Презентация на тему: Аффективные расстройства у детей раннего возраста в условиях материнской

Аффективные расстройства у детей раннего возраста в условиях материнской депривации
Актуальность
Материнская депривация
Этапы учения о материнской депривации
Вклад разных ученых
Причины отказа от детей
Депривационные психические расстройства
Связь депривации с клиническими проявлениями депривационных расстройств
Предпосылки личностных отклонений
Отличие семейного воспитания от общественного
Проблема приемных детей
Темповое отставание в психическом развитии
1-ый год жизни
Феномен «угасания» во 2-м полугодии жизни Б. Е. Микиртумов, С. В. Гречаный (1998):
Синдром предречевой ретардации (С. В. Гречаный, 1997)
2-ой год жизни
Регрессивное поведение
3-й год жизни
Первые поведенческие реакции
Анаклитическая депрессия [R. A. Spitz, K. M. Wolf, 1946]
Стадии анаклитической депрессии
Разновидности депривационной депрессии
Патологические привычные действия
З ависимость формы ППД от уровня психического развития ребен ка С. В. Гречаный, С. Б. Хацкель (2000)
Последствия ранней депривации и депрессивных расстройств
Практическая помощь семье с приемным ребенком
Что могут изменить родители в своей воспитательной установке
Одно замечание в день: реально ли это?
Всегда ли можно что-то изменить и нужно ли менять?
Подумайте о себе: что такое родительский ресурс?
Что нужно пересмотреть?
Тест Шеффер-Белл: выявление будущих родительских установок
Эффективные способы воздействия: какие они?
Диалог
Как вести себя в момент скандала, крика?
Как не поддаваться на провокацию, шантаж и не стать инструментом манипулирования?
Реакция на манипуляцию
Я себя уважаю!
Самостоятельность и ответственность
Плохой-хороший ребенок
В принципе ты хороший!!
Для чего надо устанавливать границы дозволенного в поведении?
Воспитательные границы и когнитивное развитие
Просоциальные навыки
Как сказать нет ребенку?
Каким образом наказывать?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!
1/47
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 37)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (561 Кб)
1

Первый слайд презентации: Аффективные расстройства у детей раннего возраста в условиях материнской депривации

Гречаный С. В. Зав. кафедрой психитарии и наркологии СПбГПМУ

Изображение слайда
2

Слайд 2: Актуальность

Связана с тяжелыми последствиями ранней материнской депривации для физического и психического здоровья в раннем возрасте, а также с последующим нарушением психической адаптации детей в закрытых коллективах, а также и в приемных семьях

Изображение слайда
3

Слайд 3: Материнская депривация

Глобальная проблема человечества 20-21 вв. Истоки – войны, социальные катаклизмы, социально-экономическое положение В РФ за последние десятилетия неск. сотен тысяч отказов и отказных детей

Изображение слайда
4

Слайд 4: Этапы учения о материнской депривации

Этапы Основные исследователи И спользуемые термины 1) Конец 19 – начало 20 века Немецкая школа педиатрии (Л. Мейер).В России – Сперанский « Госпитализм » 2 ) С 40-50-е гг. и 2 половина 20 века M. A. Ribble, W. Goldfarb, J. Bowlby, R. A. Spitz, K. M. Wolf, M. Ainsworth, P. Crittenden, R. Shaffer, D. Stern, B. Tizard, Й. Лангмейер, З. Матейчек, и др. «м aternal care », «а ttach - ment » ( « привязанность » ), « а наклитиче с кая депрессия», « п сихическая депривация » 3) В РФ: с 80-х гг. Н. Н. Авдеева, О. В. Баженова, В. И. Брутман, Г. В. Козловская « м атеринская депривация », « с индром сиротства», « д епривационная депрессия», « д епривационная ретардация»

Изображение слайда
5

Слайд 5: Вклад разных ученых

Л. Мейер (« Госпитализм », 1914): материнская депривация – одна из причин детской смертности наряду с ОКИ и ОРЗ в закрытых учреждениях (приютах) В Европе начала 20 чека. J. Bowlby (1951, 56, 61): связь ранней депривации с преступными наклонностями в подростковом и юношеском возрасте W. Goldfarb (1946): необратимый характер ранней (до3-х лет) депривации R. A. Spitz, K. M. Wolf (1946): анаклитическая депрессия H. F. Harlow (1959): экспериментальное исследование депривации на новорожденных детенышах-обезьянах Й. Лангмейер, З. Матейчек : «Психическая депривация в детском возрасте» (1967) – обобщение всех данных о депривации M. Ainsworth (1969, 79): теория привязанности, типы привязанности R. Shaffer (1977): периодизация привязанности I. Bretherton (1992): «рабочие модели себя и других»

