Презентация на тему: 1 Анализ результатов ЕГЭ по биологии Ульяновской области 2012 года Спирина Е.В

1 Анализ результатов ЕГЭ по биологии Ульяновской области 2012 года Спирина Е.В.
Биология 2012 (основной и дополнительный этап)
Сравнительная таблица результатов ЕГЭ по биологии в 2009 и 2012 г.
Результатов ЕГЭ 2012 года в Ульяновской области по сравнению с общероссийскими
1 Анализ результатов ЕГЭ по биологии Ульяновской области 2012 года Спирина Е.В.
1 Анализ результатов ЕГЭ по биологии Ульяновской области 2012 года Спирина Е.В.
Распределение участников ЕГЭ по биологии Ульяновской области по баллам
Относительное выполнение заданий по биологии
1 Анализ результатов ЕГЭ по биологии Ульяновской области 2012 года Спирина Е.В.
При отдалённой гибридизации получают гибридные растения, которые не дают потомства (в клетках имеют 2 гаплоидных набора хромосом). Однако полученные растения
Известно, что хвост самца японского петуха декоративной породы достигает 10 метров. Поясните, как эта порода была выведена человеком. Почему птицы с такой
Осуществление земляных работ при строительстве одного из объектов привело к вскрытию скотомогильника 100-летней давности. Спустя некоторое время в данной
Почему учёные считают вирусы промежуточным звеном между живой и неживой природой? Ответ поясните.
Докажите, что клетка является функциональной единицей живого. Приведите не менее двух доказательств.
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
Определите, какая кость на рисунке обозначена цифрой 1. Назовите отдел скелета верхних конечностей, к которому её относят, и тип её соединения с другими
Какие системы органов белой планарии обозначены на рисунке буквами а, б и в? Какие из этих систем впервые появились у плоских червей?
Почему грибы выделены из царства растений в самостоятельное царство органического мира? Приведите не менее четырёх причин.
Крайне редко встречаются случаи рождения людей с множественными сосками, которые доказывают животное происхождение человека. Как называется такое явление?
Какие функции в организме человека выполняет печень? Укажите не менее четырёх функций.
Одно растение одуванчика занимает площадь 10 см 2 и даёт в год более 100 семян. Через 10 лет потомство одной особи могло бы занять всю поверхность земного
Известно, что медоносная пчела принадлежит к общественным насекомым. Как распределяются обязанности между особями «пчелиной семьи»?
Объясните, как в биосфере осуществляется круговорот углерода.
Какую роль в круговороте кислорода играют растения, цианобактерии, животные, бактерии? Как используется кислород этими организмами?
Мелкая рыбка - морской конёк-тряпичник — обитает на небольшой глубине среди водных растений, по форме и окраске она имеет сходство с водорослями. Назовите тип
Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую
Схема решения задачи включает:
Объясните, в чём сходство и различие биологического окисления органических веществ в клетке и процесса их горения в неживой природе.
Какой хромосомный набор характерен для спермиев и клеток эндосперма семени цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого
Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются
К акой хромосомный набор характерен для ядер клеток эпидермиса листа и восьмиядерного зародышевого мешка семязачатка цветкового растения? Объясните, из каких
У крупного рогатого скота в соматических клетках 60 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК в клетках яичников в интерфазе перед началом деления и
Соматические клетки яблони имеют 34 хромосомы. Определите число хромосом в клетках верхушки корня и в ядрах клеток женского гаметофита (зародышевом мешке)
У человека синдром Клайнфельтера проявляется при трисомии по половым хромосомам XXY. Объясните причины появления такого хромосомного набора в клетках человека.
У кур аутосомные признаки наличия гребня доминируют над его отсутствием, а оперённые ноги - над голыми. Скрестили курицу с гребнем и оперёнными ногами с
1 Анализ результатов ЕГЭ по биологии Ульяновской области 2012 года Спирина Е.В.
1 Анализ результатов ЕГЭ по биологии Ульяновской области 2012 года Спирина Е.В.
У кур полосатая окраска перьев доминирует над отсутствием полос (ген сцеплен с полом), а наличие гребня - над его отсутствием (аутосомный признак). Какое
При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, дающим морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство оказалось с
1 Анализ результатов ЕГЭ по биологии Ульяновской области 2012 года Спирина Е.В.
Схема решения задачи включает:
1 Анализ результатов ЕГЭ по биологии Ульяновской области 2012 года Спирина Е.В.
Какие изменения произошли в головном мозге человека в связи с трудовой деятельностью? Укажите два изменения.
1 Анализ результатов ЕГЭ по биологии Ульяновской области 2012 года Спирина Е.В.
Пользуясь текстом «Значение углекислого газа для экосистем» и собственными знаниями, ответьте на следующие вопросы. К какой группе экологических факторов
Пользуясь таблицей «Численность устьиц у некоторых растений», ответьте на следующие вопросы.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Как объяснить, что в детском возрасте переломы костей случаются редко?
ПРОКАРИОТЫ И ЭУКАРИОТЫ
Пользуясь текстом «Прокариоты и эукариоты» и собственными знаниями, ответьте на следующие вопросы. Какое вещество входит в состав клеточной стенки
Пользуясь таблицей «Сравнительная прочность некоторых тканей живых организмов и строительных материалов на растяжение и сжатие (в кг на 1 мм 2 )» и знаниями
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Что такое зубная эмаль и к какому последствию может привести ее повреждение?
ВОЗБУЖДЕНИЕ И ТОРМОЖЕНИЕ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ
Используя содержание текста «Возбуждение и торможение нервных процессов» и имеющиеся у Вас знания, ответьте на следующие вопросы. Что обеспечивает торможение?
Пользуясь таблицей «Химический состав морской воды и сыворотки крови», ответьте на следующие вопросы.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Что такое жизненная ёмкость лёгких (ЖЁЛ) и из чего она складывается?
ВОДОРОСЛИ
Используя содержание текста «Водоросли» и знания курса, ответьте на следующие вопросы. Каковы особенности клеточного строения водорослей? В чём различие
1 Анализ результатов ЕГЭ по биологии Ульяновской области 2012 года Спирина Е.В.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
С3. Пользуясь таблицей «Особенности состава крови млекопитающих», ответьте на следующие вопросы. 1. Для каких из перечисленных млекопитающих ареалы обитания
Правильный ответ должен содержать следующие элементы
ГИА-2013
1/65
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 5)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1299 Кб)
1

