Презентация на тему: А. Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков», медицина 1983

А. Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков», медицина 1983
А. Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков», медицина 1983
А. Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков», медицина 1983
А. Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков», медицина 1983
А. Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков», медицина 1983
А. Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков», медицина 1983
А. Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков», медицина 1983
А. Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков», медицина 1983
А. Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков», медицина 1983
А. Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков», медицина 1983
А. Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков», медицина 1983
А. Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков», медицина 1983
А. Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков», медицина 1983
А. Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков», медицина 1983
А. Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков», медицина 1983
1/15
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 99)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (81 Кб)
1

Первый слайд презентации

А. Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков», медицина 1983

Изображение слайда
2

Слайд 2

Обследование проводится с помощью ПДО (Патохарактерологический диагностический опросник для подростков 1976г) Систематика предназначена специально для подросткового возраста, охватывает как психопатии, так и акцентуации. Исходники: классификации П.Б.Ганнушкина,Г.Е. Сухаревой,К. Леонгарда.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Типы психопатий и акцентуаций характера у подростков: *Гипертимный тип *Циклоидный тип *Лабильный тип *Астено-невротический тип *Сенситивный тип *Психастенический тип *Шизоидный тип *Эпилептоидный тип *Истероидный тип *Неустойчивый тип *Конформный тип *Смешанные типы

Изображение слайда
4

Слайд 4

С детства гипертимные подростки отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении ко взрослым. С первых лет жизни они везде вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся командовать ими. Гипертимный тип Главная черта – почти всегда очень хорошее,приподнятое настроение. Лишь изредка и ненадолго эта солнечность омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии. Неразборчивы в выборе знакомств, подвержены алкоголизации, неаккуратны, нерасчетливы, имеют много хобби, искренни. Гипертимно-неустойчивая психопатия может возникнуть на фоне гиперопеки или безнадзорности; гипертимно-истероидная – при воспитании по типу «кумира семьи»; гипертивно-аффективная – при черепно-мозговых травмах. В меню

Изображение слайда
5

Слайд 5

Циклоидный тип. В подростковом возрасте можно видеть два варианта циклоидной акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве ничем не отличаются от сверстников или чаще производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода возникает склонность к апатии и раздражительности. С утра ощущается вялость и упадок сил, все валится из рук. То, что раньше давалось легко, требует неимоверных усилий. Людское общество начинает тяготить, компании сверстников избегаются, приключения и риск теряют привлекательность. Падает аппетит, наблюдается сонливость, все приобретает пессимистическую окраску. Мелкие неприятности переживаются крайне тяжело. Серьезные неудачи и нарекания окружающих могут углубить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию с суицидными попытками. Фазы обычно непродолжительны и длятся две-три недели Лабильные циклоиды, во многом приближаются к лабильному типу. Фазы здесь гораздо короче -несколько "хороших" дней сменяют несколько "плохих". "Плохие" дни более отмечены дурным настроением, чем вялостью, или неудовлетворительным самочувствием. В пределах одного периода возможны короткие перемены настроения, вызванные соответствующими известиями или событиями. Но, в отличие от лабильного типа, нет чрезмерной эмоциональной реактивности, постоянной готовности настроения легко и круто меняться от незначительных причин. В меню

Изображение слайда
6

Слайд 6

Лабильный тип. В детстве лабильные подростки не выделяются среди сверстников. Лишь у некоторых обнаруживается склонность к невротическим реакциям. Почти у всех детство наполнено инфекционными заболеваниями, вызываемыми условно-патогенной флорой. Заболевания хотя протекают и не в тяжелых формах, но склонны принимать затяжное и рецидивирующее течение. Главная черта лабильного типа – крайняя изменчивость настроения.Оно меняется слишком часто и чрезмерно круто, а поводы для этих коренных перемен бывают ничтожными. Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. От настроения данного момента зависят и самочувствие, и аппетит, и сон, и трудоспособность, и желание побыть одному или только вместе с близким человеком или же устремиться в шумное общество, в компанию, на люди. Соответственно настроению и будущее то расцвечивается радужными красками, то представляется серым и унылым, и прошлое предстает то как цепь приятных воспоминаний, то кажется сплошь состоящим из неудач, ошибок и несправедливостей. Одни и те же люди, одно и то же окружение кажутся то милым, интересным и привлекательным, то надоевшим, скучным и безобразным, наделенным всяческими недостатками. Маломотивированная смена настроения иногда создает впечатление о поверхностности и легкомыслии. Но это суждение не соответствует истине. Представители лабильного типа способны на глубокие чувства, на большую и искреннюю привязанность. Лабильные подростки весьма чутки ко всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям – все это доставляет им искреннюю радость, но не побуждает к заносчивости или самомнению. Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и способны вторгнуть в беспросветное уныние. Действительные неприятности, утраты, несчастья лабильные подростки переносят чрезвычайно тяжело, обнаруживая склонность к реактивным депрессиям, тяжелым невротическим срывам. Лабильные подростки хорошо знают особенности своего характера, знают, что они – "люди настроения" и что от настроения у них все зависит. Отдавая отчет в слабых сторонах своей натуры, они не пытаются что-либо скрыть или затушевать, а как бы предлагают окружающим принимать их такими, какие они есть. В том, как относятся к ним окружающие, они обнаруживают удивительно хорошую интуицию – сразу, при первом контакте чувствуя, кто к ним расположен, кто безразличен, а в ком таится хоть капля недоброжелательности или неприязни. Ответное отношение возникает незамедлительно и без попыток его утаить. В меню

