 17: Музы русских поэтов

А.С.Пушкин «Муза» Н.А.Некрасов «Вчерашний день, часу в шестом…» А.А.Блок «К Музе» М.И.Цветаева «Что Муза моя, жива ли ещё…» Что значит для поэта Муза ? Как вы понимаете этот образ ? Прочитайте свои зарисовки «Муза Пушкина», «Муза Некрасова», «Муза Блока».

Изображение слайда
1/1
18

Слайд 18: Что без страданий жизнь поэта…»

М.Ю. Лермонтов Я жить хочу! хочу печали Любви и счастию назло; Они мой ум избаловали И слишком сгладили чело. Пора, пора насмешкам света Прогнать спокойствия туман; Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан? Он хочет жить ценою муки, Ценой томительных забот. Он покупает неба звуки, Он даром славы не берет.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
19

Слайд 19: Что без страданья жизнь поэта…»

О, знал бы я, что так бывает, Когда пускался на дебют, Что строчки с кровью - убивают, Нахлынут горлом и убьют! Б.Л.Пастернак Ты должен быть гордым, как знамя; Ты должен быть острым, как меч; Как Данту, подземное пламя Должно тебе щеки обжечь. И помни: от века из терний Поэта заветный венок! В.Я.Брюсов В чём страдание поэта ? Почему творчество мучительно ? Сравните с «Музыкантом» Б.Ш.Окуджавы. Почему всё-таки «счастлив тот, чей век недолог, пальцы злы, смычок остёр» ?

Изображение слайда
1/1
20

Слайд 20: Темен жребий русского поэта…»

«Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта -убили» (М.И.Цветаева) Почему так трагичны судьбы поэтов ?

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
21

Слайд 21: Темен жребий русского поэта…»

Ни с кем, одна, всю жизнь, без книг, без читателей,без друзей – без круга, без среды, без всякой защиты, причастности, хуже, чем собака, а зато…А зато – ВСЁ. М.И.Цветаева Что значит всё ? -Тайна, которая открывается в творчестве. -Настоящая жизнь, вдохновение. - Бессмертие.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
22

Слайд 22: Памятник поэту

Смолкай, позорный плач! Уйми, о, Меценат, Все стоны похорон, - печали места нету, Зане и смерти нет. Пускай же прекратят Надгробные хвалы, не нужные поэту. А.Блок Поэт живёт в Вечности. Он бессмертен, пока бессмертно его творчество.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
23

Слайд 23: Памятник поэту

Г.Р.Державин «Памятник» А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Н.А.Некрасов «Элегия» («Я лиру посвятил народу своему») В.В.Маяковский «Вступление к поэме «Во весь голос» («Пускай за гениями безутешною вдовою…») А.А.Ахматова «Реквием» (« И если когда -нибудь в этой стране…») Что ставили себе в заслугу русские поэты ? Перед кем поэт отвечает за своё творчество ? А за всё, что выйдет боком И представится грехом, Я отвечу перед Богом, Перед Богом и стихом. В.Долина

Изображение слайда
1/1
24

Слайд 24: Поэт - пророк

Поэт – пророк – изгнанник Ф.И.Тютчев «И целый мир, как опьяненный ложью…» А.А.Блок «Голос из хора» Н.С.Гумилёв «Я и вы» Б.Л.Пастернак «Гефсиманский сад» Что предсказывают поэты в своих стихах ? Почему в нашей стране поэзия играет такую огромную роль ? Как вы понимаете слова М.И Цветаевой: « Истинный поэт– это равенство души и глагола» ?

Изображение слайда
1/1
25

Слайд 25: Литература

1.Скоркина Н.М. Анализ лирического произведения 2.Литература в школе. Научно-методический журнал 3.Русская словесность. Научно- теоретический и методический журнал

Изображение слайда
1/1
26

Последний слайд презентации: Анализ лирического произведения

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже