Презентация на тему: 1.2.1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. КНЯЗЬЯ И ДРУЖИНА

1.2.1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. КНЯЗЬЯ И ДРУЖИНА. ВЕЧЕВЫЕ ПОРЯДКИ. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА (ЗНАНИЯ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ)
ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ (ГРУППИРОВКИ)
ТЕОРИИ О ПРОИСХОЖДЕНИИ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА
РЮРИК (862 – 879 ГГ.)
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ПРИЗВАНИИ ВАРЯГОВ
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ПРИЗВАНИИ ВАРЯГОВ
ПРИЗВАНИЕ ВАРЯГОВ
ПРИЗВАНИЕ ВАРЯГОВ
ПОЛЮДЬЕ
ПЕРСИДСКИЙ ИСТОРИК ГАРДИЗИ О ПОЛЮДЬЕ
Первое упоминание полюдья в русских летописях, а также подробное описание полюдья византийским императором Константином Багрянородным в его трактате «Об
«СОБИРАЮТ ДАНЬ» (Н. К. РЕРИХ, 1908)
«КНЯЗЬ ИГОРЬ СОБИРАЕТ ДАНЬ С ДРЕВЛЯН В 945 ГОДУ («ПОЛЮДЬЕ») (К. В. ЛЕБЕДЕВ)
ПОЛЮДЬЕ ПОСЛЕ УБИЙСТВА ИГОРЯ
ОКОНЧАНИЕ ПОЛЮДЬЯ
ВЕЧЕ
ПОЛНОМОЧИЯ ВЕЧЕ
УЧАСТНИКИ ВЕЧЕ
ОКОНЧАНИЕ ДЕЙСТВИЯ ВЕЧЕ И ЕГО ПЕРЕЖИТКИ В НОВОЕ ВРЕМЯ
АНАЛОГИ ВЕЧЕ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ
«ВЕЧЕ В НОВГОРОДЕ» (К. В. ЛЕБЕДЕВ, 1880-Е ГГ.)
«НОВГОРОДСКОЕ ВЕЧЕ» (А. П. РЯБУШКИН, КОНЕЦ XIX В.)
«ПСКОВСКОЕ ВЕЧЕ» (В. М. ВАСНЕЦОВ, 1909)
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ (КНЯЗЬ, ДРУЖИНА, ВЕЧЕ)
ВЛАСТЬ КИЕВСКОГО КНЯЗЯ (ДРУЖИНА, УДЕЛЬНЫЕ КНЯЗЬЯ, МЕСТНАЯ ДРУЖИНА)
ОЛЕГ ВЕЩИЙ (МУДРЫЙ, ВЕДАЮЩИЙ, ЗНАЮЩИЙ) (879 – 912 ГГ.)
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ПОХОДЕ ОЛЕГА НА КИЕВ
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» ОБ УЧРЕЖДЕНИИ СТОЛИЦЫ В КИЕВЕ
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» ОБ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН ПОД ВЛАСТЬЮ КИЕВА
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ПОХОДЕ ОЛЕГА НА КОНСТАНТИНОПОЛЬ
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ПОХОДЕ ОЛЕГА НА КОНСТАНТИНОПОЛЬ
«ОЛЕГ ПРИБИВАЕТ ЩИТ СВОЙ К ВРАТАМ ЦАРЬГРАДА» (Ф. А. БРУНИ, 1839)
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О СМЕРТИ ОЛЕГА
«ВСТРЕЧА ОЛЕГА С КУДЕСНИКОМ» (В.М. ВАСНЕЦОВ, 1899)
«ПРОЩАНИЕ ВЕЩЕГО ОЛЕГА С КОНЕМ» (В. М. ВАСНЕЦОВ, 1899)
«ОЛЕГ У КОСТЕЙ КОНЯ» (В. М. ВАСНЕЦОВ, 1899)
«ТРИЗНА НА МОГИЛЕ ВЕЩЕГО ОЛЕГА» (В. М. ВАСНЕЦОВ, 1899)
ОЛЕГОВ КУРГАН (СТАРАЯ ЛАДОГА)
ОЛЕГОВ КУРГАН (СТАРАЯ ЛАДОГА)
ИГОРЬ (912 – 945 ГГ.)
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ПОХОДЕ ИГОРЯ НА ВИЗАНТИЮ
ПОХОД ИГОРЯ (ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИЗ РАДЗИВИЛЛОВСКОЙ ЛЕТОПИСИ)
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О СМЕРТИ ИГОРЯ
ИГОРЬ БЕРЕТ ДАНЬ У ДРЕВЛЯН (ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИЗ РАДЗИВИЛОВСКОЙ ЛЕТОПИСИ)
«КАЗНЬ КНЯЗЯ ИГОРЯ» (Ф. А. БРУНИ, 1839)
«КНЯГИНЯ ОЛЬГА ВСТРЕЧАЕТ ТЕЛО КНЯЗЯ ИГОРЯ» (В. СУРИКОВ, 1915)
ОЛЬГА (945 – 964 ГГ.)
«КНЯГИНЯ ОЛЬГА» (В. М. ВАСНЕЦОВ)
«СВЯТАЯ ОЛЬГА» (Н. К. РЕРИХ, 1915)
«СВЯТАЯ КНЯГИНЯ ОЛЬГА» (М. В. НЕСТЕРОВ, 1892)
«СВЯТАЯ ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ОЛЬГА» (Н. А. БРУНИ)
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ
КРЕЩЕНИЕ ОЛЬГИ (В КРЕЩЕНИИ – ЕЛЕНА)
ЗОДЧЕСТВО
СВЯТОСЛАВ (964 – 972 ГГ.)
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» СООБЩАЕТ О ЕГО САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ПРАВЛЕНИИ С 964 Г.
ПОХОДЫ СВЯТОСЛАВА (КАРТА)
«КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ» (В. КИРЕЕВ, 2011)
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ПОХОДЕ СВЯТОСЛАВА НА ХАЗАР
ФОТО РУИН САРКЕЛА (БЕЛОЙ ВЕЖИ) 1951 Г.
АРАБСКИЙ УЧЕНЫЙ X ВЕКА ИБН-ХАУКАЛЬ СООБЩАЕТ:
ВОЙНА С БОЛГАРИЕЙ (968 – 969 ГГ.)
969 Г. В КИЕВЕ
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» (969 Г.) О СЛОВАХ СВЯТОСЛАВА:
ПОБЕДЫ В БОЛГАРИИ 969 Г.
ВОЙНА С ВИЗАНТИЕЙ (970 – 971 ГГ.)
«СВЯТОСЛАВ НА ПУТИ К ЦАРЬ-ГРАДУ» (Е. Е. ЛАНСЕРЕ, НАЧАЛО XX В.)
ОСНОВНЫЕ БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ
РЕЗУЛЬТАТЫ ВОЙНЫ С ВИЗАНТИЕЙ
ОПИСАНИЕ ВИЗАНТИЙСКОГО ИСТОРИКА ЛЬВА ДИАКОНА ВНЕШНОСТИ СВЯТОСЛАВА ВО ВРЕМЯ ЕГО ВСТРЕЧИ С ИОАННОМ ЦИМИСХИЕМ:
«ВСТРЕЧА СВЯТОСЛАВА С ВИЗАНТИЙСКИМ ИМПЕРАТОРОМ ЦИМИСХИЕМ НА БЕРЕГУ ДУНАЯ» (К. В. ЛЕБЕДЕВ, 1880-Е ГГ.)
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» (972 Г. ) О ГИБЕЛИ СВЯТОСЛАВА:
ЛЕВ ДИАКОН О ГИБЕЛИ СВЯТОСЛАВА:
ПОСЛЕДНИЙ БОЙ СВЯТОСЛАВА В ДНЕПРОВСКИХ ПЛАВЯНЯХ
ПАМЯТНАЯ ДОСКА В МЕСТЕ ГИБЕЛИ СВЯТОСЛАВА
ЯРОПОЛК (973 – 980 ГГ.)
ВЛАДИМИР СВЯТОЙ (980 – 1015 ГГ.)
НИКОНОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВЛАДИМИРА:
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» ( 977 Г.) О ГИБЕЛИ ОЛЕГА ВО ВРЕМЯ ОСАДЫ ОВРУЧА:
НАЧАЛО ВОЙНЫ ВЛАДИМИРА И ЯРОПОЛКА
«ВЛАДИМИР И РОГНЕДА» (А. П. ЛОСЕНКО, 1770)
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» (980 Г.) О ГИБЕЛИ ЯРОПОЛКА ОТ РУК ВАРЯГОВ ВЛАДИМИРА:
РЕФОРМА ЯЗЫЧЕСКОГО КУЛЬТА
ЛЕВ ДИАКОН О РУССКИХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯХ ВО ВРЕМЯ ОСАДЫ ДОРОСТОЛАВИЗАНТИЙЦАМИ:
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» ОБ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ВЛАДИМИРА ДО КРЕЩЕНИЯ:
ЛЕГЕНДА О ВЫБОРЕ ВЕР
КОНФЛИКТ С ВИЗАНТИЕЙ
СИРИЙСКИЙ ИСТОРИК XI В. ЯХЬЯ АНТИОХИЙСКИЙ О ПОМОЩИ РУССКИХ ВИЗАНТИЙЦАМ ПЕРЕДАЕТ СЛЕДУЮЩЕЕ:
ЗАХВАТ КРЫМА И ДОГОВОР С ВИЗАНТИЕЙ
РУИНЫ ХЕРСОНЕСА И СОБОР СВЯТОГО ВЛАДИМИРА
«КРЕЩЕНИЕ ВЛАДИМИРА» (В. М. ВАСНЕЦОВ)
«ВЛАДИМИР ВЕЛИКИЙ» (П. К. КЛОДТ, КИЕВ, 1853)
«ВЛАДИМИР ВЕЛИКИЙ» (П. К. КЛОДТ, КИЕВ, 1853)
«ВЛАДИМИР ВЕЛИКИЙ» (П. К. КЛОДТ, КИЕВ, 1853)
«КРЕЩЕНИЕ РУСИ» (В. Г. ПЕРОВ, XIX В.)
«КРЕЩЕНИЕ КИЕВЛЯН» (К. В. ЛЕБЕДЕВ)
КИЕВСКАЯ РУСЬ ДО И ПОСЛЕ КРЕЩЕНИЯ
ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ КРЕЩЕНИЯ РУСИ
ПОСЛЕДСТВИЯ КРЕЩЕНИЯ РУСИ (СХЕМА)
ВОССТАНИЯ
«КНЯЗЬ ГЛЕБ И НОВГОРОДСКИЙ ВОЛХВ» (С. И. ИВАНОВ)
«КНЯЗЬ ГЛЕБ СВЯТОСЛАВОВИЧ УБИВАЕТ ВОЛХВА НА НОВГОРОДСКОМ ВЕЧЕ (КНЯЖИЙ СУД)» (А. П. РЯБУШКИН, 1898)
КНЯЗЬ И ВОЛХВ (ЛЕТОПИСНАЯ МИНИАТЮРА)
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВЛАДИМИРА СВЯТОГО
ЗОЛОТАЯ И СЕРЕБРЯННАЯ МОНЕТА
ЧЕКАНКА ЗОЛОТОЙ МОНЕТЫ – ЗЛАТНИКА (ЭРМИТАЖ)
ЧЕКАНКА СЕРЕБРЯННОЙ МОНЕТЫ – СРЕБРЕННИКА (ОДЕССКИЙ НУМИЗМАТИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ)
ПРОРИСОВКА СРЕБРЕННИКА ВЛАДИМИРА СВЯТОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ОРГАНИЗАЦИЯ ГОРОДОВ
1/110
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 18)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (6385 Кб)
1

Первый слайд презентации: 1.2.1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. КНЯЗЬЯ И ДРУЖИНА. ВЕЧЕВЫЕ ПОРЯДКИ. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА (ЗНАНИЯ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ)

КОД РАЗДЕЛА, ТЕМЫ 1 ДРЕВНОСТЬ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ 1.2 Русь в IX – начале XII в.