Изображение слайда
7

Слайд 7

Астено-невротический тип. У подростков астено-невротического типа с детства нередко обнаруживаются признаки невропатии – беспокойный сон и плохой аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание и т. п. Главными чертами астено-невротической акцентуации являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Раздражение, нередко по ничтожному поводу, легко изливается на окружающих, порой случайно попавших под горячую руку, и столь же легко сменяется раскаянием и даже слезами. Делинквентность, побеги из дому, алкоголизация и другие нарушения поведения подросткам астено-невротического типа не свойственны. К сверстникам тянутся, скучают без их компании, но быстро от них устают и ищут отдыха, одиночества или общества с близким другом. Отмечают зависимость плохого настроения от дурного самочувствия, плохой сон ночью и сонливость днем, разбитость по утрам. В мыслях о будущем центральное место занимают заботы о собственном здоровье. Они сознают также, что утомляемость и раздражительность глушат их интерес к новому, делают непереносимыми критику и возражения, стесняющие их правила. В меню

Изображение слайда
8

Слайд 8

Сенситивный тип. С детства проявляют пугливость и боязливость.К родным сохраняется детская привязанность. Упреки, нотации и наказания со стороны близких скорее вызывают отчаяние, чем протест. Рано формируется чувство долга, ответственности, высоких моральных и этических требований к окружающим и к самому себе. Сверстники ужасают грубостью, жестокостью, циничностью. В себе же видится множество недостатков, особенно в области качеств морально-этических и волевых. Чувство собственной неполноценности у сенситивных подростков делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации,в силу которой сенситивные подростки оказываются на общественных постах. Они разборчивы в выборе приятелей, предпочитают близкого друга большой компании, очень привязчивы в дружбе. Обычная подростковая группа ужасает их господствующими там шумом, развязностью, грубостью.Ни к алкоголизации, ни к употреблению наркотиков, ни к делинквентному поведению сенситивные подростки не склонны. Подмечается свойственная с детства обидчивость и чувствительность, застенчивость, которая особенно мешает подружиться с кем хочется, неумение быть вожаком, душой компании, неприязнь к авантюрам и приключениям, всякого рода риску и острым ощущениям, отвращение к алкоголю, нелюбовь к флирту и ухаживаниям. Слабым звеном сенситивных личностей является отношение к ним окружающих. Непереносимой для них оказывается ситуация, где они становятся объектом насмешек или подозрения в неблаговидных поступках, когда на их репутацию падает малейшая тень или когда они подвергаются несправедливым обвинениям. В меню

Изображение слайда
9

Слайд 9

Психастенический вид. Психастенические проявления в детстве незначительны и ограничиваются робостью, пугливостью, моторной неловкостью, склонностью к рассуждательству и ранними "интеллектуальными интересами".Иногда уже в детском возрасте обнаруживаются навязчивые явления, особенно фобии – боязнь незнакомых людей и новых предметов, темноты, боязнь оказаться за запертой дверью. Реже можно наблюдать появление навязчивых действий, невротических тиков и т. п. Первые классы школы - один из самых чувствительных ударов для психастенического характера. Воспитание в условиях "повышенной ответственности« способствуют становлению психастении.Опасения психастеника целиком адресуются к возможному, даже к маловероятному в будущем. Опасности реальные и невзгоды, уже случившиеся, пугают куда меньше. У подростков особенно характерной бывает тревога за мать – как бы она не заболела и не умерла,как бы не попала в катастрофу, не погибла бы под транспортом. Защитой от постоянной тревоги за будущее становятся специально выдуманные приметы и ритуалы. Физическое развитие психастеников обычно оставляет желать лучшего. Особенно слабы и неловки руки при более сильных ногах. Ни делинквентность, ни побеги из дому, ни алкоголь, ни наркотики, ни даже суицидальное поведение в трудных ситуациях не встречались. Часто выступает тенденция находить у себя самые разнообразные черты характера, включая совершенно несвойственные (например, истероидные). В меню

