Презентация на тему: 15.02.2019 1 Филиал Санкт-Петербургского государственного

15.02.2019 1 Филиал Санкт-Петербургского государственного 15.02.2019 1 Филиал Санкт-Петербургского государственного Структура лекции Введение Словарь 1. Виды социологических исследований 1.1. Классификация социологических исследований 1.1. Классификация социологических исследований 1.2. Общие вопросы организационно-методическая работа по подготовке и проведению социологического исследования Содержание программы исследования Формулировка проблемы, определения объекта и предмета исследования Определение цели и постановка задач исследования Развертывание рабочих гипотез Генеральная и выборочная совокупность Уточнение и интерпретация основных понятий Пример интерпретации понятий 1.3. Анкета как главный инструмент социологического исследования Содержание анкеты 15.02.2019 1 Филиал Санкт-Петербургского государственного 1.4. Сбор и обработка первичной социологической информации Шкалы измерений 15.02.2019 1 Филиал Санкт-Петербургского государственного 1. Номинальная (неупорядоченная) – это шкала наименований, состоящая из перечня качественных объективных характеристик (пол, национальность, род занятий, 15.02.2019 1 Филиал Санкт-Петербургского государственного 2. Социометрия как социальная технология исследования взаимоотношений в малых группах 2.1. История создания и теоретические основы социометрии 15.02.2019 1 Филиал Санкт-Петербургского государственного 2.2. Содержание метода социометрии 2.3. Подготовительная фаза социометрического исследования 15.02.2019 1 Филиал Санкт-Петербургского государственного 2-й этап исследования. Разработка социометрических критериев 3-й этап. Выбор типа процедуры социометрического исследования 3-й этап. Выбор типа процедуры социометрического исследования 4-й этап. Разработка социометрической карточки или социометрической анкеты 15.02.2019 1 Филиал Санкт-Петербургского государственного 2.4. Аналитическая фаза социометрического исследования 5-й этап. Непосредственно проведение социометрии 6-й этап. Непосредственно обработка и интерпретация результатов Социометрическая матрица 15.02.2019 1 Филиал Санкт-Петербургского государственного Социометрическая матрица (Условные обозначения) Социометрическая матрица (анализ) Построение социограммы Виды социограмм 15.02.2019 1 Филиал Санкт-Петербургского государственного Определение социометрических индексов и интерпретация результатов Социометрический статус Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы 15.02.2019 1 Филиал Санкт-Петербургского государственного 15.02.2019 1 Филиал Санкт-Петербургского государственного Интерпретация результатов Интерпретация результатов (продолжение) Заключение
1/50
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 82)
Скачать (324 Кб)
Код скопирован в буфер обмена
1

Первый слайд презентации

15.02.2019 1 Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Череповце С.В. Бойко Социология Тема 1.3. Организация социологического исследования Лекция Череповец, 2012

2

Слайд 2

15.02.2019 2 Содержание лекции Назначение, роль и виды социологических исследований. Понятие и назначение социологических исследований (СИ). Поисковый, описательный и экспериментальный планы СИ и их особенности. Поисковый план и пилотажное исследование. Специфические виды исследований: монографическое, панельное, трендовое, когортное и др. Сплошное и выборочное исследование. Особенности выборки. Генеральная совокупность и выборочная совокупность. Репрезентативность выборки. Основные методы выборки. Программа и процедура социологических исследований. Программа СИ и ее содержание (теоретический раздел, методический раздел, организационный раздел).Типичная схема проведения СИ: разработка программы, рабочего плана и вспомогательных документов – сбор эмпирических данных (полевой этап) – обработка и анализ полученной эмпирической информации. Социометрия как социальная технология исследования взаимоотношений в малых группах. Объект и предметная область социометрии. История создания и теоретические основы социометрии. Цель социометрической процедуры. Содержание метода социометрии. Подготовительная фаза социометрического исследования. Социометрическая карточка. Социоматрица. Социограмма. Аналитическая фаза социометрического исследования. Социометрические индексы и интерпретации результатов. Вопросы лекции: 1. Понятие, виды и процедура социологических исследований 2. Социометрия как социальная технология исследования заимоотношений в малых группах

3

Слайд 3: Структура лекции

15.02.2019 3 Структура лекции 1. Понятие, виды и процедура социологических исследований 1.1. Классификация социологических исследований 1.2. Общие вопросы организационно-методической работы по подготовке к проведению социологического Исследования 1.3. Анкета как главный инструмент социологического исследования 1.4. Сбор и обработка первичной социологической информации 2. Социометрия как социальная технология исследования взаимоотношений в малых группах 2.1. История создания и теоретические основы социометрии 2.2. Содержание метода социометрии 2.3. Подготовительная фаза социометрического исследования 2.4. Аналитическая фаза социометрического исследования

4

Слайд 4: Введение

15.02.2019 4 Введение Социологические исследования (СИ) – это система логически последовательных методологических, методических и организационных технических процедур, связанных между собой единой целью: получить объективные, достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления. Отсюда можно сказать, что основными задачами СИ являются: - выяснить содержание противоречий в объекте исследования и определить предмет исследования; - измерить инструментарием социологии исследуемое явление; - провести качественный анализ полученных данных; - дать рекомендации по применению полученных данных в социальной практике. Важное место в социологических исследованиях занимает социометрия, как теория и как метод исследования взаимоотношений людей в малых группах, которая широко используется в социальной психологии и менеджменте для изучения социально-психологического климата контактных малых группах на предприятиях и учреждениях. Задачи лекции: - Уяснить понятие и классификацию социологических исследований. - Определить содержание социологического исследования. - Изучить объем анкеты и требований к ней. - Выяснить назначение и структуру социометрического метода. - Раскрыть процедуру проведения социометрического исследования.