Первый слайд презентации

1 Анализ результатов ЕГЭ по биологии Ульяновской области 2012 года Спирина Е.В. – председатель предметной комиссии

Изображение слайда
2

Слайд 2: Биология 2012 (основной и дополнительный этап)

Всего экзаменуемых – 1738; Средний балл – 51,78 (основной этап); 42,97 (дополнительный этап); Не преодолели порог – 160 (8,35 %/ 23,71 %) Преодолели порог – 1578 (91,65% / 76,29 %) 2

Изображение слайда
3

Слайд 3: Сравнительная таблица результатов ЕГЭ по биологии в 2009 и 2012 г

3 Сравнительная таблица результатов ЕГЭ по биологии в 2009 и 2012 г. 2009 г. 2010 г. («первая волна») 2010 г. («вторая волна») 2011 г. («первая волна») 2011 г. («вторая волна» 2012 г. (основной этап) 2012 г. (допол. этап) Кол-во участников 1941 1843 267 1866 133 1641 97 Неудовлетвор. 178 (9,2%) 111 (6,0%) 38 (14,2%) 121 (6,5%) 22 (16,5%) 137 (8,35 %) 23 (23,71 %) Средний балл 49,66 53,20 44,29 51,51 43,80 51,78 42,97 Минимальное кол-во набранных баллов 20 10 25 13 20 11 22 Максимальное кол-во набранных баллов 88 100 81 96 76 98 91

Изображение слайда
4

Слайд 4: Результатов ЕГЭ 2012 года в Ульяновской области по сравнению с общероссийскими

Предмет Регион Кол-во участников Миним. балл, установленный Рособрнадзором Кол-во 100-бальников Процент участников, набравших минимальный балл Биология РФ 153000 36 51 91,8 УО 1641 0 91,7 4

Изображение слайда
5

Слайд 5

5

Изображение слайда
6

Слайд 6

6

Изображение слайда
7

Слайд 7: Распределение участников ЕГЭ по биологии Ульяновской области по баллам

7 Распределение участников ЕГЭ по биологии Ульяновской области по баллам

Изображение слайда
8

Слайд 8: Относительное выполнение заданий по биологии

8 Относительное выполнение заданий по биологии

Изображение слайда
9

Слайд 9

9

Изображение слайда
10

Слайд 10: При отдалённой гибридизации получают гибридные растения, которые не дают потомства (в клетках имеют 2 гаплоидных набора хромосом). Однако полученные растения достаточно часто обладают ценными для человека признаками. С помощью какого метода селекции можно преодолеть бесплодие таких растений и в чем сущность этого метода?

Элементы ответа: 1) метод - полиплоидия ( полиплоидизация ); 2) сущность метода заключается в увеличении числа хромосом: каждая хромосома будет иметь гомологичную ей пару, в результате чего осуществляется мейотическое деление и образование половых клеток

Изображение слайда
11

Слайд 11: Известно, что хвост самца японского петуха декоративной породы достигает 10 метров. Поясните, как эта порода была выведена человеком. Почему птицы с такой длиной хвоста не встречаются в природе?

Элементы ответа: 1) человек вывел породу в результате искусственного отбора, на основе наследственной изменчивости; 2) в природе птицы с длинными перьями в хвосте не имеют возможности выжить, так как длинный хвост мешает летать, уходить от преследований хищников.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Осуществление земляных работ при строительстве одного из объектов привело к вскрытию скотомогильника 100-летней давности. Спустя некоторое время в данной местности был объявлен карантин в связи с эпидемией сибирской язвы, возбудителем которой являются бактерии. Как с точки зрения биологии можно объяснить эту ситуацию?

