Презентация на тему: Аналитическая психотерапия Юнга

Аналитическая психотерапия Юнга
Аналитическая психотерапия
Аналитическая психотерапия
Аналитическая психотерапия
Терапевтический процесс
Терапевтический процесс
Юнговский метод «диалектичен»:
Терапевтический процесс
Характеристики психотерапевта
Характеристики психотерапевта
Пути к бессознательному
Пути к бессознательному
Пути к бессознательному
Аналитическая терапия
Аналитическая терапия
Аналитическая терапия
Аналитическая терапия
Аналитическая терапия
Аналитическая терапия
Аналитическая терапия
Аналитическая терапия
Аналитическая терапия
Аналитическая терапия
Аналитическая терапия
Сновидения
Сновидения
Сновидения
Сновидения
Сновидения
Сновидения
Сновидения
Сновидения
Сновидения
Типы сновидений
Типы сновидений
Типы сновидений
Сновидения
Сновидения
Сновидения
Сновидения
Сновидения
Компенсаторный аспект снов
Сновидения
Аналитическая психотерапия Юнга
Аналитическая психотерапия Юнга
Аналитическая психотерапия Юнга
Этапы интеграции содержания бессознательного:
Аналитическая психотерапия Юнга
Метод амплификации
Метод амплификации
Метод амплификации
Аналитическая психотерапия Юнга
Аналитическая психотерапия Юнга
Аналитическая психотерапия Юнга
Аналитическая психотерапия Юнга
Аналитическая психотерапия Юнга
Аналитическая психотерапия Юнга
Юнг различал две формы или плоскости интерпретации : субъектный уровень и объектный уровень.
Аналитическая психотерапия Юнга
Аналитическая психотерапия Юнга
Важнейшие моменты анализа
Аналитическая психотерапия Юнга
« Финалистичность» — это имманентное психологическое стремление к цели
Аналитическая психотерапия Юнга
Аналитическая психотерапия Юнга
Техника активного воображения
Что такое невроз?
Аналитическая психотерапия Юнга
Что такое невроз?
Что такое невроз?
Аналитическая психотерапия Юнга
Индивидуация
Аналитическая психотерапия Юнга
Аналитическая психотерапия Юнга
Индивидуация
Индивидуация
Индивидуация
Аналитическая психотерапия Юнга
Аналитическая психотерапия Юнга
Аналитическая психотерапия Юнга
Проблема современного человека
Проблема современного человека
Первый этап индивидуации
Первый этап индивидуации
Встреча с тенью
Встреча с тенью
Встреча с Анимой /Анимусом
Встреча с Анимой /Анимусом
Встреча с Анимой /Анимусом
Развитие самости
Аналитическая психотерапия Юнга
Аналитическая психотерапия Юнга
Аналитическая психотерапия Юнга
Аналитическая психотерапия Юнга
Аналитическая психотерапия Юнга
Смысловое содержание индивидуации
Аналитическая психотерапия Юнга
Аналитическая психотерапия Юнга
1/98
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 56)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1090 Кб)
1

Первый слайд презентации: Аналитическая психотерапия Юнга

Исаев Д.Д.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Аналитическая психотерапия

Юнговская психотерапия не является аналитической процедурой в обычном смысле. Ее точнее было бы обозначить как путь к исцелению и путь к спасению. Она способна излечивать психические и психогенные страдания человека. Но, сверх того, ей известен путь к спасению и средства, с помощью которых человек может достичь этой высшей ступени самопознания и самоосуществления — то есть того, что во все времена было целью всех духовных устремлений. Юнговская психотерапия представляет собой систему духовного воспитания и руководства, средство, помогающее формированию личности.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Аналитическая психотерапия

Цели терапии Несмотря на существование общих целей терапии, их выбор также определяется уникальностью и индивидуальными особенностями каждого пациента. «Фундаментальным правилом для психотерапевта является отношение к каждому случаю как к новому и уникальному. Это, вероятно, кратчайший путь к истине» ( Jung, 1934). Цель терапии заключается в том, чтобы по возможности «позволить чистым переживаниям определить терапевтические цели. Это может показаться странным, поскольку принято считать, что у психотерапевта всегда есть цель. Однако, по моему мнению, в психотерапии целесообразно не слишком фиксироваться на конкретной цели » ( Jung, 1931).

Изображение слайда
4

Слайд 4: Аналитическая психотерапия

По утверждению Юнга, непосредственной задачей анализа является достижение состояния, при котором бессознательное содержание прекращает быть бессознательным и больше не проявляет себя косвенно. Кроме того, цель — вызвать психическое состояние, в котором пациент начинает экспериментировать с собственной природой — состояние текучести, изменения, роста, в котором нет ничего фиксированного, безнадежно застывшего. Таким образом, бессознательное осознается, а процесс индивидуации ускоряется.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Терапевтический процесс

Все пациенты разные и требуют разнообразных, гибких подходов к вмешательству: «метод вмешательства определяется преимущественно природой случая... Жесткое применение отдельной теории или метода следует считать в корне ошибочным» ( Jung, 1926). «Если же терапия становится монотонной, вы начинаете повторяться и интуиция подсказывает, что достигнут некий предел, или возникают мифологические или архетипические проявления, значит, настало время отказаться от (фрейдистского или адлерианского) аналитико-редукционного метода и перейти к анализу символов по аналогии или комплексно, что равнозначно (юнгианской) диалектической процедуре и пути к индивидуации » ( Jung, 1935).

Изображение слайда
6

Слайд 6: Терапевтический процесс

Терапия — это диалектический процесс, обсуждение или диалог между терапевтом и пациентом, при котором обе стороны взаимно влияют друг на друга. Аналитик не вышестоящий, компетентный, судья и советчик, но участник, находящийся в диалектическом процессе так же, как и так называемый пациент. Терапевт более не организатор терапии, а равноправный участник процесса индивидуального развития ( Jung, 1935). Терапевт при этом более не действующий субъект, а свидетель индивидуального процесса развития.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Юнговский метод «диалектичен»:

1) он представляет собой диалог двух личностей и, следовательно, взаимодействие двух психических систем. 2) диалектичен также и внутренне — поскольку сталкивает между собой сознание и бессознательное, «Я» и «не-Я», порождает взаимодействие, в своей высшей точке приводящее к синтезу, объединяющему и превосходящему два первых звена. Психотерапевт пребывает внутри самого процесса анализа в той же мере, что и его пациент. В силу автономного действия бессознательного, трансфер при юнговской психотерапии не столь неизбежен. Юнг склонен считать трансфер препятствием для достижения реальных терапевтических результатов.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Терапевтический процесс

Юнг считает, что самое главное — не «пережить заново» давнюю; испытанную еще в детстве и породившую невроз травматическую эмоцию, а «прожить» нынешние затруднения с конкретным партнером и таким образом суметь их понять. Как аналитик, так и анализируемый должны полностью «отдаться» процессу; но при этом оба — в меру своих возможностей — должны сохранять объективность. Каждый из участников анализа бессознательно влияет на партнера, и это обстоятельство играет в терапевтическом процессе весьма существенную роль. главное правило диалектического способа: индивидуальность больного обладает тем же достоинством и правом на существование, что и индивидуальность врача, и потому всякое индивидуальное развитие пациента должно рассматриваться как верное, если оно само не исправляется.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Характеристики психотерапевта

Терапевт —гуманный участник терапевтического процесса, уважающий пациентов и их взгляды: «Врач обязан в принципе передать бразды правления природе, а самому сделать все возможное, чтобы избежать влияния на пациента со стороны своих собственных философских, социальных и политических склонностей» ( Jung, 1935). Важнейшим качеством терапевта является заботливое, внимательное отношение к пациенту. «Эти качества... я... называю его человеческим интересом и личной симпатией. Они не являются атрибутами какого-либо метода и сами не могут стать методом; это моральные качества, которые чрезвычайно важны во всех методах психотерапии» ( Jung, 1921). В аналитической терапии подчеркивается большое значение личных качеств психоаналитика для успеха вмешательства.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Характеристики психотерапевта

«Участвуя в диалектической процедуре... врач должен отказаться от анонимности и дать такой же отчет о себе самом, какого он ждет от своего пациента». роль аналитика не пассивна: врач руководит пациентом, воодушевляет его и на равных участвует в общении. При такой форме вмешательства, сильнейшим образом стимулирующей процесс психической трансформации (поскольку предполагающей взаимодействие двух жизненных процессов), личность аналитика, его позиция и кругозор, чистота его помыслов и его духовная мощь несравненно более значимы, чем при психоанализе. Поэтому Юнг настаивает, чтобы аналитик сам непременно прошел через всестороннюю аналитическую процедуру, т.к. никто не может провести своего подопечного дальше той точки, до которой ему удалось дойти самому. «Чего сам не понимаешь, потому что не хочешь признаться в этом самому себе, - того не позволишь осознать и пациенту, конечно же, во вред ему».