5

Слайд 5: Словарь

15.02.2019 5 Словарь Определите термины, используемые в данной теме Запишите в словарь определение терминов, пользуясь текстом лекции и глоссарием: Бойко, С.В. Социология : Курс лекций : учебное пособие / С.В. Бойко, А.С. Щербакова. – Череповец : ИНЖЭКОН-Череповец, 2010. - ГЛОССАРИЙ ПО СОЦИОЛОГИИ)

6

Слайд 6: 1. Виды социологических исследований 1.1. Классификация социологических исследований

15.02.2019 6 1. Виды социологических исследований 1.1. Классификация социологических исследований Применяется, когда сведений об объекте недостаточно. Цель – выявление проблемы и предварительная формулировка гипотез. Его отличают упрощенная программа и методика; - сжатый по объему инструментарий. Применяется, когда знаний об объекте достаточно для выдвижения объясни- тельных предположений. Цель – исследование функциональных взаимо- связей и причинных зависимостей. Носит комплексный харак- тер, как по методам сбора информации, так и по дру- гим показателям По стратегии исследования Формулятивное (разведывательное) Аналитически- экспериментальное Описательное (дескриптивное) Применяется, когда знаний об объекте достаточно для выдвижения гипотез. Цель – систематическое качественно-количест-венное описание объекта. Предполагает строгость в эмпирической интерпретации понятий и регистрации данных.

7

Слайд 7: 1.1. Классификация социологических исследований

15.02.2019 7 1.1. Классификация социологических исследований По форме исследования Статические Монографическое Точечное Панельное Трендовое Динамические По методам сбора данных Наблюдение Анализ документов Опрос Традиционный (классический) Контент-анализ Когортное

8

Слайд 8: 1.2. Общие вопросы организационно-методическая работа по подготовке и проведению социологического исследования

15.02.2019 8 1.2. Общие вопросы организационно-методическая работа по подготовке и проведению социологического исследования Порядок проведения Социологическое иссследование - это инструмент социологического изучения соци- альных явлений в их конкретном состоянии с помощью методов, позволяющих про- изводить конечные и начальные сборы, измерения, обобщения, анализ социологичес- кой информации 1. Разработка программы исследования Теоретический раздел Процедурно-методический раздел Организационный раздел 2. Сбор первичных данных 3. Математическая обработка данных 4. Анализ результатов исследования 5. Подготовка и оформление отчета 6. Разработка рекомендаций и технологий

9

Слайд 9: Содержание программы исследования

15.02.2019 9 Содержание программы исследования 1. Теоретико-методологическая часть программы 1.1. Формулировка проблемы, определения объекта и предмета исследования. 1.2. Определение цели и постановка задач исследования. 1.3. Уточнение, интерпретация и операционали- зация основных понятий. 1.4. Предварительный системный анализ объекта исследования. 1.5. Развертывание рабочих гипотез. 2. Процедурно-методический раздел программы 2.1. Принципиальный (стратегический) план исследования. 2.2. Обоснование системы выборки единиц наблюдения. 2.3. Определение необходимого инструментария (анкет, опросных листов, бланков интервью и т.п.) 2.4. Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных. 3. Организационный раздел программы 3.1. Формирование рабочей группы. 3.2. Разработка программы исследования. 3.3. Разработка инструментария. 3.4. Расчет выборки. 3.5. Проведение пилотажных исследований. 3.6. Размножение инструментов. 3.7. Инструктаж участников полевого исследования. 3.8. Организация полевого исследования. 3.9. Контроль качества заполненных документов. 3.10. Подготовка инструментов к обработке. 3.11. Обработка инструментария. 3.12. Анализ результатов. 3.13. Подготовка отчета. 3.14. Оформление архива исследования.

10

Слайд 10: Формулировка проблемы, определения объекта и предмета исследования

15.02.2019 10 Формулировка проблемы, определения объекта и предмета исследования 1. Формулировка проблемы означает систематизацию знаний относительно данного фрагмента социальной реальности и по возможности более точное определение того, что именно неизвестно и установление чего могло бы существенно обогатить представления об изучаемом фрагменте. Источники научных проблем: а) противоречия реальной действительности; б) «белые пятна познания» (неизученность тех или иных социальных явлений, событий); в) «конфликт интерпретаций», когда социальные факты описываются и объясняются существенно по-разному, при чем каждая из научных позиций недостаточно убедительна. 2. Формулировка проблемы влечет за собой выбор объекта и предмета исследования. Объектом может быть все то, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию. Предметом исследования выступают наиболее.значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Предмет исследования - это те параметры объекта, в которых наиболее рельефно проявляются социальные противоречия. В исследовании новосибирскими социологами жизненных планов выпускников средней школы проблема заключалась в декларируемом обществом равенстве прав представителей различных социальных групп и неравенстве возможностей их реализации; объектом исследования выступали выпускники средней школы в период ее окончания, решающие вопрос о своем социально-профессиональном самоопределении; предметом исследования являлись жизненные планы выпускников относительно поступления в вуз или трудоустройства и мера реализации этих планов в год окончания школы.

11

Слайд 11: Определение цели и постановка задач исследования

15.02.2019 11 Определение цели и постановка задач исследования Социологическое исследование направлено на решение проблем, которые сознательно формулируются в виде целей, определяющих для чего оно проводится и что надо получить в результате, а также задач реализации поставленных целей. Четкой постановкой целей и задач исследования достигается: 1) Одновременная (осознанное или неосознанное) формулировка и гипотез о возможных решениях поставленной проблемы, чем обеспечивается ориентация дальнейшего хода исследования, 2) Определение объема работы, временных и финансовых затрат, материально-технических ресурсов, методического обеспечения для получения ожидаемого результата. 3) Регулирование взаимоотношений заказчика и исполнителя, обеспечивающее нормативную сторону программы как официального документа и определяющее форму представления результатов исследования. Правила постановки задач: 1. Исследовательские задачи формулируются как конкретные установки, определяющие необходимую поэтапность решений поставленной проблемы. Это позволяет: а) контролировать и согласовывать друг с другом результаты, полученные на различных этапах исследования; б) не отвлекаться от главного и не упускать из виду второстепенное. 2. Каждому виду исследовательских задач (эмпирические, теоретические, логические) соответствует определенный состав познавательных действий, средств и методов социологического познания. 3. Не допускать перемешивания целей и задач, основных и неосновных задач.