Изображение слайда
2

Слайд 2: ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ (ГРУППИРОВКИ)

ПЛЕМЯ (ЯЗЫК, РОДСТВО) СОЮЗ ПЛЕМЕН (РЕГИОН) СУПЕР (СВЕРХ) СОЮЗ ПЛЕМЕН (ЧАСТЬ КОНТИНЕНТА – ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ)

Изображение слайда
3

Слайд 3: ТЕОРИИ О ПРОИСХОЖДЕНИИ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Изображение слайда
4

Слайд 4: РЮРИК (862 – 879 ГГ.)

ПЕРВЫЙ РУССКИЙ КНЯЗЬ ОБЪЕДИНИЛ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЕ ПЛЕМЕНА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН И ФИННО-УГРОВ В ЕДИНОЕ ГОСУДАРСТВО СО СТОЛИЦЕЙ В ЛАДОГЕ ПЕРЕНЕС СТОЛИЦУ В НОВГОРОД ОТЕЦ ИГОРЯ ИСТОЧНИК – «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

Изображение слайда
5

Слайд 5: ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ПРИЗВАНИИ ВАРЯГОВ

В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене.

Изображение слайда
6

Слайд 6: ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ПРИЗВАНИИ ВАРЯГОВ

Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: "Чей это городок?". Те же ответили: "Были три брата" Кий" Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам". Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.

Изображение слайда
7

Слайд 7: ПРИЗВАНИЕ ВАРЯГОВ

Изображение слайда
8

Слайд 8: ПРИЗВАНИЕ ВАРЯГОВ

Изображение слайда
9

Слайд 9: ПОЛЮДЬЕ

СПОСОБ СБОРА ДАНИ С ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИХ ПЛЕМЕН В IX – XII ВВ. НЕНОРМИРОВАННЫЙ ХАРАКТЕР

Изображение слайда
10

Слайд 10: ПЕРСИДСКИЙ ИСТОРИК ГАРДИЗИ О ПОЛЮДЬЕ

«Всегда 100—200 из них ( русов ) ходят к славянам и насильно берут у них на своё содержание, пока там находятся»

Изображение слайда
11

Слайд 11: Первое упоминание полюдья в русских летописях, а также подробное описание полюдья византийским императором Константином Багрянородным в его трактате «Об управлении империей», относятся к середине  X века

«Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь, их князья выходят со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно — в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда растает лёд на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию».

Изображение слайда
12

Слайд 12: СОБИРАЮТ ДАНЬ» (Н. К. РЕРИХ, 1908)

Изображение слайда
13

Слайд 13: КНЯЗЬ ИГОРЬ СОБИРАЕТ ДАНЬ С ДРЕВЛЯН В 945 ГОДУ («ПОЛЮДЬЕ») (К. В. ЛЕБЕДЕВ)

Изображение слайда
14

Слайд 14: ПОЛЮДЬЕ ПОСЛЕ УБИЙСТВА ИГОРЯ

После подавления древлянского восстания княгиня Ольга проводит налоговую реформу, главными пунктами которой были нормализация сбора дани (уроки), который осуществлялся уже не в племенных центрах, а в специальных опорных пунктах - погостах. Впоследствии дань концентрировалась у княжеских наместников в крупных городах и переправлялась в Киев (как происходило с 2/3 новгородских даней в 1014 году при киевском князе Владимире Святославиче и его сыне и новгородском наместнике Ярославе ).

Изображение слайда
15

Слайд 15: ОКОНЧАНИЕ ПОЛЮДЬЯ

Одно из последних упоминаний полюдья относится к 1190 году к правлению во Владимиро-Суздальском княжестве Всеволода Большое Гнездо.

Изображение слайда
16

Слайд 16: ВЕЧЕ

СОВЕТ, НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ городской, рода-племенной и/или союзнической общины в древней и средневековой  Руси. Форма народовластия и самоуправления во всех народах славянского происхождения. до христианизации и образования феодальной государственной власти раннефеодального общества.

Изображение слайда
17

Слайд 17: ПОЛНОМОЧИЯ ВЕЧЕ

Вече собирали — для избрания воевод и князя на управление городом или краем (союзно-племенной государственности), а также обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни, историческая форма прямой демократии на территории славянских государств дохристианского периода.

Изображение слайда
18

Слайд 18: УЧАСТНИКИ ВЕЧЕ

« М ужи» — главы всех общин, — старейшин и старшин сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от авторитета или социального статуса.

Изображение слайда
19

Слайд 19: ОКОНЧАНИЕ ДЕЙСТВИЯ ВЕЧЕ И ЕГО ПЕРЕЖИТКИ В НОВОЕ ВРЕМЯ

Новгородское вече просуществовало более шести веков, дольше веч в других русских землях — до 1478 года. Традиции народной демократии сохранились в северном регионе в Новгороде и Пскове до  разгрома Иваном Грозным в 1569 году, когда были убиты городские старейшины, а вечевой колокол Новгорода лишён «языка». В Украине традиция вольностей вече сохранялась в форме Козацкой Рады Запорожской Сечи и западной модели самоуправления —  Магдебургского права. Эти вольности были ликвидированы Екатериной II с ликвидацией гетьманщины и последней сечи переселением Дунайской Сечи на земли кубанщины и ставропольщины «для порядка».