Изображение слайда
11

Слайд 11: Пути к бессознательному

Согласно Юнгу, есть «четыре метода исследования того, что в психической субстанции пациента остается неизвестным. 1. Первый и самый простой метод — это метод ассоциаций. Он заключается в обнаружении основных комплексов путем выявления нарушений в ответах на ассоциативные тесты. 2. Второй метод — симптоматический анализ — имеет чисто историческое значение. С помощью гипнотического внушения пациентов побуждают вспомнить вещи, лежащие в основе некоторых патологических симптомов. Данный метод эффективен в тех случаях, когда главной причиной невроза служит шок или психическая травма. Именно на нем основана ранняя фрейдовская „травматическая теория" истерии.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Пути к бессознательному

3. Третий метод — метод анамнестического анализа — более важен как с исследовательской, так и с терапевтической точки зрения. На практике он состоит в тщательном сборе анамнеза — то есть восстановлении всего процесса развития невроза. Очень часто сбор анамнеза сам по себе имеет большое терапевтическое значение, поскольку сообщает пациенту об основных движущих силах его невроза и может, в конце концов, побудить его к решающей смене установки. Конечно, никакая терапия не может обойтись без анамнеза: ведь специалисту необходимо не просто задавать вопросы, но и прибегать к намекам и объяснениям, указывающим пациенту на те важные связи, существования которых сам пациент не сознает.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Пути к бессознательному

4. Четвертый метод — это анализ бессознательного. Он начинается с момента исчерпания того материала, который предоставляется сознанием. Анамнестический метод часто служит своего рода введением в этот четвертый метод. Контакт между личностями врача и пациента имеет первостепенное значение, так как образует единственную надежную основу для установления контакта с бессознательным. Установить такой контакт отнюдь не легко; его можно добиться только при условии тщательного сопоставления точек зрения обоих участников аналитического процесса и, кроме того, при условии взаимной свободы от предубеждений и предрассудков. Начиная с этого момента, есть возможность обратиться к живому психическому процессу как таковому, а именно — к снам.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Аналитическая терапия

Основным условием эффективной терапии по К.Юнгу является искреннее творческое сотрудничество психотерапевта и клиента. Причем это должно быть сотрудничество не руководителя и подчиненного, а равных партнеров, решающих общую задачу. Только их совместные усилия могут принести действительный успех. От клиента требуются не только искренность и дисциплинированность, но и творческая активность, готовность вместе с психотерапевтом искать (иногда на протяжении длительного времени и с периодическими неудачами) истинные причины невроза или другой психологической проблемы, с которой клиент оказался не в силах справиться самостоятельно.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Аналитическая терапия

Юнг рекомендовал не связывать себя слишком скрупулезным следованием теоретическим положениям и рекомендациям, так же как и педантично точным выполнением технических процедур (чего категорически требовал Фрейд). Такой подход делает психоанализ слишком формализованным и клиент не чувствует живого творческого отношения психотерапевта, без которого невозможно наладить настоящее активное сотрудничество. Раболепие перед теоретическими схемами и скрупулезно расписанными (в классическом психоанализе) рекомендациями может привести к тому, что психотерапевт вместо истинных симптомов невроза будет невольно видеть те, которые более соответствуют классическим теориям, что направит поиск и последующую терапию в неправильном или не совсем точном направлении.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Аналитическая терапия

« Первооснова аналитической терапии... обнаруживается в ее прототипе, исповеди » ( Jung, 1929). Вмешательство можно разделить на четыре этапа, которые не обязательно следуют один за другим или исключают друг друга: исповедь (катарсис), толкование (достижение понимания или инсайта), обучение (переучивание) и трансформация (на пути к целостности и индивидуации).

Изображение слайда
17

Слайд 17: Аналитическая терапия

Аналитическая терапия Юнга проходит две стадии: аналитическую и синтетическую, с подразделением каждой из этих стадий на две части. Первая часть аналитической стадии - так называемое признание : клиент с тактичной помощью психотерапевта старается признать, что истинные причины его невроза или мучающей его психологической проблемы спрятались, оказались вытесненными в сферу бессознательного, так как оказались неприемлемыми ( непрестижными, постыдными, унизительными) для их осознания. Психотерапевт объясняет клиенту, что, несмотря на эти мешающие чувства, необходимо попытаться выявить истинные причины, какими бы унизительными они не казались, извлечь их из подсознания, иначе они будут продолжать свое психотравмирующее действие. Это то же самое, что закрывать глаза на симптомы любой другой болезни, которая тем временем будет усугубляться и может стать неизлечимой.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Аналитическая терапия

Нельзя ждать помощи от психотерапевта, если указывать ему не то место, которое на самом деле болит. А с психологическими проблемами дело обстоит еще сложнее, так как часто мы скрываем не только от врача, но и от самого себя истинные причины травмы. Поэтому первой является трудная задача - разоблачить «самообман», как бы это ни было болезненно для нашего самолюбия. «Разоблачение самообмана» может занимать различное время. Иногда удается почти сразу выйти на верный след (хотя для конкретизации и уточнения еще потребуется время и взаимные усилия). Иногда самообман довольно долго не хочет сдаваться, но усилиями психотерапевта, убедившего клиента в необходимости этого трудного шага, в своем искреннем желании помочь ему, а главное, в готовности не только не осудить, а одобрить мужество любого (самого непрестижного на взгляд клиента) признания, - в конечном итоге решают эту первую задачу.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Аналитическая терапия

Важно понимать, что признание - это еще не полная ясность истинных причин, это признание того, что наши прежние причины - самообман, самооправдания нашего самолюбия и что мы вместе готовы искать и уточнять истинные причины по различным косвенным признакам, словам, фантазиям, снам, поступкам, которые иногда на первый взгляд не имеют прямой связи с проблемой, кажутся клиенту пустяками, не стоящими внимания психотерапевта, или смешными и даже неприличными. Для того, чтобы разобраться, какая информация окажется нужной и важной для решения проблемы, и предназначена вторая часть аналитической стадии - толкование рассказанного клиентом материала. Здесь применяются многие подходы классического психоанализа Фрейда, но без скрупулезного соблюдения всех процедур и предписаний, что по мнению Юнга может помешать установлению равного творческого партнерства психотерапевта и клиента.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Аналитическая терапия

Вторая стадия данной модели аналитической терапии названа Юнгом синтетической. Работа (причем обязательно совместная) на этой стадии состоит главным образом в обучении новым моделям восприятия себя и психотравмирующей ситуации и вытекающим из этого новым моделям поведения. На этой стадии клиент, совершивший (совместно с психотерапевтом) психологические открытия, переходит к реализации их результатов в виде новых моделей поведения, исключающих (или последовательно уменьшающих) прошлые ошибки, порождавшие и усугублявшие психологические проблемы и неврозы. Такое формирование и закрепление моделей не только поведенческих реакций, но и восприятия психотравмирующих ситуаций и самого себя становится личностным ростом.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Аналитическая терапия

Вторая часть второй стадии аналитической терапии называется трансформация. Эту работу психотерапевта с клиентом Юнг характеризует как минииндивидуацию, или самообучение. В этом периоде психотерапевт, оставаясь равным партнером клиента, постепенно передает клиенту все больше ответственности за собственное развитие и самостоятельное преодоление психологических проблем. При правильной реализации данного процесса это выглядит в глазах клиента не как постепенное самоустранение психотерапевта, а как нарастающее чувство собственной внутренней силы, способности самостоятельно справляться со своими проблемами, обрести мужество реально взглянуть на себя и ситуацию, уверенность в себе и освоить практические приемы решения жизненных ситуаций, которые раньше казались безвыходными.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Аналитическая терапия

Юнг первым из психоаналитиков использовал для выявления скрытых в бессознательной сфере источников неврозов не свободные (в соответствии с категорическим предписанием Фрейда), а направленные ассоциации. То есть клиент нацеливал свое «словотворчество» в направлении, заданном психотерапевтом. Психотерапевт произносит какое-то слово, а клиент начинает говорить все, что само сорвется с языка в ответ на это слово, не пытаясь осмыслить и тем более специально организовать логическую связь своих слов и предложений с заданным стимулом. Психотерапевт называет те слова, которые, на его взгляд, могут подтолкнуть ассоциативный словесный поток клиента в нужном (хотя бы предположительно) для поиска направлении.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Аналитическая терапия