12

Слайд 12: Развертывание рабочих гипотез

15.02.2019 12 Развертывание рабочих гипотез Гипотеза является формой предположения или допущения, в котором содержащееся знание носит вероятностный характер, но пригодный для рассуждения о непонятном, неясном, ставшим предметом исследования. Гипотеза – предварительный «проект» решения поставленной проблемы, истинность которого предстоит проверить. 1. Это вероятностное знание. 2. Это достаточно обоснованное знание (но не истинное). 3. Это знание предполагает разрешение противоречия, лежавшего в основе проблемы. 4. Это знание содержит качественно новые моменты, по сравнению с имеющимися. 5. Это принципиально проверяемое знание, с указанием на способ проверки. Классификация гипотез: По задачам исследования: - основные - неосновные По содержанию: а) описательные (о существенных свойствах объекта): - структурные - функциональные б) объяснительные (предложения о значении факторов). в) гипотезы - следствия

13

Слайд 13: Генеральная и выборочная совокупность

15.02.2019 13 Генеральная и выборочная совокупность Генеральная совокупность – весь объект, на который распространяется выводы исследования, круг людей, характеризуемых заданным социальным, признаком. Выборочная совокупность – отобранное по строго заданному правилу число элементов генеральной совокупности, подлежащее непосредственному исследованию. Репрезентативность выборки – это соответствие ее основных характеристик характеристикам генеральной совокупности. Основные методы выборки 1. Метод механической выборки, когда из общего списка генеральной совокупности через равные промежутки отбирается необходимое число респондентов (например, каждый 10-й) 2. Метод серийной выборки. При этом генеральная совокупность разбивается на однородные части и из каждой пропорционально отбираются единицы анализа (например, по 20% родителей из каждой группы детского сада, если все родители представляют генеральную совокупность). 3. Метод гнездовой выборки. В качестве единиц отбора выступают не отдельные респонденты, а группы (подразделения с последующим сплошным опросом в них). Данная выборка будет представительна, если состав групп схож. 4. Метод основного массива – опрос 60-70% генеральной совокупности. 5. Метод квотной выборки. Наиболее сложный метод, требующий определения не менее четырех признаков, по которым проводится отбор респондентов. Применяется обычно при большой генеральной совокупности.

14

Слайд 14: Уточнение и интерпретация основных понятий

15.02.2019 14 Уточнение и интерпретация основных понятий Механизм интерпретации Теоретическая интерпретация Эмпирическая интерпретация Операционализация Создание «образа» данного понятия, выявление его «зримых» проявлений в реальной действительности а) соотнесение специфи-ческих понятий с определен-ной теоретической системой; б) достижение однозначно-сти в понимании содержания категориального понятийного аппарата данного исследова-ния; в) достижение точности употребления терминов, однозначно фиксирующих определенные понятия. Выбор эмпирических показателей каждой из выделенных характери- стик, т.е. переход к опера- циональным уточнениям: какими конкретно метода-ми и техническими прие-мами следует фиксировать выделенные свойства В ходе ЭИП происходит конкре-тизация теоретического понятия в различных аспектах проявле-ния описываемого процесса по схеме ПОНЯТИЕ - ПОКАЗАТЕЛЬ - ИНДИКАТОР Построение так называемых индексов их составных показателей, формируемых путем определенной комбина-ции частных показателей, которые были выделены в предыдущей операции Кроме структурной интерпре-тации понятий, описывающих предмет исследования, необходимо провести их факторную интерпретацию, т.е. определить систему его связей с внешними объектами и внутренними субъективны-ми факторами.

15

Слайд 15: Пример интерпретации понятий

15.02.2019 15 Пример интерпретации понятий ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ» № п.п. 1. 2. 3. 4. 5. Показатели Отношение к труду Отношение к собственности Отношение к производству Отношения между работниками Отношение к управлению Переменные Развитие субъективных побудителей и практических усилий, направленных на самореализацию в труде. Субъективное восприятие. Реальное совпадение. Субъективное восприятие как источника благ, потребления. Фактическое трудовое поведение. Состояние групповой солидарности, социально-психологического микроклимата, состязательности. Субъективное восприятие служебно-деловых отношений, стиля управления. Индикаторы Мотивы, установки, стереотипы, удовлетворен-ность, инициативность, качество работы, дисци-плинированность, зарабо-ток. Мое, наше, чужое. Понимание, оценки, установки, события Общение сопереживание, симпатии, общие ценностные ориентации, интересы, типы поведения. Одобрение, безразличие, осуждение. Принятие, непринятие. Оценки.

16

Слайд 16: 1.3. Анкета как главный инструмент социологического исследования

15.02.2019 16 1.3. Анкета как главный инструмент социологического исследования Анкета (в социологии) - размноженный на машинке или типографским способом документ (опросный лист), содержащий определенным образом упорядоченную совокупность вопросов, адресованных респондентам. Во-первых, анкета обращена к десяткам, сотням и тысячам людей. Поэтому она выступает инструментом для сбора первичной информации, которая затем подвергается статистической обработке. Во-вторых, опрашиваемый обязан самостоятельно заполнить ее по определенным правилам, указанным в инструкции. Если же вопросы читают вслух анкета и сам же заполняет документ, то это уже не анкета, а бланк интервью. В-третьих, расположение вопросов определяется исследователем, они чередуются на первый взгляд бессистемно и содержат тривиальную информацию, которую респондент может только подтвердить или опровергнуть. Первый принцип: программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты – опросный лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого. Второй принцип – учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемых. Третий принцип – при расположении вопросов идти от частного к общему, а не наоборот. Четвертый принцип – смысловые блоки опросного листа должны быть примерно одинакового объема. Пятый принцип – распределение вопросов по степени их трудности. Анкета должна начинаться с относительно простых вопросов, далее следуют более сложные (событийные) затем – еще сложнее (мотивационные), потом – спад (снова событийные, фактологические) и в конце – наиболее сложные вопросы (один -два), посте чего – завершающая «паспортичка». Существенные признаки анкеты Основные принципы построения анкеты.