Изображение слайда
20

Слайд 20: АНАЛОГИ ВЕЧЕ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ

Функции веча некоторые историки сопоставляют со скандинавским тингом и англосаксонским витенагемотом.

Изображение слайда
21

Слайд 21: ВЕЧЕ В НОВГОРОДЕ» (К. В. ЛЕБЕДЕВ, 1880-Е ГГ.)

Изображение слайда
22

Слайд 22: НОВГОРОДСКОЕ ВЕЧЕ» (А. П. РЯБУШКИН, КОНЕЦ XIX В.)

Изображение слайда
23

Слайд 23: ПСКОВСКОЕ ВЕЧЕ» (В. М. ВАСНЕЦОВ, 1909)

Изображение слайда
24

Слайд 24: ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ (КНЯЗЬ, ДРУЖИНА, ВЕЧЕ)

Изображение слайда
25

Слайд 25: ВЛАСТЬ КИЕВСКОГО КНЯЗЯ (ДРУЖИНА, УДЕЛЬНЫЕ КНЯЗЬЯ, МЕСТНАЯ ДРУЖИНА)

Изображение слайда
26

Слайд 26: ОЛЕГ ВЕЩИЙ (МУДРЫЙ, ВЕДАЮЩИЙ, ЗНАЮЩИЙ) (879 – 912 ГГ.)

РЕГЕНТ ПРИ МАЛОЛЕТНЕМ ИГОРЕ, СЫНЕ РЮРИКА РОДСТВЕННИК ИЛИ СПОДВИЖНИК РЮРИКА НОВАЯ СТОЛИЦА В КИЕВЕ (882 Г.) ПОХОДЫ НА КОНСТАНТИНОПОЛЬ (ЦАРЬГРАД) (907 И 911 Г.) В ВИЗАНТИИ: ДАНЬ ВЫГОДНЫЙ ДОГОВОР О ТОРГОВЛЕ ЛЕГЕНДА О СМЕРТИ ОТ КОНЯ ИСТОЧНИК – «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

Изображение слайда
27

Слайд 27: ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ПОХОДЕ ОЛЕГА НА КИЕВ

В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру : "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика».

Изображение слайда
28

Слайд 28: ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» ОБ УЧРЕЖДЕНИИ СТОЛИЦЫ В КИЕВЕ

И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: "Да будет это мать городам русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава.

Изображение слайда
29

Слайд 29: ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» ОБ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН ПОД ВЛАСТЬЮ КИЕВА

В год 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице. В год 6392 (884). Пошел Олег на северян, и победил северян, и возложил на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: "Я враг их" и вам (им платить) незачем". В год 6393 (885). Послал (Олег) к радимичам, спрашивая: "Кому даете дань?". Они же ответили: "Хазарам". И сказал им Олег: "Не давайте хазарам, но платите мне". И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали. И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал.

Изображение слайда
30

Слайд 30: ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ПОХОДЕ ОЛЕГА НА КОНСТАНТИНОПОЛЬ

В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки "Великая Скифь ". И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги. И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: "Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь". И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали: "Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом". И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей.

Изображение слайда
31

Слайд 31: ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ПОХОДЕ ОЛЕГА НА КОНСТАНТИНОПОЛЬ

И согласились на это греки, и стали греки просить мира, чтобы не воевал Греческой земли. Олег же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром и послал к ним в столицу Карла, Фарлафа, Вермуда, Рулава и Стемида со словами: "Платите мне дань". И сказали греки: "Что хочешь, дадим тебе". И приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, а затем дать дань для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов: ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу. "Когда приходят русские, пусть берут содержание для послов, сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут месячное на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды. И пусть устраивают им баню - сколько захотят. Когда же русские отправятся домой, пусть берут у царя на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно". И обязались греки, и сказали цари и все бояре: "Если русские явятся не для торговли, то пусть не берут месячное; пусть запретит русский князь указом своим приходящим сюда русским творить бесчинства в селах и в стране нашей. Приходящие сюда русские пусть живут у церкви святого Мамонта, и пришлют к ним от нашего царства, и перепишут имена их, тогда возьмут полагающееся им месячное, - сперва те, кто пришли из Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля, и из других городов. И пусть входят в город только через одни ворота в сопровождении царского мужа, без оружия, по 50 человек, и торгуют, сколько им нужно, не уплачивая никаких сборов". Цари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир. И сказал Олег: "Сшейте для руси паруса из паволок, а славянам копринные ", - и было так. И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда. И подняла русь паруса из паволок, а славяне копринные, и разодрал их ветер; и сказали славяне: "Возьмем свои толстины, не даны славянам паруса из паволок ". И вернулся Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными.

Изображение слайда
32

Слайд 32: ОЛЕГ ПРИБИВАЕТ ЩИТ СВОЙ К ВРАТАМ ЦАРЬГРАДА» (Ф. А. БРУНИ, 1839)

Изображение слайда
33

Слайд 33: ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О СМЕРТИ ОЛЕГА

И призвал он старейшину конюхов и сказал: "Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?". Тот же ответил: "Умер". Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: "Неверно говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив". И приказал оседлать себе коня: "Да увижу кости его". И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: "От этого ли черепа смерть мне принять?". И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица ; есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три.

Изображение слайда
34

Слайд 34: ВСТРЕЧА ОЛЕГА С КУДЕСНИКОМ» (В.М. ВАСНЕЦОВ, 1899)

Изображение слайда
35

Слайд 35: ПРОЩАНИЕ ВЕЩЕГО ОЛЕГА С КОНЕМ» (В. М. ВАСНЕЦОВ, 1899)

Изображение слайда
36

Слайд 36: ОЛЕГ У КОСТЕЙ КОНЯ» (В. М. ВАСНЕЦОВ, 1899)

Изображение слайда
37

Слайд 37: ТРИЗНА НА МОГИЛЕ ВЕЩЕГО ОЛЕГА» (В. М. ВАСНЕЦОВ, 1899)

Изображение слайда
38

Слайд 38: ОЛЕГОВ КУРГАН (СТАРАЯ ЛАДОГА)

Изображение слайда
39

Слайд 39: ОЛЕГОВ КУРГАН (СТАРАЯ ЛАДОГА)

Изображение слайда
40

Слайд 40: ИГОРЬ (912 – 945 ГГ.)