Элементы ответа: 1) в скотомогильнике было захоронение животных, инфицированных сибирской язвой; 2) споры сохраняют длительное время жизнеспособность, поэтому, попав в организм человека или скота, вызывают заболевание сибирской язвой.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Почему учёные считают вирусы промежуточным звеном между живой и неживой природой? Ответ поясните

Элементы ответа: 1) вирусы имеют молекулу ДНК или РНК, обладают наследственностью и изменчивостью; способны к самовоспроизведению, что характерно для живой природы; 2) при неблагоприятных условиях они способны кристаллизоваться, что делает их похожими на тела неживой природы.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Докажите, что клетка является функциональной единицей живого. Приведите не менее двух доказательств

Элементы ответа: 1) в клетке происходят все обменные процессы (питание, дыхание, выделение), которые обеспечивают жизнедеятельность клетки и организма; 2) деление клеток (митоз) обеспечивает размножение клетки, рост и развитие организма.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их

1. Сердце человека при сокращении желудочков выбрасывает кровь в аорту и лёгочную артерию. 2. Давление крови в аорте и венах одинаково. 3. Скорость движения крови в сосудах неодинакова: в аорте она максимальная, а в венах меньше, чем в капиллярах. 4. Тканевая жидкость попадает в лимфатические капилляры, которые собираются в лимфатические сосуды. 5. Крупные лимфатические сосуды впадают в артерии. Элементы ответа: Ошибки допущены в предложениях: 1) 2- давление крови в сосудах разное, оно максимально в аорте и минимально в полых венах; 2) 3 - минимальная скорость тока крови в капиллярах, а не в венах; 3) 5 - крупные лимфатические сосуды впадают в вены, а не в артерии.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Определите, какая кость на рисунке обозначена цифрой 1. Назовите отдел скелета верхних конечностей, к которому её относят, и тип её соединения с другими костями. У каких позвоночных впервые появляется конечность подобного типа?

Элементы ответа: 1) цифрой 1 обозначена локтевая кость; 2) эта кость является частью предплечья; 3) с другими костями соединяется подвижно с помощью сустава; 4) конечность подобного типа впервые появляется у земноводных

Изображение слайда
17

Слайд 17: Какие системы органов белой планарии обозначены на рисунке буквами а, б и в? Какие из этих систем впервые появились у плоских червей?

Элементы ответа: 1) А - пищеварительная система; 2) Б — нервная система; 3) В - половая система; 4) впервые сформировались пищеварительная и половая системы.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Почему грибы выделены из царства растений в самостоятельное царство органического мира? Приведите не менее четырёх причин

Элементы ответа: 1) не содержат хлоропластов и не способны к фотосинтезу, гетеротрофы; 2) оболочка клетки гриба содержит хитин, а у растений - целлюлозу; 3) запасное питательное вещество у грибов - гликоген, у растений - крахмал; 4) тело образовано гифами - тонкими, как паутина, нитями; нет тканей, характерных для растений

Изображение слайда
19

Слайд 19: Крайне редко встречаются случаи рождения людей с множественными сосками, которые доказывают животное происхождение человека. Как называется такое явление? Объясните, почему этот признак не развивается у всех представителей вида. Приведите ещё два примера других подобных явлений

Элементы ответа: 1) атавизм - возврат к признакам предков; 2) многососковость у человека утратила своё значение, так как у него практически отсутствует многоплодие; 3) примеры: чрезмерная волосатость тела, наличие хвоста и др.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Какие функции в организме человека выполняет печень? Укажите не менее четырёх функций

Элементы ответа: 1) вырабатывает желчь, участвующую в пищеварении; 2) обеззараживает ядовитые вещества, которые образуются в организме или поступают с пищей - барьерная роль; 3) в клетках печени синтезируется и запасается гликоген; 4) является местом разрушения эритроцитов.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Одно растение одуванчика занимает площадь 10 см 2 и даёт в год более 100 семян. Через 10 лет потомство одной особи могло бы занять всю поверхность земного шара. Объясните, почему этого не происходит. Приведите не менее трёх аргументов

Элементы ответа: Ограничивают размножение, распространение, увеличение численности одуванчика следующие факторы: 1) внутривидовая борьба за средства к существованию: территория, свет, вода и др.; 2) межвидовая борьба за существование: конкуренция с другими растениями, поедание травоядными животными и др.; 3) борьба с неблагоприятными условиями среды: засуха, морозы, наводнения и др.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Известно, что медоносная пчела принадлежит к общественным насекомым. Как распределяются обязанности между особями «пчелиной семьи»?

Элементы ответа: 1) матка - плодовитая самка, обеспечивает воспроизведение семьи; 2) трутни участвуют в размножении, оплодотворяя самок; 3) рабочие пчелы - бесплодные самки, осуществляют кормление матки и личинок, ухаживание, сбор пищи, чистку и охрану жилища

Изображение слайда
23

Слайд 23: Объясните, как в биосфере осуществляется круговорот углерода

Элементы ответа: 1) углекислый газ в процессе фотосинтеза преобразуется в органические вещества, которые запасаются в растении; 2) органические вещества используют гетеротрофные организмы в цепях питания; 3) органические вещества окисляются до углекислого газа, который выделяется в атмосферу в процессе дыхания.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Какую роль в круговороте кислорода играют растения, цианобактерии, животные, бактерии? Как используется кислород этими организмами?

Элементы ответа: 1) растения и цианобактерии (автотрофы) выделяют кислород при фотосинтезе в процессе фотолиза воды; 2) животные, растения, грибы, бактерии (аэробы) используют кислород в процессе дыхания; 3) кислород используется в клетках на окисление органических веществ, участвуя в образовании молекул воды

Изображение слайда
25

Слайд 25: Мелкая рыбка - морской конёк-тряпичник — обитает на небольшой глубине среди водных растений, по форме и окраске она имеет сходство с водорослями. Назовите тип её защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер

Элементы ответа: 1) сходство животного с неподвижным природным объектом — растением — называют покровительственным сходством (маскировкой); 2) морской конёк, зависая среди водных растений, становится незаметным для хищников; 3) при движении рыбы или её нахождении на открытом пространстве она становится заметной и доступной для врагов.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ГАЦЦТАЩЩТПДЦАГ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода

Изображение слайда
27

Слайд 27: Схема решения задачи включает:

1) нуклеотидная последовательность участка тРНК : ЦУГГАУГГГАЦГГУЦ; 2) нуклеотидная последовательность антикодона ГГГ (третий триплет) соответствует кодону на иРНК ЦЦЦ; 3) по таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота Про, которую будет переносить данная тРНК

Изображение слайда
28

Слайд 28: Объясните, в чём сходство и различие биологического окисления органических веществ в клетке и процесса их горения в неживой природе

Элементы ответа: сходство: 1) происходит окисление органических веществ до конечных продуктов углекислого газа и воды; различие: 2) биологическое окисление происходит медленно, последовательно в процессе нескольких реакций, а горение — быстрый процесс в виде одной реакции; 3)при горении вся энергия выделяется в виде тепла, а при биологическом окислении часть энергии аккумулируется в молекулах АТФ в виде энергии химических связей.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Какой хромосомный набор характерен для спермиев и клеток эндосперма семени цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки

Элементы ответа: 1) в спермиях набор хромосом — n ; в клетках эндосперма семени – 3 n ; 2) спермий формируется из гаплоидной споры (генеративной клетки) в результате митоза; 3) эндосперм формируется при слиянии двух ядер центральной клетки зародышевого мешка (2 n ) и одного спермия ( n ).

Изображение слайда
30

Слайд 30: Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки

Элементы ответа: 1) клетки пыльцевого зерна сосны и спермин имеют набор хромосом - n (гаплоидный); 2) клетки пыльцевого зерна сосны развиваются из гаплоидных спор митозом; 3) спермин сосны развиваются из клеток пыльцевого зерна (генеративной клетки) митозом

Изображение слайда
31

Слайд 31: К акой хромосомный набор характерен для ядер клеток эпидермиса листа и восьмиядерного зародышевого мешка семязачатка цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки

Элементы ответа: 1) набор хромосом клеток эпидермиса листа – 2 n ; ядра (клетки) восьмиядерного зародышевого мешка имеют по n хромосом; 2) клетки всех органов растения развиваются из зародыша (зиготы) путём митоза; 3) клетки восьмиядерного зародышевого мешка образуются из гаплоидной мегаспоры в результате митоза.

Изображение слайда
32

Слайд 32: У крупного рогатого скота в соматических клетках 60 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК в клетках яичников в интерфазе перед началом деления и после деления мейоза I. Объясните, как образуется такое число хромосом и молекул ДНК

Элементы ответа: 1) в интерфазе перед началом деления число молекул ДНК - 120, число хромосом - 60; после мейоза I число хромосом - 30, ДНК - 60; 2) перед началом деления молекулы ДНК удваиваются, их число увеличивается, а число хромосом не изменяется - 60, каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид; 3) мейоз I - редукционное деление, поэтому число хромосом и молекул ДНК уменьшается в 2 раза.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Соматические клетки яблони имеют 34 хромосомы. Определите число хромосом в клетках верхушки корня и в ядрах клеток женского гаметофита (зародышевом мешке) яблони. Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки

Элементы ответа: 1) клетки верхушки корня имеют 34 хромосомы; в ядрах клеток женского гаметофита 17 хромосом; 2) клетки корня образуются в результате митоза клеток зародыша семени; 3) ядра зародышевого мешка образуются в процессе митоза из гаплоидной макроспоры.

Изображение слайда
34

Слайд 34: У человека синдром Клайнфельтера проявляется при трисомии по половым хромосомам XXY. Объясните причины появления такого хромосомного набора в клетках человека

Элементы ответа: 1) нарушение процесса мейоза при формировании половых клеток — нерасхождение половых хромосом; 2) формирование аномальных гамет: яйцеклетка XX или сперматозоид XY; 3) при слиянии аномальной гаметы с нормальной гаметой Y или X формируется аномальная зигота XXY.

Изображение слайда
35

Слайд 35: У кур аутосомные признаки наличия гребня доминируют над его отсутствием, а оперённые ноги - над голыми. Скрестили курицу с гребнем и оперёнными ногами с петухом с гребнем и голыми ногами. В потомстве оказалось четыре фенотипические группы: с гребнем и оперёнными ногами, с гребнем и голыми ногами, без гребня и с оперёнными ногами, без гребня и с голыми ногами в соотношении 3:3:1:1. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните причины появления четырёх фенотипических групп. Какой закон проявляется в данном случае ?

1) Р с гребнем и оперёнными ногами х с гребнем и голыми ногами АаВ b х Aabb G АВ, аВ, Ab, ab Ab, ab ; 2) F 1 3 АаВ b, ААВ b — с гребнем и оперёнными ногами, 3 Aabb — с гребнем и голыми ногами, 1 ааВ b - без гребня с оперёнными ногами, 1 aabb - без гребня с голыми ногами; 3) появление четырёх групп объясняется тем, что признаки не сцеплены, располагаются в негомологичных хромосомах, проявляется закон независимого наследования признаков

Изображение слайда
36

Слайд 36

Врожденная близорукость наследуется как аутосомный доминантный признак, отсутствие веснушек - как аутосомный рецессивный признак. Признаки находятся в разных парах хромосом. У отца врождённая близорукость и отсутствие веснушек, у матери нормальное зрение и веснушки. В семье трое детей, двое близорукие без веснушек, один с нормальным зрением и с веснушками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и родившихся детей. Рассчитайте вероятность рождения детей близоруких с веснушками. Объясните, какой закон имеет место в данном случае. Элементы ответа: 1) генотипы родителей: мать aaBb х отец Aabb G гаметы аВ, ab Ab, ab ; 2) генотипы потомства: 2 - близорукие без веснушек Aabb, 1 - нормальное зрение с веснушками ааВ b, вероятность рождения близоруких детей с веснушками АаВ b -25%; 3) проявляется закон независимого наследования признаков Менделя.