17

Слайд 17: Содержание анкеты

15.02.2019 17 Содержание анкеты 1. Введение знакомит опрашиваемого с содержанием анкеты, дает всю необходимую информацию о цели исследования и правилах ее заполнения. Цели опроса объясняют популярно, но не пространно. После обращения кратко описывается то, что хочет получить исследователь от респондента: «Просим Вас принять участие в исследовании социальных проблем труда и производства. Нам важно знать, что Вы думаете о... Нас интересует также... Ваши суждения позволят лучше изучить...». Необходимо указать название организации, проводящей опрос. Во введении обязательно указывают на анонимность опроса и правила заполнения. В зарубежной практике принято приводить примеры вопросов со сложной техникой заполнения и объяснять правила работы с ними. 2. Информационная часть состоит из содержательных вопросов (закрытых и открытых, вопросов-фильтров, вопросов-«меню» и т.д.), которые дают социологу необходимую информацию об объекте исследования. Вопросы следует располагать с нарастанием степени трудности. 3. Классификационная часть содержит социально-демографические и профессионально-квалификационные сведения о респондентах. Иначе ее называют «паспортичкой». 4. Заключительная часть - здесь выражается благодарность отвечающему за участие в исследовании. Части 1 и 4 представляют собой вспомогательный аппарат анкеты, а части 2 и 3 - основной, базисный.

18

Слайд 18

15.02.2019 18 Порядок следования вопросов а анкете 1) Сначала респондента спрашивают о том, знает ли он о таком-то мероприятии. 2) Затем – о его мнении по поводу данного мероприятия. 3) Третий вопрос (дихотомический по своей форме) призван уточнить общую направленность мнения: «Если брать в целом, Вы одобряете или осуждаете; согласны или не согласны и т. д.»? 4) Выяснив оценку (положительную или отрицательную), социолог в четвертом вопросе уточняет основание такой оценки, причины подобного мнения: «Если Вы не согласны с тем, что..., не могли бы Вы пояснить свою мысль»? или «Если Вы одобряете..., то почему»? 5) Наконец, последний вопрос определяет интенсивность мнения: «В какой степени Вы уверены в своем суждении»? А далее следует шкала интенсивности мнения: «Совершенно уверен – не уверен – трудно сказать». Подобный «пятивопросник» в качестве модели построения любого содержательного блока вопросов в анкете очень распространен в зарубежных опросах, но редко применяется у нас. Такой прием отвечает требованиям и логики, и практики исследования. Почему же для выяснения одной проблемы потребовалось задавать пять вопросов? Специалисты считают, что одновременный охват несколькими показателями одного явления снижает вероятность ошибки. В более общем виде данное утверждение гласит: для повышения вероятности одного вывода необходимо провести более одного исследования. Блок вопросов может быть построен по принципу «воронки», когда последовательность вопросов ведет к получению все более глубокой и конкретной информации о явлении. В этом случае беседа развивается от общих вопросов к частным. Блок из пяти вопросов построен по этому принципу. Другой вариант построения блока вопросов – «батарея», когда вопросы касаются разных и равнозначных друг другу аспектов изучаемого явления, например, охватывают 5-6 характеристик образа жизни.

19

Слайд 19: 1.4. Сбор и обработка первичной социологической информации Шкалы измерений

15.02.2019 19 1.4. Сбор и обработка первичной социологической информации Шкалы измерений Измерение (квантификация) – это процедура приписывания количественной определенности изучаемым качественным признакам. Измерительные процедуры: тестирование, рейтинг, экспертные оценки, ранжирование популярности, опросы. Шкала – измерительная часть инструмента, оценивающая эмпирические индикаторы (внешние признаки измеряемых социальных свойств), расположенные в определенной последовательности по позициям. Характеристики индикаторов в инструментарии выступают в качестве ответов на вопросы. Шкала является способом упорядочения изучаемых социальных характеристик, описывающих изучаемые явления в качественно-количественной определенности. Формы шкал: вербальная – словесное выражение числовая – позиция в баллах графическая – Примечание: Индикатором такого социального свойства как «образование», является «уровень образования», а его характеристики: – неполное среднее Вербальная позиция шкалы измерений - среднее общее - среднее специальное - незаконченное высшее - высшее - ученая степень

20

Слайд 20

15.02.2019 20 С целью разработки шкалы устанавливается континуум – протяженность изучаемого социального свойства, т.е. определяют крайнее состояние: Числа выражают позиции в баллах полностью удовлетворен – начало (максимум) отсчета частично удовлетворен затрудняюсь ответить частично не удовлетворен полностью не удовлетворен – конец (минимум) отсчета. Числа, полученные в результате применения шкал (установок и оценок), в одних случаях могут служить непосредственной оценкой измеряемого качества, а в других – основой для дальнейшей математической обработки (факторный, корреляционный и др. анализ). Требования к шкале: 1. Валидность – обоснованность, т.е. измерение того свойства, которое надо измерять. 2. Полнота – учет всех значений индикатора. 3. Чувствительность – степень дифференцированности, то есть число позиций (чем больше, тем чувствительнее). Типы шкал: 1. Номинальная (неупорядоченная). 2. Порядковая (ранговая). 3. Интервальная (метрическая)

21

Слайд 21: 1. Номинальная (неупорядоченная) – это шкала наименований, состоящая из перечня качественных объективных характеристик (пол, национальность, род занятий, образование и т.п.) или мотивов, установок, мнений и т. п

15.02.2019 21 1. Номинальная (неупорядоченная) – это шкала наименований, состоящая из перечня качественных объективных характеристик (пол, национальность, род занятий, образование и т.п.) или мотивов, установок, мнений и т. п. Возраст 180 — до 20 лет 181 — 20-24 года … 187— 50-54 года 188 — 55-59 лет 189 — 60 лет и старше Каков уровень дохода на одного члена Вашей семьи? 190 — менее 350 руб. 191 — 351-450 руб. 192 — 451-550 руб. 193 — 551-650 руб. Трудовой стаж на предприятии, где Вы в настоящее время работаете: 468 — менее 1 года … 472 — 11-15 лет 473 — 16 и более лет

22

Слайд 22

15.02.2019 22 2. Порядковая (ранговая) – это шкала упорядочивания проявлений изучаемых свойств в строгом порядке (от наиболее значимого к наименее или наоборот). Проранжированные относительно друг друга признаки выражают отношение респондента к чему-либо: 1 позиция предпочтительнее, чем вторая; 2 – чем 3 и т. д. без присвоения баллов Общий вид порядковой шкалы: - максимально положительный ответ - положительный ответ - нейтральный ответ - отрицательный ответ - максимально отрицательный ответ 3. Интервальная (метрическая) – это шкала разностей (интервалов) между упорядоченными проявлениями изучаемого социального свойства присвоения этим делениям баллов или числовых значений. Общий вид интервальной шкалы: балл: 1 — максимально положительный ответ – 5 2 — положительный ответ – 4 3 — нейтральный ответ – 3 4 — отрицательный ответ – 2 5 — максимально отрицательный ответ – 1 С — среднеарифметическая величина Р — общее количество ответивших Р 1-5 — количество оценивших баллом

