Презентация на тему: 1.Способности и Задатки Тема 2. Психологические модели интеллектуальных

1.Способности и Задатки Тема 2. Психологические модели интеллектуальных способностей
1.Способности и Задатки Тема 2. Психологические модели интеллектуальных
взглядЫ Б. М. Теплова и С. Л. Рубинштейна
1.Способности и Задатки Тема 2. Психологические модели интеллектуальных
1.Способности и Задатки Тема 2. Психологические модели интеллектуальных
1.Способности и Задатки Тема 2. Психологические модели интеллектуальных
соотношение между врожденным и приобретенным
1.Способности и Задатки Тема 2. Психологические модели интеллектуальных
1.Способности и Задатки Тема 2. Психологические модели интеллектуальных
1.Способности и Задатки Тема 2. Психологические модели интеллектуальных
Выделяют  три типа способностей :
1.Способности и Задатки Тема 2. Психологические модели интеллектуальных
Конус способностей
1.Способности и Задатки Тема 2. Психологические модели интеллектуальных
1.Способности и Задатки Тема 2. Психологические модели интеллектуальных
1.Способности и Задатки Тема 2. Психологические модели интеллектуальных
1.Способности и Задатки Тема 2. Психологические модели интеллектуальных
1.Способности и Задатки Тема 2. Психологические модели интеллектуальных
1.Способности и Задатки Тема 2. Психологические модели интеллектуальных
Талант Гениальность
1.Способности и Задатки Тема 2. Психологические модели интеллектуальных
тиды одаренности
ДИССИНХРОНИя детской одаренности
определение интеллекта
Интеллект
1.Способности и Задатки Тема 2. Психологические модели интеллектуальных
В настоящее время существуют как минимум три трактовки понятия интеллекта
Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь
Интеллект В отечественной психологии Б. М. Теплов.
Интеллект необходимо рассматривать как сложную многоуровневую структуру
Воллах и Коган выявили 4 группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям и решению
1.Способности и Задатки Тема 2. Психологические модели интеллектуальных
1.Способности и Задатки Тема 2. Психологические модели интеллектуальных
1.Способности и Задатки Тема 2. Психологические модели интеллектуальных
1.Способности и Задатки Тема 2. Психологические модели интеллектуальных
индивидуальный стиль деятельности
Мудрость
1.Способности и Задатки Тема 2. Психологические модели интеллектуальных
работоспособности полушарий головного мозга
1/39
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 3)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (704 Кб)
1

Первый слайд презентации: 1.Способности и Задатки Тема 2. Психологические модели интеллектуальных способностей

Изображение слайда
2

Слайд 2

Человек не рождается на свет, имея уже какие-нибудь определенные способности. Врожденными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, среди которых наибольшее значение имеют особенности нервной системы, мозга.  Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми, называются  задатками.

Изображение слайда
3

Слайд 3: взглядЫ Б. М. Теплова и С. Л. Рубинштейна

врожденное в мозге выступает основой задатков индивида. Под задатками понимают врожденные морфологические и фукнциональные особенности мозга и органов ощущений индивида. Человеческий индивид, если он рождается с нормой морфологии и функций мозга и органов ощущений, имеет все общие задатки для взаимодействия с окружающим миром. К общим относятся сенсомоторные задатки, локомоторные задатки( движение тела в пространстве), перцептивные задатки, интеллектуальные и языковые задатки. Все задатки составляют основу для формирования и развития способностей. Под способностями понимают такие психические особенности, которые обуславливают скорость и легкость овладения тем или другим видом деятельности, оказывают содействие накоплению знаний, умений и навыков, но к последним не сводятся

Изображение слайда
4

Слайд 4

Задатки  имеют важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей, свойства зрительного анализатора — для изобразительных способностей). задатки — только одно из условий формирования способностей. Сами по себе они никак еще не предопределяют способностей. Если человек даже с самыми выдающимися задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Задатки — это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Поэтому в ажную роль в развитии способностей играют   временные связи в коре мозга. Системы условных связей придают более общим особенностям работы мозга те качества, которые делают человека пригодным к тем или иным конкретным видам деятельности.

