Презентация на тему: 1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5

1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5
1/65
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 94)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1009 Кб)
1

Первый слайд презентации

1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5

Изображение слайда
2

Слайд 2

2 При разработке психологической функциональной системы деятельности мы исходили из общих требований к функциональным системам

Изображение слайда
3

Слайд 3

3 В качестве основного системообразующего фактора должен выступать результат деятельности

Изображение слайда
4

Слайд 4

4 При этом мы исходим из того методологического положения, что человек является субъектом деятельности. Но что это значит? Это значит, что человек обладает определенными потребностями, способностями хотеть и желать. И эти желания он удовлетворяет в деятельности и через деятельность

Изображение слайда
5

Слайд 5

5 В зависимости от потребностей, желаний человек сам, как субъект деятельности, ставит перед собой определенную цель, которая в нашем случае выступает как цель деятельности Базовые компоненты, отражающие субъектность деятельности представлены на рис. 1.

Изображение слайда
6

Слайд 6

6 Рис. 1. Базовые компоненты субъектности деятельности цель деятельности мотивы деятельности результат деятельности

Изображение слайда
7

Слайд 7

7 Важнейшим компонентом субъектности деятельности является тот факт, что все основные компоненты деятельности связаны с переживаниями. Эта связь реализует методологический принцип единства знания и переживания

Изображение слайда
8

Слайд 8

8 Между отмеченными компонентами устанавливаются многообразные и многозначные связи

Изображение слайда
9

Слайд 9

9 производительностью; качеством; надежностью Любая деятельность по своему результату характеризуется :

Изображение слайда
10

Слайд 10

10 Поэтому нормативный результат всегда претерпевает трансформацию по этим трем параметрам

Изображение слайда
11

Слайд 11

11 В зависимости от мотивации субъект может отдать предпочтение одному из указанных параметров

Изображение слайда
12

Слайд 12

12 Принятие решения в пространстве трех факторов насыщено глубокими переживаниями

Изображение слайда
13

Слайд 13

13 Ориентация на ту или иную систему параметров определяет психологическую цену деятельности

Изображение слайда
14

Слайд 14

14 В бизнесе основным результатом является получение прибыли. Прибыль выступает системообразующим фактором. Но прибыль может быть получена различным способом

Изображение слайда
15

Слайд 15

15 В процессе сложного взаимодействия нормативного результата с мотивами субъекта деятельности формируется субъективная цель, отражающая результат. Соотношение этой цели с мотивом определяет личностный смысл деятельности

Изображение слайда
16

Слайд 16

16 Важным моментом, определяющим характер отношений между результатом, мотивом и целью, является внешняя социальная оценка результата, который достигает субъект в деятельности

Изображение слайда
17

Слайд 17

17 принятие профессиональной деятельности; определение личностного смысла деятельности; трансформацию нормативного результата и выбор способов его достижения; Мотивация оказывает определяющее влияние на:

Изображение слайда
18

Слайд 18

18 Под влиянием мотивации и цели в деятельность вовлекаются ресурсы внутреннего мира во всем их многообразии

Изображение слайда
19

Слайд 19

19 Это вовлечение осуществляется по функциональному принципу

Изображение слайда
20

Слайд 20

20 Это возможно, т.к. мотивация входила во все компоненты внутреннего мира, когда они формировались в прошлом опыте

Изображение слайда
21

Слайд 21

21 Под влиянием мотивации устанавливаются критерии достижения цели и критерии предпочтительности той или иной модификации и способов ее достижения

Изображение слайда
22

Слайд 22

22 В целом необходимо отметить, что процессы взаимодействия мотивации, результата и цели действия изучены еще явно недостаточно

Изображение слайда
23

Слайд 23

23 Для того, чтобы цель была достигнута, субъект должен совершить определенные действия

Изображение слайда
24

Слайд 24

24 Деятельность субъекта направляет представление о результате (цель) и программе деятельности. При этом необходимо, чтобы была проведена декомпозиция цели на подцели отдельных действий и для каждой подцели должны быть установлены критерии достижения подцели и критерии предпочтительности. Осуществляется это в процессах принятия решений

Изображение слайда
25

Слайд 25

25 Программа деятельности фиксирует, что, как и когда должен делать субъект, какое действие совершить, чтобы получить заинтересованный результат

Изображение слайда
26

Слайд 26

26 Программа деятельности формируется на основе мотивации, представлена о результате на основе отражения и оценки объективных и субъективных условий, сопоставление их с нормативными способами действия и условиями, в которых они должны осуществляться