23

Слайд 23: 2. Социометрия как социальная технология исследования взаимоотношений в малых группах

15.02.2019 23 2. Социометрия как социальная технология исследования взаимоотношений в малых группах При проведении социологических исследованиях в малых группах большой интерес представляет их групповая динамика, которая всегда реализуется в конкретных условиях совместной деятельности людей. Важное место в исследовании групповой динамики занимает анализ межличностных отношений, формирования групповых норм, ценностей, вариантов сотрудничества и взаимной ответственности, которые влияют на эффективность деятельности группы. Этот параметр больше всего интересует менеджеров, ориентированных на развитие и процветание компании. Одним из самых распространенных, доступных, наглядных и легких в практическом применении методов анализа межличностных отношений в группе является социометрия. Социометрия (от лат. societas – общество и греч. metreo – измеряю) – прикладная микросоциология, отрасль социальной психологии и социологии, изучающая структуру и функционирование малых групп, взаимоотношения людей в группах. Социометрические методы позволяют описать положение человека в группе так, как это представляется ему самому, сопоставить и сравнить взгляды всех участников группы.

24

Слайд 24: 2.1. История создания и теоретические основы социометрии

15.02.2019 24 2.1. История создания и теоретические основы социометрии Морено первым дал теоретическое и идеологическое обоснование социометрии как метода познания и измерения социальных явлений: во-первых, социометрия есть общая теория социальных групп; во-вторых, социометрия означает всякое измерение всех социальных отношений; в-третьих, социометрией называется математическое изучение социально-психологических свойств населения, экспериментальная техника и результаты, полученные при применении количественного и качественного метода. Объектом социометрической теории являются реально существующие малые социальные группы, имеющие достаточный опыт совместной групповой жизни. Предметная область социометрии – эмоциональные и коммуникативные отношения людей в группах (симпатии, неприязнь, безразличие). Создание и развитие социометрической методики связано с именем известного в социологии и практической психологии ученого Якоба (Джейкоба) Леви Морено

25

Слайд 25

15.02.2019 25 Основные положения теории Морено: социальный атом общества – это не отдельный индивид, а их сосуществование; закон социальной гравитации: сплочённость группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу; социологический закон: высшие формы коллективной организации развиваются из простых форм; социодинамический закон: внутри некоторых групп человеческие привязанности распространяются неравномерно. Социометрическая процедура имеет целью: а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; б) выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

26

Слайд 26: 2.2. Содержание метода социометрии

15.02.2019 26 2.2. Содержание метода социометрии Социометрия – метод сочетания опросной методики и алгоритмов специальной обработки первичных измерений, который сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов. Основные этапы проведения социометрического исследования 6-й этап. Обработка и интерпретация результатов 5-й этап. Непосредственное проведение социометрии 4-й этап. Разработка социометрической карточки или социометрической анкеты 3-й этап. Выбор типа процедуры социометрического исследования 2-й этап. Разработка социометрических критериев 1-й этап. Определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования Подготовительная фаза Аналити- ческая фаза

27

Слайд 27: 2.3. Подготовительная фаза социометрического исследования

15.02.2019 27 2.3. Подготовительная фаза социометрического исследования 1-й этап. Определение целей и задач, объекта и предмета исследования. ► Определение целей и задач, гипотез исследования. Во-первых, определяется цель исследования и выдвигаются 4-5 задач, решение которых позволяет реализовать эту цель. Во-вторых, выдвигаются 1-3 гипотезы по определению деловых и 1-3 гипотезы по определению личных отношений. Например, в группе не определились реальные лидеры, которым можно поручить решение организационных задач (Д); в группе имеются локальные минигруппы, не имеющие контактов с другими студентами (Л). ►Выбор объекта и предметов исследования. Объект исследования: как правило, это – класс школьников, учебная группа студентов, отдел фирмы, производственная бригада и т.п. Предметом исследования может быть: а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; б) выявление «социометрических позиций (статусов)», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

28

Слайд 28

15.02.2019 28 Социометрические критерии формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе. Типы критериев: 2-й этап исследования. Разработка социометрических критериев Формальные/неформальные: формальные критерии направлены на изучение взаимоотношений в ведущем виде деятельности группы; неформальные – изучают неформальные отношения. Коммуникативные/ гностические: коммуникативные направлены на выявление взаимоотношений в группе (например, «Кого бы Вы выбрали для...» ); гностические – выясняют степень осознания человеком своих взаимоотно- шений с членами группы (типа «Кто, по Вашему мнению, выбрал бы Вас...» ). Двойные/одинарные: двойные – изучают отношения партнёрства (например, «С кем бы Вы не согласились пойти в поход?» ); одинарные – изучают взаимоотношения лидерства и подчинения («Кого бы Вы выбрали старостой в группе?» ). Положительные/отрицательные: по характеру ответов критерии могут предполагать положительные выборы (типа «Кого бы Вы выбрали для...?» ) или отрицательные – («Кого бы Вы отвергли при..?» ).

29

Слайд 29: 2-й этап исследования. Разработка социометрических критериев

15.02.2019 29 2-й этап исследования. Разработка социометрических критериев Основные требования к формулировкам социометрических критериев: Ограниченное количество (2-4). Критерии должны быть сформулированы как можно более конкретно, лучше на основе реальной ситуации. Критерии должны быть логически связаны между собой. Критерии должны вызывать интерес у большинства респондентов, иметь значимость для них; Смысл критериев должен быть понятен испытуемым: все ситуации выборов должны описываться максимально конкретно и точно (так, содержание критерия «С кем бы Вы хотели вместе работать?» нуждается в непременном уточнении (где? когда? в каком качестве? при каких условиях? и т.д.). Иначе различия в понимании словосочетания «вместе работать» превратят вопрос в тот, который обозначает для различных респондентов совершение разные отношения). Смысл вопросов должен быть предельно очевиден для всех членов группы, что требует от составителя учета возрастных, интеллектуальных и иных особенностей респондентов. 7. Формулировки не должны содержать в себе неоправданных ограничений выборов членов группы по интеллектуальным, половым, физиологическим и другим признакам.