Изображение слайда
10

Слайд 10

Шизоидный тип. Наиболее существенной чертой данного типа считается замкнутость, отгороженность от окружающего, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении. Подростковый период является самым тяжелым для шизоидной психопатии. Отмечается недостаток сопереживания – неумение разделять радость и печаль другого, понять обиду, прочувствовать чужое волнение и беспокойство. Недостаток интуиции и сопереживания обусловливает, вероятно, то, что называют холодностью шизоидов. Реакция эмансипации нередко проявляется весьма своеобразно. Шизоидный подросток может долго терпеть мелочную опеку в быту, подчиняться установленному для него распорядку жизни и режиму, но реагировать бурным протестом на малейшую попытку вторгнуться без позволения в мир его интересов, увлечений и фантазий. Как правило, шизоидные подростки стоят особняком от компаний сверстников. Чаще всего приходится встречать интеллектуально-эстетические хобби. Самооценка шизоидов отличается констатацией того, что связано с замкнутостью, одиночеством, трудностью контактов, непониманием со стороны окружающих. Отношение к другим проблемам оценивается гораздо хуже. Противоречивости своего поведения они обычно не замечают или не придают ей значения. Любят подчеркивать свою независимость и самостоятельность... В меню

Изображение слайда
11

Слайд 11

Эпилептоидный тип. Главными чертами эпилептоидного типа являются склонность к дисфориям, и тесно связанная с ними аффективная взрывчатость, напряженное состояние инстинктивной сферы, а также вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность, откладывающие отпечаток на всей психике. Дисфории, длящиеся часами и днями, отличают злобно-тоскливая окраска настроения, накипающее раздражение, поиск объекта, на котором можно сорвать зло. Аффективные разряды эпилептоида лишь при первом впечатлении кажутся внезапными. Аффекты не только очень сильны, но и продолжительны – эпилептоид долго не может остыть.С первых лет такие дети могут подолгу, многими часами плакать и их невозможно бывает ни утешить, ни отвлечь, ни приструнить.В компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль властелина, устанавливающего свои правила всегда в свою пользу. Повод для гнева может быть мал и ничтожен, но он всегда сопряжен хотя бы с незначительным ущемлением интересов. Эпилептоидный подросток в ярости способен наотмашь по лицу ударить престарелую бабку, столкнуть с лестницы показавшего ему язык малыша, броситься с кулаками на более сильного обидчика. Любовь у представителей этого типа почти всегда бывает окрашена мрачными тонами ревности. Измен как действительных, так и мнимых, они никогда не прощают. Невинный флирт трактуется как тяжкое предательство. Почти все эпилептоиды отдают дань азартным играм. Совершенствование ручных навыков, особенно если это сулит определенные материальные блага также может оказаться в сфере увлечений. Во взаимоотношениях с окружающими, они представляют себя значительно более конформными, чем это есть на самом деле. В меню

Изображение слайда
12

Слайд 12

Истероидный тип. Его главная черта – беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. На худой конец предпочитается даже негодование или ненависть, но только не безразличие. Многие из них обнаруживают неплохие артистические способности. Среди поведенческих проявлений истероидности у подростков демонстрации, "псевдосуициды", "суицидальный шантаж". Обильная суицидальная "сигнализация" нередко предшествует демонстрации или сопровождает ее: пишутся различные прощальные записки, делаются "тайные" признания приятелям, записываются "последние слова" на магнитофоне и т. п. Свойственное истероидам "бегство в болезнь", изображение необычных заболеваний принимают иногда в среде некоторых подростковых компаний новую форму, выражаясь стремлением попасть в психиатрическую больницу и тем заполучить в подобной среде репутацию необычности. Для достижения этой цели используется разыгрывание роли наркомана, суицидальные угрозы и жалобы, почерпнутые из учебников психиатрии. Алкоголизация или употребление наркотиков у истероидных подростков также иногда носит демонстративный характер. Реакция группирования со сверстниками всегда сопряжена с претензиями на лидерство или на исключительное положение в группе. Увлечения почти целиком сосредоточиваются в области эгоцентрического типа хобби. Самооценка истероидных подростков далека от объективности. Подчеркиваются те черты характера, которые в данный момент могут произвести впечатление. В меню