Изображение слайда
27

Слайд 27

27 Программа деятельности разрабатывается на основе принятия решений по каждому параметру. Процесс принятия решений включен в каждый компонент деятельности

Изображение слайда
28

Слайд 28

28 что следует учитывать в желаниях субъекта (процесс мотивации, заканчивающийся принятием решения о доминирующих мотивах; то, что часто обозначают как «борьбу мотивов»); какой результат должен быть получен с учетом мотивов субъекта и условий деятельности (субъ-ективизация результата). Представление о резуль-тате конкретизируется в критериях достижения цели и критериях предпочтительности; представ-ление о результате деятельности декомпозируется в представлениях о подцелях отдельных действий с соответст-вующими критериями; как должны взаимодействовать и взаимосодейство-вать отдельные действия в структуре деятель-ности; по какой программе это должно быть реали-зовано В результате принятых решений определяются:

Изображение слайда
29

Слайд 29

29 Решения принимаются в «поле выбора» по каждому компоненту деятельности

Изображение слайда
30

Слайд 30

30 Вся программа деятельности реализуется субъектом с учетом его личностных качеств: способностей, воли, богатства внутреннего мира

Изображение слайда
31

Слайд 31

31 Общая архитектура психологической функциональной системы деятельности (ПФСД) представлена на рис. 2.

Изображение слайда
32

Слайд 32

32 Рис. 2. Общая архитектура психологической системы деятельности

Изображение слайда
33

Слайд 33

33 Предлагаемая архитектура ПФСД близка к общей архитектуре физиологической функциональной системе, предложенной П.К. Анохиным * * Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем

Изображение слайда
34

Слайд 34

34 Но при этом психологическая система деятельности в своих компонентах и связях наполняется новым содержанием, которое определяется, прежде всего, сознанием человека

Изображение слайда
35

Слайд 35

35 Структура деятельности мультиплицируется в структуры действий, объединяя эти структуры единым мотивом и целью

Изображение слайда
36

Слайд 36

36 Каждый из компонентов подструктуры действий наполняется конкретным содержанием, и все эти подструктуры объединяются мотивом и целью в единую структуру деятельности (рис. 3)

Изображение слайда
37

Слайд 37

37 Рис. 3. Мультиплицированная структура деятельности

Изображение слайда
38

Слайд 38

38 Каждый из компонентов ПСД представляет собой сложное по содержанию образование, интегрирующее содержание соответствующих компонентов подсистем отдельных действий

Изображение слайда
39

Слайд 39

39 Обособленно от компонентов подсистем стоит блок « принятия решений ». Он представлен в каждом компоненте подсистемы действий и деятельности в целом

Изображение слайда
40

Слайд 40

40 Если ранее мы говорили о разном содержании одних и тех же компонентов подсистем, то теперь мы рассматриваем ситуацию, когда один и тот же компонент «принятия решений» с разным содержанием присутствует во всех других компонентах подсистем действий. Поэтому мы его вынесли из подсистем действий и поместили в систему деятельности, наряду с мотивацией и целью

Изображение слайда
41

Слайд 41

41 На рис. 4 показаны (для простоты) две подсистемы действий, объединенных в систему деятельности мотивом, целью, и подсистемой «принятия решений»

Изображение слайда
42

Слайд 42

42 Рис. 4. Мультиплицированная структура деятельности с указанием связей между компонентами

Изображение слайда
43

Слайд 43

43 каково отношение структуры деятельности и структуры способностей? как взаимодействуют эти структуры, что их объединяет? Определив структуру деятельности, мы можем поставить вопросы: Попытаемся ответить на эти вопросы!

Изображение слайда
44

Слайд 44

44 Для того, чтобы цель была достигнута, субъект должен совершить определенные действия

Изображение слайда
45

Слайд 45

45 С учетом того, что любая деятельность реализуется через способности человека, особый интерес представляет вопрос о месте способностей в структуре деятельности Рассмотрим этот вопрос!