30

Слайд 30: 3-й этап. Выбор типа процедуры социометрического исследования

15.02.2019 30 3-й этап. Выбор типа процедуры социометрического исследования Социометрия может проводится в двух вариантах: непараметрическом и параметрическом А. Непараметрическая процедура При использовании непараметрической процедуры проведения испытуемым предлагается ответить на вопросы без ограничения количества выборов, т.е. всех, кроме самого себя. Таким образом, по любому из предложенных критериев может быть выбрано ( N − 1) человек – основная константа социометрии, где N – количество человек в группе. Для непараметрической процедуры константа одинакова, как для человека, делающего выбор, так и для человека, выбор получающего. Достоинства непараметрической процедуры Недостатки непараметрической процедуры - позволяет выявить эмоциональную экспансивность каждого члена группы; - при использовании данного типа процедуры проведения делается срез всего многообразия связей в групповой структуре. - при ручной обработке результатов социометрии измерения возможны только в небольших группах (до 12 человек); - существует большая вероятность получения случайного выбора из-за аморфной системы отношений выбирающего человека с окружающими или же из-за ложных ответов, с целью продемонстрировать нормальную лояльность к окружающим и к экспериментатору.

31

Слайд 31: 3-й этап. Выбор типа процедуры социометрического исследования

15.02.2019 31 3-й этап. Выбор типа процедуры социометрического исследования А. Непараметрическая процедура Суть процедуры состоит в ограничении количества выборов каждого их участников (обычно, для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов). Величина ограничения – d – называется социометрическое ограничение или лимит выборов. Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс: d = PA * ( N – 1) где Р A – вероятность случайного события социометрического выбора, обычно выбирается в пределах [0,2-0,3]; N – число членов группы. Достоинства параметрической процедуры Недостатки непараметрической процедуры - повышает надёжность полученных данных; - облегчает статистическую обработку; - позволяет стандартизировать условия выбора в группах различной численности; - как следствие, появляется возможность сравнивать взаимоотношения в разных группах. - не раскрывает всего многообразия взаимоотношений в группе; - социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.

32

Слайд 32: 4-й этап. Разработка социометрической карточки или социометрической анкеты

15.02.2019 32 4-й этап. Разработка социометрической карточки или социометрической анкеты При проведении социометрии, возможны два варианта: I вариант – Социометрическое исследование является частью общего анкетирования. В таком случае социометрические критерии могут быть включены в общую систему отдельным разделом. Однако, при этом необходимо учитывать, что испытуемые в обязательном порядке должны подписывать свою анкету, а при выборе людей писать их фамилии. II вариант – Социометрия применяется самостоятельно. Тогда порядок составления карточки может быть таким: готовятся списки членов группы; каждый человек в группе идёт в списке под определённым номером – этот номер становится его шифром. Затем готовится и сама карточка. Она должна содержать следующие элементы: заголовок; инструкцию – количество необходимых выборов и способ заполнения графы выборов; подписание карточки (разборчиво). В ней каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т.д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

33

Слайд 33

15.02.2019 33 Бланк для проведения социометрического опроса Ф.И.О. __________________________________________________ Возраст _________ Общий стаж работы (лет) ________ Пол Ж, М Социометрическая карточка № Тип Критерии Выборы В 1-ю очер. Во 2-ю очер. В 3-ю очер. 1 Учеба Кого из студентов Вы хотели бы выбрать старостой своей группы? Кого бы Вы не хотели выбрать старостой группы? 2 Учеба С кем из Ваших коллег Вам легко строить деловые отношения и работать вместе? С кем Вам сложнее работать вместе? 3 Досуг Кого из группы Вы хотели бы пригласить домой на встречу Нового года? Кого из группы Вы не пригласили бы к себе домой на встречу Нового года? 4 Досуг С кем из членов Вашей группы Вы согласились бы жить в одной квартире? С кем из членов Вашей группы Вы не согласились бы жить в одной квартире?

34

Слайд 34: 2.4. Аналитическая фаза социометрического исследования 5-й этап. Непосредственно проведение социометрии

15.02.2019 34 2.4. Аналитическая фаза социометрического исследования 5-й этап. Непосредственно проведение социометрии 1) Инструкция В лучшем варианте исследователь дает устную инструкцию, а затем раздает социометрические карточки, на которых есть краткая письменная инструкция, оставлено место для фамилии, сформулированы все вопросы и под каждым оставлено место для ответов. В таком случае респонденты видят перед собой инструкцию постоянно, и это уменьшает число уточняющих вопросов. 2) Выдача бланка социометрического опроса Примеры вопросов для изучения деловых отношений 1. а) Кого из своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)? б) Кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям? Примеры вопросов для изученным личных отношений 2. а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации? б) С кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться? 3) Проведение опроса Процедура социометрического опроса обычно занимает 10-12 минут. При этом респондентов размещают так, чтобы они могли работать самостоятельно, не советуясь друг с другом. Разговоры не допускаются. Необходимо, чтобы участники опроса на всем его протяжении имели возможность видеть и группу, и список фамилий ее членов с шифрами.

35

Слайд 35: 6-й этап. Непосредственно обработка и интерпретация результатов

15.02.2019 35 6-й этап. Непосредственно обработка и интерпретация результатов После того, как карточки заполнены и собраны, начинается их обработка. Обычно она имеет три фазы: табличную, графическую, индексологическую. Первая фаза обработки данных содержит составление социоматрицы – таблицы, с помощью которой обобщаются результаты опроса. В том случае, если социометрические критерии относились к совершенно различным областям взаимоотношений в группе (например, «работа», «учеба», «отдых»), делается две или более социоматрицы. Вторая фаза обработки данных содержит построение социограммы. Социограмма являет собой карту социометрических выборов, создаваемую на основе социоматрицы посредством использования соответствующих символических обозначений для наглядного выражения различных связей и отношений. В качестве графического языка (символических знаков) в социограмме обычно используются геометрические фигуры (окружности, треугольники, квадраты и пр.) и линии (сплошные и пунктирные; различной толщины, направленности и цветности). Третья фаза обработки данных заключается в определении социометрических индексов и интерпретации результатов. Различают персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые социометрические индексы (Г.С.И.). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения.