Психотерапевт должен постоянно помнить, что истинные причины невроза иногда прячутся очень глубоко и снятие механизмов их защиты часто бывает весьма болезненным. Поэтому, выбирая слова-стимулы, психотерапевт, с одной стороны, старается как можно ближе подойти к болевой точке, а с другой стороны, быть готовым в любой момент отступить назад, почувствовав, что клиент не готов к обнажению этой болевой точки и может (часто бессознательно) спрятать ее еще глубже или (тоже бессознательно) защитить ее, заблокировав путь контакта с психотерапевтом. Поэтому процедура первых сеансов начинается с того, что психотерапевт называет действительно случайные слова, не имеющие прямой связи с проблемой, а затем постепенно сужает круги вокруг предполагаемой цели, с готовностью быстрого реагирования и отступления или смены направления поиска в зависимости от ответных не только словесных, но и эмоциональных реакций клиента.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Аналитическая терапия

Система анализа полученных ответов имеет уточненные (и уточняющиеся) в процессе многолетнего опыта закономерности, хотя она и не так жестко регламентирована, как система интерпретации материала в психоанализе З.Фрейда. Например, установлено, что в большинстве случаев ассоциативный ответ, дающийся с определенной задержкой и непроизвольной эмоциональной реакцией, показывает, что «брошенное» психотерапевтом слово в какой-то мере задело клиента и следует вести поиск в этом направлении. Во многих случаях такой поиск по принципу игры «теплее, еще теплее, горячо» помогает психотерапевту быстрее выйти на истинные причины проблемы клиента, чем классический психоанализ.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Сновидения

Сон - это определенный способ функционирования психической субстанции, не зависящий от желания и воли, от намерений и осознанного целеполагания «Я». Весьма вероятно, что мы видим сны беспрерывно, просто в бодрствующем состоянии наше сознание производит такой шум, что мы ничего иного не слышим. Если бы мы могли фиксировать процесс на всем его протяжении, мы бы убедились, что он идет по вполне определенной колее. Сон — это естественное, автономное и преследующее неизвестные сознанию цели проявление психической субстанции. Сон обладает собственным языком и собственными закономерностями, к которым мы не должны подходить с субъективными мерками сознания. «Это не человек видит сны; это сны являются человеку». В сновидениях мы переживаем мифы и сказки – но не так, как в состоянии бодрствования, когда мы их читаем, а как если бы они были реальными событиями нашей жизни.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Сновидения

Самый простой и эффективный способ исследования механизма и содержания бессознательного — это анализ снов, материал которых состоит из сознательных и бессознательных, известных и неизвестных элементов. Согласно Юнгу, порядок элементов в сновидениях не определяется ни причинными, ни пространственными, ни временными факторами. Язык снов архаичен, символичен и дологичен ; это язык символов, смысл которых может быть выявлен только с помощью особого метода интерпретации. Юнг придает снам огромное значение; он считает их не только дорогой в бессознательное, но и функцией, с помощью которой бессознательное в значительной мере осуществляет свою регулирующую деятельность — ибо сны выражают «другую сторону», своего рода «изнанку» осознанной установки.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Сновидения

Единственным подходящим понятием мне показалось понятие компенсации, поскольку оно одно способно охватить все аспекты того, как ведут себя сновидения. Компенсацию ни в коем случае не следует смешивать с дополнительностью. Понятие «дополнительности» слишком узко, слишком ограниченно; компенсация предполагает установление равновесия и сопоставление различных данных или точек зрения, что в конечном счете должно привести к их взаимному приспособлению или коррекции. Юнг считал, что эта врожденная компенсаторная функция психической субстанции, направленная на достижение индивидуации (целостности), дана только человеку как особая форма психической деятельности.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Сновидения

Важнейшая компенсаторная функция снов не только выражает тревоги и желания, но и воздействуют на все психическое поведение. Юнг отказывается от простых и однозначных объяснений сна в терминах «стандартных символов»: Содержание бессознательного всегда поливалентно; его смысл зависит от контекста, в котором оно проявляет себя, от текущих условий внешней и внутренней жизни того лица, которому снится сон. Некоторые сны выходят за рамки личного и выражают вещи, относящиеся к человеческому сообществу в целом. Такие сны часто содержат в себе нечто пророческое, и именно поэтому первобытные народы все еще считают их общим делом и превращают их толкование в особый ритуал, происходящий в присутствии всего племени.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Сновидения

В качестве проявлений бессознательного Юнг, помимо снов, выделяет фантазии, грезы наяву и экстатические видения. Подобно снам, они обнаруживаются при пониженной функции сознания. Они несут как латентный, так и явный смысл и могут иметь в качестве источника как личностное, так и коллективное бессознательное. Фантазии и видения пациента Юнг использовал так же, как и его сны.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Сновидения

Для Юнга сон — это главный инструмент терапевтического метода, относительно легко доступный путь к содержанию бессознательного; Благодаря своей компенсаторной функции сон становится самым надежным индикатором скрытых взаимосвязей. Но только сам пациент может решить, как будет истолкован его материал. Все зависит от его личностных качеств. Бессознательное - объективная психическая субстанция —в высшей степени автономна. Если бы это было не так, она не смогла бы выполнить столь характерную для нее функцию компенсации сознания. Сознание можно выдрессировать, как попугая; но бессознательное не поддается дрессировке.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Сновидения

Если аналитик хочет исключить осознанную подсказку в интерпретации, он должен рассматривать любые толкования снов как недействительные, пока ему не удастся найти формулу, обеспечивающую согласие пациента. Если терапевт и пациент допустили ошибку в интерпретации, бессознательное с течением времени поправит их со всей суровостью: ведь оно, благодаря своей автономной деятельности и постоянному воспроизводству элементов собственного содержания, беспрерывно катализирует диалектический процесс.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Сновидения

Источник сновидений: отчасти находятся в содержимом сознания — фрагментарных впечатлениях, оставшихся от событий прошедшего дня, отчасти в содержании бессознательного, которое может вести свое происхождение либо от содержания сознания, либо от спонтанных процессов, происходящих в бессознательном. Последние при этом не выказывают никаких связей с сознанием, могут проистекать из самых разнообразных источников: соматических или психических реакций на окружающее, событий прошлого или будущего. некоторые сны воспроизводят исторические события далекого прошлого или (как часто бывает в случаях явно архетипических сновидений) предвосхищают будущее. известны сновидения, ведущие свое происхождение от утраченного, словно никогда и не существовавшего сознательного контекста, от которого если что-то и осталось, то в лучшем случае разрозненные, недоступные пониманию фрагменты; известны сны, в которых выявляются все еще не осознанные личностью глубины ее собственной психической субстанции.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Сновидения

Сон — это «загадочное послание сознанию от ночной сферы души». Сон никогда не бывает простым повторением предшествующих событий или переживаний. Единственное исключение —сновидения, связанные с реакцией на психический шок или травму, вызванную некоторыми объективными событиями (например, войной). Такие сны не могут быть истолкованы как компенсаторные. Шок не удается рассеять путем выведения его в сферу сознания. Сон будет продолжать «воспроизводить» содержание травматического переживания до тех пор, пока травматический стимул не исчерпает себя сам. .

Изображение слайда
34

Слайд 34: Типы сновидений

сны бывают трех типов: 1. За осознанной ситуацией следует сон, представляющий собой реакцию сферы бессознательного. Восполняя или дополняя эту ситуацию, он явственно указывает на впечатления дня; ясно, что возникновение такого сна прямо обусловлено событиями недавнего прошлого. 2. Сон вызывается к жизни не осознанной ситуацией, а спонтанным действием бессознательного ; последнее создает ситуацию, настолько отличающуюся от сложившейся на данный момент в сфере сознания, что возникает конфликт между обеими сферами. Если в случае снов первого типа сознательный компонент выполняет функцию доминантного полюса, от которого происходит отток энергетического потенциала в направлении бессознательного, то в снах второго типа соблюдается равновесие обоих полюсов.

Изображение слайда
35

Слайд 35: Типы сновидений

3. Когда позиция бессознательного сильнее, градиент направлен от бессознательного к сознанию. Третий тип включает наиболее удивительные, труднее всего поддающиеся толкованию и при этом особенно содержательные сны; в таких снах отражаются бессознательные процессы, никак не связанные с сознанием. Именно в силу своей архетипичности такие сны способны оказывать потрясающее воздействие; иногда в них обнаруживается нечто пророческое. Нередко они предшествуют душевной болезни или тяжелому неврозу; внезапно вторгающееся содержание производит на человека глубокое впечатление даже тогда, когда он его не понимает. Тот, кому снятся сны этого типа, не понимает их и обычно всячески дивится тому, что ему вообще может привидеться нечто подобное: ведь он не способен обнаружить даже косвенную связь между снами и тем, что занимает его сознание.