Изображение слайда
6

Слайд 6: Причины отказа от детей

социальные (переселение, миграция и др.) психологические: воспитание в психотравмирующей среде (грубость и жестокость со стороны членов семьи) боязнь не справится с воспитанием искаженное восприятие себя и своих способностей послеродовая депрессия (чувство усталости и раздражения по отношению к ребенку) нежелательная беременность (реактивные психические расстройства) жертвы сексуального насилия (феномен “отрицания беременности”) наркозависимость, делинквентность

Изображение слайда
7

Слайд 7: Депривационные психические расстройства

Зависят от возраста: чем раньше возникла депривация, тем тяжелее патология в раннем возрасте – патологические привычные действия, депрессивные состояния ( анаклитическая депрессия), псевдоаутизм в дошкольном и младшем школьном возрастах: нарушения формирования личности (в том числе высших эмоций), темповая задержка психического развития – расстройства внимания, памяти, низкая мотивация к обучению

Изображение слайда
8

Слайд 8: Связь депривации с клиническими проявлениями депривационных расстройств

Компоненты Психические расстройства 1) Эмоциональная депривация 1) Ранний возраст – депривационная ( анаклитическая ) депрессия, депривационный псевдоаутизм 2) Дошкольный и школьный возраст – эмоционально-волевая сфера 2) Сенсорная депривация 1) Патологические привычные действия 2) Темповое отставание психического развития 3) Социальная депривация Девиантные формы нарушения в пубертате : синдром уходов и бродяжничества, делинквентное, суицидное, аддиктивное поведение и др.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Предпосылки личностных отклонений

задержка развитие самосознания (образа «Я») особенности эмоционального личностного выражения – эмоциональная скованность и маловыразительность, в том числе речевая п отребность в примитивном эмоциональном принятии остается в течение многих лет

Изображение слайда
10

Слайд 10: Отличие семейного воспитания от общественного

Индивидуально адресованное внимание в семье Множественность привязанностей в закрытом коллективе Ранние контакты между детьми (младенцами)

Изображение слайда
11

Слайд 11: Проблема приемных детей

Конституционально-наследственные предпосылки характера, психического реагирования Пренатальное развитие : обычно приемные родители твердо уверены в благотворном влиянии окуражающей среды и игнорируют отягощенную наследственность Опыт общения с биологическими родителями (закономерность Winnicott ) переживание множественной привязанности и неоднократного разрыва отношений: исследования B. Tizard : к 8 годам дети столкнулись с более чем 80 специалистами, осуществляющими уход за ними Взаимоотношение между детьми и приемными родителями: переживание потери родителями идентичности как членов генеалогической цепи Разглашение факта усыновления Драматичность переживания взросления ребенка – «другой человек со своим характером», наследственно-обусловленные поведенческие девиации

Изображение слайда
12

Слайд 12: Темповое отставание в психическом развитии

«органика» или среда?? По данным Козловской Г. В. с соавт., 76% детей из домов ребенка имеют отклонения в психическом развитии, 52% из них – парциальные задержки, 24% - общее психическое недоразвитие разной степени тяжести Необходима соответствующая возрасту программа обучения, превентивная работа с родителями – разъяснение объективного характера когнитивных трудностей!!

Изображение слайда
13

Слайд 13: 1-ый год жизни

Изображение слайда
14

Слайд 14: Феномен «угасания» во 2-м полугодии жизни Б. Е. Микиртумов, С. В. Гречаный (1998):

Нежелание вступать в общение со взрослым Отсуствие положительных эмоций Нарушение зрительной фиксации и слухового сосредоточения Обеднение игровой деятельности

Изображение слайда
15

Слайд 15: Синдром предречевой ретардации (С. В. Гречаный, 1997)

Недифференцированные вокализации (клик-плач) Бедность и рудиментарной предречевых феноменов Количественное снижение предречевой активности