Изображение слайда
37

Слайд 37

При скрещивании душистого горошка с яркой окраской цветков и усами с растением с бледной окраской цветков и без усов (гены сцеплены) в F 1 все растения были с яркими цветками и усами. При скрещивании между собой гибридов F 1 были получены растения: с яркими цветками и усами, бледными цветками и без усов. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F 1 и F 2. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях? Объясните появление двух фенотипических групп особей в F 2. Схема решения задачи включает: 1) 1 скрещивание: Р яркая окраска и усики х бледная окраска и без усиков ААВВ aabb G АВ ab F 1 АаВ b - яркая окраска цветков и усики; 2) 2 скрещивание: Р АаВ b х АаВ b G АВ, ab АВ, ab F 2 1 ААВВ, 2АаВ b - яркие цветки и усики, laabb — без усов, бледные цветки; 3) в F 1 проявляется закон единообразия гибридов, в F 2 - закон сцепленного наследования, сцепления генов АВ и ab приводят к появлению 2-х фенотипических групп.

Изображение слайда
38

Слайд 38: У кур полосатая окраска перьев доминирует над отсутствием полос (ген сцеплен с полом), а наличие гребня - над его отсутствием (аутосомный признак). Какое потомство можно ожидать от скрещивания гетерозиготной бесполосой курицы с гребнем и гетерозиготного петуха с полосатым опереньем без гребня? У кур гомогаметными являются самцы, а гетерогаметными - самки. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение фенотипов в потомстве. Объясните, какие законы имеют место в данном случае

Элементы ответа: 1) генотипы родителей: ♀ BbX a Y х ♀ bb Х А Х а G гаметы ВХ a, b Х а, BY, bY b Х А, b Х а ; F 1 : 25% BbX A X a, BbX A Y - полосатое оперение с гребнем, 25% bbX A X a, bbX A Y - полосатое оперение без гребня, 25% BbX a X a, BbX a Y - бесполосое оперение с гребнем, 25% bbX a X a, bbX a Y - бесполосое оперение, без гребня; 3) проявляются законы независимого наследования признаков и сцепленного с полом наследования признаков

Изображение слайда
39

Слайд 39: При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, дающим морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами. При анализирующем скрещивании гибридов из F 1 получены растения с гладкими окрашенными семенами, с морщинистыми неокрашенными, с морщинистыми окрашенными, с гладкими неокрашенными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F 1 и F 2. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях? Объясните появление четырёх фенотипических групп особей в F 2

Схема решения задачи включает: 1) 1 скрещивание: Р семена гладкие, окрашенные х морщинистые, неокрашенные. ААВВ х aabb G АВ ab F 1 АаВ b - семена гладкие, окрашенные; 2) 2 скрещивание: Р семена гладкие, окрашенные х морщинистые, неокрашенные АаВЬ х aabb G АВ, Ab, аВ, ab ab F 2 АаВ b - семена гладкие окрашенные, aabb - семена морщинистые неокрашенные, ааВ bb - семена морщинистые, окрашенные, Aabb - семена гладкие, неокрашенные; 3) в F 1 проявляется закон единообразия гибридов, так как у гибридов проявились признаки одного из родителей, в F 2 - закон сцепленного наследования и нарушения сцепления генов, появление 4-х фенотипических групп обусловлено нарушением сцепления генов АВ и ab при кроссинговере.

Изображение слайда
40

Слайд 40

Цвет глаз и группа крови - аутосомные несцепленные гены. Карий цвет глаз доминирует над голубым. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена: i 0, I a, I в. Аллели I a и I в доминантны по отношению к аллелю i 0. Первую группу (0) определяют рецессивные гены i 0, вторую группу (А) определяет доминантный аллель I a, третью группу (В) определяет доминантный аллель I в, а четвёртую (АВ) - два доминантных аллеля I a I в. В семье, где родители кареглазые, мать имеет третью группу крови, а отец - первую группу, родились дети: голубоглазая девочка, у которой третья группа крови, и кареглазый мальчик, у которого первая группа крови. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и родившихся детей. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Изображение слайда
41

Слайд 41: Схема решения задачи включает:

1 ) Р кареглазая, 3 группа кареглазый, 1 группа AaI B i 0 x Aai 0 i 0 G AI B, Ai 0, aI B, ai 0 Ai 0, ai 0 F Aa i 0 i 0 или A ai 0 i 0 -кареглазый сын, 1 группа крови, aaI B i 0 — голубоглазая дочь, 3 группа крови; 3) проявляется закон независимого наследования признаков.