Изображение слайда
36

Слайд 36: Типы сновидений

Частое возникновение архетипических сновидений указывает на излишнюю подвижность коллективных глубин бессознательного, чреватую внезапными взрывами и потрясениями. В таких случаях анализ должен осуществляться медленно и с величайшими предосторожностями. Каким бы благотворным архетипический сон ни был потенциально, если его содержание не может быть правильно понято и интегрировано в должный момент, он становится крайне опасным: он несет в себе опасность психического расстройства, если «Я» того лица, которому он приснился, все еще не обладает достаточной широтой и в силу этого не способно справиться с натиском архетипического содержимого.

Изображение слайда
37

Слайд 37: Сновидения

По Юнгу порядок образов в сновидениях является внепространственным, вневременным и внепричинным. Сон всегда связывается в единое целое или изменяется согласно собственным целям —не совсем так, как это соответствовало бы целям сознания или влиянию причинных факторов.

Изображение слайда
38

Слайд 38: Сновидения

Любая интерпретация снов есть лишь гипотеза, попытка расшифровать неизвестный текст. Лишь изредка при истолковании сна удается достичь более или менее надежного результата. Относительная уверенность в правильности интерпретации возможна только применительно к сериям сновидений : каждый последующий сон исправляет ошибки, допущенные при интерпретации предыдущих. Юнг был первым исследователем, анализировавшим целые серии снов. Он исходил из предположения, что «сны подобны монологам, происходящим под покровом сознания» — при том, что их хронологический порядок далеко не всегда совпадает с внутренним смысловым порядком, то есть сон Б вовсе не обязательно следует за сном А, а сон В — за сном Б. Порядок снов следовало бы назвать радиальным : сны скапливаются вокруг некоего «смыслового центра» от которого расходятся лучами.

Изображение слайда
39

Слайд 39: Сновидения

Выявление и осознание смыслового центра приводят к прекращению его действия; возникает новый центр, порождающий новые сны... Очень важно, чтобы пациент постоянно вел запись своих снов и их толкований; таким образом пациент учится справляться с собственным бессознательным без помощи врача. Психотерапевт должен активно руководить пациентом. Он участвует в процессе, указывая на возможный смысл сна и подсказывая направленность развития пациента. Только при этом условии последний может осознанно усваивать и ассимилировать интерпретацию собственных сновидений. Подлинное толкование снов предъявляет весьма высокие требования : высокоразвитую способность к психологической эмпатии (вчувствованию), способность к упорядочению материала, острую интуицию, знание жизни и людей и особого рода проницательность, которая определяется как широтой кругозора, так и тем, что называют «разумом сердца».

Изображение слайда
40

Слайд 40: Сновидения

Интерпретация на основании стандартных символов, абсолютно несовместима с юнговской точкой зрения на природу и структуру психической субстанции. Чтобы истолковать содержание сна правильно и действенно, следует хорошо знать обстоятельства жизни рассказчика и его сознательную психологию. Следует установить контекст сна через методы ассоциации и амплификации. Искомый контекст — это «сетка взаимосвязей, в которую естественным образом вплетено содержание сна». Лишь после того, как контекст тщательно выверен, можно приступать к интерпретации. О результате можно говорить после того, как смысл, извлеченный из контекста, сопоставляется с записью сна, а также после выявления реакции рассказчика на предлагаемое толкование смысла сна. Истинный смысл сна выказывает поразительные отличия от того, что мы способны предвидеть. Решение, внешне соответствующее ожидаемому, должно вызвать подозрение —бессознательное обычно бывает на удивление «иным». Сны, смысл которых совпадает с осознанной ориентацией рассказчика, встречаются крайне редко.

Изображение слайда
41

Слайд 41: Сновидения

Отдельно взятый сон очень редко может прояснить психическую ситуацию человека; в лучшем случае он позволяет высветить какую-либо частность. Полноценную картину причин и природы психического расстройства мы можем получить только на основании наблюдений и толкований, относящихся к сравнительно долгим сериям снов. В случае юнговского анализа «направленные ассоциации», катализируемые и управляемые аналитиком и проявляющиеся в сериях снов, способствуют прояснению и регуляции психического процесса.

Изображение слайда
42

Слайд 42: Компенсаторный аспект снов

Как правило, бессознательное дополняет или компенсирует сознательную установку. Чем более однобоко ориентирована сознательная установка, чем дальше отклоняется она от оптимума, тем вероятнее появление ярких сновидений с резко контрастирующим, но при этом в высшей степени целесообразным содержанием — сновидений, в которых выражает себя процесс саморегуляции психической субстанции. Характер компенсации находится в тесной связи с «Я» данного человека. Только зная о том, что происходит в сознании индивида, можно прийти к обоснованному толкованию значений, которые несет с собой его бессознательное. Между сознанием и сном существует взвешенное, полное тончайших нюансов взаимодействие. Бессознательное, вступая в связь с сознанием, «снабжает» его вытесненными элементами, без которых сознание неполно. Теорию компенсации можно считать фундаментальным законом функционирования психического.

Изображение слайда
43

Слайд 43: Сновидения

Помимо обычной компенсаторной функции, сны способны выполнять также функцию редукции и функцию предвосхищения. Содержание снов может осуществлять негативную компенсацию, редуцируя индивида до его зависимости от физиологических, исторических и филогенетических условий; но оно же может осуществлять и позитивную компенсацию, предлагая индивиду своего рода «руководящий образ», который корректирует самоуничижительную установку и оптимизирует ориентацию сознания. Обе формы компенсации могут принести пользу. Предвосхищающая функция — это заключенное в пределах бессознательного предвидение будущих достижений сознания, подобие предварительного упражнения или наброска. «любой сон — это орган информации и контроля».

Изображение слайда
44

Слайд 44

В психике современного человека сознательная сфера гипертрофирована; соответственно, подавленная, словно перекрытая со всех сторон плотинами область бессознательного грозит в любой момент прорвать препятствия и затопить сознательный разум. Вот почему потребность в том, чтобы интегрировать бессознательное в целостную психическую субстанцию, сделалась специфически западной и современной проблемой, имеющей ключевое значение не только для отдельных индивидов, но и для целых народов.

Изображение слайда
45

Слайд 45

Процесс анализа направлен к « стране детства » — ко времени, когда рациональное сознание еще не отделилось от исторической психической субстанции, то есть от коллективного бессознательного. Иначе говоря, цель анализа — возвращение в доисторическую «страну-колыбель» всех наших индивидуальных душ. часто люди удаляются от исконной сумеречной психической субстанции настолько далеко, что это приводит к утрате естественных инстинктов и неспособности ориентироваться в повседневной жизни. другое последствие: «страна» эта становится постоянным источником инфантильных наклонностей и импульсов. В итоге сознательный разум либо оказывается полностью затоплен инфантилизмом, либо вынужден постоянно и безуспешно защищать себя от такого затопления. Утратив гибкость и многогранность, психика взывает к повторному обретению своих первоистоков. Но о возвращении к последним можно говорить только при условии, что сознательный разум позволит увести себя обратно в «страну детства» и там, как и в прежние времена, получит направляющие импульсы со стороны бессознательного.

Изображение слайда
46

Слайд 46

Юнг придерживается мнения, что прежде чем иметь дело с материалом коллективного бессознательного, необходимо вывести инфантильное содержимое в область сознания и интегрировать его. Исследование нужно начинать с личностного бессознательного ; прежде всего следует сделать его достоянием сознания, в противном случае путь к коллективному бессознательному останется закрытым. Любой конфликт вначале должен быть проанализирован в свете опыта данной личности. лишь после этого человека можно развернуть лицом к универсальным проблемам бытия. Данный путь, ведущий к активации архетипов и объединению сознания и бессознательного или установлению должного равновесия между ними, и есть путь «исцеления»; технически же это путь, по которому движется интерпретация снов.

Изображение слайда
47

Слайд 47: Этапы интеграции содержания бессознательного:

1) понижение порога сознания, что позволяет содержанию бессознательного всплыть на поверхность 2) выявление содержания сферы бессознательного в снах, видениях, фантазиях; 3) восприятие и фиксация этого содержания сознанием; 4) анализ, прояснение, истолкование и понимание смысла этого содержания; 5) интеграция этого смысла в контекст общей психической ситуации личности; 6) обретение, инкорпорация и разработка обнаруженного таким образом смысла; 7) достижение такой степени полноты и органичности инкорпорации «смысла» в психическую субстанцию, при которой он входит, так сказать, в плоть и кровь, то есть становится инстинктивно защищаемым знанием.