36

Слайд 36: Социометрическая матрица

15.02.2019 36 Социометрическая матрица Первая фаза обработки данных содержит составление социоматрицы – таблицы, с помощью которой обобщаются результаты опроса. В том случае, если социометрические критерии относились к совершенно различным областям взаимоотношений в группе (например, «работа», «учеба», «отдых»), делается две или более социоматрицы. Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям. По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали – только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 – тех, кого респондент не избирает в первую, вторую и третью очередь. Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую – +2 (-2), в третью – +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.

37

Слайд 37

15.02.2019 37 № Фамилия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ВС ОС 1 Иванов +1 +2 +3 -1 3 1 2 Петров +1 +3 +2 3 0 3 Сидоров -1 +1 +2 +3 3 1 4 Данилова +2 +1 +3 3 0 5 Александрова +2 +1 +3 -3 -2 3 2 6 Адаменко 0 0 7 Петренко +1 +3 2 0 8 Козаченко +1 +3 +2 3 0 9 Яковлева +2 +1 +3 -1 3 1 10 Шумская +2 +1 +3 -1 3 1 ВП 4 6 2 5 6 0 1 1 1 0 ОП 1 0 0 0 0 0 1 0 1 3 R + 5 9 4 13 12 0 3 3 3 0 52 R - 1 0 0 0 0 0 3 0 1 4 5 К бал. 4 9 4 13 12 0 0 3 2 0 ВВ 2 3 0 2 3 0 0 1 0 1 ВО 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 Социометрическая матрица (пример)

38

Слайд 38: Социометрическая матрица (Условные обозначения)

15.02.2019 38 Социометрическая матрица (Условные обозначения) 1) + положительный выбор; - отрицательный выбор (отклонение). 2) ВС – количество выборов, сделанных данным человеком; ОС – количество отклонений, сделанных данным человеком; ВП – сумма выборов, полученных данным человеком; ОП – сумма отклонений, полученных данным человеком; R + – сумма баллов положительных выборов; R - – сумма баллов отрицательных выборов (отклонений); Кбал. – количество набранных баллов = R + - R - ВВ – количество взаимных выборов Rij +; ВО – количество взаимных отклонений Rij -. Кбал. сред. – среднее количество баллов группы Кбал. сред. = ( ∑ R + - ∑ R -) / N, = (52 – 5) / 10 = 4,7 где N – число членов группы ∑ R + – сумма положительных баллов группы ∑ R - – сумма отрицательных баллов группы..

39

Слайд 39: Социометрическая матрица (анализ)

15.02.2019 39 Социометрическая матрица (анализ) Мерилом положения человека в системе личных отношений при первичном анализе социоматрицы является его «социометрический статус», определяемый количеством набранных баллов. Люди, которые получают наибольшее количество баллов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». Обычно к группе «звезд» по числу полученных баллов относят тех, кто получает больше среднего количества баллов (если, по условиям опыта каждый член группы делал 3 выбора). Если человек получает среднее число баллов, его относят к категории «предпочитаемых». Если он получает меньше среднего числа баллов (1-2), то – к категории «пренебрегаемых». Если он не получил ни одного выбора, то – к категории «изолированных». Если он получил только отклонения – то к категории «отвергаемых». Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма – карта социометрических выборов (социометрическая карта).

40

Слайд 40: Построение социограммы

15.02.2019 40 Построение социограммы В общем виде социограмма как метод, прием и способ обработки и представления результатов социометрического опроса, являет собой карту социометрических выборов, создаваемую на основе социоматрицы посредством использования соответствующих символических обозначений для концентрированного наглядного выражения различных связей и отношений. В качестве графического языка (символических знаков) в социограмме обычно используются геометрические фигуры (окружности, треугольники, квадраты и пр.) и линии (сплошные и пунктирные; различной толщины, направленности и цветности). Отображение динамических глубинных установок и эмоциональных взаимоотношений людей осуществляется посредством изображения: Характер связей Графическое изображение - объектов связей (i-членов) – выбираемых - субъектов связей (j-членов) – выбирающих - объект-субъектного совмещения поведения (ij-членов) – совмещения ролей - положительного выбора - отрицательного выбора - взаимной положительной связи - взаимной отрицательной связи

41

Слайд 41: Виды социограмм

15.02.2019 41 Виды социограмм 1) социограммы произвольного вида, иллюстрирующие комбинации установок, отношений и связей с наиболее удобным или оптимальным изображением членов группы (в соответствии с результатами выборов); 2) социограммы круговые (на которых все участники группы изображаются симметрично на одной окружности, а связи между ними отображаются внутри данной окружности); 3) социограммы концентрические, «мишеневые» (на которых символы всех членов группы располагаются на вписанных друг в друга концентрических окружностях таким образом, чтобы в центре их оказались те, кто обладает более высоким положительным статусом, т.е. «звезды»); 4) социограммы локограммного (лат. locus – место) вида (на которых расположение символов людей отражает их реальное местоположение в той или иной ситуации); 5) аутосоциограммы (на которых опрашиваемые, в соответствии с полученными инструкциями, отображают свои представления о собственном статусе, отношении к людям и их отношении к ним), и др. Наглядно представленная в социограмме структура взаимоотношений людей позволяет осуществить их качественно-количественное описание и выработать адекватные социодиагностические оценки и рекомендации. Чаще всего используются круговые и концентрические («мишеневые») социограммы. Анализ социограммы заключается в  отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.

42

Слайд 42

15.02.2019 42 1 9 7 6 4 3 5 8 10 1 1 10 8 2 3 9 4 5 6 7 10 Положительный выбор Отрицательный выбор Взаимная положительная связь Круговая социограмма Социограмма - мишень 1 9 7 6 4 3 5 8 10 1 1 10 8 2 3 9 4 5 6 7 10 Положительный выбор Отрицательный выбор Взаимная отрицательная связь 2 Социограмма круговая и социограмма-мишень

43

Слайд 43: Определение социометрических индексов и интерпретация результатов

15.02.2019 43 Определение социометрических индексов и интерпретация результатов Различают персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые социометрические индексы (Г.С.И.). П.С.И. характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Г.С.И.). дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе и описывают свойства групповых структур общения. Основными П.С.И. являются: - индекс социометрического статуса i-члена; индекс эмоциональной экспансивности j-члена, который чаще всего определяется, когда число выборов не ограничено. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i – выбираемый, j – он же выбирающий, ij – совмещение ролей (взаимные выборы). Из Г.С.И. наиболее важными являются: - индекс социометрической когерентности группы, - индекс психологической взаимности (сплоченности группы), - индекс референтности.

