Презентация на тему: Актуальные проблемы психологии

Актуальные проблемы психологии
Современное состояние науки «психология» и ее основные проблемы
Современное состояние науки «психология» и ее основные проблемы
Современное состояние науки «психология» и ее основные проблемы
Современное состояние науки «психология» и ее основные проблемы
Современное состояние науки «психология» и ее основные проблемы
Современное состояние науки «психология» и ее основные проблемы
Современное состояние науки «психология» и ее основные проблемы
Современное состояние науки «психология» и ее основные проблемы
Современное состояние науки «психология» и ее основные проблемы
Современное состояние науки «психология» и ее основные проблемы
Современное состояние науки «психология» и ее основные проблемы
Современное состояние науки «психология» и ее основные проблемы
Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии).
Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии).
Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии).
Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии).
Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии).
Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии).
Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии).
Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии).
Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии).
Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии).
Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии).
Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии).
Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии).
Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии).
1/27
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 81)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (95 Кб)
1

Первый слайд презентации: Актуальные проблемы психологии

Современное состояние науки «психология» и ее основные проблемы Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии).

Изображение слайда
2

Слайд 2: Современное состояние науки «психология» и ее основные проблемы

На сегодня существует два подхода к оценке состояния современной психологии: Первый подход: психология интенсивно развивается: большое количество монографий, журналов, конференций, востребована практически ориентированная область знаний, услуги психолога, хорошо оплачиваются. Таким образом, можно говорить о развитии научной психологии.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Современное состояние науки «психология» и ее основные проблемы

Второй подход: Психология не столь парадигмальна как естественные науки, не столь однородна, чтобы давать прямолинейные ответы на вопросы, тем не менее многое в психологии принадлежит прошлому. Психология как наука претендует на создание теории, но признает, что современные модели далеки от того, чтобы дать непротиворечивую полную картину психической жизни человека.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Современное состояние науки «психология» и ее основные проблемы

Если наука упрощает такую картину, сводит к частным проявлениям, то говорят о кризисе психологии.В этом смысле современная психология находится в кризисе. Такой кризис отмечается такими отечественными психологами как Е.Д. Хомская, В.В. Давыдов, К.А. Абульханова, В.П. Зинченко, О. К. Тихомиров. Кризис зафиксирован и зарубежными авторами.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Современное состояние науки «психология» и ее основные проблемы

Многие психологи началом кризиса считают 70-ые года. А некоторые даже начало возникновения самой психологии. Говорят о том, что психология не имеет фундамента (Н.Н. Ланге ), на место психологий, мы обязаны поставить психологию (Ф. Бретано ).Психология представляет собой не единую дисциплину, а их собрание. В России кризис переживается острее в силу социокультурной ситуации ( Мазилов В.А.)

Изображение слайда
6

Слайд 6: Современное состояние науки «психология» и ее основные проблемы

За 70 лет существования Советского государства тесно и органически переплелась идеология и наука. Освободить собственно научную составляющую от всего лишнего и наносного – это трудная задача. Однако, такая работа началась. Исчезнув в начале 90-ых г. ХХ в. вслед за Советским государством советская психология продолжает вызывать интерес к себе. Сейчас общая тенденция – раскрыть значение советской психологии. Этим идейным психологическим наследием опасно пренебрегать. Сейчас возрождается интерес к теоретическому и методологическому наследию.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Современное состояние науки «психология» и ее основные проблемы

Российскими психологами сегодня обсуждаются специфическое положение в современной отечественной психологии, связанное с переходом от советской психологии к психологии российской, новые задачи российской психологии. Действительно, весь накопленный отечественной психологией опыт, теоретические постулаты и результаты конкретных эмпирических исследований связаны с анализом стабильного общества эпохи социализма. А самая главная черта современного российского общества – его нестабильность.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Современное состояние науки «психология» и ее основные проблемы

Проявления кризиса: 1. Отсутствует единый подход «Психологий много, нет психологии ( Кечке М.) Идет борьба между объективной (объяснительной,) и субъективной (понимающей, психологии сознания) психологии. Наблюдается дефицит устойчивого знания. Существует обилие альтернативных моделей понимания психического. (А. В. Юревич).