Изображение слайда
13

Слайд 13

Неустойчивый тип. В детстве они отличаются непослушанием, непоседливостью, всюду и во все лезут, но при этом трусливы.Только при непрестанном и строгом контроле, нехотя подчиняясь, они выполняют задания, всегда ищут случая отлынивать от занятий. Вместе с тем рано обнаруживается повышенная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью. Они убегают с уроков в кино или просто погулять по улице. Все дурное словно липнет к ним. Еще детьми они начинают курить. Легко идут на мелкие кражи, готовы все дни проводить в уличных компаниях. Когда же они становятся подростками, то прежние развлеченияих уже не удовлетворяют, и они дополняют их более сильными– в ход идут хулиганские поступки, алкоголизация, наркотики..С наступлением пубертатного периода такие подростки стремятся высвободиться из-под родительской опеки. Истинной любви к родителям они никогда не питают. К бедам и заботам семьи относятся с равнодушием и безразличием. Родные для них – лишь источник средств для наслаждений. Очень плохо переносят одиночество и рано тянутся к уличным подростковым группам. Обычно они становятся орудиями таких групп. Учеба легко забрасывается. Никакой труд не становится привлекательным. Работают они только в силу крайней необходимости. Поражает их равнодушие к своему будущему:они целиком живут настоящим, желая извлечь из него максимум развлечений и удовольствий. Слабое место неустойчивых – безнадзорность, обстановка попустительства, открывающая просторы для праздности и безделья. Самооценка неустойчивых подростков нередко отличается тем, что они приписывают себе либо гипертимные, либо конформные черты. В меню

Изображение слайда
14

Слайд 14

Конформный тип. Главная черта характера этого типа – постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению.Этим личностям свойственны недоверие и настороженное отношение к незнакомцам. Их главное качество, главное жизненное правило – думать "как все", поступать "как все", стараться, чтобы все у них было "как у всех" – от одежды и домашней обстановки до мировоззрения и суждений по животрепещущим вопросам. Под "всеми" подразумевается обычное непосредственное окружение. От него они не хотят ни в чем отстать, но и не любят выделяться, забегать вперед. Конформная личность – полностью продукт своей микросреды. В хорошем окружении – это неплохие люди и неплохие работники. Но, попав в дурную среду, они со временем усваивают все ее обычаи и привычки, манеры и правила поведения, как бы все это ни противоречило предыдущим и как бы пагубным ни было. Конформность сочетается с поразительной некритичностью. Все, что говорит привычное для них окружение, все, что они узнают через привычный для них канал информации – это для них и есть истина. Они – неинициативны. Конформные подростки совсем не склонны менять свою подростковую группу, в которой свыклись и освоились. Лишенные собственной инициативы,они могут быть втянуты в групповые правонарушения, в алкогольные компании, подбиты на побег из дому или на расправу с чужаками. Увлечения конформного подростка целиком определяются его средой и модой времени. В меню

Изображение слайда
15

Последний слайд презентации: А. Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков», медицина 1983

Смешанные типы. Эти типы составляют почти половину случаев явных акцентуаций. Встречающиеся сочетания подчиняются определенным закономерностям. Черты одних типов сочетаются друг с другом довольно часто, а других – практически никогда. Существуют два рода сочетаний: Промежуточные типы обусловлены эндогенными закономерностями.К ним относятся лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы, а также сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сенситивным, астено-невротического с сенситивным и психастеническим. Сюда же могут быть отнесены шизоидо-сенситивный, шизоидо-психастенический, шизоидо-эпилептоидный, шизоидо-истероидный, истероидно-эпилептоидный типы. В силу эндогенных закономерностей возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный. Амальгамные типы –смешанные типы иного рода. Они формируются как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого из-за неправильного воспитания или иных хронически действующих психогенных факторов. Гипертимно-неустойчивый и гипертимно-истероидный типы представляют собой присоединение неустойчивых или истероидных черт к гипертимной основе. Лабильно-истероидный тип обычно бывает следствием наслоения и истероидности на эмоциональную лабильность, а шизоидо-неустойчивый и эпилептоидо-неустойчивый – неустойчивости на шизоидную или эпилептоидную основу. При истероидно-неустойчивом типе неустойчивость является лишь формой выражения истероидных черт. Конформно-неустойчивый тип возникает как следствие воспитания конформного подростка в асоциальном окружении. Развитие эпилептоидных черт на основе конформности возможно, когда подросток вырастает в условиях жестких взаимоотношений. Другие сочетания практически не встречаются. В меню

Изображение слайда