Презентация на тему: 1

1
Тема: Исследование смысло-жизненных ориентаций женщин, обучающихся на вечернем отделении медицинского колледжа
Актуальность исследования
1
Гипотезы исследования
1
1
1
1
Характеристика выборки и ход исследования
1
1
1
1
1
1
Результаты исследования терминальных ценностей (вся выборка) (автор адаптации И.Г.Сенин):
1
1
1
Вывод по эмпирическому исследованию
Вывод по эмпирическому исследованию
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1
1
1
1/26
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 99)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1346 Кб)
1

Первый слайд презентации

1

Изображение слайда
2

Слайд 2: Тема: Исследование смысло-жизненных ориентаций женщин, обучающихся на вечернем отделении медицинского колледжа

Научный руководитель: Овчарова Раиса Викторовна, доктор психологических наук, профессор Работу выполнила: Кузнецова А.А. Группа ПС-5538, специальность 030301 «Психология» 2

Изображение слайда
3

Слайд 3: Актуальность исследования

Выявление особенностей смысложизненных ориентаций стало в последнее время актуальной темой исследований. Однако при достаточной изученности этого феномена мы пока не можем говорить о методах развития смысложизненных ориентаций и способах влияния на процесс их формирования. Проблема смысла жизни изучалась В. Франклом, и как он отмечает, с этой проблемой сталкиваются люди в разных странах по всему миру. Смысл жизни может выступать, с одной стороны, как ценность для индивида, а с другой, смысл может обуславливать выбор ценностей, которыми руководствуется индивид в своей жизни. Людьми по-разному осознаются разные аспекты смысла жизни: прошлое, настоящее, будущее. Теоретический анализ работ показывает, что смысл жизни — не просто определенная идея, цель, убеждение, но особое психическое образование, имеющее свое содержание и структуру. В связи с этим, в психологическом ракурсе исследования проблемы смысла жизни важное место занимают вопросы его структурной организации. Понятие «смысл» имеет два значения: 1) суть, главное, основное в данном предмете, явлении; 2) личностная значимость для человека этой сути, этого главного, основного. Что касается половых различий в смысло-жизненных ориентаций – они до сих пор не изучены. В связи с этим данная работа посвящена изучению смысло-жизненных ориентаций женщин. В современной психологии хорошо известно, что именно они обуславливают социальную активность личности, осмысление ею своего места в мире и в обществе, восприятие и оценку собственной жизни. 3

Изображение слайда
4

Слайд 4

Объект исследования : смысло-жизненные ориентации личности. Предмет исследования : особенности смысло-жизненных ориентаций личности женщин, обучающихся на вечернем отделении медицинского колледжа. Цель : изучение смысло-жизненных ориентаций женщин, обучающихся на вечернем отделении медицинского колледжа. База исследования: исследование проводилось в Государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Курганский базовый медицинский колледж». 4

Изображение слайда
5

Слайд 5: Гипотезы исследования

Наиболее выраженной смысло-жизненной ориентацией у женщин является локус контроля жизни. Наименее выраженной смысложизненной ориентацией жизни женщин, обучающихся на вечернем отделении медицинского колледжа является наличие в жизни целей (намерений, призвания) в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Проанализировать состояние разработки в современной психологии проблемы смысло-жизненных ориентаций личности. Выявить смысложизненные ориентации женщин, обучающихся на вечернем отделении медицинского колледжа. Задачи исследования: 5

Изображение слайда
6

Слайд 6

«Всплеск интереса к психологическим аспектам смысло-жизненной проблематики - это реакция психологической науки на экзистенциальные проблемы современного человек и общества» К. В. Карпинский Методологической основой исследования являются : принципы единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев, Б.Г.Ананьев и др.), принцип системности и системной детерминации личностного развития (С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов, и др.); субъектный подход в психологии (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, А.Г. Асмолов, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев и др.) Теоретическую основу исследования составили: концепции смысло-жизненных ориентаций А. Адлера, Б.С.Братуся, В.Франкла, Д.А. Леонтьева, В.А.Чудиноовского и др. 6

Изображение слайда
7

Слайд 7

Теоретическая значимость исследования состоит: в изучении ценностно-смысловых ориентаций женщин, обучающихся на вечернем отделении медицинского колледжа; в работе раскрывается ряд психологических особенностей развития личности женщины; Практическая значимость исследования состоит: в возможности использования результатов исследования в консультативной практике; Полученные результаты могут быть использованы для прогнозирования дальнейших тенденций в динамике личностных черт женщин. 7