44

Слайд 44: Социометрический статус

15.02.2019 44 Социометрический статус Социометрический статус – это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом – индексом социометрического статуса. Индекс социометрического статуса i-члена группы отражает отношение члена группы к каждому ее представителю и определяется по формуле: Сj = Сумма выборов от i=1 до N (Ri+ + Ri-) / (N-1), где Cj – социометрический статус i-члена, Ri+ и Ri- – полученные i-членом выборы, + – знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-членом, N- число членов группы. Элементы социометрической структуры – это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т.д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко – либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы. Возможен также расчет С-положительного и С-отрицательного статуса в группах малой численности (N).

45

Слайд 45: Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы

15.02.2019 45 Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле: Ej = сумма выборов от j=1 до N (Rj+ + R j-) / (N-1), где Ej – эмоциональная экспансивность j-члена, Rj+ и R j- – сделанные членом выборы (+, -). + – знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N- число членов группы. Индекс эмоциональной экспансивности обычно определяют, если число выборов не ограничено. С социально-психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении и определяет, насколько пристрастно человек относится к окружающим его членам группы, сколь активен он в своих выборах.

46

Слайд 46

15.02.2019 46 Индекс психологической взаимности в группе (сплоченности группы) высчитывается по формуле: Gg =  Rij /  Rmax, где Gg – взаимность в группе по результатам положительных выборов,  R ij – общая сумма взаимных выборов, сделанных членами группы,  R ijmax – максимально возможное число взаимных выборов, которое вычисляется по формуле:  Rmax = N ( N – 1) / 2, где N – число членов в изучаемой группе. Индекс социометрической когерентности группы – характеризует меру связанности группы по выделенному критерию, наличие взаимных контактов, но без учета их знака, (их направленности) и высчитывается по формуле: К = ∑( R + + R -) / N*(N-1), Где ∑( R + + R -) – количество выборов без учета знака (арифметическая сумма выборов), N – число членов группы. Индекс социометрической когерентности группы Индекс психологической взаимности в группе

47

Слайд 47

15.02.2019 47 Индекс референтности группы измеряет уровень психологической взаимозависимости членов группы, основанный на наличии в группе единых, присущих всем и каждому в отдельности эталонов, ценностей и норм и измеряется по формуле: R ef = ∑ R ij+ / ∑ R +, Где ∑ R ij+ – кол-во взаимных положительных выборов, ∑ R + – кол-во положительных выборов. Структура социально-психологических отношений в группе включает структуру социально-психологических ролей:  «звезда» – макс. количество выборов;  «лидер» – высокий статус;  «укрепляющий член» – его удаление изменяет сплоченность группы; «ослабляющий» – удаление не увеличивает и не уменьшает сплоченность; подгруппа («группировка») – несколько членов с более высокой сплоченностью;  «ядро» – все члены без ослабляющих);  «сплоченность группы» (дружба, предпочтения, неприязнь, доверие). Индекс референтности группы

48

Слайд 48: Интерпретация результатов

15.02.2019 48 Интерпретация результатов Приписывая каждому показателю знак «+» (если он выше среднего по группе), или «–» (если он ниже среднего по группе), можно получить закодированный социометрический профиль индивида. Например, профиль вида «+, +, +, –, +, –» будет свидетельствовать о том, что данный индивид отвергает многих в группе, но это обстоятельство не влияет на его популярность. Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько коэффициент удовлетворенности (Куд) своим положением в группе: Куд =число взаимных выборов / число выборов, сделанных данным человеком Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд = 0/3 = 0. Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у одного и того же человека – эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. Интерпретацию данных социометрии проводят, анализируя полученные в ходе обработки данных: социоматрицу, социограммы, социометрические индексы. Всесторонний анализ статуса индивида в группе также можно получить при помощи шести индексов, оценивающих количество: 1.     сделанных выборов; 2.     полученных выборов; 3.     взаимных выборов; 4.     полученных отклонений; 5.     сделанных отклонений; 6.     взаимных отклонений.

49

Слайд 49: Интерпретация результатов (продолжение)

15.02.2019 49 Интерпретация результатов (продолжение) В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных» членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства («звезды» + «предпочитаемые») = («пренебрегаемые» + «изолированные» + «отверженные»). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом. Важным диагностическим показателем считается «индекс изоляции» – процент людей, лишенных выборов в группе.

50

Последний слайд презентации: 15.02.2019 1 Филиал Санкт-Петербургского государственного: Заключение

15.02.2019 50 Заключение Превращение отечественной социологии в одно из ведущих направлений современной научной мысли и деятельности обусловливает резкое возрастание требований к социологическому образованию и профессиональной подготовке социологов. Усиление практической стороны обучения в отработке профессиональных приемов, навыков и умений социологического исследования ориентирует на необходимость сопровождения изучения прикладной социологии демонстрацией образцов процедурно-методического инструментария, наглядными представлениями технологии в рамках логической структуры реализации социологического исследовательского проекта. В настоящее время активно используется психологами, социологами, педагогами, конфликтологами, социальными работниками социометрия. Несомненное достоинство данного метода в том, что внутригрупповые отношения получают конкретное выражение в виде таблиц, схем, графиков, числовых величин. Однако все эти сведения не являются исчерпывающей характеристикой группы, так как представляют собой лишь описание сложившихся межличностных предпочтений, отношений симпатии и антипатии. Кроме того, из всего многообразия неформальных отношений в группе выявляются только те, которые отражены в формулировках предлагаемых вопросов. И наконец, социометрия не позволяет установить мотивы выбора или отвержения одних членов группы другими. Поэтому она обычно используется в комплексе с другими методиками изучения малой группы.

Похожие презентации

Ничего не найдено