Изображение слайда
16

Слайд 16: 2-ой год жизни

Изображение слайда
17

Слайд 17: Регрессивное поведение

пассивность,бездеятельность пониженный аффективный резонанс однообразие игровой деятельности: отстутствие тематических и ролевых игр, перекладывают игрушки с места на место недостаточность манипулятивной деятельности задержка развития речи: преобладание однословных высказываний и рудиментарных речевых форм — лепета, отсутствие фразовой речи, недостаточная артикуляция, звукопроизношение неточно, бедность фонем и слогов, интонационной выразительности речи

Изображение слайда
18

Слайд 18: 3-й год жизни

Изображение слайда
19

Слайд 19: Первые поведенческие реакции

Протест, отказ, немотивированная агрессия, «захват» игрушек Отсутствуют характерные для возраста высшие эмоции

Изображение слайда
20

Слайд 20: Анаклитическая депрессия [R. A. Spitz, K. M. Wolf, 1946]

прогрессирующая потеря интереса к окружающему миру исчезновение аппетита снижением массы тела замедление темпа развития бедность мимики вялая реакция на звуковые раздражители двигательная заторможенность «бодрствующий» сон

Изображение слайда
21

Слайд 21: Стадии анаклитической депрессии

1) плаксивость, боязливость; при попытке общения прижимаются к взрослому (поза «под грудью») 2) безразличие, потеря интереса, отсутствие потребности в общении; поза – “на животе отвернувшись”; выражение лица: “замершее” или тоскливое, с широко раскрытыми глазами 3) бессонница, гипотрофия, интеркуррентные заболевания, задержка развития, псевдоаутизм : регрессивное поведение: «длительно сохраненная» поза, «особая осанка», полусогнутые колени, симптом Робинсона (сильный обхват предмета, вместе с которым можно поднять ребенка), феномен «кручения» и бега по кругу

Изображение слайда
22

Слайд 22: Разновидности депривационной депрессии

Вегетативная : беспокойный, сон, срыгивания, отсутствие прибавки массы, утрата чувства насышения при приеме пищи Соматизированная : психосоматическими расстройствами (экзема, нейродермит, бронхиальная астма и др.), повышенная послушаемость, молчаливость, отстраненность (заторможенность), отсуствие интереса к игре, явления яктации, сосания пальцев, частей тела и одежды Регрессивно-апатическая : ступор - неподвижность, безучастность, бытовая беспомощность, аутоагрессия, кататонорегрессивные симптомы — ходьба на цыпочках, манежный бег, манерность позы, псевдоаутистический феномен «тождества» (нежелание расставаться с привычными игрушками, предметами, симптом «стула»)

Изображение слайда
23

Слайд 23: Патологические привычные действия

Сосание пальцев Яктация Трихотилломания Онихофагия Допубертатная мастурбация Р итуальные формы («обнажение», « акробатизм », «ковыряние частях тела и лица»)

Изображение слайда
24

Слайд 24: З ависимость формы ППД от уровня психического развития ребен ка С. В. Гречаный, С. Б. Хацкель (2000)

в первые мес жизни – сосание пальцев (врожденный сосательн ый автоматизм ) 5-6 мес – перекатывание со спины на бок с 6 мес - раскачивание в поз е « борцовского моста » с 7 мес - сосание частей одежды с 8 мес – раскачивание на четвереньках с биением головой о стенку, раскачи-вание в положении сидя 8-9 мес (тонкая моторика) – «ковыряние» частей тела

Изображение слайда
25

Слайд 25: Последствия ранней депривации и депрессивных расстройств

Период адаптации к новой семье: резидуальные проявления патологических привычек, манипулятивное поведение, ревность к сибсам (синдром сиблингового соперничества), гиперадаптация в детском коллективе Ранние проявления поведенческих расстройств – оппозиционно-вызывающее расстройство ( F 90.3 ), ложь, провокация конфликтов, демонстративная агрессия, воровство и др. Пубертатный период: поведение, прямо противоположное тому, что пытались сформировать приемные родители

Изображение слайда
26

Слайд 26: Практическая помощь семье с приемным ребенком

Изображение слайда
27

Слайд 27: Что могут изменить родители в своей воспитательной установке

Отказ от гиперпротекции, сверхконтроля, взаимодействия по типу «психологического фокуса», в частности, от постоянного зрительного контроля Коррекция представлений о роли взрослых (родителей, близких) в поведении ребенка, в частности, о влиянии разных факторов на поведенческие расстройства: расхождение между характером воспитания и последствий

Изображение слайда
28

Слайд 28: Одно замечание в день: реально ли это?