СЫН РЮРИКА ПОХОДЫ НА ВИЗАНТИЮ (941 - 944 ГГ.) СМЕРТЬ У ДРЕВЛЯН (945 Г.) ЖЕНАТ НА ОЛЬГЕ РОДИЛСЯ ИХ СЫН СВЯТОСЛАВ (942 Г.) ИСТОЧНИК – «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

Изображение слайда
41

Слайд 41: ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ПОХОДЕ ИГОРЯ НА ВИЗАНТИЮ

В год 6449 (941). Пошел Игорь на греков. И послали болгары весть царю, что идут русские на Царьград: 10 тысяч кораблей. И пришли, и подплыли, и стали воевать страну Вифинскую, и попленили землю по Понтийскому морю до Ираклии и до Пафлагонской земли, и всю страну Никомидийскую попленили, и Суд весь пожгли. А кого захватили - одних распинали, в других же, перед собой их ставя, стреляли, хватали, связывали назад руки и вбивали железные гвозди в головы. Много же и святых церквей предали огню, монастыри и села пожгли и по обоим берегам Суда захватили немало богатств. Когда же пришли с востока воины - Панфир-деместик с сорока тысячами, Фока-патриций с македонянами, Федор- стратилат с фракийцами, с ними же и сановные бояре, то окружили русь. Русские же, посовещавшись, вышли против греков с оружием, и в жестоком сражении едва одолели греки. Русские же к вечеру возвратились к дружине своей и ночью, сев в ладьи, отплыли. Феофан же встретил их в ладьях с огнем и стал трубами пускать огонь на ладьи русских. И было видно страшное чудо. Русские же, увидев пламя, бросились в воду морскую, стремясь спастись, и так оставшиеся возвратились домой. И, придя в землю свою, поведали - каждый своим - о происшедшем и о ладейном огне.

Изображение слайда
42

Слайд 42: ПОХОД ИГОРЯ (ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИЗ РАДЗИВИЛЛОВСКОЙ ЛЕТОПИСИ)

Изображение слайда
43

Слайд 43: ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О СМЕРТИ ИГОРЯ

В год 6453 (945). В тот год сказала дружина Игорю: "Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам". И послушал их Игорь - пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел он назад, - поразмыслив, сказал своей дружине: "Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще". И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит". И послали к нему, говоря: "Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань". И не послушал их Игорь; и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени.

Изображение слайда
44

Слайд 44: ИГОРЬ БЕРЕТ ДАНЬ У ДРЕВЛЯН (ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИЗ РАДЗИВИЛОВСКОЙ ЛЕТОПИСИ)

Изображение слайда
45

Слайд 45: КАЗНЬ КНЯЗЯ ИГОРЯ» (Ф. А. БРУНИ, 1839)

Изображение слайда
46

Слайд 46: КНЯГИНЯ ОЛЬГА ВСТРЕЧАЕТ ТЕЛО КНЯЗЯ ИГОРЯ» (В. СУРИКОВ, 1915)

Изображение слайда
47

Слайд 47: ОЛЬГА (945 – 964 ГГ.)

ЛЕГЕНДА О МЕСТИ ДРЕВЛЯНАМ ХРИСТИАНКА МАТЬ СВЯТОСЛАВА ИГОРЕВИЧА ИСТОЧНИК – «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

Изображение слайда
48

Слайд 48: КНЯГИНЯ ОЛЬГА» (В. М. ВАСНЕЦОВ)

Изображение слайда
49

Слайд 49: СВЯТАЯ ОЛЬГА» (Н. К. РЕРИХ, 1915)

Изображение слайда
50

Слайд 50: СВЯТАЯ КНЯГИНЯ ОЛЬГА» (М. В. НЕСТЕРОВ, 1892)

Изображение слайда
51

Слайд 51: СВЯТАЯ ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ОЛЬГА» (Н. А. БРУНИ)

Изображение слайда
52

Слайд 52: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ

У становила размеры «полюдья» — податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты — «оброки» и «уставы ». Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор —  тиун.

Изображение слайда
53

Слайд 53: КРЕЩЕНИЕ ОЛЬГИ (В КРЕЩЕНИИ – ЕЛЕНА)

- «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» – в Константинополе в 955 г. лично крестили император Константин VII Багрянородный с патриархом (Феофилактом) - БОЛЬШИНСТВО ИСТОЧНИКОВ - в Константинополе осенью 957 г., и крестили её, вероятно, Роман II, сын и соправитель императора Константина VII, и патриарх   Полиевкт.

Изображение слайда
54

Слайд 54: ЗОДЧЕСТВО

Н ачало каменного градостроительства на Руси (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги ).

Изображение слайда
55

Слайд 55: СВЯТОСЛАВ (964 – 972 ГГ.)

СЫН ИГОРЯ И ОЛЬГИ КРУПНЕЙШИЙ ПОЛКОВОДЕЦ СРЕДИ ПЕРВЫХ РУССКИХ КНЯЗЕЙ РАЗГРОМ ХАЗАРИИ (965 Г.) НАЛОЖЕНИЕ ПОВТОРНОЙ ДАНИ НА ВЯТИЧЕЙ (966 Г.) ВОЙНА С БОЛГАРИЕЙ (968 – 969 ГГ.) ВОЙНА С ВИЗАНТИЕЙ (970 – 971 ГГ.) СМЕРТЬ ОТ ПЕЧЕНЕГОВ (972 Г.) ОТЕЦ ВЛАДИМИРА СВЯТОГО ИСТОЧНИКИ: «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ», ВИЗАНТИЙСКИЙ ИСТОРИК ЛЕВ ДИАКОН

Изображение слайда
56

Слайд 56: ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» СООБЩАЕТ О ЕГО САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ПРАВЛЕНИИ С 964 Г

«Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли [посланников, как правило, перед объявлением войны] со словами: „Иду на Вы!“ ».