Изображение слайда
48

Слайд 48

В истолковании снов Юнг использовал принцип обусловленности. Это расширенная форма принципа причинности, то есть поливалентная интерпретация причинных отношений. Это попытка «постижения строгой причинности через разнообразно взаимодействующие условия, попытка расширенного понимания простого смысла причинно-следственных отношений через многослойный смысл отношений между следствиями. С точки зрения принципа обусловленности одни и те же проблемы и причины в зависимости от контекста могут быть наделены совершенно различным смыслом; не следует, отвлекаясь от реальной ситуации и реальных обстоятельств, закреплять за одним и тем же явлением один и тот же смысл.

Изображение слайда
49

Слайд 49: Метод амплификации

Вместо «свободных ассоциаций», Юнг использовал метод, названный им методом амплификации (усиления, расширения). В противоположность фрейдовскому методу «редукции к исходному», амплификация является не просто непрерывной, ведущей в прошлое цепочкой ассоциаций, а процессом, благодаря которому содержание сна расширяется и обогащается через привлечение аналогий. Метод амплификации отличается от метода свободных ассоциаций и в том, что источником ассоциаций, наряду с пациентом, является сам аналитик. Аналогии, предлагаемые аналитиком, часто определяют направленность ассоциаций, возникающих у пациента. При всем своем богатстве и разнообразии такие аналогии и образы всегда родственны содержанию сна.

Изображение слайда
50

Слайд 50: Метод амплификации

амплификация — это ограниченный, контролируемый и направляемый ассоциативный процесс, который так или иначе вращается вокруг смыслового ядра сновидения и тем самым помогает аналитику нащупать это ядро. «Амплификация приносит пользу в тех случаях, когда приходится иметь дело со смутными, неясными переживаниями, которые можно понять только поместив их в определенный психологический контекст (что, в свою очередь, требует их расширения, увеличения их объема). Сон — это очень тонкий намек, который чрезвычайно сложно понять, не обогатив его определенным набором ассоциаций и аналогий. Любая аналогия помогает уточнить, объяснить и подтвердить наше толкование мотивов сновидения постольку, поскольку она указывает на те же архетипические представления. Такая амплификация представляет собой новый и плодотворный научный метод исследования психологем, мифологем и самых разнообразных психических структур.

Изображение слайда
51

Слайд 51: Метод амплификации

Амплификацию следует применять к любым элементам сновидения — если только мы хотим сформировать для себя некую общую картину, на основании которой можно было бы расшифровать скрытый «смысл». В рамках метода амплификации различные мотивы сна «обрастают» родственными образами, символами, легендами, мифами и т. п., в результате чего постепенно выявляются их самые различные аспекты и возможные смыслы; в конечном счете это приводит к полному прояснению их значения. Полученные смысловые элементы связываются друг с другом, и в итоге формируется непрерывная цепь мотивов сна, а сам сон, как некое единство, становится доступен окончательной верификации.

Изображение слайда
52

Слайд 52

Фрейд со своей редукцией задается вопросами «почему?» и «откуда?», а Юнг, со своим методом толкования снов, в первую очередь интересуется вопросом « зачем? », « с какой целью ?»: каковы были намерения бессознательного, что оно хотело сообщить индивиду, посылая ему этот сон?

Изображение слайда
53

Слайд 53

Сон имеет определенную « цель », которую сновидец либо не сознает, либо не хочет сознавать. Субъективный, индивидуальный смысл сна восполняется субъективными амплификациями: аналитик спрашивает рассказчика, что значат для него лично отдельные элементы сна. Затем, с помощью объективной амплификации, выявляется коллективный смысл сна: элементы сна обогащаются универсальным, символическим материалом сказок, мифов и т. п., тем самым проясняя универсальный аспект проблематики касающийся любого человеческого существа.

Изображение слайда
54

Слайд 54

Сны, богатые живописными подробностями, отражают прежде всего проблемы самой личности; они принадлежат сфере личностного бессознательного, и их резко очерченные образы, будучи воплощением вытесненной или подавленной «инакости», дополняют бодрствующее сознание. Сны, характеризующиеся скупыми деталями и простыми образами, несут в себе сообщения о неких весьма значительных, универсальных контекстах; они представляют космос, вечные законы природы, истину. Как правило, они позволяют заключить, что сознание вышло на уровень сверхдифференциации или даже автономности, что оно далеко ушло от бессознательного; выражая стремление к компенсации, они обычно пользуются образами коллективного бессознательного.

Изображение слайда
55

Слайд 55

Сны это своего рода притчи, в которых сразу же обнаруживаются предостерегающие знаки. Они выражают динамические тенденции бессознательного, то есть силы, стоящие за сновидением и его элементами. Благодаря этим силам в сознание вливаются новые содержательные элементы; сознание определенным образом реагирует на них и, соответственно, модифицирует силовое поле бессознательного. Динамический процесс, не выявляемый в рамках одного сна, но легко прослеживаемый в серии снов, нейтрализует прерывность аналитических сеансов и обеспечивает возможность осуществлять анализ с большими перерывами между сеансами. динамика процесса имеет цель и смысл; если какой-то отдельный сон был истолкован ложно, за ним непременно последуют другие сны, которые исправят ошибку и вновь выведут аналитика на верный путь.

Изображение слайда
56

Слайд 56

Согласно принципу сохранения энергии, в психической субстанции ничто не теряется бесследно. Между всеми ее элементами происходит энергетический взаимообмен ; все они интегрированы в постоянно развивающееся целое. Деятельность бессознательного никогда не прерывается; бессознательное действует в интересах будущего. Именно поэтому бессознательное может служить человеку единственным в своем роде проводником — при условии, что он сумеет удержаться от соблазнов и не позволит завести себя на ложный путь. Будучи поняты и должным образом разработаны, сны могут оказать исключительно сильное, даже освобождающее воздействие на индивида, чьи проблемы они выражают и разъясняют.

Изображение слайда
57

Слайд 57

Сон — это утверждение, свободное от влияний со стороны сознания, отражающее внутреннюю правду индивида, его внутреннюю действительность — такую, «какова она на самом деле: не гипотетические предположения относительно этой действительности, не то, какой сам индивид хотел бы ее видеть, а именно ее самое».

Изображение слайда
58

Слайд 58: Юнг различал две формы или плоскости интерпретации : субъектный уровень и объектный уровень

На субъектном уровне фигуры и события сна толкуются символически, как отражения душевных факторов и обстоятельств жизни рассказчика. На этом уровне фигуры сна представляют тенденции или функции психики рассказчика, а события сна отражают его установку по отношению к самому себе и к собственной психической реальности. Понимаемый таким образом сон указывает на данные внутреннего (интрапсихического) порядка. На объектном уровне фигуры сна трактуются не символически, а конкретно. Они представляют установку индивида по отношению к внешним фактам и окружающим людям. Их цель состоит в том, чтобы с полной объективностью показать оборотную сторону вещей, которые разумное око индивида наяву видит только с одной стороны, либо в том, чтобы раскрыть индивиду глаза на то, чего он прежде не замечал.

Изображение слайда
59

Слайд 59

Проекция. Все бессознательное проецируется, то есть проявляется как свойство или действие, приписываемое внешнему объекту. Только в акте самопознания проецируемые элементы интегрируются субъектом, отъединяются от объекта и распознаются как явления психического ряда. Юнг определяет ее как «выброс субъективного содержания на объект» — в противоположность интроекции, состоящей в «приятии объекта субъектом».

Изображение слайда
60

Слайд 60

В интерпретации снов центральную роль играет психический феномен, который принято обозначать термином символ. Поскольку символ выполняет функцию превращения энергии, Юнг считал его аналогом либидо. Под символом он подразумевал такое образное представление, которое может сообщить либидо эквивалентную форму выражения и, следовательно, направить его по новому пути. Символы экспрессивны (то есть обладают свойством выразительности) и одновременно импрессивны (то есть способны «впечатлять»). С одной стороны, они выражают интрапсихические процессы в образах; с другой стороны, «воплотившись» в изобразительной форме, они «впечатляют»: их осмысленное содержание воздействует на ход интрапсихического процесса и активизирует поток психической энергии. Таким образом, символы служат настоящими преобразователями энергии в психическом процессе.