Изображение слайда
7

Слайд 7: соотношение между врожденным и приобретенным

на очень ранних этапах антропогенеза человеческого общества индивиды стали рождаться с такими врожденными возможностями, которые с одной стороны, этого индивида ни к чему не привязывают, а с другой стороны, индивид готов к встрече с предметной средой, которая его окружает с момента рождения. Такая конструкция врожденного говорит о том, что задатки у индивида многогранные. На основе одних и тех же задатков может проявиться успешное овладение многими видами деятельности. Иначе говоря, между врожденными задатками и приобретенными способностями не может существовать жесткая зависимость.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Способности играют немаловажную роль в достижении поставленной цели. У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. В то же время у различных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся по уровню развития.

Изображение слайда
9

Слайд 9

ГЕНИАЛЬНОСТЬ ТАЛАНТ ОДАРЕННОСТЬ СПОСОБНОСТИ ЗАДАТКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ Социальные условия Познавательная, трудовая, социальная активность личности Уровни развития способностей

Изображение слайда
10

Слайд 10

Способности по направленности  в свою очередь подразделяются на две группы: общие элементарные — способности, присущие всем людям в разной степени. Это способности ощущать, запоминать, воспринимать, мыслить; сложные — способности к труду, учебе, общению.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Выделяют  три типа способностей :

художественный  — характеризуется относительным преобладанием первой сигнальной системы в психической деятельности человека. Первая сигнальная система базируется на ощущениях и восприятиях, и люди, у которых преобладает эта система, обладают художественными, музыкальными, литературными способностями; мыслительный  — характеризуется относительным преобладанием второй сигнальной системы. Те, у кого преобладает вторая сигнальная система, базирующаяся на речи, относятся к мыслительному типу людей; промежуточный  (средний) тип — характеризуется примерно равным соотношением двух сигнальных систем.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Основы способностей заложены генетически — в виде задатков. В структуру способностей входят общие, специальные и групповые способности. Последние группируются и развиваются на базе задатков, общих и специальных способностей. В 16-18 лет, когда происходит выбор профессии, структура способностей личности меняется, проявляются профессиональные способности, которые завершают «конус». «Конус способностей» формируется в направлении снизу вверх, а их разрушение происходит в противоположном направлении

Изображение слайда
13

Слайд 13: Конус способностей

Изображение слайда
14

Слайд 14

Общие способности — это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Специальные — это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Групповыми называют способности, которые группируются и развиваются на базе задатков, общих и специальных

Изображение слайда
17

Слайд 17

Одаренным присущи высокий энергетический уровень, малая продолжительность сна, повышенная познавательная активность, интеллектуальная инициатива — склонность ставить перед собой новые сложные задачи (Д. Б. Богоявленская)

Изображение слайда
18

Слайд 18

Профессиональные способности – способности, сформировавшиеся в ходе профессионального обучения и продолжающие развиваться и ходе профессиональной адаптации и последующей трудовой деятельности.

Изображение слайда
19

Слайд 19

В проявлении способностей могут также выделяться уровни ‑ репродуктивный (воспроизводящий, когда человек демонстрирует лишь то, чему его научили) и продуктивный, творческий (талант и гениальность, при которых человек порождает нечто субъективно или объективно новое).

Изображение слайда
20

Слайд 20: Талант Гениальность

Высшая степень творческих проявлений личности называется  гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности -  талантом. О гениальности говорят, когда достижения человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Таких людей за всю пятитысячную историю цивилизации было не более 400 человек. Лафатер подсчитал, что отношение количества гениев (в целом) к обычным людям примерно один к миллиону Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода, но в уже определенной области знаний, за границу которой он не выходит

Изображение слайда
21

Слайд 21

гениальность обнаруживается еще с детства, а в молодые годы является уже с полной силой: Александр Македонский был на вершине своей славы в 20 лет, Карл Великий - в 30 лет, Бонапарт - в 26.

Изображение слайда
22

Слайд 22: тиды одаренности

интеллектуальный тип одаренности. называют «умными», «толковыми», сообразительными. «академическая» - высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению, прежде всего умеют блестяще усваивать. это художественный тип- высокие достижениях в художественной деятельности — музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Креативный тип- нестандартность мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир, в том, что поэт назвал «лица необщим выраженьем». лидерская, или социальная, одаренность. Синонимом этого является выражение «организаторские способности». Такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими.