Внутренняя работа над собой родителя: «Ничего не изменится, если я вообще перестану на это реагировать …» Не всегда ребенок плохо ведет себя потому, что ему не напоминают о плохом поведении (при СДВГ знает, что так поступать нельзя, но не может сдержаться)

Изображение слайда
29

Слайд 29: Всегда ли можно что-то изменить и нужно ли менять?

Почему ребенок такой? Таким родился: Роль врожденного темперамента На кого он похож? Сам на себя: возможно ли такое Сможет ли он выжить и адаптироваться? Почему возможен только единственный сценарий адаптации, тот который кажется адекватным родителям? Существуют ли другие пути Может ли наш ребенок быть в чем-то несовершенен

Изображение слайда
30

Слайд 30: Подумайте о себе: что такое родительский ресурс?

«родительский ресурс» - способность воспитывать, воздействовать на ребенка. Главная мысль – родительский ресурс не безграничен С какого-то момента все воспитательные меры, направленные на коррекцию поведения ребенка, не просто не эффективны, а приводят к противоположному результату

Изображение слайда
31

Слайд 31: Что нужно пересмотреть?

Родитель – не раб, у него тоже есть своя жизнь, свои интересы. Во-первых, ребенок должен иметь спокойного, счастливого родителя. Во-вторых, учим личным примером.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Тест Шеффер-Белл: выявление будущих родительских установок

отношение к материнской и супружеской роли – переживание тягостности, самопожертвование, обреченности, настроенность на худшее. Проекция детей на собственного воображаемого ребенка особенностей семейного воспитания («у меня никогда не будет детей», «не дай Бог, у меня родится девочка», «я все буду позволять своему ребенку», «я буду держать его в узде»)

Изображение слайда
33

Слайд 33: Эффективные способы воздействия: какие они?

нарритивный (повествовательный) диалог обращение к ребенку – это не императивное требование, а выражение своего мнения или вопрос выражение личного мнения, родителю необходимо говорить о том, что он в настоящее время испытывает

Изображение слайда
34

Слайд 34: Диалог

Немедленно оставь компьютер и подойти сюда Не мог бы ты уделить мне несколько минут и подойти поближе? Прекрати играть на телефоне, когда мать с тобой разговаривает Как ты думаешь, мама будет благодарна, если ты ответишь на ее вопрос? Немедленно собирайся, мы опаздываем Как ты думаешь, что надо сделать, чтобы мы не опоздали?

Изображение слайда
35

Слайд 35: Как вести себя в момент скандала, крика?

невозможно воспитывать в момент аффекта, надо отойти и дать возможность ребенку успокоится невозможно перекричать плачущего ребенка, воспитательная цена – «0», так как ребенок запоминает аффективное состояние в данный момент, а не то, чему Вы хотите его научить

Изображение слайда
36

Слайд 36: Как не поддаваться на провокацию, шантаж и не стать инструментом манипулирования?

ты никогда ничего не добьешься скандалом я не реагирую на крик, не считаю возможным подобный стереотип общения «если это разобьешь, то сам будешь чинить или останешься жить в разбитом помещении» если так поступить, то опозоришь себя, так как подобным образом вести себя стыдно

Изображение слайда
37

Слайд 37: Реакция на манипуляцию

не надо слишком серьезно воспринимать ребенка, отвечать на каждый его вопрос, реагировать на каждое желание. Иногда нужно отвлечь, перевести внимание на что-то другое (в особенности, когда проблему трудно разрешить) иногда нужно пошутить (перевести в шутку плохое), «подурачится» как реагировать на мат: «ну, знаешь, это плохое слово, мы таких слов не произносим и даже не знаем их» как реагировать на угрозы: «в семье не положено произносить такого», «а мы все равно тебя любим»

Изображение слайда
38

Слайд 38: Я себя уважаю!