Изображение слайда
61

Слайд 61: Важнейшие моменты анализа

1. Анализируемое лицо описывает свои обстоятельства в меру своего осознания. 2. Складывающаяся у психотерапевта картина дополняется снами и фантазиями анализируемого лица, то есть материалом бессознательного происхождения. 3. Эти два субъективных момента дополняются объективным — отношениями между анализируемым лицом и психотерапевтом. 4. Разработка материала, почерпнутого на уровнях 1, 2 и 3, а также материала, который удалось получить в результате амплификации и разъяснений психотерапевта, довершает картину психической ситуации; последняя обычно оказывается в остром противоречии с совокупностью осознанных установок анализируемого лица, что приводит к различным интеллектуальным и эмоциональным реакциям и осложнениям, настойчиво требующим ответа и разрешения.

Изображение слайда
62

Слайд 62

Юнг полагал, что выведение конфликта на уровень сознания и удержание его там есть непременное условие успеха. Он склонен считать конфликт нарушением гармонии в психической субстанции в целом — т. е. нарушение равновесия между сознанием и бессознательным, между личностными и коллективными факторами, которые в совокупности составляют нашу психическую целостность. Юнг обычно стремится разрешать конфликты исходя из их значения в настоящий момент, а не в период их возникновения — независимо от того, относится ли возникновение конфликта к давнему или к относительно позднему времени. Любая жизненная ситуация и любой возраст требуют своих, неповторимых решений; значение одного и того же конфликта зависит от жизненных обстоятельств — при том, что его происхождение, конечно же, остается одним и тем же.

Изображение слайда
63

Слайд 63: Финалистичность» — это имманентное психологическое стремление к цели

Метод Юнга финалистичен : его взгляд неизменно устремлен в сторону целостности психической субстанции, и даже самый ограниченный конфликт рассматривается им в терминах этой целостности. В пределах психической целостности бессознательное — это не «сточная яма» для вытесненных элементов сознания; оно является также «вечно творящей матерью сознания». Бессознательное — это первичный и творческий фактор психики, неисчерпаемый источник искусства и человеческих свершений. Аналитическая психология,рассматривает исходящие из бессознательного мысли и импульсы как символы, указывающие на определенную направленность будущего развития.

Изображение слайда
64

Слайд 64

Продукты свободных ассоциаций оцениваются с точки зрения не столько происхождения, сколько цели. Символы — это формы выражения парадоксальной «двуликости», смотрящие одновременно вперед и назад. Юнг первым увидел в анализе психической субстанции не только способ нормализации психического процесса путем удаления помех на его пути (именно такова цель анализа по Фрейду), но и путь к осознанному формированию символов и углубленному изучению их смысла для обогащения психической субстанции семенами роста и для обнаружения нового источника животворящей энергии в душе пациента.. если в основе фрейдовского метода лежит редукция, то в основе юнговского — устремленность в будущее

Изображение слайда
65

Слайд 65

Интерпретация сновидений работает, если можно утвердительно ответить на один из следующих вопросов ( Mattoon, 1978): 1. Находит ли интерпретация отклик у пациента? 2. Представляется ли интерпретация сновидения самому пациенту осмысленной ? 3. Подтверждается (или опровергается) ли интерпретация последующими сновидениями ? 4. Происходят ли в реальной жизни индивида события, предвосхищенные интерпретацией?

Изображение слайда
66

Слайд 66: Техника активного воображения

Техника активного воображения может применяться к сновидениям и к фантастическим переживаниям в целом. Этот процесс может происходить спонтанно или вызываться искусственно. Выбирается сновидение или какой-либо фантастический образ, концентрируетесь на нем, удерживая его перед мысленным взором. Можно в качестве отправной точки избрать дурное настроение и попытаться выяснить, с каким фантастическим образом оно связано, какой образ его выражает. Затем фиксируете этот образ в уме, концентрируя на нем свое внимание. После сосредоточения внимания на образе он часто претерпевает те или иные изменения. Прослеживая и отражая эти изменения, можно индуцировать диалог между бессознательным и Эго.

Изображение слайда
67

Слайд 67: Что такое невроз?

«Невроз устремлен к определенной позитивной цели» — таков краеугольный камень юнговской концепции. Невроз — это не просто «бесцельная» болезнь: «именно благодаря „затеянному" сферой бессознательного неврозу люди — вопреки собственной лени, а иногда и отчаянному сопротивлению — встряхиваются от апатии». Невроз может развиваться под воздействием энергии, которой мешает одностороннее сознание, а также под воздействием недостаточной адаптации бессознательного к среде. Все объясняется стремлением человека к самореализации. При некоторых обстоятельствах невроз становится способом борьбы личности за собственную целостность — что с точки зрения Юнга есть задача, цель и высшее из благ, достижимых для человека.

Изображение слайда
68

Слайд 68

Чтобы излечить невроз, надо активировать некоторые содержательные элементы бессознательного и добиться того, чтобы они были ассимилированы сознанием : ведь чем больших масштабов достигло подавление бессознательного, тем в большей степени, по мере старения человека, оно угрожает психическому равновесию. Под «ассимиляцией» или «интеграцией» понимается не просто оценка сознательного или бессознательного содержания, а взаимообмен, в процессе которого обе стороны образуют связную психическую целостность. Не следует допускать недоразвития тех или иных существенных ценностей сознательной личности, поскольку бессознательная компенсация эффективна только при условии сотрудничества с целостным сознанием. В этом процессе от пациента требуется повернуться лицом к собственным трудностям и до предела напрячь свою способность к осознанному суждению и принятию решений.

Изображение слайда
69

Слайд 69: Что такое невроз?

Надо рассматривать невроз не просто как мучительное расстройство, то есть негативный фактор, но и как позитивную, благотворную силу, способствующую формированию личности: ведь если мы оказываемся вынуждены, через осознание собственной установки или функционального типа, признать в себе недостаток глубины, или если нам приходится компенсировать свое сверхразвитое сознание черпая из бессознательного, это непременно приводит к расширению и углублению нашего сознания, расширению границ нашего «Я». Невроз служит предостережением от имени некоей высшей власти, напоминанием о том, что наше «Я» остро нуждается в расширении, и что это достижимо только при условии правильного отношения к собственному состоянию. В аналитической терапии невротик выходит из состояния изоляции, поскольку сталкивается с собственным бессознательным; в нем активируются архетипы и тем самым приводится в движение тот «отдаленный фон... человеческого духа... который унаследован от самого темного прошлого».

Изображение слайда
70

Слайд 70: Что такое невроз?

Юному возрасту обычно соответствует неокрепшее, недоразвитое «Я-сознание»; период полового созревания бывает отмечен односторонним развитием сферы сознания. Если эти особенности юности сохраняются до пожилого возраста, они могут вызвать невроз. Индивид может испытывать трудности с адаптацией из-за того, что ему так и не удалось установить «естественную» связь с собственными инстинктами или бессознательным, или же из-за того, что он ее почему-либо утратил. Иногда истоки подобного состояния приходится искать в детстве, иногда же они всецело сосредоточены в обстоятельствах данного момента жизни.

Изображение слайда
71

Слайд 71

Целостность личности достигается по мере дифференциации основных пар противоположностей ; для этого необходимо, чтобы обе части психической субстанции — сознание и бессознательное — находились в живой, подвижной взаимосвязи. Спонтанный поток психической жизни при этом не подвергается никакой опасности: ведь бессознательное никогда не может быть в полной мере осознано и к тому же обладает значительно большим запасом энергии. Целостность всегда относительна и, как бы далеко ни продвинулся человек в процессе ее достижения, ему всегда остается идти еще и еще. Личность, как полное осуществление всего нашего бытия, есть недостижимый идеал.

Изображение слайда
72

Слайд 72: Индивидуация

«Только человек, способный осознанно подчиниться власти своего внутреннего голоса, становится личностью». И только личность может найти свое настоящее место в человеческом коллективе; только личности наделены способностью создавать сообщества, то есть по-настоящему интегрироваться в группы людей, а не просто быть отдельными «номерами» в безликой массе. Самореализация — как в индивидуальном, так и во внеличностном, коллективном смысле сообщает импульс процессу становления личности. Способность человека к самопознанию и саморазвитию, слияние его сознательного и бессознательного Юнг называет индивидуацией.

Изображение слайда
73

Слайд 73

Цель психотерапии, согласно Юнгу, заключается в индивидуации, представляющей собой непрерывный процесс осознания индивидом своей уникальности, его борьбы с комплексами и принятия того, что ранее было неприемлемым для него. В ходе этого процесса сознание расширяется и вступает в более здоровое взаимодействие с многочисленными элементами бессознательного, мешающими человеку в его повседневной жизни. В результате индивид получает возможность сделать свою жизнь более творческой как во внутреннем, так и во внешнем мире.