Изображение слайда
42

Слайд 42

42 Результаты ГИА-9 в новой форме Кол-во участников – 424; Из них не преодолели минимальный порог – 54 (12,7 %);

Изображение слайда
43

Слайд 43: Какие изменения произошли в головном мозге человека в связи с трудовой деятельностью? Укажите два изменения

Правильный ответ должен содержать следующие элементы. В коре больших полушарий человека: 1) получили дальнейшее развитие нервные центры, управляющие тонкой моторикой пальцев рук; 2) сформировались речевые центры, обеспечившие коммуникацию людей во время трудовой деятельности

Изображение слайда
44

Слайд 44

ЗНАЧЕНИЕ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА ДЛЯ ЭКОСИСТЕМ По оценкам ученых, океаны и наземные экосистемы поглощают до половины углекислого газа, образующегося при сжигании ископаемых видов топлива. Растения используют углекислый газ для выработки углеводов в процессе фотосинтеза. Продолжится ли этот процесс при более высокой его концентрации в атмосфере? Не приведёт ли увеличение объёма углекислого газа к изменению содержания сахаров, углеводов и защитных соединений в растениях? Более десяти лет продолжается эксперимент по обогащению растений углекислым газом на открытом воздухе. В нём использованы четыре опытных участка, каждый из них окружён кольцом из вертикальных труб, прикреплённых к опорным башням. По трубам подастся углекислый газ, и все деревья в кольце получают определённое его количество. Сходные эксперименты проводятся примерно в 35 природных и управляемых экосистемах по всему миру, которые по своим размерам колеблются от кружков болота диаметром 1 м или луга диаметром 12 м до 23-метровых кругов сельхозугодий и 30-метровых кругов лесопосадок. Полученные данные подтверждают, что повышенные уровни содержания углекислого газа стимулируют фотосинтез, увеличивая усвоение углерода тканями растений. При проведении лесных экспериментов в США и Италии зафиксировано ежегодное увеличение первичной продуктивности на 23% - концентрация углекислого газа в этих случаях была увеличена с естественного уровня - 388 до 530 частей на миллион. По результатам недавнего моделирования растения положительно реагируют на повышение уровня содержания углекислого газа, хотя при недостатке в почве такого питательного элемента, как, например, азот, эффект может быть ограничен. Увеличение показателей первичной продуктивности повторялось на всех участках в мире, где проводился эксперимент. Однако сам этот показатель обозначает лишь количество углерода, усвоенного растениями, и ничего не говорит о долгосрочном изменении его содержания. Между тем в Северной Каролине в сосновом лесу дополнительный углерод откладывался главным образом в стволах и ветвях деревьев, где он сохраняется десятилетиями. А у растущих в Теннесси амбровых деревьев наибольшее количество углерода содержалось в новых молодых корнях, живущих от нескольких недель до года, после чего происходило их разложение микроорганизмами и значительная часть углерода возвращалась в атмосферу.

Изображение слайда
45

Слайд 45: Пользуясь текстом «Значение углекислого газа для экосистем» и собственными знаниями, ответьте на следующие вопросы. К какой группе экологических факторов относят описанный в статье фактор, воздействующий на растения? Какой максимальный размер участка был выбран для эксперимента по обогащению растений углекислым газом? Чему, согласно тексту, будет способствовать возрастание концентрации двуокиси углерода в атмосфере?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) абиотическая группа экологических факторов; 2) 30-метровые круги; 3) при возрастании концентрации углекислого газа в атмосфере происходит стимуляция фотосинтеза, увеличение первичной продукции растений (синтез углеводов)

Изображение слайда
46

Слайд 46: Пользуясь таблицей «Численность устьиц у некоторых растений», ответьте на следующие вопросы

Название растения Число устьиц на 1 мм 3 Место произрастания На верхней поверхности листа На нижней поверхности листа Кувшинка 625 3 Водоем Дуб 0 438 Влажный лес Яблоня 0 248 Плодовый сад Овес 40 47 Поле Молодило 11 14 Каменистые сухие места Таблица - Численность устьиц у некоторых растений 1. Как расположены устьица у большинства растений, представленных в таблице? 2. Почему численность устьиц у многих растений разная? Дайте одно объяснение 3. Как число устьиц зависит от влажности места обитания растения?

Изображение слайда
47

Слайд 47: Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) у всех представленных в таблице растений (исключение - кувшинка) большинство или все устьица располагаются на нижней поверхности листа; 2) численность устьиц зависит от условий обитания; 3) число устьиц уменьшается

Изображение слайда
48

Слайд 48: Как объяснить, что в детском возрасте переломы костей случаются редко?

Правильный ответ должен содержал, следующие элементы: 1) свойства кости зависят от органических и неорганических веществ; 2) чем моложе организм, тем больше в его костях органических веществ, и тем большей гибкостью они обладают. Такие кости ломаются редко

Изображение слайда
49

Слайд 49: ПРОКАРИОТЫ И ЭУКАРИОТЫ

Благодаря электронному микроскопу удалось выявить основные различия между клетками прокариотических организмов, к которым относятся бактерии и синезелёные водоросли, и эукариотических, к которым относятся представители остальных царств органического мира - растений, грибов, животных. Учёные полагают, что эукариотические организмы возникли позже прокариотических. Бактериям и синезелёным водорослям присущи все свойства живых существ. Однако в строении этих клеток существуют существенные различия. Главным из них является отсутствие ядра в прокариотических клетках. Их единственная молекула ДНК замкнута в кольцо и находится в нуклеарной (ядерной) области. Хромосомы эукариотических клеток находятся в ядре клетки. Их совокупность образует кариотип организма. Кроме того, в цитоплазме эукариотических клеток находятся органоиды: эндоплазматическая сеть и митохондрии, лизосомы и аппарат Гольджи. В растительных клетках помимо этого есть пластиды и вакуоли, заполненные клеточным соком. Прокариотические клетки окружены клеточной стенкой, в состав которой входит вещество муреин, под ней имеется клеточная мембрана В цитоплазме этих клеток присутствуют мелкие рибосомы Остальных органоидов у них нет. Есть и ещё одно различие между этими типами клеток - это способ их размножения. Бактериальные клетки просто делятся пополам. Перед делением бактериальная ДНК удваивается, и клеточная мембрана врастает между двумя молекулами. Эукариотические клетки делятся путём митоза. После равномерного распределения хромосом происходит образование новых ядер и деление цитоплазмы.

