Презентация на тему: 30.04.2020 г. Искусство иллюстрации. Слово и изображение

Реклама. Продолжение ниже
30.04.2020 г. Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
Р у к о п и с н ы е к н и г и
Летописец
30.04.2020 г. Искусство иллюстрации. Слово и изображение
Фрагмент рукописной Лаврентьевской летописи
Грамота
Переплет рукописной книги
30.04.2020 г. Искусство иллюстрации. Слово и изображение
Европа
«Слово о полку Игореве»
«Инициал»-лат «initialis», что в переводе означает «начальный». Так называют заглавную букву увеличенного размера
Инициал-гигант «I» в начале Книги Бытия. Истинная высота буквы — 320 мм, что в 150 раз превышает высоту текстовой строки. Библия. Франция, 1240—1260 годы
В русской традиции инициал чаще всего именуют буквицей
Буквица может быть шрифтовой,
Декорированной…
Графически буквица напоминает птичье гнездо в кроне дерева весенней порой — даже издалека глаз легко различает его в сплетении ветвей.
«Красота без пестроты» Юрьевского Евангелия. Буквы «В» и «Р». Великий Новгород, 1119—1128 годы.
…или красочной.
З а с т а в к а Начальный лист византиского кодекса, как правило, открывался не инициалом, а богато декорированной заставко. Она имела форму прямоугольника или
30.04.2020 г. Искусство иллюстрации. Слово и изображение
30.04.2020 г. Искусство иллюстрации. Слово и изображение
Тератологический стиль
Любимым мотивом украшения начальных букв были птицы — близкие небу и ангелам существа, олицетворявшие собой свободную от плоти человеческую душу.
Самобытны и необычано красивы орнаментальные инициалы, рисованные в раннем Средневековье ирландскими монахами.
Стихия рыбы — вода, поэтому образ этот связывался также с обрядом крещения.
В XIII веке кроме многочисленных драконов и змей, птиц и собак, медведей и зайцев в очертания тератологических буквиц стали включать фигуру человека…
…в виде озорной буквицы..
Помимо комичности ситуации (одетый человек окатывает себя водой) ещё баня служила символом низкого, «кромешного» мира. Буква «Р». Евангелие. Великий Новгород,
Андрей Рублев
Феофан Грек Под кистью Феофана Грека рождаются существа непокорные, суровые, не ведающие жалости. Буквы «В», «С» и «В» из Евангелия Кошки. Москва, 1390-е годы.
Художники -иллюстраторы
Виктор Михалович Васнецов (1848 - 1926)
30.04.2020 г. Искусство иллюстрации. Слово и изображение
30.04.2020 г. Искусство иллюстрации. Слово и изображение
Билибин Иван Яковлевич Буквицы русских народных сказок — вдумчивая стилизация художника И. Я. Билибина. 1899—1902. В рисунке типографского шрифта XIX века
30.04.2020 г. Искусство иллюстрации. Слово и изображение
Современные буквицы сербской художницы Ольгицы Стефанович
30.04.2020 г. Искусство иллюстрации. Слово и изображение
30.04.2020 г. Искусство иллюстрации. Слово и изображение
1/39
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 47)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (5302 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: 30.04.2020 г. Искусство иллюстрации. Слово и изображение

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2: Р у к о п и с н ы е к н и г и

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
3

Слайд 3: Летописец

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
4

Слайд 4

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
5

Слайд 5: Фрагмент рукописной Лаврентьевской летописи

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
6

Слайд 6: Грамота

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
7

Слайд 7: Переплет рукописной книги

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
9

Слайд 9: Европа

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
10

Слайд 10: Слово о полку Игореве»

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
11

Слайд 11: Инициал»-лат «initialis», что в переводе означает «начальный». Так называют заглавную букву увеличенного размера

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
12

Слайд 12: Инициал-гигант «I» в начале Книги Бытия. Истинная высота буквы — 320 мм, что в 150 раз превышает высоту текстовой строки. Библия. Франция, 1240—1260 годы

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
13

Слайд 13: В русской традиции инициал чаще всего именуют буквицей

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
14

Слайд 14: Буквица может быть шрифтовой,

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15: Декорированной…

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
16

Слайд 16: Графически буквица напоминает птичье гнездо в кроне дерева весенней порой — даже издалека глаз легко различает его в сплетении ветвей

О д н о ц в е т н о й

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
17

Слайд 17: Красота без пестроты» Юрьевского Евангелия. Буквы «В» и «Р». Великий Новгород, 1119—1128 годы