Изображение слайда
74

Слайд 74

«в той степени, в какой человек индивидуален, он может стать только тем, кем он есть и всегда был» «…врач должен оставить открытым индивидуальный путь исцеления, и тогда исцеление приведет не к изменению личности, а совпадет с процессом индивидуации, т.е. пациент станет тем, кем он в сущности является». Индивидуальный путь вынуждает к познанию свойственных индивиду законов, иначе он запутывается в произвольных мнениях сознания и отрывается от материнской почвы индивидуального инстинкта. бессознательное в этом случае имеет особое значение как способ корректировки односторонности сознания

Изображение слайда
75

Слайд 75: Индивидуация

процесс, который производит психологическую индивидуальность, то есть обособленную неделимую единицу, целостность. Индивидуация - стать единичной сущностью и т.к. под индивидуальностью  понимается глубинная внутренняя, предельная и ни с чем не сравнимая уникальность, стать собственной Самостью. индивидуацию можно было бы переводить и как самосозидание или  самовоплощение. Процесс становления индивида или осознания себя как самости. это психический эквивалент физического процесса роста и взросления.

Изображение слайда
76

Слайд 76: Индивидуация

у каждого человека есть тенденция к индивидуации или саморазвитию. психика имеет врожденное стремление к целостности. «Индивидуация означает становление единого, цельного существа, и так как «индивидуальность» содержит в себе нашу сокровенную, совершенную и несравненную уникальность, индивидуация означает еще и ожидание нашей собственной самости. Мы, следовательно, могли бы интерпретировать индивидуацию как «путь к личности» или «самореализацию».

Изображение слайда
77

Слайд 77: Индивидуация

Индивидуация - инстинктивное стремление к большей осознанности, то есть к более дифференцированному сознанию. Дифференциация есть отделение: насколько более развитым является сознание, настолько больше явлений и феноменов сознание способно осознать, как отдельные феномены. Первое проявление индивидуации есть появление первой сознательной дуали «Я» – «Не-я». При этом «Не Я» выступает единым, непознанным слитым бессознательным, и затем появившееся сознание дифференцирует явления одно от другого, что и является процессом познания. Именно стремление к большей осознанности и дифференцированности и является индивидуацией. особое психическое состояние приближения к центру своей индивидуальности

Изображение слайда
78

Слайд 78

Процесс индивидуации есть выделение личности из коллективных основ собственной психики, духовное рождение человека, возникновение психически самостоятельного, саморазвивающегося существа. Индивидуация - это ассимиляция бессознательного через осознание тех образов, которые оно поставляет, то есть, проявление и осознание архетипов. Обретение самости происходит через циклы частичных слияний конкретных психических содержаний.

Изображение слайда
79

Слайд 79

«Индивидуация означает превращение человека в неповторимое существо. Поскольку категория „индивидуального" охватывает все то, что в человеке есть глубинного, нередуцируемого, ни с чем не сравнимого, она подразумевает превращение человека в собственную „Самость", то есть в себя самого. Индивидуация побуждает следовать своей неповторимой природе; Человек становится не просто индивидом, но и членом сообщества, обретая целостность через осознанный и бессознательный контакт со всем миром. Ясно, что при этом акцентируется не его мнимая «индивидуальность» (как нечто, противопоставленное его обязательствам перед сообществом людей), а полноценная реализация истинной природы человека в ее связи с тем целым, частью которого он является.

Изображение слайда
80

Слайд 80

Процесс индивидуации можно разделить на две части. Первая часть, которую можно назвать предварительной индивидуацией, направлена на познание внешних объектов и формирование устойчивого эго, которое эффективно действует во внешнем мире. Вторая часть индивидуационного процесса, собственно, и является индивидуацией в юнговском смысле – это познание бездонных глубин психики, прыжок в неизвестность и достижение трансформации своего Я.

Изображение слайда
81

Слайд 81: Проблема современного человека

что представляет собой среднее сознание обычного человека? Современный человек имеет преимущество перед примитивным  в том, что способен дифференцировать свое эго от внешних объектов. Однако эта дифференциация является далеко не полной и касается только физических объектов, в то время как  способность дифференцировать себя от внешних (привнесенных) психических воздействий бывает очень маленькой. Средний человек не способен критично смотреть на доминирующие коллективные представление и автоматически принимает их в себя, считая своими собственными. С одной стороны, его сознание оказывается подчинено инстинктам, с другой – ограничивающим догмам, навязанным системой воспитания. ( парадигма Фрейда )

Изображение слайда
82

Слайд 82: Проблема современного человека

Вся психическая жизнь (будь то религия, искусство, политика или любая другая сфера приложения человеческого духа) движима инстинктом индивидуации, но поскольку в абсолютном большинстве случаев этот инстинкт бессознателен и спроецирован вовне, то вместо индивидуации идёт бессмысленный расход сил ни на что и в результате – ещё большая бессознательность. Система государства подобна пожирающей матери, дающей своему ребёнку тысячи всевозможных игр и игрушек, только бы защитить от взросления. Средний человек, переживая в своей душе инстинкт индивидуации, проецирует его на внешний объект, не проходя настоящей индивидуации – как ребёнок играет во взрослого, не являясь им. Потому первой стадией индивидуации является некое символическое отключение от ложных идентификаций и самая серьёзная интроспекция, то есть самопознание.

Изображение слайда
83

Слайд 83: Первый этап индивидуации

Освобождение от власти навязанных извне стереотипов, их критическое переосмысление – первый этап индивидуации. Но!!! Окружающий мир готовит тысячи искушений и подмен, чтобы только оставить нас в бессознательном, некритичном состоянии. первой ступенью является символический уход из дома. Это означает разрыв с семейным бессознательным и начало собственного самоопределения. Проявлением этой ступени часто является подростковый бунт, который, к сожалению, в силу своей бессознательности, в 95 % из ста заканчивается полным поражением и возвращением к состоянию “дитя своей матери”, хотя в роли матери может выступать что угодно – работа, семья, президент. Индивидуация  всегда более или менее противостоит коллективным нормам: « Чем сильнее человек ориентируется на коллективные нормы, тем больше его индивидуальная аморальность » (Юнг, 1921)

Изображение слайда
84

Слайд 84: Первый этап индивидуации

Первый этап индивидуации - это анализ персоны. Хотя персона выполняет важные защитные функции, она также является маской, скрывающей самость. Мы должны рассматривать ее скорее как полезный инструмент, чем как постоянную часть самих себя. Анализируя персону, мы срываем маску и обнаруживаем, что казавшееся нам индивидуальным, на самом деле является коллективным. Персона не является реальностью - это компромисс между человеком и обществом, то, как человек хотел бы себя проявлять. Внешнее проявление личности (имя, титул, должность, персональная машина и т. п.) еще не является ее сущностью. По отношению к конкретному индивиду это лишь вторичная реальность, результат компромисса с окружающими (переживается как социальная идентичность ). В результате становления знаний об ограничениях и деформациях персоны мы стали более независимы от нашей культуры и нашего общества.

Изображение слайда
85

Слайд 85: Встреча с тенью

Второй этап - осознание и переживание тени, символизирующей «другую сторону» или невидимую, но неотъемлемую часть нашей психической целостности. Тень – персонификация всего не принимаемого в нашей психике. Это наша «темная сторона», которую мы отвергаем по этическим, эстетическим или иным соображениям и подавляем ввиду ее несоответствия нашим осознанным принципам. Она представляет собой часть индивида, отколовшийся фрагмент его существа, который, как и настоящая тень, остается в неразрывной связи с ним. Поскольку в течение жизни нам то и дело приходится подавлять в себе те или иные качества, тень никогда не осознается в полной мере. Личностная тень, будучи персонификацией того (иногда позитивного) содержимого психической субстанции, которое в течение сознательной жизни отвергалось, подавлялось или, во всяком случае, отодвигалось на вторые роли, символизирует «темные глубины личности». Коллективная тень символизирует «темные глубины общечеловеческого»: врожденное стремление к темному и низшему. В ходе анализа следует всегда начинать интерпретацию с личностных свойств и лишь затем обращаться к коллективному аспекту.

Изображение слайда
86

Слайд 86: Встреча с тенью

Встретиться с собственной тенью — значит принять беспощадно критическую установку относительно своей природы. Некоторым людям очень трудно встретиться лицом к лицу с собственной внутренней правдой. «Виноват всегда другой» — пока наконец не осознаем, что тьма скрывается внутри нас. Тень, с которой не работали, которую не приручали, выходит на свет - грубо и цинично. Мы можем освободиться от влияния тени в той мере, в какой приняли реальность темной стороны каждого из нас и одновременно поняли, что представляем собой больше, чем тень. Если найти тени подходящее занятие, она может стать помощником сознательной личности (у нее должна быть своя сфера свободы в виде компенсаторной активности). После этого начинается объективное отношение к собственной личности, без которого не может быть продвижения вперед, по пути обретения психической целостности. Кроме того, осознание личного бессознательного - путь к ликвидации неврозов.