Изображение слайда
23

Слайд 23: ДИССИНХРОНИя детской одаренности

Неравномерность развития отдельных способностей и личностных свойств. Ж.-Ш. Террасье, П. Мерш и др. Диссинхрония проявяется на двух уровнях: внешнем (социальном) и внутреннем. Симптоматика внешней, социальной, диссинхронии  выражен этот вид диссинхронии в часто отмечаемом разрыве между одаренным ребенком и его окружением. внутренняя диссинхрония, которая предполагает обсуждение проблемы несоответствия уровней развития отдельных функций, или несбалансированное развитие отдельных способностей.

Изображение слайда
24

Слайд 24: определение интеллекта

"рабочее" определение интеллекта как глобальную способность индивида рационально действовать и правильно мыслить. (Векслер) Недостаточно удачной оказалась попытка свести интеллект к мышлению.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Интеллект

Продуктивность познавательной деятельности личности определяется уровнем ее интеллекта. Эта зависимость простая и очевидная, так как латинское слово " intellektus " переводится, как "познание, понимание". Несмотря на эту простую зависимость, природа и сущность интеллекта остается неопределенной и загадочной. В истории психологии известен смешной случай, когда председатель был вынужден закрыть научное заседание, поскольку ни докладчик, ни присутствующие не смогли ответить на вопрос: "Что такое интеллект?" Этот случай произошел в 90-х годах XIX в. А в 60-х годах XX в. известный исследователь интеллекта Д. Векслер, психолог с мировым именем, в своей книге "Измерение и оценка интеллекта взрослых" рассматривал интеллект как "сущность, которую нельзя познать" и которой нельзя дать определения

Изображение слайда
26

Слайд 26

Бине ввел количественную меру интеллекта IQ (коэффициент интеллекта). Дальнейшее использование тестов привело других психологов к выводу, что коэффициенты интеллекта измеряют не уровень самого интеллекта, а уровень осведомленности, знаний и опыта, или уровень независимых способностей, которые имеет данный субъект на момент тестирования. Поэтому тестовый подход к измерению интеллекта на сегодняшний день остается объектом критики

Изображение слайда
27

Слайд 27: В настоящее время существуют как минимум три трактовки понятия интеллекта

Биологическая трактовка: "способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации" Педагогическая трактовка:"способность к обучению, обучаемость " Структурный подход, сформулированный А. Бине : интеллект как "способность адаптации средств к цели". С точки зрения структурного подхода, интеллект-это совокупность тех или иных способностей.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:

счетную способность, т. е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия; вербальную (словесную) гибкость, т. е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова; вербальное восприятие, т. е. способность понимать устную и письменную речь; пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве; память; способность к рассуждению; быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Интеллект В отечественной психологии Б. М. Теплов

рассматривается как компонент индивидуальности, связанный с личностными характеристиками (исследования связей интеллекта с эмоционально-волевыми особенностями, социально-экономическими условиями и т.д.) способность есть индивидуальное свойство, которое различно проявляется у разных людей. Это переменная. Ее можно измерять. способность есть свойство, связанное с успешным освоением / осуществлением деятельности. Это успех. Его можно измерять. способности не тождественны ЗУН.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Интеллект необходимо рассматривать как сложную многоуровневую структуру

Интеллект как результат процесса социализации, а также влияния культуры в целом ( социокультурный подход); Интеллект как следствие адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с окружающим миром (генетический подход) Интеллект как особая форма человеческой деятельности ( процессуально-деятельностный подход) Интеллект как продукт целенаправленного обучения Интеллект как совокупность элементарных процессов обработки информации (информационный подход); Интеллект как особая форма содержания сознания (феноменологический подход) Интеллект как система разноуровневых познавательных процессов (структурно-уровневый подход) Интеллект как фактор саморегуляции (регуляционный подход)

Изображение слайда
31

Слайд 31: Воллах и Коган выявили 4 группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям и решению задач

Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и креативности, уверены в своих способностях, имеют адекватную самооценку, проявляют большую инициативу, личную независимость суждений и действий, высокоуспешны, проявляют одаренность, социально адаптируемы. Дети с низким уровнем креативности, но высоким интеллектом стремятся к школьным успехам, но крайне тяжело переживают неудачи, боятся высказать свое мнение, пойти на риск, боятся удара по самолюбию, дистанцируются от своих одноклассников. Дети с низким уровнем интеллекта и высоким уровнем креативности (третья группа) часто попадают в категорию «изгоев», плохо приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют хобби и увлечения на стороне, «странные фантазеры», они не поняты ни учителями, ни сверстниками. Четвертая группа детей с низким уровнем интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в «середнячках», имеют адекватную самооценку, низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью.