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
18

Слайд 18: или красочной

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
19

Слайд 19: З а с т а в к а Начальный лист византиского кодекса, как правило, открывался не инициалом, а богато декорированной заставко. Она имела форму прямоугольника или П-образной скобы с проросшими по углам листьями и располагалась в верхней части страницы

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
20

Слайд 20

Из всех способов украшения заглавных букв русских художников-изографов больше всего привлекали растительные мотивы, доведённые греческими мастерами до предельной условности. Мачты таких букв рисовались витыми или составленными из нескольких коленцев. На их окончаниях и в местах сочленений набухали почки и завязывались молодые побеги. Широкие листья, плавно заворачиваясь, намечали естественные изгибы письменных знаков, а цветочными бутонами эффектно завершались буквенные петли.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
21

Слайд 21

Разнообразные существа изображались одной линией и плавно переходили в плетёный узор, однако понемногу в них начинала преобладать декоративность. Ремни завязывались в замысловатые узлы, звери свивались шеями и хвостами, переплетались лапами и крыльями, одно животное появлялось на свет из пасти другого... Странные формы этих напряжённых и беспокойных созданий побудили объединить их под общим названием «чудища», а за новым орнаментом закрепилось определение тератологический (от греческого терш; — чудище, чудовище)

Изображение слайда
1/1
22

Слайд 22: Тератологический стиль

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
23

Слайд 23: Любимым мотивом украшения начальных букв были птицы — близкие небу и ангелам существа, олицетворявшие собой свободную от плоти человеческую душу

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
24

Слайд 24: Самобытны и необычано красивы орнаментальные инициалы, рисованные в раннем Средневековье ирландскими монахами

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
25

Слайд 25: Стихия рыбы — вода, поэтому образ этот связывался также с обрядом крещения

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
26

Слайд 26: В XIII веке кроме многочисленных драконов и змей, птиц и собак, медведей и зайцев в очертания тератологических буквиц стали включать фигуру человека…

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
27

Слайд 27: в виде озорной буквицы

Перебранку рыбаков художник запечатлел на века. Буквица «М». Фроловская Псалтирь. Великий Новгород, XIV век

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
28

Слайд 28: Помимо комичности ситуации (одетый человек окатывает себя водой) ещё баня служила символом низкого, «кромешного» мира. Буква «Р». Евангелие. Великий Новгород, 1355

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
29

Слайд 29: Андрей Рублев

Звери в буквицах Андрея Рублёва исполнены кротости, гармонии с миром и чуткого внимания друг к другу.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
30

Слайд 30: Феофан Грек Под кистью Феофана Грека рождаются существа непокорные, суровые, не ведающие жалости. Буквы «В», «С» и «В» из Евангелия Кошки. Москва, 1390-е годы

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
31

Слайд 31: Художники -иллюстраторы

Интересны книжные работы художников Виктора Михайловича Васнецова («Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина, 1899) и Ивана Яковлевича Билибина («Сказки», 1899—1902). Последнему удалось перекинуть поистине живой мост между двумя эпохами, органично сочетав, казалось бы, мало сочетаемые явления: грубовато-простодушный рисунок древнерусских буквиц и рафинированный колорит стиля «модерн».

Изображение слайда
1/1
32

Слайд 32: Виктор Михалович Васнецов (1848 - 1926)

Иллюстрации к "Песне о вещем Олеге" А.С.Пушкина Оформление, созвучное эпически-величавым строфам Пушкина, было выполнено художником в стиле богато изукрашенных орнаментами и миниатюрами древнерусских рукописных книг. Васнецов создал заставки, заглавные буквицы, концовки и композиции, служившие как бы лицевыми миниатюрами, как в древних книгах. В «Песне о вещем Олеге» Васнецoв выступил продолжателем древнерусских традиций оформления книг, восприняв у средневековых мастеров не только стилистику, но и суть их подхода к конструкции книги в целом. "Песнь о вещем Олеге" Васнецова определила новое направление в развитии книжной иллюстрации, продолженное Иваном Билибиным и художниками «Мира искусства».

Изображение слайда
1/1
33

Слайд 33

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
34

Слайд 34

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
35

Слайд 35: Билибин Иван Яковлевич Буквицы русских народных сказок — вдумчивая стилизация художника И. Я. Билибина. 1899—1902. В рисунке типографского шрифта XIX века использованы тератологические мотивы рукописных буквиц XIII—XIV столетий. Словолитня А. С. Суворина. Санкт-Петербург, 1894

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
36

Слайд 36

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
37

Слайд 37: Современные буквицы сербской художницы Ольгицы Стефанович

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
38

Слайд 38

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
39

Последний слайд презентации: 30.04.2020 г. Искусство иллюстрации. Слово и изображение

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже