Первый слайд презентации: Александр Андреевич Иванов 1806-1858
Портрет А. А. Иванова работы С. П. Постникова
Слайд 2
Александр Андреевич Иванов – русский художник. Крупнейший мастер русского изо-искусства романтизма, живописец-философ, запечатлевший в своем творчестве итог нравственных и эстетических исканий своего времени. Александр Иванов родился 16(28) июля 1806 года в семье художника. Одиннадцати лет от роду поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию Художеств. Воспитывался в академии при поддержке Общества поощрения художникам, учился под руководством своего отца, профессора живописи Андрея Ивановича Иванова. Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награжден в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора». В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона». Иванов Александр Андреевич (офорт И.Н. Крамского с рисунка С.А. Иванова, 1879)
Слайд 3
Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора. 1824 год
Слайд 4
В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона». А. А. Иванов. «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару», 1827, Русский музей
Слайд 5
Покровительствовавшее Иванову общество решило послать его за свой счет за границу, для дальнейшего усовершенствования, но предварительно потребовало, чтобы он написал ещё одну картину на тему «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры». Выполнив это требование, Иванов в 1830 году отправился в Европу, и через Германию, с остановкой на некоторое время в Дрездене, прибыл в Рим. “ Беллерофонт отправляется в поход против Х имеры ”
Слайд 6
Крещение великого князя Владимира в Корсуни. 1829
Слайд 7
Слайд 9
“Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением”
Слайд 10
Явление воскресшего Христа Марии Магдалине
Слайд 13
Картина имела большой успех как в Риме, так и в Санкт -Петербурге, где в 1836 году художник удостоился за неё звания академика. Ободренный успехом, Иванов принялся за «Явление Мессии народу». Работа затянулась на двадцать лет (1836—1857), и только в 1858 году Иванов решился отправить картину в Санкт - Петербург и явиться туда вместе с ней. Выставка самой картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов была организована в одном из залов Академии Художеств и произвела сильное впечатление на общественность. В Италии первые работы Иванова состояли в копировании «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле и в написании эскизов на разные библейские сюжеты. Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет, Иванов всё более увлекался мыслью изобразить на большом полотне первое явление Мессии народу, но прежде чем приступить к этой трудной задаче, хотел испробовать свои силы над менее масштабным произведением. С этой целью он в 1834 году написал «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине».
Слайд 14
А. Иванов. Явление Христа народу, 1837 — 1857 Холст, масло, 540 × 750 см
Слайд 15
Сюжет картины основывается на первой главе Евангелия от Иоанна ( Ин. 1:29–31 ) и третьей главе Евангелия от Матфея ( Мф. 3:1—17 ). Иванов писал картину в Италии. Он работал над ней в течение 20 лет ( 1837 — 1857 ), и о ней знали все, кто интересовался живописью. Для этой картины Александр Иванов исполнил свыше 600 этюдов с натуры. Павел Третьяков приобрёл эскизы, поскольку саму картину приобрёл император Александр II. Иванов называл этот сюжет «всемирным», он стремился показать всё человечество в решающий, определяющий его судьбу момент. В центре картины — фигура Иоанна Крестителя, совершающего крещение народа в реке Иордан и указывающего на приближающегося Иисуса. Слева от Иоанна изображена группа апостолов — юный Иоанн Богослов, за ним Пётр, далее Андрей Первозванный, а за его спиной — Нафанаил, так называемый «сомневающийся». На первом плане — юноши и старцы — образ непрекращающейся жизни. В центре — богатый, отшатнувшийся от Христа, и раб, о котором Иванов сказал: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». Справа — фигура «ближайшего к Христу», в котором узнается облик писателя Н. В. Гоголя. В облике странника с посохом, сидящего неподалеку от Иоанна, художник запечатлел собственные черты.