Изображение слайда
9

Слайд 9: Современное состояние науки «психология» и ее основные проблемы

2. Противопоставление научной (академической) практической (психотехникой) психологии. Разрыв 20-ых г. превратился в пропасть по причине увеличения масштабов практики. Раскол исследовательской и практической психологии. 3. Разрыв между научной психологией и техниками, ориентированными на углубленное самопознание (мистика, эзотерические учения). Конкуренция со стороны паранауки. Человек интересующийся самопознанием, обращается не к научной литературе – эта ниша прочно занята другими специалистами. А литература и искусство дают больше, чем научные труды.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Современное состояние науки «психология» и ее основные проблемы

5. Усиливается различие между восточной и западной психологией. Восточные учения стали составляющей интеллектуальной жизни западного общества, но не ассимилировались в академическую психологию. В результате этого пострадавшей стороной оказывается научная психология, так как ее пространство сужается и многие проблемные поля уступаются практическим психологам, среди которых много шарлатанов. А. В. Юревич причиной кризиса называет кризис рационализма, охвативший западную цивилизацию. «Непроницаемыми становятся границы между научной психологией и заблуждениями», которые раньше считались несовместимыми.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Современное состояние науки «психология» и ее основные проблемы

А.Ю. Агафонов выделяет ряд особенностей отечественной психологии: отсутствует системообразующее основание психологии, способное сплотить ее области, отгораживание академической психологии от современной реальности, научный нигилизм.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Современное состояние науки «психология» и ее основные проблемы

Научная психология идет не по пути А.Маслоу «освоение предметных областей, традиционно относящихся к сфере искусства и религии». Предложение превратить психологию в психотехнику может обернуться превращением ее из науки в искусство (К.Д. Ушинский»).

Изображение слайда
13

Слайд 13: Современное состояние науки «психология» и ее основные проблемы

Для выхода из кризиса необходимо: - новое понимание предмета психологии, так как существующее является многоступенчатым и рационализированным, разработка методологии науки психологии, так как современная методология психологии, это методология экспериментальной психологии. М. Дессуар «Психология никогда не станет наукой в собственном смысле слова, т.к. нельзя ни приложить математику к явлениям и процессам сознания, ни воздействовать экспериментально на души других».

Изображение слайда
14

Слайд 14: Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии)

В настоящее время приоритетными все в большей степени становятся междисциплинарные исследования, и это касается не только психологии, но и всей науки в целом. Причинами этого в психологической науки можно назвать следующие. Во-первых, Практикующие исследователи убедились в том, что эффективное решение стоящих перед ними задач, возможно либо с помощью знаний, накопленных другими науками, либо путем совместных исследований с представителями соответствующих научных дисциплин. В качестве примеров можно привести проблемы формирования сознания личности в кризисном обществе, массовой адаптации людей к радикально изменяющимся социальным условиям, освоения современной техники и новейших технологий, поддержания психического здоровья населения России и т.д.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии)

Во-вторых, следует учитывать, что внутреннее развитие психологической науки уже обеспечило такое состояние и уровень, при которых психологи уже сами могут предлагать представителям смежных наук апробированные принципы и способы решения актуальных комплексных проблем. В-третьих, аналогичная картина сложилась и во многих других науках: медицинской, педагогической, экономической, социологической, политической и т.д. Представители этих наук хорошо осознают, что вариант самостоятельного (автономного) и самодостаточного развития науки имеет явные ограничения.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии)

В четвертых, сама проблема психического изначально междисциплинарна. Среди важнейших наук, изучающих психику — генетика, физиология, философия, социальные науки, психиатрия и многие другие. Это определило стремление психологов к организации междисциплинарных исследований и к участию в них других специалистов.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии)

Можно выделить следующие тенденции развития современной российской социальной психологии Во-первых, это построение новой системы анализа социальной реальности. Дело в том, что в советской психологии в качестве научной базы доминировала парадигма преобразования: чтобы понять и объяснить человека как специфический объект исследования, его надо было воспитать, преобразовать, сформировать. В настоящее время в отечественной психологии формируется новая концепция исследования человека и общества, опирающаяся на универсальные закономерности, общие для мировой социальной психологии, и учитывающая исторические и культурные особенности российского общества. Во-вторых, современная социальная реальность, безусловно, требует осмысления новых социально-психологических феноменов: межнациональные отношения, политические процессы, новые экономические отношения, широкомасштабные межнациональные конфликты, массовая миграция. Поэтому в настоящее время психология наций и народов – этнопсихология – представляет собой наиболее динамично развивающуюся отрасль социальной психологии в нашей стране. Кроме того, это время было также периодом активного развития политических процессов, к научному анализу которых социальная психология не была готова в своем прежнем виде. Чтобы ответить на запросы практики, появилась политическая психология.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии)