Изображение слайда
8

Слайд 8

Выводы по теоретическим главам: Под смыслом жизни в психологии понимается «отражённая в сознании и переживаниях человека как субъективно предельно значимая для него и превратившаяся в главный регулятор его поведения какая-то ценность, ставшая его собственной, самой большой ценностью». Иерархия смысложизненных ориентаций человека относится к организованным целостным многоуровневым системам. В основе структуры смысла жизни лежит иерархия смыслов, соотношение "больших" и "малых" смыслов, динамика которых обусловлена социальными обстоятельствами, индивидуальными и возрастными особенностями человека. Смысл жизненной ориентации зависит от возрастных особенностей личности. В возрасте от 21 до 29 лет происходит завершение формирования основных направлений развития высших эмоций: эстетических, этических, интеллектуальных. В период от 30 до 40 лет происходит критический пересмотр своего «Я», жизненных целей, планов и ценностей. Альфред Адлер сделал вывод, что психологическое различие между полами является целиком результатом культурных установок. Эти культурные установки относительно различий между мужчиной и женщиной наиболее глубоко влияют на развитие человека в детстве. "Девочка приходит в мир со звучащими в её ушах предрассудками, предназначенными для её порабощения и искажения её веры в собственную ценность, уничтожение уверенности в себе, разрушения её надежд. Очевидные преимущества мужчин в нашем обществе создают значительные искажения в психическом развитии женщины". 8

Изображение слайда
9

Слайд 9

В ИССЛЕДОВАНИИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЖЕНЩИН, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ВЕЧЕРНЕМ ОТДЕЛЕНИИ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА использовались ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ: тест смысложизненных ориентаций (СЖО), разработанная Джеймсом Крамбо и Леонардом Махоликом, адаптированная Д.А. Леонтьевым ; Цель данной методики – изучение смысложизненных ориентаций личности, составляющих основу образа Я. Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ), адаптированная И.Г. Сениным. Изучение терминальной ценности как убеждение человека в преимуществах определенных жизненных целей по сравнению с другими целями. 9

Изображение слайда
10

Слайд 10: Характеристика выборки и ход исследования

В качестве испытуемых выступили женщины, обучающиеся на вечернем отделении Курганского базового медицинского колледжа. Всего в исследовании приняли участие 60 женщин. Возраст женщин имеет разброс от 21 до 40 лет Результаты тестов были сведены в общие таблицы по методикам, произведен расчет средних значений по каждой методике в целом. Результаты были разбиты на группы: первая группа женщин от 21 до 29 лет, вторая группа – женщины от 30 до 40 лет. Произведен расчет средних значений для каждой группы по имеющимся методикам для сравнительного анализа. 10

Изображение слайда
11

Слайд 11

Методика Признаки (шкалы) Вся выборка Ж Ст.откл смысложизненных ориентаций СЖО ОЖ 99,78 4,91 Цели жизни 19,68 6,23 Процесс жизни 19,29 5,61 Результативность 19,59 4,59 Локус контроля-Я 19,82 3,74 Локус контроля-Жизнь 21,38 4,40 Таблица 1. Стандартные отклонения в целом по выборке Результаты исследования смысло-жизненных ориентаций женщин, обучающихся на вечернем отделении медицинского колледжа. Диагностика по методике смысложизненных ориентаций (Джеймс Крамб и Леонард Махолик,   адаптированная Д.А. Леонтьевым) 11

Изображение слайда
12

Слайд 12

Результаты исследования смысло-жизненных ориентаций женщин, обучающихся на вечернем отделении медицинского колледжа. Диагностика по методике смысложизненных ориентаций (Джеймс Крамб и Леонард Махолик,   адаптированная Д.А. Леонтьевым) Рис.1. Результаты смысложизненных ориентаций по выборке в целом. 12

Изображение слайда
13

Слайд 13

Рис.2. Результаты сравнения смысложизненных (СЖО) по двум группам выборки (в возрасте от 21 до 29 лет и в возрасте от 30 до 40 лет) Сравнение смысложизненных ориентаций в период ранней и средней зрелостей 13

Изображение слайда
14

Слайд 14

Результаты диагностики смысложизненных ориентаций группы женщин в возрасте от 21 до 29 лет Рис.3. Результаты СЖО по группе выборки в возрасте от 21 до 29 лет 14

Изображение слайда
15

Слайд 15

Рис.4. Результаты СЖО по группе выборки от 30 до 40 лет Результаты диагностики смысложизненных ориентаций группы женщин в возрасте от 30 до 40 лет 15

Изображение слайда
16

Слайд 16

Результаты исследования по методике ОТеЦ (вся выборка) (автор адаптации И.Г.Сенин): Методика Признаки (шкалы) Вся выборка Ж Ст.откл ОТеЦ ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ собств престиж 5,0350877 2,878274 матер полож 5,3859649 2,312655 креативность 4,8245614 2,268754 актив соц. контакты 6,4210526 10,16638 развитие себя 4,8245614 2,791075 достижения 4,7543859 2,593128 дух удовлетв 4,8947368 2,554298 сохран собств инд 4,8771929 2,639468 ЖИЗНЕННЫЕ СФЕРЫ профес жизнь 5,3859649 3,010425 обучение и образование 5,8245614 2,571289 семейная жизнь 5,3333333 2,753785 общественная жизнь 5,9473684 3,142003 увлечения 5,9298245 3,063959 Таблица 2. Стандартные отклонения в целом по выборке 16