Изображение слайда
32

Слайд 32

Распределение имеет вид нормальной кривой Гаусса. Распределение показателей IQ в человеческой популяции по стандартизированному тесту Стенфорда-Бине.

Изображение слайда
33

Слайд 33

Изображение слайда
34

Слайд 34

За среднестатистическую норму принят IQ= 100 баллов, а стандартное отклонение с = ± 20 баллов. Из рисунка видно, что в диапазоне 80 < IQ < 120 баллов находится практически большинство индивидов (84%). Эти так называемые границы нормы интеллекта. Вправо в диапазоне 120 < IQ< 140 баллов находятся умственно способные индивиды, а индивиды с IQ > 140 баллов считаются умственно одаренными. На противоположной стороне (слева) в диапазоне 60 < IQ< 80 баллов находятся индивиды с интеллектом ниже нормы. Это тот контингент, который в области специальной психологии и педагогики рассматривается как контингент с задержкой психического развития (ЗПР). Индивиды с IQ < 60 баллов составляют патологический контингент умственно отсталых в человеческой популяции. По стандартам Всемирной организации здравоохранения (ВООЗ) количество умственно одаренных и умственно отсталых одинаковое (смотри рис).

Изображение слайда
35

Слайд 35

Компоненты стиля человека А Стиль жизни Социальный характер – "идущий ко дну" неудачник 2 + "плывущий по течению" безропотный исполнитель 3 – "покачивающийся на волнах" себялюбец 4 – "любитель теплого течения" деятель 5 + "соревнующийся с течением" соперничающий – "вовлекающийся в водоворот" работяга 7 – "наперекор течению" непризнанный гений 8 + + + "плывущий вольным стилем" самоактуализирующийся

Изображение слайда
36

Слайд 36: индивидуальный стиль деятельности

1– никогда не знает, чего именно хочет, тратит много сил впустую, неадекватно оценивает себя и окружающих; 2 – добивается признаваемых другими результатов, которые при этом совсем не обязательно соответствуют собственным желаниям; к тому же физиологическая стоимость результатов слишком высока и не оправдывается; 3 – стремится найти себе тихое место, озабочен только исполнением своих желаний, следит за тем, чтобы не потратить лишних сил, не стремится к успеху ("Главное – чтобы меня не трогали"), равнодушен к порицанию или одобрению; 4 – готов использовать любые средства, чтобы добиться выполнения своих желаний, пусть даже идущих вразрез с имеющимися способностями; 5 – делает все по-своему, даже назло своим желаниям, однако умеет находить оптимальные пути для достижения успеха; 6 – не вступает в противоречие с групповыми нормами, выбирает сферу деятельности в соответствии с собственными желаниями, но, как правило, не достигает успеха и тратит впустую много сил; 7 – выраженная форма социальной дезадаптации сочетается с умением правильно расходовать свои силы, верно определять цели (но не находить адекватных способов их достижения); 8 – отличается гармоничной структурой стиля, сочетающейся с адекватной самооценкой и постоянным стремлением к изменениям, поиску новых, более оптимальных способов достижения намеченных целей.

Изображение слайда
37

Слайд 37: Мудрость

Мудрость ‑ это экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным или неясным вопросам. Мудрость обладает пятью основными свойствами. Во-первых, она связана с решением важных, смысложизненных вопросов. Во-вторых, уровень используемых знаний очень высок. В-третьих, эти знания сбалансированы и мо гут использоваться в особых ситуациях. В-четвертых, мудрость сочетает в себе ум и добродетель и может использоваться как для блага отдельного человека, так и для человечества в целом. В-пятых, мудрость легко распознается другими людьми.

Изображение слайда
38

Слайд 38

МУДРОСТЬ Фактуальные знания о практической стороне жизни Процедурные знания практической стороны жизни Знания, учитывающие относительность ценностей жизни Знания, учитывающие неопределенность жизни Знание контекста жизни и общественных перемен Структура мудрости как формы интеллекта по П.Бальтесу

Изображение слайда
39

Последний слайд презентации: 1.Способности и Задатки Тема 2. Психологические модели интеллектуальных: работоспособности полушарий головного мозга

Изображение слайда