Самостоятельной сферой стала область бизнеса и предпринимательства. Развитие практических направлений психологии ставит в качестве одной из задач взаимодействие с мировой психологией. Большáя часть современных методов социально-психологической теории и практики заимствована из зарубежного опыта. А посему такие области как психология рекламы, психология имиджа, психология паблик рилэйшенз (связей с общественностью) требуют своего переосмысления с точки зрения психологии российского общества.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии)

В развитии представлений о предмете СП можно выделить несколько уже сложившихся направлений. 1. Продолжается выделение новых явлений в качестве предмета СП. Например, совладающее поведение, и т. п. 2. Эклектичный путь характеризуется соединением через союз «и» разных по сути предметов. Это фактически упрощенная интеграция предметов, которая получила широкое распространение и вполне допустима при решении учебно-образовательных, просветительских, задач в области СП. Например, психология рекламы и связей с общественностью. 3. Переход от формулирования конкретного и тем самым всегда частного предмета (например: изучение личностных свойств в группах, к социальной психологии личности) к описанию «предметного поля». 4. Переход к более абстрактным формулировкам предмета характеризующим индивида или группу как субъектов социального взаимодействия. Например, психология исполнительской деятельности, наряду с психологией руководителя, которая позволила сформировать психологию управленческого взаимодействия как логически завершенный раздел современной организационной психологии.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии)

Развитие представлений об объектах исследования в современной СП конкретизируется двумя центробежными направлениями от своего главного объекта (малой группы): усилением интереса к социальной психологии личности и одновременно – психологии больших социальных групп: Исследуются активно: этнос, нация или какое-то отдельное современное общество. Такая тенденция постепенно должно привести к формированию континентальной, или материковой СП, имея в виду исследования (включая сравнительные), европейцев, азиатов, американцев, и т.д.. Этот интерес, будет возрастать и далее, особенно к тем группам, которые ранее не изучались. К ним относятся новые интенсивно формирующиеся социальные группы в российском обществе: предпринимателей и среднего класса, жен «новых русских» и солдатских матерей, олигархов и дворянства, безработных и новых политических партий и т. д. Возрастает внимание исследователей к таким большим социальным группам. Сегодня в СП явно доминирует интерес исследователей к психологическим закономерностям негативных социальных явлений: семьи наркоманов и алкоголиков, социально-психологическая дезадаптация участников боевых действий, терроризм и личность террористов, групповое и массовое насилие, криминальное поведение, информационно-психологическая безопасность общества, коррупция и другие негативные явления в трансформирующемся российском обществе. Интерес к изучению внутриличностных феноменов (таких как: «Я – другое Я», самоотношение, представление о себе в связи с представлением о других, саморефлексия, самосознание и т. п.).

Изображение слайда
21

Слайд 21: Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии)

Выраженными тенденциями развития методов в СП являются следующие: все более точный учет психометрических требований к разрабатываемым методикам, что приводит к возрастанию степени стандартизированности применяемого инструментария в СП; повышение общей культуры эмпирического исследования; разработка оригинальных авторских программ исследований; использование оригинальных комплексов взаимодополняющих методов и соответствующих им методик; применение все более сложных математико-статистических процедур обработки и анализа данных; использование более совершенных способов оформления результатов исследования благодаря внедрению компьютерных технологий.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии)

Изменение тезауруса. Следует заметить, что наша система понятий изменялась более интенсивно и радикально, чем англоязычная (или в целом западная). Развитие системы понятий происходит в самых разных формах: возникает новое (или уточненное) содержание известных понятий, которое может становиться более глубоким, объемным и т. д.; появляются реально новые понятия, отражающие не изучавшиеся ранее явления, хотя степень их новизны тоже может быть различной, и др. Например, совместная жизнедеятельность; бытие группы; коллективный (групповой) субъект и групповая субъектность ; групповая рефлексия, саморефлексия ; социальное, экономическое и нравственное самоопределение личности и группы; совладающее поведение; коллективный копинг ; психологическая дистанция; социально-психологическое пространство; нравственно-психологическая регуляция социального поведения; корпоративная (организационная) культура; межличностное, внутригрупповое и межгрупповое доверие; организационное доверие; социально-психологическая зрелость; субъективное качество жизни; субъективное (психологическое) благополучие; отношение личности и группы к времени и др.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии)

В связи с перечисленным рядом понятий целесообразно выделить некоторые современные научные направления : психологические исследования межличностного, межгруппового и организационного доверия и недоверия; нравственно-психологические детерминанты социального и экономического поведения личности и группы; исследование социально-психологического пространства личности и группы; социально-психологические проблемы управления, в том числе обмена знаниями в организации; социальная психология времени (отношение личности и группы к времени); исследования орг.культуры. социально-психологические исследования терроризма и др.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии)

Развитие представлений о месте СП в системе наук характерно для всей ее истории: возникнув на границах психологической науки и социологии, она и в настоящее время рассматривается как междисциплинарная отрасль знании. Примерами его обозначения могут служить следующие точки зрения: социологическая социальная психология и психологическая социальная психология (Г. М. Андреева); социальная психология и социальная психология (Л. И. Уманский); психосоциология и социопсихология (А. К. Уледов ); психологическая социология и социологическая психология (И. С. Кон). За последние два десятилетия возникли и стали осуждаться еще две пары обозначений аналогичного двухслойного строения СП: микросоциальная и макросоциальная психология. Наиболее интенсивно развиваются связи СП с психологией личности, труда и управления, педагогической психологией, психолингвистикой и др. Эти связи указывают на ее внутрипсихологическую междисциплинарность. Дополнительно к перечисленным отраслям наблюдается выраженная тенденция приобретения внепсихологического статуса экономической психологией (в виде поведенческой экономики) в системе экономических наук. Фактически социальная психология сегодня входит в пятерку отраслей психологической науки с высокой междисциплинарной востребованностью (или релевантностью). Как считает А.Л. Журавлев для ее обозначения целесообразно ввести новый термин, например «психосоциальные отрасли». Это необходимо сделать еще и для того, чтобы за термином «социальная психология» сохранить его традиционное содержание – привычное место в системе наук, пограничное между психологией и социологией.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии)

Некоторые актуальные направления исследования: Психологии малых групп, межгрупповых отношений, Психология конфликта поиск психологических способов разрешения конфликтных ситуаций, Психология бизнеса и предпринимательства, экономическая психология, Психология рекламы и массовых коммуникаций (гуманитарный интернет), Психология больших социальных групп (этнопсихология), Политическая психология, Организационная психология, Психология общения, Межличностные отношения- любовь, дружба (в частности, те, что касаются межкультурных различий), Психология спорта, Асоциальное поведения(терроризм, наркоманы и т.д.).

Изображение слайда
26

Слайд 26: Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии)

Проблемы, связанные с социализацией личности; социально-психологической адаптацией мигрантов; образом «Я», концепцией «Я», социальной, профессиональной, индивидуальной, групповой, этнической, гендерной идентичностью человека в разных культурах; изучением социальных ролей и статусных отношений людей в различных средах; коммуникацией в образовательной и профессиональной среде; определением факторов, влияющих на психологическую удовлетворённость браком; ценностей; изучением социальных установок, стереотипов и представлений о различных явлениях; влиянием эмоций на коммуникативное взаимодействие. Возрастает число исследований, посвящённых изучению феномена интернет-зависимости, психологических особенностей виртуальной, а также межкультурной коммуникации. В связи с продолжающимся ростом разводов супружеских пар во всём мире актуальным сейчас признано изучение психологической стороны брачных отношений, семейных ценностей, романтической привязанности супругов друг к другу, лояльности бренду, восприятия товара, эффективности рекламных сообщений; в проведении тренингов по технике продаж и работе с клиентами; в анализе вербальных и невербальных компонентов коммуникации; в психологической оценке, отборе и адаптации персонала организаций; в анализе трудовой мотивации; в анализе преимуществ и недостатков тех или иных стилей руководства; в практических вопросах влияния психологической совместимости на особенности межличностного взаимодействия; в изучении последствий профессионального и эмоционального выгорания и т.д.

Изображение слайда
27

Последний слайд презентации: Актуальные проблемы психологии: Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии)

Братусь Б.С. Общая психология на фоне знаков современности // Вестн. Моск. ун-та. - 2007. - № 3. - С. 96-101. Журавлев А. Л. Современные тенденции развития социальной психологии в России./ Гуманитарные науки: теория и методология 2011 — №4. Журавлев А.Н. Основные тенденции развития социально-психологических исследований в Институте психологии РАН // Личность. Культура. Общество. - 2008. - Т. 10, вып. 1. - С. 145-170. Мазилов В.А. Методологические проблемы психологии вначале ХХ1 в.//Психол. Журнал. 2006. № 1. с. 23-33. Нестик Т.А. Тенденции развития современной зарубежной социальной психологии // Личность. Культура. Общество. - 2008. - Т. 10, вып. 1. - С. 159-161. Сидоренков А.В. Состояние зарубежной психологии малой группы: тенденция развития и проблемы // Вопр. психологии. - 2005. - № 6. - С. 120-130. Современная российская психология. / Любутин К.Н., Грибакин А.В. – Екатеринбург: Мир знаний, 2004. – с. 54.

Изображение слайда