Изображение слайда
87

Слайд 87: Встреча с Анимой /Анимусом

Третий этап индивидуации характеризуется встречей с фигурой «образа души». Архетипическая фигура «образа души» всегда символизирует комплементарную, относящуюся к противоположному полу часть психической субстанции и отражает переживание человеком всего того, что связано с противоположным полом. Анима находится в тени у мужчины, анимус - в тени у женщины.«Образ души» — это образ другого пола. Мы выбираем и привязываемся к тем, в ком представлены качества нашей собственной психической субстанции. Первый носитель «образа души» — это мать; в дальнейшем этот образ переносится на других женщин, вызывающих в мужчине положительные или отрицательные чувства. Мужчина, выбирая для себя объект любви, активно стремится завоевать женщину, наилучшим образом соответствующую его собственной неосознанной женственности. Как анимус, так и анима имеют две основные формы: светлую и темную, «высшую» и «низшую», позитивную и негативную. «образ души» —посредник между «Я» и внутренним миром.

Изображение слайда
88

Слайд 88: Встреча с Анимой /Анимусом

Содержание анимы или анимуса — дополнение нашего осознанного понимания самих себя как мужчины или женщины, которое у большинства людей детерминировано культурными ценностями и социально обусловленными гендерными ролями. В первую половину жизни контакт с противоположным полом бывает нацелен прежде всего на достижение физического единения, во вторую половину жизни главная роль переходит к психическому единению с противоположным полом как в пределах собственного внутреннего мира, так и в аспекте отношений с носителем «образа души» во внешнем мире. Осознавая «образ души», мы познаем контрсексуальный аспект нашей психической субстанции. После того, как этот образ распознан и выявлен, он перестает воздействовать на нас извне, то есть из бессознательного. Пережив встречу с «образом души», мы обретаем выход к новым духовным горизонтам.

Изображение слайда
89

Слайд 89: Встреча с Анимой /Анимусом

Следующий после встречи с «образом души» шаг должен характеризоваться появлением архетипа мудрого старца — персонификации духовного начала. У женщин аналогией этому архетипу служит великая мать — мать-Земля, представляющая холодную, внеличностную правду природы. Надо осветить «духовное» в мужчине и «материальное» в женщине. Сущность мужчины определяется духовным, тогда как сущность женщины — материальным началом. Юнг именует эти архетипические фигуры бессознательного « мана-личностями ». Мана означает надприродную силу. Полноценное осознание того содержания, которое составляет архетип «мана-личности», означает для мужчины второе и реальное освобождение от отца, тогда как для женщины — освобождение от матери. После того, как это произошло, к индивиду впервые приходит настоящее, полное ощущение собственной истинной личности.

Изображение слайда
90

Слайд 90: Развитие самости

Целью и кульминацией процесса индивидуации является развитие самости. «каждый должен быть тем, кто он есть; каждый должен раскрывать свою собственную уникальность, центр личности находится на одинаковом расстоянии от сознания и бессознательного» Проникновение бессознательного содержания в сознание, распад маски, ослабление способности сознания управлять нами — все это приводит к психической неуравновешенности, которая вызывается искусственно ради того, чтобы удалить препятствие, мешающее дальнейшему развитию личности. Наше сознание, как носитель нашей личностной неповторимости, встретилось с бессознательным как носителем всего того, что в нас есть коллективного и общечеловеческого.

Изображение слайда
91

Слайд 91

Индивидуация означает лучшую и более полную реализацию коллективного предназначения человека Цель индивидуации - освобождение Самости 1) от ложных покровов персоны (социальной роли-маски) и 2) от суггестивной власти бессознательных образов Невозможно индуцировать индивидуацию пациента со стороны аналитика, а тем более требовать. Анализ лишь создаёт условия, способствующие процессу индивидуации: индивидуация не является продуктом техники. Аналитик вряд ли что может сделать большее, чем оказывать помощь своим терпением и симпатией, на которые он способен.

Изображение слайда
92

Слайд 92

Путь индивидуации – это путь героя, проходящего определённые испытания, чтобы  в конце пути достичь слияния со своей женской ипостасью (символизируемой в мифах принцессой) или, что является ещё более высоким уровнем, установить контакт с некой высшей божественной силой. Путь, который проходит герой, встречаясь с помощниками и врагами, колдунами и драконами, ведьмами и феями – символ пути индивидуации, в ходе которого Эго встречается в глубинах психического с инстинктивными и архетипическими фигурами. Именно потому мифология крайне полезна с точки зрения психологии.

Изображение слайда
93

Слайд 93

Можно говорить о полноценной, всесторонне развитой человеческой личности только когда человек приходит к гармонизации своих отношений с двумя сферами, составляющими всю его жизнь - с внешней и внутренней реальностями. Бессознательное и сознание не обязательно противопоставляются друг другу. Они дополняют друг друга и в итоге образуют Самость. Самость — это также и цель нашей жизни, ибо она представляет собой самое полное выражение того неповторимого сочетания, которое мы называем личностью.

Изображение слайда
94

Слайд 94

Путь индивидуации — это путь активизации творческих сил бессознательного и их осознанной интеграции в целостную психическую субстанцию — может рассматриваться как серьезная попытка разработать противовес силам, которые оказывают столь сильное дезориентирующее воздействие на современного человека. Это освобождение от пут инстинктивной природы. Углубление и расширение сознания через обогащение его содержанием сферы бессознательного есть «просветление», то есть духовный акт. Юнговский метод — это путь к самопознанию и саморегуляции, средство активизации этической функции; он ни в коей мере не ограничен задачей лечения душевной болезни или невроза.

Изображение слайда
95

Слайд 95

Индивидуацию можно представить как спираль, в которой перед нами встают все те же основные вопросы, каждый раз в более ясной форме. Самоосуществление — это и прежде всего путь, ведущий к обретению смысла жизни, к формированию характера и мировоззрения. Формируя свой образ мира, мыслящий человек меняется сам.

Изображение слайда
96

Слайд 96: Смысловое содержание индивидуации

Человек, страдающий душевной болезнью, подавлен проблемами, с которыми он безуспешно борется: самые главные жизненные проблемы кажутся для него неразрешимыми. Решить их невозможно — но их можно перерасти. Это реализуется в виде повышения уровня сознания. Интересы человека становятся обширнее и возвышеннее, и благодаря этому расширению его духовного горизонта неразрешимая проблема утрачивает свою жгучесть. Она не решается в терминах своей собственной логики, а просто угасает перед лицом более могущественных тенденций жизни. Она не вытесняется, не изгоняется в бессознательное; она просто предстает в ином свете и поэтому меняет свой смысл. То, что на низшем уровне приводило к жесточайшим конфликтам и паническим эмоциям, в условиях более высокого развития личности выглядит примерно так же, как буря в долине, когда на нее глядят с вершины горы. Это не значит, что гроза утратила свою реальность; просто человек находится уже не „внутри" нее, а над ней.

Изображение слайда
97

Слайд 97

Юнг обнаружил, что пациенты, которые приходят к нему в первой половине своей жизни, не слишком включены во внутренний процесс индивидуации; они нацелены в первую очередь на результат, на успех в достижении целей эго. Пациенты старшего возраста, уже достигшие этих целей, добиваются других: стремятся к интеграции больше, чем к достижениям, и ищут гармонии с общностью психики «у человека есть две задачи : Первая — это природная задача воспроизводства самого себя в детях и добывания хлеба насущного; сюда же относится зарабатывание денег и завоевание положения в обществе. После того, как данная задача выполнена, начинается фаза выполнения духовной задачи ». «Наличие духовной цели, ведущей за пределы естественного человека и его мирского существования, абсолютно необходимо для душевного здоровья». Юнг решил, что индивидуация задача второй половины жизни человека, но постъюнгианцы расширяют понятие индивидуации и считают что этот процесс может начаться в молодом возрасте.

Изображение слайда
98

Последний слайд презентации: Аналитическая психотерапия Юнга

Человек — это животное, которое сошло с ума. Из этого безумия есть два выхода: ему необходимо снова стать животным; или же стать большим, чем человек… Встреча с самим собой принадлежит к самым неприятным. Все, что раздражает в других, может вести к пониманию себя. Встреча двух личностей подобна контакту двух химических веществ: если есть хоть малейшая реакция, изменяются оба элемента.

Изображение слайда