Изображение слайда
57

Слайд 57: ПОХОДЫ СВЯТОСЛАВА (КАРТА)

Изображение слайда
58

Слайд 58: КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ» (В. КИРЕЕВ, 2011)

Изображение слайда
59

Слайд 59: ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ПОХОДЕ СВЯТОСЛАВА НА ХАЗАР

«В лето 6473 (965) пошёл Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу ему со своим князем каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и град их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов »

Изображение слайда
60

Слайд 60: ФОТО РУИН САРКЕЛА (БЕЛОЙ ВЕЖИ) 1951 Г

Изображение слайда
61

Слайд 61: АРАБСКИЙ УЧЕНЫЙ X ВЕКА ИБН-ХАУКАЛЬ СООБЩАЕТ:

«Булгар — город небольшой, нет в нём многочисленных округов, и был известен тем, что был портом для упомянутых выше государств, и опустошили его русы и пришли на Хазаран, Самандар и Итиль в году 358 (968/969) и отправились тотчас же после к стране Рум и Андалус… И ал-Хазар — сторона, и есть в ней город, называемый Самандар, и он в пространстве между ней и Баб ал- Абвабом, и были в нём многочисленные сады…, но вот пришли туда русы, и не осталось в городе том ни винограда, ни изюма ».

Изображение слайда
62

Слайд 62: ВОЙНА С БОЛГАРИЕЙ (968 – 969 ГГ.)

Причина: с помощью денег Византия хотела чужими руками избавиться от противника на и отвлечь другого. 968 г. – Святослав обосновался в Переяславце на Дунае. Возвратился из-за нападения на Киев печенегов.

Изображение слайда
63

Слайд 63: 969 Г. В КИЕВЕ

Смерть Ольги, которая была наместником. Сыновья Святослава получили княжения: ЯРОПОЛК – КИЕВ ОЛЕГ – ДРЕВЛЯНЕ ВЛАДИМИР – НОВГОРОД САМ ЖЕ СВЯТОСЛАВ УДАЛИЛСЯ В ПЕРЕЯСЛАВЕЦ

Изображение слайда
64

Слайд 64: ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» (969 Г.) О СЛОВАХ СВЯТОСЛАВА:

«Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды; из Чехии и из Венгрии серебро и кони; из Руси же меха и воск, мёд и рабы ».

Изображение слайда
65

Слайд 65: ПОБЕДЫ В БОЛГАРИИ 969 Г

ВЗЯТИЕ ДОРОСТОЛА ВЗЯТИЕ ПРЕСЛАВА ВЕЛИКОГО (СТОЛИЦЫ)

Изображение слайда
66

Слайд 66: ВОЙНА С ВИЗАНТИЕЙ (970 – 971 ГГ.)

969 г. – византийский император Никифор Фока был убит, на престоле оказался Иоанн Цимисхий 969 г. – болгарский царь Петр I отрекся в пользу сына Бориса 970 г. – Святослав в союзе с болгарами, венграми и печенегами нападает на Византию

Изображение слайда
67

Слайд 67: СВЯТОСЛАВ НА ПУТИ К ЦАРЬ-ГРАДУ» (Е. Е. ЛАНСЕРЕ, НАЧАЛО XX В.)

Изображение слайда
68

Слайд 68: ОСНОВНЫЕ БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

970 г. - Битва при Аркадиополе (120 км от Константинополя) – вопрос: кто победил 971 г. – Иоанн Цимисхий взял Преслав, попал в плен болгарский царь Борис II 971 г. – осада Доростола византийцами: после д олгих сражений мир

Изображение слайда
69

Слайд 69: РЕЗУЛЬТАТЫ ВОЙНЫ С ВИЗАНТИЕЙ

Святослав с войском должен был покинуть Болгарию, византийцы обеспечивали его воинов (22 тысячи человек) запасом хлеба на два месяца. Святослав также вступал в военный союз с Византией, восстанавливались торговые отношения. На этих условиях Святослав ушёл из Болгарии, сильно ослабленной войнами на её территории. Болгарский царь Борис II сложил с себя знаки царской власти и был возведён Иоанном Цимисхием в сан  магистра. Вся восточная Болгария была присоединена к Византии, независимость сохранили только западные области. 971 г. – Святослав возвращается.

Изображение слайда
70

Слайд 70: ОПИСАНИЕ ВИЗАНТИЙСКОГО ИСТОРИКА ЛЬВА ДИАКОНА ВНЕШНОСТИ СВЯТОСЛАВА ВО ВРЕМЯ ЕГО ВСТРЕЧИ С ИОАННОМ ЦИМИСХИЕМ:

«Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и грёб вместе с его приближёнными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с густыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос — признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он хмурым и суровым. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамлённым двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближённых только заметной чистотой ».

Изображение слайда
71

Слайд 71: ВСТРЕЧА СВЯТОСЛАВА С ВИЗАНТИЙСКИМ ИМПЕРАТОРОМ ЦИМИСХИЕМ НА БЕРЕГУ ДУНАЯ» (К. В. ЛЕБЕДЕВ, 1880-Е ГГ.)

Изображение слайда
72

Слайд 72: ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» (972 Г. ) О ГИБЕЛИ СВЯТОСЛАВА:

« Когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него. Свенельд же пришёл в Киев к Ярополку ».