Изображение слайда
50

Слайд 50: Пользуясь текстом «Прокариоты и эукариоты» и собственными знаниями, ответьте на следующие вопросы. Какое вещество входит в состав клеточной стенки прокариотической клетки? Предложите синоним для термина «эукариотическая клетка». Что происходит при делении клеток?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) муреин ; 2) ядерная клетка, или ядерная; 3) передача наследственной информации

Изображение слайда
51

Слайд 51: Пользуясь таблицей «Сравнительная прочность некоторых тканей живых организмов и строительных материалов на растяжение и сжатие (в кг на 1 мм 2 )» и знаниями курса биологии, ответьте на следующие вопросы

Какое максимальное растяжение выдерживают ткани живых организмов? Какие ткани по своим способностям на сжатие сходны со свинцом? Какую функцию выполняют сухожилия в опорно-двигательной системе?

Изображение слайда
52

Слайд 52: Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) растяжение 12 кг на 1 мм 2 ; 2) древесина сосны и дуба; 3) сухожилия обеспечивают присоединение мышц к костям.

Изображение слайда
53

Слайд 53: Что такое зубная эмаль и к какому последствию может привести ее повреждение?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) эмаль - твёрдый наружный слой коронки зуба; 2) через дефекты, стёртости и повреждения эмали происходит инфицирование основного вещества зубов - дентина. Вследствие инфекционного процесса развивается кариес, разрушаются ткани зуба.

Изображение слайда
54

Слайд 54: ВОЗБУЖДЕНИЕ И ТОРМОЖЕНИЕ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ

Между центральной нервной системой и рабочими органами существуют прямые и обратные связи, лежащие в основе саморегуляции таких функций организма, как дыхание, кровообращение, выделение и т.д. В осуществлении любого рефлекса участвуют два процесса: процесс возбуждения, вызывающий или усиливающий определённую деятельность, и процесс торможения, выключающий те нервные центры, которые могли бы мешать осуществлению этой деятельности организма. Процесс торможения противоположен процессу возбуждения: он прекращает, ослабляет или препятствует возникновению рефлекторной деятельности. Возбуждение, возникающее в одних центрах нервной системы, сопровождается торможением в других: нервные импульсы, поступающие в ЦНС, могут задерживать (тормозить) те или иные рефлексы Взаимодействие процессов возбуждения и торможения лежит в основе нервной деятельности, регуляции и координации функций в организме Например, во время ходьбы чередуется сокращение мышц сгибателей и разгибателей. При возбуждении центра сгибания суставов тормозится центр их разгибания В этот момент разгибатели расслабляются При возбуждении центра разгибания расслабляются сгибатели. Так обеспечивается согласованное движение мышц Торможение может быть безусловным и условным. Примером безусловного торможения может быть агрессия собаки при попытке отнять у неё еду. Раздражитель - в данном случае человек или другая собака -немедленно тормозит пищевой рефлекс и вызывает агрессию Торможение условных рефлексов может быть, по И.П. Павлову, внешним и внутренним. Внешнее торможение возникает при действии более сильного раздражителя, чем пищевой. Условный слюноотделительный рефлекс у собаки, выработанный на свет, тормозится сильным звуком звонка. Внутреннее торможение возникает при отсутствии безусловного раздражителя. Если не подкреплять условные рефлексы собаки лакомством, то они затормозятся.

Изображение слайда
55

Слайд 55: Используя содержание текста «Возбуждение и торможение нервных процессов» и имеющиеся у Вас знания, ответьте на следующие вопросы. Что обеспечивает торможение? Какие центры обеспечивают согласованную работу мышц? Приведите свой пример внешнего торможения, которое можно выработать у собаки

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) торможение прекращает или ослабляет возникновение рефлекторной деятельности; 2) центр сгибания и центр разгибания; 3) например, вместо звонка можно использовать разряд электрического тока в момент поглощения пищи собакой

Изображение слайда
56

Слайд 56: Пользуясь таблицей «Химический состав морской воды и сыворотки крови», ответьте на следующие вопросы

1. Каких химических элементов из числа приведённых в морской воде меньше, чем в сыворотке крови? 2. Какой химический элемент, не относящийся к металлам, преобладает в составе морской воды и сыворотки крови? 3. Какие химические соединения содержатся в сыворотке крови, но отсутствуют в морской воде?