Слайд 16
Первоначальный вариант картины «Явление Христа народу»
Слайд 20
Но самое главное — изменилось его мировоззрение. Говоря просто, Иванов потерял веру. «А писать без веры религиозные картины, — считал он, — это безнравственно, это грешно… Лучше остаться бедняком и не брать кисти в руки». Мучимый такими вот чувствами, он в 1857 году решил больше не касаться картины, а отправить ее в Петербург такой, какой она к тому времени была. Однажды русскую колонию в Италии посетил император Николай I. В мастерской Иванова государь с изумлением вгляделся в необъятное полотно, с которого навстречу ему шел Христос, прогремел: «Хорошо начал!», и добавил: «Кончит это, пусть напишет Великое Крещение русских в Днепре». Иванову была назначена «бессрочная пенсия». Однако картина так и осталась неоконченной. В конце 1840-х годов с Александром Андреевичем произошёл душевный переворот. Он был влюблён в девушку из аристократической семьи и надеялся по окончании картины жениться на ней. Но она вышла замуж за другого, и художник впал в мрачную депрессию. Им овладела мания преследования: ему казалось, что его хотят отравить. Он прекратил почти все знакомства, не выходил из мастерской и только по понедельникам, в виде отдыха, бродил по Ватикану, изучая портреты мастеров Возрождения и античные бюсты.
Слайд 21
Фигуры для своей картины Иванов писал с натурщиков на Испанской лестнице, а лица персонажей выискивал в закоулках бедняцких кварталов Рима. Затем, комбинируя торсы профессионалов с портретными головами бродяг, крестьян и ремесленников, преображал их в евангельских фарисеев, рабов и пророков. 20 лет ушло на подготовительные работы. Стремясь к максимальной исторической точности, Иванов тщательно изучал Евангелие и археологическую литературу о Палестине, делал портретные зарисовки в синагогах и пейзажные этюды в разных областях Италии, где природа напоминала палестинскую. Александр Иванов скончался 3 ( 15 ) июня 1858 года. Через несколько часов после его смерти «Явление Христа народу» купил император Александр II за 15 тысяч рублей. Император принёс полотно в дар Румянцевскому музею, который вскоре переехал из Санкт-Петербурга в Москву (в дом Пашкова ). Для картины был построен специальный павильон. При расформировании музея в 1925 году работа была передана в Государственную Третьяковскую галерею. Эскизы и этюды к картине хранятся в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее.
Слайд 22
Слайд 23
Неаполитанский залив у Кастелламаре
Слайд 24
Подножие Виковары, по дороге из Тиволи в Субиако
Слайд 26: Понтийские болота
Понтийские болота
Слайд 27
А. А. Иванов. «Вода и камни в Палаццуола». Нач. 1850-х гг. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Слайд 30
Слайд 31
“Аппиева дорога при закате солнца”
Слайд 34
Мужская голова (этюд к картине)
Слайд 39
«Голова Иоанна Крестителя»
Слайд 44
Два варианта головы раба (Этюд)
Слайд 45
Этюд к картине «Явление Христа народу»
Слайд 46
Благовещение (эскиз)
Слайд 47
Христос в Гефсиманском саду. Явление Ангела. 1850
Слайд 48
Проповедь Христа на горе Елеонской о втором пришествии. 1840
Слайд 49
Известную картину «Хождение по водам» художник Иванов написал белилами в сочетании с акварелью на бумаге коричневого цвета в 1850 году. Мастер кисти решил проиллюстрировать эпизод из Библии (Евангелие от Матфея), в котором апостол Петр с огромнейшим удивлением наблюдает, как по гладе воды движется Иисус. Под тяжестью своего тела Петр уходит ко дну, а Иисус помогает ему выкарабкаться и корит Петра за то, что в нем мало веры, ведь именно такие сомнения потянули под воду.
Слайд 50
“У Понте- Молле ” “Октябрьские праздники” “У Понте-Молле”
Слайд 52
Жених, выбирающий серьги для своей невесты
Слайд 55
Девушка из Албано, стоящая в дверях
Слайд 56
А. А. Иванов. Голова женщины с серьгами и ожерельем, 1840-е
Слайд 57
А. А. Иванов. Виктория Марини,1840-е. Государственная Третьяковская галерея.
Слайд 58
А. А. Иванов. Николай Васильевич Гоголь, 1840-е