Изображение слайда
73

Слайд 73: ЛЕВ ДИАКОН О ГИБЕЛИ СВЯТОСЛАВА:

« Сфендослав оставил Дористол, вернул согласно договору пленных и отплыл с оставшимися соратниками, направив свой путь на родину. По пути им устроили засаду пацинаки  — многочисленное кочевое племя, которое пожирает вшей, возит с собою жилища и большую часть жизни проводит в повозках. Они перебили почти всех [ росов ], убили вместе с прочими Сфендослава, так что лишь немногие из огромного войска росов вернулись невредимыми в родные места ».

Изображение слайда
74

Слайд 74: ПОСЛЕДНИЙ БОЙ СВЯТОСЛАВА В ДНЕПРОВСКИХ ПЛАВЯНЯХ

Изображение слайда
75

Слайд 75: ПАМЯТНАЯ ДОСКА В МЕСТЕ ГИБЕЛИ СВЯТОСЛАВА

Изображение слайда
76

Слайд 76: ЯРОПОЛК (973 – 980 ГГ.)

УСОБИЦА ИЗ-ЗА ССОРЫ ИСТОЧНИК - «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

Изображение слайда
77

Слайд 77: ВЛАДИМИР СВЯТОЙ (980 – 1015 ГГ.)

СЫН СВЯТОСЛАВА ОТ КЛЮЧНИЦЫ МАЛУШИ ПРИШЕЛ К ВЛАСТИ ПОСЛЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ: ОЛЕГ ПОГИБ В БОРЬБЕ С ЯРОПОЛКОМ, А ЯРОПОЛК БЫЛ УБИТ ВАРЯГОМ ПО ПРИКАЗУ ВЛАДИМИРА РЕЛИГИОЗНАЯ РЕФОРМА: ВЕРХОВНЫЙ БОГ – ПЕРУН (ГРОМОВЕРЖЕЦ) ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА – КРЕЩЕНИЕ РУСИ ОБОРОНА РУСИ ЧЕКАНКА ЗОЛОТОЙ МОНЕТЫ - ЗЛАТНИКА ИСТОЧНИКИ: «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ», НИКОНОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

Изображение слайда
78

Слайд 78: НИКОНОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВЛАДИМИРА:

« Володимиръ бо бе отъ Малки, ключници Олжины ; Малка же бе сестра Добрыне, — и бе Добрыня дядя Володимиру ; и бе рожение Володимеру въ Будутине веси, тамо бо въ гневе отслала ея Олга, село бо бяше ея тамо, и умираючи даде его святей Богородици ».

Изображение слайда
79

Слайд 79: ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» ( 977 Г.) О ГИБЕЛИ ОЛЕГА ВО ВРЕМЯ ОСАДЫ ОВРУЧА:

Пошел Ярополк на брата своего Олега в Деревскую землю. И вышел против него Олег, и исполчились обе стороны. И в начавшейся битве победил Ярополк Олега. Олег же со своими воинами побежал в город, называемый Овруч, а через ров к городским воротам был перекинут мост, и люди, теснясь на нем, сталкивали друг друга вниз. И столкнули Олега с моста в ров. Много людей падало, и кони давили людей, Ярополк, войдя в город Олегов, захватил власть и послал искать своего брата, и искали его, но не нашли. И сказал один древлянин: "Видел я, как вчера спихнули его с моста". И послал Ярополк найти брата, и вытаскивали трупы изо рва с утра и до полдня, и нашли Олега под трупами; вынесли его и положили на ковре.

Изображение слайда
80

Слайд 80: НАЧАЛО ВОЙНЫ ВЛАДИМИРА И ЯРОПОЛКА

Владимир в Скандинавии набрал с Добрыней войско и в 980 году вернулся в Новгород, выгнав посадника  Ярополка. Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью правителя города князя Рогволода, причем по совету своего дяди Добрыни Владимир сначала изнасиловал Рогнеду на глазах её родителей, а затем убил её отца и двух братьев. Княжну Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны. Именно отказ Рогнеды на сватовство Владимира и вызвал его месть: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир. Её слова «не хочу розути робичича » («не хочу разувать раба») согласно славянскому обычаю разувания супруга  сильно унизили Владимира и Добрыню, так как намекали на статус матери Владимира (сестры Добрыни). ОСАДА КИЕВА

Изображение слайда
81

Слайд 81: ВЛАДИМИР И РОГНЕДА» (А. П. ЛОСЕНКО, 1770)

Изображение слайда
82

Слайд 82: ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» (980 Г.) О ГИБЕЛИ ЯРОПОЛКА ОТ РУК ВАРЯГОВ ВЛАДИМИРА:

«И сказал Блуд Ярополку: "Пойди к брату своему и скажи ему: "Что ты мне ни дашь, то я и приму"". Ярополк пошел, а Варяжко сказал ему: "Не ходи, князь, убьют тебя; беги к печенегам и приведешь воинов", и не послушал его Ярополк. И пришел Ярополк ко Владимиру; когда же входил в двери, два варяга подняли его мечами под пазуxи. Блуд же затворил двери и не дал войти за ним своим. И так убит был Ярополк».

Изображение слайда
83

Слайд 83: РЕФОРМА ЯЗЫЧЕСКОГО КУЛЬТА

КАПИЩЕ   В КИЕВЕ с идолами шести главных богов  славянскогоязычества  (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и  Мокоши ) Человеческие жертвоприношения  богам

Изображение слайда
84

Слайд 84: ЛЕВ ДИАКОН О РУССКИХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯХ ВО ВРЕМЯ ОСАДЫ ДОРОСТОЛАВИЗАНТИЙЦАМИ:

«И вот, когда наступила ночь и засиял полный круг луны, скифы ( то есть русские — прим. ) вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили [несколько] грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра».

Изображение слайда
85

Слайд 85: ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» ОБ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ВЛАДИМИРА ДО КРЕЩЕНИЯ:

« Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны […], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».