Изображение слайда
17

Слайд 17: Результаты исследования терминальных ценностей (вся выборка) (автор адаптации И.Г.Сенин):

Рис.5. Результаты исследования по методике ОТеЦ по выборке в целом. 17

Изображение слайда
18

Слайд 18

Сравнительный анализ терминальных ценностей двух групп женщин: в возрасте от 21 до 29 лет и в возрасте от 30 до 40 лет Рис.6. Результаты сравнения терминальных ценностей по двум группам выборки 18

Изображение слайда
19

Слайд 19

Рис.7. Результаты исследования терминальных ценностей по группе выборки от 21 до 29 лет Результаты исследования терминальных ценностей группы женщин в возрасте от 21 до 29 лет 19

Изображение слайда
20

Слайд 20

Рис.8. Результаты исследования терминальных ценностей по группе выборки от 30 до 40 лет Результаты исследования терминальных ценностей группы женщин в возрасте от 30 до 40 лет 20

Изображение слайда
21

Слайд 21: Вывод по эмпирическому исследованию

Сравнение средних значений по методике СЖО показало, что по 1.По уровню локуса контроля жизни женщины демонстрируют более высокие значения, чем по остальным шкалам. 2. Наименее значимым для них является интерес и эмоциональная насыщенность жизни. 3. В результате исследования смысло-жизненых ориентаций женщин в возрасте от 21 до 29 лет была выявлена иерархия жизненных ориентаций: «Локус контроля – Жизнь» «Локус контроля – Я» «нацеленность на результат» «ориентация на процесс» «Цель» 4.В результате исследования смысло-жизненых ориентаций женщин в возрасте от 30 до 40 лет была выявлена иерархия жизненных ориентаций «Локус контроля – Жизнь» «наличие цели в жизни» «ориентация на процесс» «нацеленность на результат» «Локус контроля – Я» 21

Изображение слайда
22

Слайд 22: Вывод по эмпирическому исследованию

5.По данным сравнения методики ОТеЦ выявились различия в каждой шкале терминальных ценностей и жизненных сфер. Шкалы «активные социальные контакты», «достижения», «духовное удовлетворение» проявилась у женщин в возрасте от 30 до 40 лет. 6. По результатам сравнения жизненных сфер получились следующее результаты: « сфера общественной жизни» для женщин от 30 до 40 лет занимает более важное место. Для женщин от 21 до 29 лет более значимы шкалы «сфера увлечений», « сфера обучения и образования». 22

Изображение слайда
23

Слайд 23: ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа была посвящена изучению смысложизненных ориентаций женщин, обучающихся на вечернем отделении Курганского базового медицинского колледжа. Смысло-жизненные ориентации являются главными конституирующими компонентами личности, обусловливающими образ жизни и различные проявления субъекта в разных сферах жизни и деятельности. Структурный характер системы смысло-жизненных ориентаций личности определяет возможность реализации функций: определяет направленность воли, внимания, интеллекта (А.Г. Здравомыслов, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, В.А. Сысенко и др.). фактор мотивации (А.Г. Здравомыслов, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Д.А. Леонтьев, Н.М. Лебедева, М. Рокич, Ш. Шварц и У. Билски, А. Маслоу, В.Г. Морогин и др.). регулятор поведения, контроля и оценки поступков и поведения человека (В.Г. Морогин, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, В.А. Бодров, Г.В. Ложкин, А.Н. Плющ и др.). показатель уровня зрелости личности, ее социализации, определяют психологическую готовность к самоопределению (Б.С. Круглов ). 23

Изображение слайда
24

Слайд 24

Исследование позволило выделить иерархию жизненных ориентаций женщин. На первом значимом месте стоит «Локус контроля – Жизнь», что говорит о том, что женщины, обучающиеся на вечернем отделении медицинского колледжа полностью контролируют свою жизнь и являются самодостаточными личностями, способными воплотить свои решения в жизнь. Средние значения имеют показатели: «Локус контроля – Я», «наличие целей в жизни» и «нацеленность на результат». Эти показатели говорят о том, что женщины имеют вполне реалистичные цели в своей жизни, нацелены на результат, но недостаточно удовлетворены тем что получили. Говоря об ориентации на процесс жизни, уместно будет отметить то, что женщины, имея цели и планы на будущее - не удовлетворены настоящим, но их уверенность подкрепляется нацеленностью на результат. 24

Изображение слайда
25

Слайд 25

Что касается поставленных мною гипотез, можно сказать следующее: В данной работе нашла подтверждение первая из двух поставленных мной гипотез – наиболее выраженным локусом контроля у женщин, обучающихся на вечернем отделении медицинского колледжа, является «Локус контроля – Жизнь». В данной работе не нашла подтверждения вторая гипотеза – наличие целей в жизни женщин занимает наименее важное место. Исследование позволило сделать вывод о том, что наличие целей в жизни женщин, обучающихся на вечернем отделении медицинского колледжа, занимает одно из значимых показателей жизненных ориентаций. 25

Изображение слайда
26

Последний слайд презентации: 1

Спасибо за внимание! 26

Изображение слайда