ГЛАВНОЕ РЕШИТЬ – «Я СЕБЯ УВАЖАЮ И НИКОГДА НЕ БУДУ НИСХОДИТЬ НА УРОВЕНЬ РУГАНИ И КРИКА» УВЕРЕННОСТЬ В СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ – Я РЕШИЛ, ЧТО НИКОГДА НЕ БУДУ ВЫХОДИТЬ ИЗ СЕБЯ, КРИЧАТЬ НА РЕБЕНКА, ЧТОБЫ НЕ СЛУЧИТЬ, БУДУ НАСТОЙЧИВЫМ

Изображение слайда
39

Слайд 39: Самостоятельность и ответственность

снятие с себя личной ответственности за все: «Плохое поведение ребенка не является результатом моих ошибок» («Я такому его не учил(а)») проведение смысловой границы между собой и ребенком в частности, спокойное, выдержанное и уверенное поведение в ситуациях, когда ребенок плохо ведет себя на людях (механизм – «ребенок считывает эмоциональное состояние матери, ее растерянность, неуверенность, чувство стыда», реагирует замешательством и растерянностью и, как следствие, его плохое поведение усиливается)

Изображение слайда
40

Слайд 40: Плохой-хороший ребенок

принятие родителями аутентичных свойств характера ребенка, даже если они расходятся с некоторыми моральными установками родителей (у незрелой матери ребенок обнаруживает собственные неприемлемые свойства) не говорить постоянно о том, что ты сделал плохо (и уж, конечно, не предвосхищать плохое поведение ребенка), демонстрировать альтернативные способы – как в этой ситуации было бы поступить хорошо. ЛУЧШЕ поступить по-другому

Изображение слайда
41

Слайд 41: В принципе ты хороший!!

ты – хороший, но в данном случае поступил не совсем удачно (можно было бы избежать, решить вопрос по-другому, показать как, ибо так выгоднее), но все проблемы решаемы (в принципе и так ничего страшного, но лучше бы по-другому)

Изображение слайда
42

Слайд 42: Для чего надо устанавливать границы дозволенного в поведении?

Ребенок сам неосознанно просит об этом для того, чтобы чувствовать себя более спокойно и уверенно, знать «как надо» и совершенствоваться в позитивных ( просоциальных ) формах поведения стрессом для ребенка является не запрет, а ситуация вседозволенности, когда можно все и по-всякому, а в результате ребенок не знает, что конкретно выбрать

Изображение слайда
43

Слайд 43: Воспитательные границы и когнитивное развитие

Запрет имеет больше не эмоциональное (моральное)значение, а когнитивное значение – это познание (отсутствие знаний о том, как поздороваться, что можно, а что нельзя – это критерии задержки развития; высшие эмоции – чувствовать незнакомого человека, вежливость, деликатность)

Изображение слайда
44

Слайд 44: Просоциальные навыки

деятельность бывает антисоциальной, социально индифферентной (эгоцентрический) и социально полезной навыки, направленные на благо других: как и чем помочь? поощрение тех форм поведении и тех профессий, которые приносят людям благо КАК ПОМОЧЬ ДРУГОМУ?, КАК ПРЕДЛОЖИТЬ ЭТУ ПОМОЩЬ?

Изображение слайда
45

Слайд 45: Как сказать нет ребенку?

Обоснование запретов: не требуется длительных доказательств и обоснований. Чем настойчивее родитель доказывает, тем более ребенок убеждается в противоположном (мама оправдывается, так как сама не уверена). Ребенок реагирует не смысл сообщаемой информации, а на то, насколько спокойно и уверенно эта информация сообщается не всегда требуется логически обосновывать то, «почему так нельзя делать?», иногда необходимые иррациональные объяснения: «правильно делать так-то», «у нас в семье так не пост

Изображение слайда
46

Слайд 46: Каким образом наказывать?

не требовать мгновенного прекращения плохого поведения («я высказал(а) свое мнение, а тебе решать самому») наказывать можно только эмоциональным отношением (неприятием, отторжение ребенка в момент, когда он многократно и упорно делает то, что недопустимо), эмоциональным несогласием (ребенок должен почувствовать, что мать его в настоящий момент не поддерживает) правило «паузы» (экспозиция) – поступил плохо, наказали, сразу же не обнимайте, пусть ребенок почувствует «холодок» (эмоциональное отвержение) твердость и настойчивость позиции

Изображение слайда
47

Последний слайд презентации: Аффективные расстройства у детей раннего возраста в условиях материнской: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!

Гречаный Северин Вячеславович svgrechany@mail.ru

Изображение слайда