Изображение слайда
86

Слайд 86: ЛЕГЕНДА О ВЫБОРЕ ВЕР

Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Проповедники  ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства (католицизма ). Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии.

Изображение слайда
87

Слайд 87: КОНФЛИКТ С ВИЗАНТИЕЙ

Помощь в борьбе с восставшими в Византии В обмен на это – сестра императоров Анна Обман византийцев и война

Изображение слайда
88

Слайд 88: СИРИЙСКИЙ ИСТОРИК XI В. ЯХЬЯ АНТИОХИЙСКИЙ О ПОМОЩИ РУССКИХ ВИЗАНТИЙЦАМ ПЕРЕДАЕТ СЛЕДУЮЩЕЕ:

Против византийского императора  Василия взбунтовался его военачальник Варда Фока Младший, который одержал несколько побед. «… и побудила его [императора Василия] нужда послать к царю русов  — а они его враги, — чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве и женился царь русов на сестре царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ великий […] И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов и они окрестили царя […] И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов также и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей». По Яхъе соединённые силы русов и греков разгромили войска Фоки под Хрисополем  в конце 988 года, а в апреле 989 года союзники в сражении под Абидосом  покончили с Вардой Фокой.

Изображение слайда
89

Слайд 89: ЗАХВАТ КРЫМА И ДОГОВОР С ВИЗАНТИЕЙ

988 г. -   захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жёны сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра вышла за единоверца. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну со священниками. Владимир вместе со своей дружиной прошёл обряд крещения, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев, где сразу же повелел опрокинуть языческие идолы.

Изображение слайда
90

Слайд 90: РУИНЫ ХЕРСОНЕСА И СОБОР СВЯТОГО ВЛАДИМИРА

Изображение слайда
91

Слайд 91: КРЕЩЕНИЕ ВЛАДИМИРА» (В. М. ВАСНЕЦОВ)

Изображение слайда
92

Слайд 92: ВЛАДИМИР ВЕЛИКИЙ» (П. К. КЛОДТ, КИЕВ, 1853)

Изображение слайда
93

Слайд 93: ВЛАДИМИР ВЕЛИКИЙ» (П. К. КЛОДТ, КИЕВ, 1853)

Изображение слайда
94

Слайд 94: ВЛАДИМИР ВЕЛИКИЙ» (П. К. КЛОДТ, КИЕВ, 1853)

Изображение слайда
95

Слайд 95: КРЕЩЕНИЕ РУСИ» (В. Г. ПЕРОВ, XIX В.)

Изображение слайда
96

Слайд 96: КРЕЩЕНИЕ КИЕВЛЯН» (К. В. ЛЕБЕДЕВ)

Изображение слайда
97

Слайд 97: КИЕВСКАЯ РУСЬ ДО И ПОСЛЕ КРЕЩЕНИЯ

Изображение слайда
98

Слайд 98: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ КРЕЩЕНИЯ РУСИ

Изображение слайда
99

Слайд 99: ПОСЛЕДСТВИЯ КРЕЩЕНИЯ РУСИ (СХЕМА)

Изображение слайда
100

Слайд 100: ВОССТАНИЯ

СЕВЕР ОКРАИНЫ

Изображение слайда
101

Слайд 101: КНЯЗЬ ГЛЕБ И НОВГОРОДСКИЙ ВОЛХВ» (С. И. ИВАНОВ)

Изображение слайда
102

Слайд 102: КНЯЗЬ ГЛЕБ СВЯТОСЛАВОВИЧ УБИВАЕТ ВОЛХВА НА НОВГОРОДСКОМ ВЕЧЕ (КНЯЖИЙ СУД)» (А. П. РЯБУШКИН, 1898)

Изображение слайда
103

Слайд 103: КНЯЗЬ И ВОЛХВ (ЛЕТОПИСНАЯ МИНИАТЮРА)

Изображение слайда
104

Слайд 104: ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВЛАДИМИРА СВЯТОГО

Изображение слайда
105

Слайд 105: ЗОЛОТАЯ И СЕРЕБРЯННАЯ МОНЕТА

Копирование с Византии Политические мотивы Показатель суверенитета Первая монета - златник

Изображение слайда
106

Слайд 106: ЧЕКАНКА ЗОЛОТОЙ МОНЕТЫ – ЗЛАТНИКА (ЭРМИТАЖ)

Изображение слайда
107

Слайд 107: ЧЕКАНКА СЕРЕБРЯННОЙ МОНЕТЫ – СРЕБРЕННИКА (ОДЕССКИЙ НУМИЗМАТИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ)

Изображение слайда
108

Слайд 108: ПРОРИСОВКА СРЕБРЕННИКА ВЛАДИМИРА СВЯТОГО

Изображение слайда
109

Слайд 109: ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

П ринимал при согласовании со своим советом, который состоял из его дружины (военных начальников) и старейшин, представителей разных городов. «ЦЕРКОВНЫЙ УСТАВ» - источник церковного права государственного происхождения, изначально составленный в конце X — начале XI веков. Устав впервые на Руси разграничил подведомственность дел между светскими и церковными судами, а также устанавливал уплату десятины со всех княжеских доходов в пользу церкви. ВМЕСТО СМЕРТНОЙ КАЗНИ – ВИРА (ОТКУП, ДЕНЕЖНЫЙ ШТРАФ).

Изображение слайда
110

Последний слайд презентации: 1.2.1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. КНЯЗЬЯ И ДРУЖИНА: ОРГАНИЗАЦИЯ ГОРОДОВ

Большие города были устроены по-военному, образовали каждый цельный организованный полк, называвшийся тысячей, которая подразделялась на сотни и десятки. Тысячей командовал выбиравшийся городом, а потом назначаемый князем тысяцкий, сотнями и десятками также выборные сотские и десятские.

Изображение слайда