Изображение слайда
46

Слайд 46

46 воспринять ситуацию, в которой должно совершаться действие; извлечь из памяти информацию, относящуюся к действию (знания, планы и структуры поведения, умения и навыки); вообразить, что это действие может исполняться по другому; оценить весь комплекс информации, полученной субъектом деятельности; Для того, чтобы совершить конкретное действие необходимо:

Изображение слайда
47

Слайд 47

47 принять решения об осуществлении деятель-ности с учетом мотивации и нормативного образа деятельности, нормативных требо-ваний; сформировать программу выполнения дей-ствия; совершить необходимые исполнительные действия (интеллектуальные, сенсомотор-ные); сверить результат с представлением о цели; принять решение о завершении деятельнос-ти или корректировке программы (в послед-нем случае все повторяется) Продолжение

Изображение слайда
48

Слайд 48

48 восприятия, воображения, памяти, мышления, сенсомоторные За каждым из перечисленных психических действий стоят конкретные способности :

Изображение слайда
49

Слайд 49

49 Обобщенная функциональная система деятельности на уровне способностей представлена на рис. 5

Изображение слайда
50

Слайд 50

50 Рис. 5. Функциональная система деятельности на уровне способностей

Изображение слайда
51

Слайд 51

51 Таким образом, способности выступают в качестве механизма реализации деятельности. Они вовлекаются в деятельность в соответствии с требованиями деятельности, при этом в деятельности они развиваются, прежде всего, за счет предания им черт оперативности

Изображение слайда
52

Слайд 52

52 Общие способности достраиваются программами их использования в целях конкретной деятельности с учетом условий, в которых деятельность реализуется, и целей, которые необходимо достичь

Изображение слайда
53

Слайд 53

53 Чем в большее число деятельностей вовлекаются общие способности, тем разнообразнее программы их использования. Это и есть магистральный путь развития способностей, который современные методы диагностики не учитывают

Изображение слайда
54

Слайд 54

54 Для диагностики профессиональных способностей нужна другая методология, которая учитывала бы проблемы, рассмотренные в настоящем разделе

Изображение слайда
55

Слайд 55

55 Исследования в области психологии труда убедительно показывают, что успешность деятельности определяется системно-взаимодействующей совокупностью способностей

Изображение слайда
56

Слайд 56

56 Экспериментальные данные позволяют утверждать, что существуют корреляционные плеяды способностей, обеспечивающие эффективность выполнения отдельных действий в структуре деятельности, определяющие производительность, качество и надежность. Одни и те же способности могут входить в различные подсистемы. При этом их оперативное проявление в разных подсистемах может быть сходным или различным

Изображение слайда
57

Слайд 57

57 характерные для всех этапов профессио- нализации; временные связи, присутствующие только на некоторых этапах овладения профессией; связи, появляющиеся на определенном этапе овладения профессией и в дальней-шем не исчезающие; связи с переменным знаком Анализ структуры связей отдельных ПВК с точки зрения их представленности на разных этапах профессионализации позволяет выделить связи :

Изображение слайда
58

Слайд 58

58 Исходя из сказанного, деятельность можно представить с позиций реализующей ее системы способностей, как постоянно меняющуюся по составу и мере взаимодействия структуру способностей, каждая из которых имеет свое оперативное проявление

Изображение слайда
59

Слайд 59

59 При множестве способностей, реализующих деятельность, реально существует единая структура деятельности, которая мультиплицируется в структуре отдельных способностей. Онтологически эта единая структура реализуется целостностью мозга как органа психики, функционально определяется целью деятельности и ее мотивацией

Изображение слайда
60

Слайд 60

60 Для диагностики профессиональных способностей нужна другая методология, которая учитывала бы проблемы, рассмотренные в настоящем разделе

Изображение слайда
61

Слайд 61

61 Мы рассмотрели представление о модели психологической функциональной системе деятельности. Реально система деятельности складывается в процессе деятельности и этот процесс можно представить как процесс системогенеза деятельности

Изображение слайда
62

Слайд 62

62 Представление об архитектуре психологической функциональной системы деятельности выступают методологической базой при изучении конкретной деятельности

Изображение слайда
63

Слайд 63

63 Вопросы для самопроверки ?

Изображение слайда
64

Слайд 64

64 Что выступает системообразующим факто-ром формирования ПФСД? Назовите базовые компоненты субъектности деятельности? Приведите примеры декомпозиции резуль-тата деятельности, мотивов и цели деятель-ности Чем определяется личностный смысл дея-тельности? Какова роль мотивации в интеграции систе-мы деятельности? Из каких ресурсов формируется ПФСД? Вопросы для самопроверки

Изображение слайда
65

Последний слайд презентации: 1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5

65 Дайте характеристику критериям достижения цели и критериям предпочтительности Дайте характеристику программы деятельности Место процессов принятия решений в структуре ПСД? Дайте характеристику общей архитектуре ПФСД Как связана ПФСД и физиологическая функциональная система (по П.К. Анохину)? Дайте характеристику процесса мульплицирования структуры деятельности. Место способностей в структуре деятельности? Покажите, что представление о структуре деятельности может выступать методологической базой при изучении любой конкретной деятельности. Вопросы для самопроверки

Изображение слайда