Изображение слайда
57

Слайд 57: Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) калия, кислорода, натрия; 2) хлор; 3) органические. ИЛИ Белки, жиры и углеводы

Изображение слайда
58

Слайд 58: Что такое жизненная ёмкость лёгких (ЖЁЛ) и из чего она складывается?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) жизненная ёмкость лёгких (ЖЁЛ) - максимальный объём воздуха, выдыхаемого после самого глубокого вдоха; 2) ЖЁЛ является суммой трёх лёгочных объёмов: дыхательного, резервного объёма вдоха и резервного объёма выдоха

Изображение слайда
59

Слайд 59: ВОДОРОСЛИ

Водоросли, как правило, обитают в воде, где составляют основную массу растительности. Их клетки состоят из цитоплазмы, одного или нескольких ядер и пластид, именуемых хроматофорами. У большинства водорослей хроматофоры зелёного цвета из-за содержащегося в них хлорофилла. Они выполняют роль хлоропластов. Кроме хлорофилла хроматофор может содержать пигменты оранжевого, жёлтого, синего, красного и бурого цветов, часто маскирующих зелёную окраску водорослей. В связи с этим водоросли имеют самую различную окраску, что обеспечивает наилучшее улавливание света на различных глубинах. Способы размножения у водорослей очень разнообразны. Бесполое размножение осуществляется почкованием, делением клетки надвое, обрывками нитей. Образование спор осуществляется в специальных органах - спорангиях или внутри вегетативной клетки. Чаще всего образуются подвижные споры - зооспоры Половое размножение осуществляется посредством половых клеток - гамет, которые, сливаясь попарно, образуют зиготу. После периода покоя зигота прорастает, образуя зооспоры или новое растение. У морских водорослей зигота прорастает без периода покоя Для большинства водорослей установлено, что развитее спор и гамет зависит от условий внешней среды. Если они благоприятны, водоросли размножаются бесполым путём; в неблагоприятных же условиях образуются гаметы. Водоросли играют огромную роль в образовании органического вещества и выделении кислорода в атмосферу планеты. Из морских водорослей получают в промышленных масштабах бром и йод, агар-агар, а также альгиновую кислоту, которую используют для получения пластика и непромокаемых тканей.

Изображение слайда
60

Слайд 60: Используя содержание текста «Водоросли» и знания курса, ответьте на следующие вопросы. Каковы особенности клеточного строения водорослей? В чём различие полового и бесполого размножения водорослей? В морях красные водоросли встречаются на больших глубинах, чем бурые. Причём чем больше глубина, тем водоросли краснее. Как можно объяснить такое явление?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1. клетки водорослей состоят из цитоплазмы, одного или нескольких ядер и пластид (хроматофоров) ИЛИ Клетки водорослей состоят из цитоплазмы, одного или нескольких ядер и пластид (хроматофоров). У большинства водорослей хроматофоры зелёного цвета из-за содержащегося в них хлорофилла; 2. различие в том, что половое размножение происходит в неблагоприятных условиях с помощью гамет, образующих зиготу, а бесполое - в благоприятных условиях путём почкования, деления клетки надвое, обрывками нитей или с помощью зооспор; 3. в красных водорослях содержится пигмент красного цвета, способный лучше улавливать свет на больших глубинах, чем пигмент бурого цвета. Поэтому красные водоросли способны существовать на большей глубине, чем бурые.

Изображение слайда
61

Слайд 61

Учёный вырастил в лаборатории много серых и чёрных бабочек берёзовой пяденицы. Он выпустил их в двух местностях: сельской и городской. Серые бабочки были заметны на фоне чёрных стволов деревьев, а чёрные - на фоне светлых стволов. Затем учёный сам вылавливал бабочек. Кроме того, учёный наблюдал, бабочек какой окраски больше всего поедали птицы в разных местностях. Данные эксперимента представлены в таблице «Результаты эксперимента по выживанию бабочек разной окраски». Пользуясь таблицей, ответьте на следующие вопросы. Сколько серых бабочек учёный выпустил в сельской местности, а сколько - в городской? Каких бабочек больше поедали птицы в сельской местности? Достоверность какой гипотезы пытался проверить учёный, наблюдая за отловом бабочек птицами?

Изображение слайда
62

Слайд 62: Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) 469 в сельской и 137 в городской местности; 2) в сельской местности больше съедено чёрных бабочек, чем серых; 3) учёный хотел проверить гипотезу Ч. Дарвина о естественном отборе.

Изображение слайда
63

Слайд 63: С3. Пользуясь таблицей «Особенности состава крови млекопитающих», ответьте на следующие вопросы. 1. Для каких из перечисленных млекопитающих ареалы обитания распространяются до высоты 3,6 км? 2. Какая зависимость существует между высотой, на которой обитает животное, и содержанием гемоглобина (в %)? 3. Какую функцию выполняют эритроциты в организме млекопитающих?

Вид Высота над уровнем моря, тыс. м Количество эритроцитов в 1 мм крови, млн. Содержание гемоглобина, % Горный баран-архар 4-5 14 17,1 Овца домашняя в горах 2,6 10 11,6 Овца домашняя на равнине 0 9 10,3 Винторогий козел 2-3,5 26 17,1 Дагестанский тур 2-4 14 12,4 Коза домашняя в горах 2-3 20 12,5 Коза домашняя на равнине 0 15 9,9 Собака домашняя 4,5 8 20,6 Собака домашняя на равнине 0 6 14,3

Изображение слайда
64

Слайд 64: Правильный ответ должен содержать следующие элементы

1 ) Овца домашняя, Винторогий козел, Коза домашняя. 2) Прямо пропорциональная Или Чем выше в горах находится ареал обитания вида, тем больше гемоглобина в его крови (в %). 3) Переносят кислород от лёгких к клеткам и тканям организма.

Изображение слайда
65

Последний слайд презентации: 1 Анализ результатов ЕГЭ по биологии Ульяновской области 2012 года Спирина Е.В: ГИА-2013

Изображение слайда